logo
Анализ природно-рекреационных ресурсов (на примере Шатурского района)

1.1 Понятие туристского потенциала

Необходимое условие развития туризма - туристский потенциал, который может оцениваться в разных масштабах: на уровне мира, страны, района и т.д. Под туристским потенциалом понимается вся совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. Иногда туристским потенциалом называют отношение между фактической и предельно возможной численностью туристов, определяемой исходя из наличия туристских ресурсов.

Очень часто под туристским потенциалом понимается существование на территории определенных уникальных или, по крайней мере, интересных не только для местных жителей объектов. Хотя это не вполне обязательный признак, а только желательный вариант. Туристский потенциал территории очень изменчив и зависит от особенностей социокультурного образования, в пределах которого она расположена. В понятие «туристский потенциал» входит понятие «условия и факторы развития туристской деятельности».

Е.А. Джанджугазова в одной из своих работ употребляет понятие «туристские ценности», под которыми понимает туристские ресурсы или туристско-рекреационный потенциал территорий. Е.А. Джанджугазова. Маркетинг Туристских территорий. М., 2006. С.63 По своей природе они гетерогенны, часть из них носит природный характер (аттракции), часть возникла в результате человеческой деятельности, т.е. создана искусственно. Граница между природными и искусственными туристскими ценностями резко не очерчивается, так как имеется группа объектов аттракции, созданная как деятельностью людей, так и самой природой (например, искусственные водоемы, пляжи и т.д.) Однако следует подчеркнуть, что туристские ценности определяются становлением территории с туристской специализацией.

Структура туристского потенциала включает в себя туристские ресурсы и туристскую инфраструктуру. Первые подразделяются на три основные группы - природные, культурно-исторические и социально-экономические. Понятие «туристские ресурсы» определяет Федеральный закон N12-ФЗ от 05.02.07 «О внесении изменений в Федеральный закон Об основах туристской деятельности в РФ»: «Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил». Федеральный закон РФ №12-ФЗ от 05.02.07. «О внесении изменений в Федеральный закон Об основах туристской деятельности в РФ».

Таким образом, культурные и природные объекты туризма удовлетворяют туристскую мотивацию, обеспечивая познавательную, аттрактивную и иную ценность туристско-экскурсионной программы.

Н.И. Панов оперирует понятием «туристско-рекреационные ресурсы» и пишет, что «под туристско-рекреационными ресурсами региона надо понимать природно-климатические, социально-культурные, исторические, археологические, научно-промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты и явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма и создающие организационно-экономическую и материальную базу для развития туризма».

Туристско-рекреационные ресурсы имеют первостепенное значение при управлении туризмом и определяют формирование турбизнеса в том или ином регионе. Именно они составляют основу успешного развития туристского бизнеса, определяют специфику развития туризма в регионе, служат исходным базисом для производства туристского продукта, при планировании приоритетных направлений инвестиционной политики региона.

Аналогична позиция А.В.Даринского, утверждающего, что «туристский потенциал - это туристские ресурсы, туристская индустрия и туристская инфраструктура». А.В. Дарвинский. Методические указания для студента по курсу «Страноведение». М. 2006.. Н.И. Панов использует понятие пропускной потенциал (экологический, туристский, социальный, бытовой), показывающий возможности любого туристского объекта в виде пропускных способностей, т.е. максимальной нагрузки, которую может иметь туристский объект без серьезного ущерба для местных для местных ресурсов от поездок туристов и возникновения социально-экономических проблем у населения. . Н.И. Панов. Вестник Сочинского Государственного Университета Туризма и Курортного Дела. Сочи. 2008.

Что необходимо учитывать при определении перспектив туристской индустрии в том или ином регионе? При проведении таких исследований методически верно выделить следующие аспекты:

Выявление имеющегося туристско-рекреационного потенциала;

Оценка имеющегося туристско-рекреационного потенциала;

Оценка современного состояния использования туристского и рекреационного потенциала;

Оценка возможностей интенсификации использования туристского и рекреационного потенциал;

Оценка факторов, сдерживающих развитие туризма в регионе;

Подготовка и реализация перспективной модели территориальной организации туристско-рекреационной сферы региона.

При этом существенное внимание уделяется употреблению понятия «туристско-рекреационный потенциал» и «туристско-рекреационная сфера». Тем не менее использование данных понятий методологически не совсем верно. Следует заметить, что рекреация и рекреационная деятельность (как уже было сказано выше) включает туризм и туристскую деятельность. Поэтому употребление формулировки «туристско-рекреационный» неоправданно, т.к. заведомо содержит в себе дублирование. Наболее уместно раздельное использование этих понятий - «туристский потенциал» и «рекреационный потенциал».

Выявление имеющегося туристского и рекреационного потенциала не самая сложная задача, поскольку сейчас практически для любой давно освоенной территории имеются своды памятников истории и культуры, природных охраняемых объектов, подробные сведения об объектах социально-культурной сферы - музеях, гостиницах, ресторанах, санаториях, базах отдыха и т.д.

Более сложный аспект - оценка имеющегося туристского или рекреационного потенциала. Она должна учитывать: уникальность имеющихся объектов; различие в их доступности и плотности размещения в пределах региона; разнообразие и комплексность имеющихся объектов; их физическое состояние.

Необходимо определять перспективы использования туристского и рекреационного потенциала. Здесь очень важно разработать модель организации туристской сферы региона, определить территории, в первую очередь нуждающиеся в концентрации усилий и средств на их развитие, а так же резервные территории и те, где развитие туристской инфраструктуры нецелесообразно.

Для грамотного и эффективного управления ресурсным потенциалом региона необходимо разработать и применить следующие параметры его оценки: . Николаенко Д.В. Рекреационная География. М. 2007. С. 53.

Количественную оценку ресурсов;

Оценку структуры потенциала, степень использования частных потенциалов;

Оценку возможностей использования ресурсов;

Систематический учет состояния туристских и рекреационных ресурсов и определение их значения в развитии туризма региона, которые возможны лишь при введении системы туристских и рекреационных кадастров.

Туристские ресурсы создают возможность расширения производства туристского продукта, определяемую актами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а так же природными и социальными условиями, в которых она действует, - совокупность природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов, способных удовлетворить различные запросы и потребности туристов. Туристские ресурсы доступны для ознакомления и использования независимо от формы собственности, если к тому нет наложенных в установленных законом порядке ограничений.

Туристские ресурсы являются национальным достоянием. Однако некоторые из них, имеющие особое значение, отнесены к объектам и памятникам мирового значения. Такой перечень устанавливает и ежегодно обновляет ЮНЕСКО . Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.. Все памятники культуры и природные объекты находятся под охраной государства, на поддержание и сохранение памятников и объектов всемирного значения выделяются средства ООН . Международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами..

В зависимости от целей путешествия могут рассматриваться самые различные природные ресурсы. Однако для того, чтобы эти объекты были реально использованы в целях туризма, необходимы надлежащие инфраструктура и индустрия туризма, которые обеспечат: доведение до туриста информации о данном туристском объекте, необходимой и достаточной для уверенной мотивации выбора путешествий именно в эту местность и к этому объекту; достаточно комфортную и безопасную доставку туриста к этой местности; размещение; питание; развлечения.

Весь комплекс туристских ресурсов можно разделить на 3 группы:

Природные: климат, водные ресурсы, минеральные источник и лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, природные памятники и заповедники, живописные ландшафты, уникальные природные объекты и другие.

Культурно-исторические: музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные памятники, этнографические особенности, фольклор, центры прикладного искусства и т.д.

Социально-экономические: экономико-географическое положение, транспортная доступность территории, уровень ее экономического развития, современная и перспективная территориальная организация, уровень обеспечения обслуживания населения, трудовые ресурсы, уровень развития транспортной сети.