logo
Автобусная экскурсия в Тару

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

туризм рекреационный тара экскурсия

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что туризм на сегодняшний день представляет собой одну из наиболее интересных современных форм досуга, играющих заметную роль в расширении общих знаний и, в частности, культурной эрудиции человека. В России с каждым годом все больше людей ежегодно отправляется в путешествия, в процессе которых происходит знакомство с традициями, образом жизни, культурным наследием и актуальной культурой других народов.

При том, что современный туризм можно дифференцировать на несколько типов (спортивный, курортный, экологический, многопрофильный и др.), в наши дни все больший размах и значение получает культурный туризм, преследующий цели знакомства с культурно-историческим достоянием той или иной страны, региона. В этом отношении культурный туризм как вид развивающего досуга можно поставить в один ряд с посещением музеев, библиотек, осмотром местных достопримечательностей.

Основным условием развития культурного туризма является исторический и культурный потенциал той или иной страны или региона, уровень организации доступа к нему для всех интересующихся, а также бытовой комфорт проживания туристов. В число объектов культурного туризма входят как культурно-историческое наследие (исторические территории, архитектурные сооружения и комплексы, зоны археологических раскопок, художественные и исторические музеи, народные промыслы, праздники, бытовые обряды, выступления фольклорных коллективов), так и актуальная культура сегодняшнего дня (преимущественно художественная, но так же и образ жизни населения: кухня, костюм, особенности гостеприимства и пр.).

Путешествие, имеющее в своей основе культурный и познавательный интерес, на сегодняшний день является одним из самых распространенных видов туризма. Интересующиеся культурой, историей, достопримечательностями тех или иных регионов не должны обделить своим вниманием Омскую область, история развития которой насчитывает более 600 лет. В целом, на территории области находится множество памятников культур, почти в каждом муниципальном образовании есть свой краеведческий музей, на территории Омской области каждый год проходят различные фестивали, привлекающих зрителей и участников со всей губернии и соседних областей.

Объектом исследования является Омская область, как регион развития культурно-просветительского туризма.

Предмет настоящей дипломной работы - культурно-просветительский туризм.

Цель работы - разработка экскурсионного маршрута в г. Тара.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы культурно-познавательного туризма.

2. Проанализировать уровень развития культурно-просветительского туризма в Омской области.

3. Описать туристско-рекреационные ресурсы Омской области, влияющие на развитие туризма в регионе.

4. Разработать новый туристский продукт - экскурсию в г. Тару.

В процессе работы использовались следующие общенаучные методы: анализ материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка, литературных источников (научная, учебная, периодическая литература), синтез изученного материала, сравнение, а также метод проектирования при разработке нового экскурсионного маршрута.

Новизна исследования. Заключается в обосновании культурно-познавательного туризма как перспективного направления в туристском бизнесе; в разработке нового экскурсионного продукта.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты выполненного исследования могут быть использованы в работе туристских организаций г. Омска. Также может использоваться студентами и преподавателями специальности "социально-культурный сервис и туризм" в качестве дополнительного учебного пособия.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА

1.1 Культурно-просветительный туризм и формы его организации

Задачами индустрии туризма являются повышение культурного уровня человека, более полное удовлетворение духовных потребностей, оказание положительного влияния на его систему ценностей, знаний, общественное поведение.

Ведущую роль среди основных видов туризма занимает культурно - просветительный (культурно-познавательный) туризм. Его интенсивное развитие связано с возросшей потребностью людей в расширении знаний по различным направлениям, в повышении интеллектуального уровня. По статистическим данным доля культурно-просветительного туризма в общем объеме туризма составляет 60,1% [55, с. 41 - 44] (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1

Групповой туризм российских граждан по целям путешествий

Вид туризма

Доля туризма, %

Культурный

60,1

Деловой

13,8

Лечебно-оздоровительный

11,0

Учебный

9

Шоп-туризм

6,1

Ресурсами культурно-просветительного туризма являются материальные памятники, составляющие культурное наследие народа: произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества, а также обычаи и верования.

Ресурсы культурно-просветительного туризма, как и любого другого вида туризма, потребляются только в процессе или в результате передвижения. Во всякой местности туриста привлекает что-то непривычное, необычное, ранее не виденное и неизвестное, одним словом, черты, отличающие данную местность от всех остальных районов. Иначе говоря, туриста влечет экзотика - впервые воспринимаемые и необычные для него явления, объясняемые несходством посещаемого района с местом постоянного проживания туриста. Коэффициент полезного действия культурно-просветительного туризма соответствует коэффициенту экзотичности - доле новых и необычных для туриста впечатлений и занятий в общем бюджете его свободного времени.

С одной стороны, туристу нужно показать редкие и неповторимые памятники культуры. С другой стороны, нужно по немногим образцам познакомить его с обширными территориями, чтобы он составил объективное представление о районе, городе, крае, стране.

Анализ распространения объектов культурно-просветительного туризма на территории стран СНГ показал, что по насыщенности ими в первую очередь выделяются территории Центрального экономического района России, Прибалтики и Закавказья. Более 50% ресурсов этих регионов составляют объекты историко-культурной группы. Достаточно высокими показателями характеризуются территории Волго-Вятского и Центрально-Черноземного районов. Для Поволжья, Сибири, Дальнего Востока характерны единичные, но широко известные и популярные объекты или высокая концентрация их в отдельных местностях и городах [26, с. 5 - 6].

Культурно-просветительные туры имеют множество тематических разновидностей:

1. исторические;

2. литературные;

3. театральные;

4. этнографические;

5. фольклорные;

6. искусствоведческие (по знаменательным картинным галереям);

7. музыкальные (по знаменательным оперным театрам);

8. по местам действия известных литературных произведений;

9. по местам жизни известных писателей и т. п.

Основными формами организации культурно-просветительного туризма как вида деятельности являются экскурсии и другие культурные мероприятия (посещение музеев, выставок, театров, концертов, творческих встреч, национальных праздников и ритуалов), направленные на удовлетворение потребностей большинства туристов.

Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д. [15, с. 15-21].

В самом деле, когда путешествие не наполнено экскурсиями и другими культурными мероприятиями, то оно становится просто поездкой с возращением на прежнее место. Именно благодаря данным мероприятиям культурно-просветительный туризм оказывает формирующие влияние на личность, обогащает ее новыми знаниями и впечатлениями.

1.2 История развития экскурсионной деятельности в России как одной из форм культурно-просветительского туризма

Начало развития экскурсионного дела в России приходится на вторую половину XVIII и тесно связано с развитием педагогики. Передовые по тому времени педагоги Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович де Мериево, В. Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей "прогулок в природу".

Благодаря деятельности педагогов, рекомендации о проведении школьных экскурсий нашли отражение в "Уставе народных училищ" (1786 г.), а в "Школьном уставе" (1804 г.) указывалось, что следует проводить не только "прогулки в природу", но и совершать экскурсии на мануфактуры, в мастерские ремесленников и на другие предприятия. Однако такие экскурсии в то время проводились крайне редко.

Идею применения экскурсии как активного метода обучения поддержал выдающийся русский педагог и ученый К. Д. Ушинский. А со временем экскурсию как передовой элемент обучения стали использовать педагоги отдельных коммерческих училищ и высших учебных заведений.

Таким образом, в течение начального периода своего развития экскурсионное дело базировалось на основах школьной педагогики. Учителя и методисты при подготовке и проведении экскурсий исходили из задач и требований общеобразовательной школы; классификации, признаки, функции экскурсий также определялись в расчете на экскурсии для школьников. В этот период практиковались в основном познавательные экскурсии по естественной тематике.

Вместе с учебными появились и первые внеучебные экскурсии. Рост их числа приходится на II половину XIX века. Внеучебные экскурсии были немногочисленными, случайными и носили развлекательный характер. В них участвовали только представители господствующего класса, совершавшие путешествия и экскурсии в основном в Крым и на Кавказ.

В Петербурге, Москве, Екатеринославе (ныне Днепропетровск) и других городах с развитой промышленностью по инициативе научных обществ создавались художественно -промышленные выставки и музеи. Их открытие сыграло важную роль в развитии экскурсионного дела, так как положило начало появлению нового, музейного вида экскурсий. В музейных экскурсиях впервые делалась попытка осуществить экскурсионное общение не только с детьми, но и со взрослыми, то есть всей массой экскурсантов. Так, в 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, где проводились первые внешкольные экскурсии - бесплатные "воскресные объяснения коллекций".

Наиболее образованные и передовые люди путешествовали и совершали экскурсии с познавательной целью. Для этого они создавали небольшие по составу организации - общества и клубы, существовавшие на их личные средства или на средства крупных меценатов. Так, в 1877 г. в Тифлисе было основано "Общество любителей естествознания", члены которого совершали экскурсии в целях изучения географии, этног рафии, флоры и фауны. Они не только сами познавали природу и культуру края, но и проводили экскурсии для тех, кто интересовался данными вопросами.

В 1890 г. в Одессе появился Крымский горный клуб, который в первые годы открыл филиалы в Ялте, Севастополе, а затем и в Екатеринославе.

В 1895 г. создается Российское общество туристов (РОТ), объединившее несколько немногочисленных клубов. Задачами общества были организация экскурсий по крупным городам России и знакомство туристов с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии.

Развитию экскурсионного дела в России способствовала организация в 1900 г. в Москве и деятельность Русского горного общества. Его учредителями стали такие ученые, как Д. И. Анучин, В. И. Вернадский, П. П. Семенов-Тяньшанский, а членами являлись писатель В. А. Гиляровский, географ Ю. М. Шокальский и другие ученые. Общество издавало журнал "Ежегодник Русского горного общества", в котором освещалась его исследовательская и просветительская работа.

С 1902 г. по 1909 г. в Пятигорске функционировало "Кавказское горное общество". Одним из направлений его деятельности было проведение экскурсий, которые проходили под руководством членов общества. В связи с ростом числа экскурсантов общество подготовило специальных руководителей экскурсий, которые осуществляли общее руководство группой и давали пояснения об объектах, интересующих участников экскурсии. Появление подготовленных руководителей экскурсий явилось шагом вперед в развитии экскурсионного дела в России.

в 1902 г. Министерство просвещения России издало распоряжение о желательности введения в практику средних учебных заведений местных экскурсий. Чтобы оказывать помощь школьникам - экскурсантам, в 1910 г. была образована Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий для учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа. Впоследствии она была преобразована в постоянную Центральную экскурсионную комиссию под руководством В. И. Комарницкого, которая выпускала также серию небольших иллюстрированных пособий - путеводителей "Спутник экскурсанта" для проведения учебных экскурсий - прогулок по Москве и Подмосковью и занималась организацией лекций для экскурсоводов.

В 1907 г. при РОТ была создана организация "Экскурсии по России", в задачу которой входило проведение экскурсионной работы среди учителей и преподавателей. С 1910 г. В Москве работала Комиссия по организации образовательных экскурсий, которая ведала поездками за границу русских учителей.

Интерес к экскурсионной работе и ее методике нашел отражение и в появлении соответствующих периодических изданий. Так, с 1889 г. по 1913 г. РОТ ежемесячно выпускало журнал "Русский турист". В 1914 -1916 гг. выходили журналы "Экскурсионный вестник" (Москва), который издавал также путеводители по различным маршрутам, "Русский экскурсант" (Ярославль), "Школьные экскурсии и школьные музеи в Одессе".

Вопросы методики проведения экскурсий были предметом обсуждения на Всероссийских учительских съездах (1906 -1916 гг.).

В начале XX века известные педагоги и методисты Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Е. А. Звягинцев, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов, Н. П. Анциферов, В. А. Герд, И. М. Гревс, Б. Е. Райков стали заниматься систематизацией материала по экскурсионному общению. Ими было положено начало разработки вопросов теории и методики экскурсионного дела на основе обобщения опыта экскурсионной работы с учащимися.

Наиболее значительным событием в развитии методики экскурсионного дела явился выход в 1910 г. книги Б. Е. Райкова "Школьные экскурсии, их значение и организация". В работе впервые были четко сформулированы основные принципы методики проведения школьных экскурсий преимущественно по естественнонаучной тематике, а также по другим предметным экскурсиям с учетом программных требований школы того времени [26, с. 8-12].

Несмотря на очевидный подъем туристско-экскурсионной деятельности в конце XIX - начале XX века она не приобрела массовый характер, оставшись индивидуальной и элитарной, продолжая держаться на энтузиазме отдельных лиц.

Коренной перелом в туристско-экскурсионной работе в России произошел после Октябрьской революции 1917 г., когда она стала строиться на государственной основе.

В первые годы Советской власти экскурсиям отводилась значительная роль в осуществлении программы культурной революции, в ликвидации безграмотности народных масс. В ноябре 1917 г. при Народном комиссариате просвещения был создан внешкольный отдел, который возглавила Н. К. Крупская. Этот отдел руководил экскурсионной работой среди взрослых: организовывал экскурсионные станции, курсы подготовки экскурсоводов, разрабатывал для школ экскурсионные планы и маршруты, издавал литературу. По его инициативе было приняло решение о включении экскурсий в школьные планы. Рекомендовалось использовать экскурсии при преподавании естествознания, географии, физики, истории, литературы, проводить их в учебное время, выделяя для этого специальные средства.

В ноябре 1920 г. внешкольный отдел Наркомпроса был преобразован в Главный политико-просветительный комитет, в котором работала экскурсионная секция. Летом 1920 г. в Москве начало работать Центральное бюро школьных экскурсий. Через год на базе бюро образовался Центральный музейно-экскурсионный институт, который разрабатывал главным образом вопросы организации и методику проведения школьных экскурсий. Одновременно в различных городах России институт создавал экскурсионные базы.

Осенью 1922 г. при Московском университете была образована кафедра экскурсионного дела и краеведения.

В ноябре 1920 г. по инициативе экскурсионной секции Петроградского губернского отдела народного образования был организован Научно-исследовательский экскурсионный институт. В институте была развернута подготовка руководителей экскурсий, проводились показательные экскурсии.

Таким образом, в 20-е гг. в стране образовались два центра, две школы по разработке вопросов теории, методики и практики экскурсионного дела - московская и петроградская. Между обеими школами существовали определенные различия в понимании сущности и целей экскурсионной работы: московская школа большое значение придавала воспитательному аспекту, петроградская - познавательному.

В 1926 г. вышла книга Н. П. Анциферова "Теория и практика экскурсий по обществоведению", а в 1928 г. - В. А. Герда "Экскурсионное дело". В это же время вышли труды Б. Е. Райкова, И. М. Гревса, Д. А. Жарикова, В. В. Згуры, А. В. Родина.

В 1929 г. Российское общество туристов (РОТ) было реорганизовано в Общество пролетарского туризма (ОПТ). В марте 1930 г. было создано единое Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Его появление знаменовало начало массовой организации туристско-экскурсионной работы в Советском Союзе. Все очевиднее становились пути деятельности в этом направлении: централизация туристско-экскурсионной работы, обеспечение необходимых услуг (транспорт, размещение, питание, выбор объектов посещения), подготовка кадров, осуществляющих туристско-экскурсионную деятельность, издание литературы.

Уже в первый год своего существования ОПТЭ располагало 300 базами на территории страны на 14 тыс. мест и охватывало туристско-экскурсионным обслуживанием почти 11 млн. человек. Таким образом, первые десятилетия Советской власти для экскурсионного дела были годами накопления опыта, поиска нового содержания, методов и форм организации и проведения экскурсий.

В эти же годы происходило зарождение экскурсионной теории. Из индивидуальных и элитарных экскурсии превратилась в групповые и массовые, стали доступным и оперативным средством организации досуга и других видов деятельности населения. Было организовано Центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ), имевшее 34 республиканских, краевых и областных отделения.

После 30-х гг. значительно расширилась география туристских маршрутов и тематика экскурсий. Популярными стали экскурсии на новостройки страны - Днепрогэс, Магнитку, Турксиб. Объектами показа являлись также первые колхозы, совхозы, новые города. В послевоенный период в экскурсионной программе большое место занимает военно-историческая тематика. Объектами посещения экскурсантов стали памятники боевой славы, мемориальные комплексы и памятники, посвященные героям войны, места сражений, места массовых захоронений воинов и мирных жителей. В эти же годы получает дальнейшее развитие литературная и производственная тематика экскурсий.

В 1956 г. некоторые экскурсионные организации из ведения профсоюзов были переданы Министерству культуры и обществу "Знание".

В 1971 г. постановление Президиума ВЦСПС "О мерах по дальнейшему улучшению экскурсионной работы" дало право профсоюзным комитетам оплачивать 70% стоимости экскурсий и путешествий. Эти и другие меры дали возможность участвовать в экскурсиях гораздо более широкому, чем прежде, кругу людей.

В 1975 г. организована Всесоюзная научно-исследовательская лаборатория туризма и экскурсий. К решении вопросов экскурсионного обслуживания привлечены специалисты ряда НИИ, вузов, проектных организаций. Кроме того, в 70 -е гг. XX века было создано Главное экскурсионное управление и открыты Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных работников.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что 1970 - 80-е гг. были временем наивысшего подъема экскурсионной работы в СССР. В данный период гармонично сосуществовали детские и взрослые, учебные и досуговые, транспортные и пешеходные, городские и музейные экскурсии, которые посещали месячные, иногородние и зарубежные экскурсанты. В тот же период был разработан значительный объем экскурсионной тематики, которая и сейчас востребована на российском рынке экскурсионных услуг.

В начале постсоветского периода, после 1991 г., экскурсионная сфера переживала глубокий кризис. Во-первых, распалась преобладавшая в отрасли система профсоюзного туризма. Состояние рынка услуг в стране изменилось и основную роль в организации экскурсионной деятельности стали играть туристские фирмы.

Во-вторых, стала неактуальной тематика экскурсий советского времени. С точки зрения ценностного аспекта экскурсионной работы было неясно, на какие темы обращать внимание и в каком свете их преподносить.

В-третьих, была разрушена система подготовки экскурсионных кадров и методического обеспечения экскурсионной работы. Произошли качественные изменения в профессиональной деятельности экскурсовода, в роли которого стали выступать люди, не имеющие ни специального образования, ни хорошей практики экскурсионной работы.

В-четвертых, изменился контингент экскурсантов. Резко сократилось количество взрослых экскурсий, их место заняли школьные экскурсии.

Общий спад первой половины девяностых годов сменился некоторой стабилизацией на рынке экскурсионных услуг в последнее время. Сегодня уже можно говорить об определенном росте интереса к городским и загородным экскурсиям у взрослого населения, но пока только в больших городах.

К перспективным направлениям развития экскурсионного дела в России можно отнести разработку авторских экскурсий, составление тематических экскурсионных туров, создание новых форм экскурсионного обслуживания, развитие экскурсионного дела на региональном уровне [26, с. 13-18].

1.3 Классификация экскурсий

Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания ученых-экскурсионистов. Классификация экскурсий заключается в разделении их на группы и виды и выделении основных черт, определяющих характер их подготовки и проведения.

Начиная с 20-х гг. XX века в истории экскурсоведения предлагалось немало различных классификаций экскурсий. В основу классификации, предложенной одним из основоположников экскурсионного дела Б. Е. Райковым более пятидесяти лет назад, были положены шесть основных признаков деления. В этих признаках заключались основные направления и содержание экскурсионной работы того времени.

Это следующие признаки:

1. по продолжительности: однодневные, однодневные с ночевкой, многодневные;

2. по содержанию: естественно-географические, гуманитарные производственные;

3. по объему: на одну производственную тему, на несколько близких тем, интегрированные или комплексные;

4. по заданию: исследовательского типа, иллюстративного типа;

5. по логическому построению: аналитические, синтетические;

6. по составу участников: школьные, дошкольные, внешкольные [10, с.54-57].

В настоящее время не существует многодневных экскурсий. Так же нецелесообразным стало делить экскурсии на аналитические и синтетические. Анализ и синтез используются в каждой экскурсии. Деление по составу участников стало сложнее.

Сегодня наиболее актуальной на наш взгляд является классификация, предложенная Б. В. Емельяновым, в основе которой лежит деление экскурсий на группы по следующим основаниям:

1) по содержанию;

2) по составу участников;

3) по месту проведения;

4) по способу передвижения;

5) по продолжительности;

6) по форме проведения [16, с. 65].

По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые, политематические) и тематические.

Обзорные экскурсии характеризуются многотемностью и позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте. Городская экскурсия строится на показе различных объектов города: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменательных событий, природных объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. п. Рассказ о городе ведется от времени его возникновения до настоящего момента.

Практически все городские обзорные экскурсии схожи между собой по структуре. Каждая из них содержит несколько подтем: история города, характеристика культуры, науки, образования, промышленности. Отличия городских обзорных экскурсий обусловлены особенностями культурно-исторического развития города. Существует условное деление городов на типы, определяющие специфику их экскурсионного показа: столицы, города-герои, промышленные и научные центры, города-новостройки, города-курорты, города-порты, города-заповедники истории и архитектуры, города и населенные пункты, связанные с жизнью и деятельностью великих и известных людей. Таким образом, при подготовке городской обзорной экскурсии предпочтение отдается тем подтемам, которые определяют "лицо" города, а одна из подтем в силу своей значимости обязательно становится ведущей.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию какой-либо темы в различных областях познания, будь то история, культура, природопользование и др.

Выделяют следующие типы тематических экскурсий: архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, исторические, литературные, природоведческие (экологические), производственные.

Архитектурно-градостроительные экскурсии в свою очередь подразделяются на следующие подгруппы.

1) экскурсии с показом архитектурных построек данного города;

2) экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;

3) экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;

4) экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;

5) экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;

6) экскурсии по новостройкам.

Искусствоведческие по своему содержанию могут быть:

1) театральные (например, "Из истории русского театра", "Цыганский театр в Москве" и др.);

2) историко-музейные (скульптуры);

3) музыкальные (например, "Москва музыкальная" и др.);

4) музейные (показывающие картинные галереи музеи, выставочные залы).

Исторические имеют следующие подгруппы:

историко-краеведческие (например, "История возникновения г. Перми", "Из истории Садового кольца" и др.);

археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);

этнографические;

военно-исторические (например "Бородино" и др.).

Литературные делятся на следующие виды:

1) литературно-биографические;

2) историко-литературные, показывающие определенные периоды развития литературы);

3) литературно-художественные, т.е. по местам, описанным в произведениях.

Природоведческие бывают:

1) ботанические;

2) зоологические;

3) гидрологические;

4) геологические;

5) экскурсии по уникальным памятникам природы.

Производственные экскурсии также подразделяются на несколько подгрупп:

1) производственно-экономические;

2) производственно-исторические;

3) производственно-технические;

4) производственно-ориентационные (для учащихся).

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного типа

редко существуют обособленно. На практика исторический материал может использоваться в производственных экскурсиях, а элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий.

По составу участников различают экскурсии для следующих контингентов:

1) взрослые и дети;

2) местные жители и туристы (иногородние);

3) городское и сельское население;

4) организованные группы и отдельные туристы.

В качестве особого контингента, требующего специальных приемов и методов проведения экскурсии, можно указать группы религиозных паломников, детей младшего возраста, инвалидов, престарелых, "трудных" подростков.

По месту проведения экскурсии бывают:

1) городские;

2) загородные;

3) музейные;

4) комплексные (сочетающие элементы нескольких видов экскурсий).

По способу передвижения различают:

1) пешеходные;

2) транспортные.

В пешеходных экскурсий плюсом является то, что экскурсовод сам задает ритм, движение который обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Однако количество пешеходных экскурсий ограничено небольшой протяженностью маршрута. Преимущество транспортных экскурсий заключается в том, что в них можно включать объекты, удаленные друг от друга на значительное расстояние.

Транспортные экскурсии (обычно автобусные) состоят из двух частей: показ и анализ экскурсионных объектов на остановках, с обязательным выходом из автобуса, и рассказ в пути, чаще всего связанный с характеристикой памятных мест, мимо которых в данный момент проезжают экскурсанты. Трудность автобусных экскурсий определена внешними факторами, которые необходимо учитывать при проведении экскурсии. К ним относятся правила дорожного движения, непредвиденные обстоятельства, возникающие на дорогах (заторы, аварии, ремонтные работы), скорость движения автобуса и соответствие ей рассказа и показа и т.п.

Помимо автобусов при проведении экскурсий в качестве транспортных средств могут использоваться речные и морские теплоходы, вертолеты, а также трамваи и троллейбусы.

Продолжительность экскурсии составляет от одного академического часа (45 мин.) до четырех - пяти часов. Продолжительность экскурсии может доходить до одних суток. По мнению А. В. Святославского такие длинные экскурсии являютя турами и он считает, что они дробятся на несколько более мелких экскурсий разной продолжительности, а также включают время приема пищи, отдых, покупку сувениров, санитарные остановки, путевую информацию [46, с. 13].

По форме проведения выделяют:

a. экскурсии-прогулки. В основном на природоведческие темы, проводятся в лесу, в парке, на озере, по морю, по реке. Во время данных экскурсий осмотр достопримечательностей сочетается с отдыхом;

b. экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса во время дальней экскурсии;

c. экскурсии-массовки. Участники передвигаются по маршруту на 10 - 20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя встречи с героями и участниками исторических событий, участие в фольклорных праздниках и театрализованных представлениях;

d. рекламная экскурсия проводится с целью привлечения клиентов или деловых партнеров.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной деятельности для различных групп экскурсантов:

a) экскурсия-демонстрация в наиболее наглядной форме знакомит группу с природными явлениями или производственными процессами;

b) экскурсия-урок, представляющая собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

c) показательная экскурсии - ее целью является демонстрация образца того или иного методологического приема на конкретном объекте, а также раскрытие определенной подтемы и т. д.

d) пробная экскурсия проводится на завершающем этапе индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий и представляет собой форму проверки знаний и навыков у студентов или работающих экскурсоводов при разработке ими новой экскурсионной темы [26, с. 26-30].

Таким образом, деление экскурсий на определенные группы необходимо, так как имеет большое значение для деятельности различных экскурсионных учреждений. Четкая классификация экскурсий обеспечивает условия для результативной подготовки экскурсии, облегчает специализацию, обеспечивает дифференциальный подход к обслуживанию различных контингентов экскурсантов.

1.4 Экскурсионные методики

Экскурсионная методика представляет собой частную методику, которая связана с процессом распространения разного рода знаний (научных, культурных, политических и др.) на основе такой активной формы культурно-просветительной работы, как экскурсия. Таким образом, экскурсионная методика - это совокупность требований и правил, предъявляемых к экскурсии, а также сумма методических приемов подготовки и проведения экскурсий разных видов, на различные темы и для разных групп людей [16, с. 107].

Экскурсионная методика рассматривается в нескольких аспектах: как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как механизм, совершенствующий "подачу" материала; как процесс упорядочения деятельности экскурсовода. Экскурсионная методика выполняет роль рычага, который помогает экскурсоводу в короткое время переместить в сознание экскурсантов большой объем знаний. Методика помогает экскурсантам увидеть, запомнить и понять значительно больше, чем на лекции, раскрывающей ту же тему. Так происходит потому, что методика лектора в значительной своей части основана на разного рода сообщениях и описаниях, лекционный рассказ ведется в отрыве от объектов описания. Практически лекционный процесс нейтрализует участие в восприятии материала таких органов чувств, как зрение, обоняние, осязание. Это обстоятельство обедняет восприятие, делая его однобоким.

Методика экскурсии построена на общении экскурсантов с объектами, различных видах анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств экскурсантов. Экскурсионная методика опирается на философию, которая представляет собой систему идей, взглядов на окружающий нас мир и место в нем человека. Из философской науки методика берет учение о диалектике, теорию познания и логику. Диалектика дает возможность освещать материал в экскурсии с необходимой глубиной, правильно оценивать исторические события, явления и факты, делать обоснованные выводы по теме. Теория познания помогает глубже разобраться в сложных процессах, происходящих в природе, обществе, руководствоваться научными знаниями в практической деятельности.

Экскурсионная методика исходит из того, что экскурсия представляет собой диалектическое единство содержания, средств, форм и специфического метода воздействия на аудиторию - экскурсионного метода. Это воздействие производится с учетом особенностей, запросов и интересов различных групп населения.

Предметом экскурсионной методики является целенаправленное изучение, систематизация, формулирование, разъяснение и применение на практике средств и методов воспитания и обучения, а также методических приемов, при помощи которых работники экскурсионных учреждений осуществляют свою деятельность. Экскурсионная методика обобщает опыт проведения экскурсий, разрабатывает и предлагает такие методические приемы, которые оправдали себя на практике и обеспечивают наивысшую эффективность раскрытия и восприятия темы.

Забота об экскурсионной методике - это не только усилия, направленные на совершенствование организации методической работы ее звеньев. Это работа по углублению содержания самой методики, методических приемов как способов наиболее совершенной подачи экскурсионного материала и наиболее действенного раскрытия темы экскурсии. Выполняя функции частной методики, экскурсионная методика имеет дело с методическими приемами различных экскурсий. Одновременно она выполняет роль общей методики. Так происходит в тех случаях, когда речь идет об использовании в экскурсиях принципов и требований общих для всех форм идейно-воспитательной работы - наглядности, научности, систематичности, доступности, убедительности и т. д.

Экскурсионная методика является более сложной в таких вопросах, как определение и практическое использование приемов показа объектов. Методика показа в большинстве своих средств и приемов носит оригинальный характер. Используется эта методика только в экскурсионной пропаганде.

Что касается рассказа на экскурсии, то в нем экскурсоводы используют обычные формы устной речи - справку, беседу, описание, объяснение, комментирование, литературный монтаж. Значительная часть методических приемов в рассказе экскурсовода заимствуется из арсенала лекторского искусства.

Поскольку любая методика заключается в умении производить определенную деятельность в четком соответствии с утвержденными правилами, требованиями и рекомендациями, то на практике применение экскурсионной методики - это сумма определенных умений и навыков вести экскурсионную работу: разрабатывать новую экскурсию, готовить проведение очередной экскурсии, проводить экскурсию по рекомендованной технологии и др. На основании этого экскурсионная методика состоит из нескольких самостоятельных, однако связанных друг с другом частей:

1) методики разработки новой для данного бюро темы;

2) методика разработки экскурсоводом новой для него, но уже разработанной в данном экскурсионном учреждении темы;

3) методика разработки новой для данного экскурсионного учреждения темы;

4) методика подготовки экскурсовода к проведению очередной экскурсии;

5) методика послеэкскурсионной работы.

Наиболее глубоко разработана методика проведения экскурсий. Эта методика делится на две части: методику показа и методику рассказа. В методике показа могут быть выделены в качестве самостоятельных частей следующие методики: использования "портфеля экскурсовода"; использования технических средств пропаганды; наблюдения; изучения и исследования объектов.

Экскурсионная методика как совокупность названных частей имеет свои особенности применительно к видам экскурсий (городской, загородной, производственной, музейной) и к каждой теме. Эти особенности определяются задачами, которые поставлены перед экскурсией, а также целевой установкой (например, расширение культурного кругозора взрослых или профессиональная ориентация подростков). Особенности определяются также видом экскурсии, ее темой, составом группы. Имеются различия в методике проведения экскурсий для обычной, массовой аудитории и для слушателей системы экономической и профессиональной учебы трудящихся, имеют свои особенности экскурсии пешеходные, автобусные и т. д.

Экскурсионная методика неразрывно связана с такими понятиями, как показ и рассказ. Показ и рассказ являются основными элементами экскурсии, видами деятельности экскурсовода. А методика показа и методика рассказа - два основных раздела экскурсионной методики.

Методика показа - большая часть экскурсионной методики по объему и сложности подготовки и осуществления. Методика рассказа - меньшая часть методики, носящая по отношению к первой части подчиненный характер. Методика показа сложна потому, что она как было сказано ранее, оригинальна сама по себе и в отличие от методики рассказа не применяется ни в одной из других форм идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Поэтому исключено заимствование методических приемов из других методик.

В своей деятельности работники экскурсионного учреждения должны руководствоваться требованиями экскурсионной методики. Помимо требований, предъявляемых к конкретным этапам подготовки и проведения экскурсии (к отбору экскурсионных объектов, к необходимости учитывать особенности восприятия материала на экскурсии и т. п.), предъявляются требования к экскурсионному процессу в целом:

Ш объединить подтемы экскурсии в единое, логически связанное целое;

Ш обеспечить непрерывность экскурсии, то есть непрерывность воздействия экскурсионного материала на экскурсантов;

Ш обеспечить формирование интереса экскурсантов к теме экскурсии до начала показа и рассказа и поддержание интереса в процессе экскурсии;

Ш правильно сочетать экскурсионный показ и рассказ, обеспечив преобладание показа в экскурсии;

Ш выполнить все рекомендации, изложенные в методических документах;

Ш тщательно отбирать и выверять приемы показа и рассказа и добиваться того, чтобы они применялись свободно и естественно, чтобы экскурсанты не "видели" самого приема, воспринимая только информацию, передаваемую с помощью этих приемов [26, с. 32].

Вся многогранная работа по подготовке и проведению экскурсий должна быть построена в соответствии с требованиями экскурсионной методики к отбору экскурсионных объектов. Необходимо отбирать для наблюдения объекты, которые имеют непосредственное отношение к теме; следует оставлять наиболее типичные и удачные для создания маршрута объекты; нужно отказаться от тех объектов, которые, хотя и раскрывают темы, но расположены неудобно (далеко, плохая видимость и т. п.). Методика требует логической последовательности в показе объектов (т. е. в их размещении на маршруте), выделения и использования пауз между объектами, нейтрализации отвлекающих раздражителей (уличного шума, посторонних разговоров, объектов, не входящих в тему, и др.). При построении маршрута обеспечивается максимальная экономия времени в передвижении экскурсионной группы между объектами. Важно избегать однообразия демонстрируемых объектов, недопустимо, например, всю тему городской обзорной экскурсии раскрывать на памятниках монументальной скульптуры.

Одно из требований методики - обеспечение непрерывности экскурсии как процесса усвоения знаний, т. е. воздействие экскурсионного материала на экскурсантов в течение всех 180 минут, отведенных на ее проведение (четырехчасовая тематическая экскурсия на автобусе).

Все время ведения экскурсии (180 минут) заполнено суммой показа, рассказа и пауз между подтемами и основными вопросами темы и определяется по формуле:

Т=t1+t2+t3 , (1.1)

гдеТ - полное время экскурсии, мин.;

t1 - время показа, мин.;

t2 - время рассказа, мин.;

t3 - паузы, мин.

Построение любой экскурсии по этой схеме повышает познавательность и воспитательную роль экскурсионного материала. Методика требует связи и взаимодействия между показом и рассказом, предусматривая в одном случае их сочетание, в другом - чередование, в третьем отсутствие обоих элементов.

Известны четыре варианта использования показа и рассказа, они характерны практически для каждой экскурсии:

I вариант - показ и рассказ идут одновременно - экскурсанты наблюдают объекты, о которых идет речь.

II вариант - идет только рассказ - излагаются исторические события, дается характеристика города и т. п.

III вариант - идет только показ - происходит наблюдение (изучение, исследование) объектов под руководством экскурсовода.

IV вариант - показа и рассказа нет - экскурсанты самостоятельно работают: наблюдают, усваивают полученные знания и впечатления.

Методика учитывает особенности восприятия материала. Практика показывает, что непрерывный рассказ недопустим, экскурсоводу не следует говорить на протяжении всей экскурсии, в какой-то момент восприятие материала снижается, затем совсем прекращается. Методика исходит из того, что во время переездов или переходов между объектами, в минуты, свободные от показа и рассказа, экскурсанты получают возможность подумать над услышанным, сравнить наблюдаемый объект с ранее виденным, лучше усвоить увиденное и услышанное, закрепить материал в памяти. И это свободное время наполнено мыслительной деятельностью экскурсантов. Не в меньшей степени паузы необходимы экскурсоводу для кратковременного отдыха. Паузы при каждой конкретной экскурсии планируют в зависимости от маршрута. Больше пауз бывает в загородных экскурсиях.

Важную роль играет правильное использование пауз. Не следует использовать время перерывов для обмена впечатлениями об экскурсии, обсуждения увиденного и услышанного. Такие обсуждения методически неоправданны, т. е. они разрушают целостность экскурсии, возбуждают аудиторию и снижают в дальнейшем уровень восприятия материала.

Соблюдение требований методики помогает экскурсоводу донести до аудитории знания в форме, отличной от лекции, беседы, устного журнала, тематического вечера, а также обеспечить устойчивый интерес к теме на протяжении всей экскурсии. Это особенно важно для той части экскурсии, где много места занимает рассказ. Здесь у экскурсантов могут появиться моменты так называемого кризиса внимания, который у слушателей лекций, как утверждают исследователи, наступает на 14-й, 25-й, 34-й минутах и т. д. Экскурсионная методика рекомендует в момент, когда внимание к рассказу начинает ослабевать, вводить новый объект показа. Когда в ходе показа объект перестает привлекать внимание группы, экскурсовод может сообщить интересный пример, какие-то подробности о событии. На этом построен методический прием новизны материала. Если такой момент наступает, когда группа находится возле объекта, необходимо сократить на 2-3 минуты пребывание на остановке и продолжить движение по маршруту, сопровождая его рассказом. Если же внимание экскурсантов ослабевает во время движения автобуса, то следует приостановить движение для осмотра памятников. Если представится возможным, нужно выйти из автобуса и продолжить путь к очередному памятнику пешком.

Методика рекомендует и другие способы для сохранения и восстановления внимания экскурсантов: прослушивание звукозаписи, показ диапозитивов или слайдов, использование наглядных пособий из "портфеля экскурсовода". Методика проведения экскурсий строится с учетом интереса экскурсантов. Важно добиваться, чтобы интерес экскурсантов к теме и материалам экскурсии формировался до начала показа и рассказа. С этой целью используют вступительное слово экскурсовода.

Практика показывает, что в первые минуты внимание экскурсантов обеспечивается их интересом к теме. Затем внимание поддерживается увлекательностью рассказа и такими качествами объектов, как их известность, экзотичность, познавательная ценность. Устойчивости внимания способствует также правильная последовательность показа объектов [18, с. 52].

Одна из трудностей в разработке методики показа состоит в том, что нередко рядом с объектом, который показывается по теме, расположен другой, не имеющий отношения к теме, но более привлекательный по своему внешнему виду. Естественно, что такой объект бросается в глаза. С методической точки зрения вопрос может быть решен различными путями:

а) можно дать краткую справку о ненужном объекте. Например, сказать, что это здание не имеет исторической ценности, что при его постройке допущено смешение архитектурных стилей;

б) умолчать об объекте;

в) так подойти к нужному объекту, чтобы посторонний объект был увиден экскурсантами позже.

Методика использует различные средства усиления внимания экскурсантов: обращение экскурсовода к группе с предложением, неожиданным вопросом; выявление интересной детали в памятнике. Усилия экскурсовода могут быть также направлены на необходимое распределение внимания между объектами. Например, показ архитектурного ансамбля предваряет осмотр городской панорамы. Для каждой экскурсии должны быть определены моменты переключения внимания с одного объекта на другой.

Методика проведения экскурсии, эмоциональность экскурсовода, его жесты и мимика, расстановка группы у объекта, использование звукоусилительных устройств - все это должно быть направлено на преодоление уличного шума, на предельную возможную в городских условиях нейтрализацию посторонних раздражителей.

Важное требование методики состоит в том, чтобы все основные объекты и раскрываемые на них подтемы были объединены в единое целое. Помимо логической последовательности размещения объектов на маршруте, своеобразного нарастания в их показе, наличия кульминационного пункта (т. е. момента наивысшего напряжения в раскрытии темы), необходимы также увязка подтем, определенный подбор логических переходов. Поэтому методика требует правильной организации и использования пауз между объектами, определенной логики в изложении содержания основных вопросов, тематичности справок во время переездов между объектами [18, c. 56].

С учетом требований методики строится и рассказ на экскурсии, определяются его содержание, продолжительность, форма, связь рассказа с показом. Эта работа имеет свои сложности. Это зависит прежде всего от внешнего вида объекта, степени его сохранности, от того, насколько полное представление о своей сущности, назначении, событиях, с ним связанных, он сам способен дать.

Практически рассказ может быть основан на одной из двух позиций:

- экскурсионный объект (памятник, место события) дошел до нашего времени в полной сохранности (т. е. без каких-либо изменений и перестроек, утраты отдельных частей);

- экскурсионный объект не дошел до нас в своем первоначальном виде.

В первом случае рассказ начинают с описания события, раскрытию которого посвящена подтема. Во втором случае рассказ направляют сначала на реконструкцию объекта и только после этого излагается событие.

Задача рассказа - подготовить экскурсантов к наблюдению объекта. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание. Эта способность не безгранична по времени. Один объект экскурсанты будут с неослабевающим вниманием наблюдать 10-15 мин., другой - не более 2-3 мин. Это качество объекта оказывает влияние на размер рассказа. Продолжительность пояснений, справок, цитат, литературного монтажа не должна быть более длительной, чем способность объекта своим внешним видом, своими особенностями привлечь внимание экскурсантов.

На вопросы о соотношении показа и рассказа, об их последовательности методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных впечатлений (осязательных, обонятельных) и затем уже вводить рассказ. Однако требования экскурсионной методики, ее аксиому: показ опережает рассказ - не следует понимать буквально. Иногда экскурсовод начинает очередную подтему со словесных указаний - куда, как и на какой именно объект следует смотреть экскурсантам. Эти слова являются началом показа. Методика требует, чтобы логический переход был связкой между двумя зрительно воспринимаемыми сюжетами, т. е. представлял собой словесно-зрительный мостик [17, c. 23].