Корпоративный туризм как одно из перспективных направлений в туристской деятельности

дипломная работа

1.3 Роль и место корпоративного туризма в системе туризма. Российский и зарубежный опыт корпоративного туризма

В той или иной форме корпоративный туризм существует уже давно. Как о самостоятельном и высокодоходном виде туризма о нем заговорили в Европе и США в 70-80-е гг. XX в., а в 90-е годы эта сфера бизнеса приобрела особенно значительный размах. В середине 1980-х годов аналитики Гарвардской бизнес-школы во главе с Брюсом Скоттом провели исследования эффективности ряда американских компаний и пришли к удивительным выводам. Американские компании были технически оснащены лучше, чем компании других стран, но проигрывали идеологически. Компании, конкурирующие с ними на мировом рынке, оказались более сплоченными - сотрудники не просто демонстрировали лояльность компании, а были ей действительно преданы.

В настоящее время среди российских туроператоров фирм, которые занимаются корпоративным туризмом, пока не так много, и, как правило, ни одна из них не разрабатывает только это направление - в отличие от европейских или японских. Туроператор обычно указывает, что может организовать конференцию или семинар, провести выездную деловую встречу, но не больше (то есть сформировать деловой тур). Между тем корпоративные клиенты для туристических фирм представляют большой интерес: если услуги фирмы удовлетворят клиента, то заказчик будет обращаться к ней вновь и вновь, ведь инсентив-туры компаниям необходимы постоянно для развития корпоративной культуры.

Согласно экспертным оценкам, в настоящее время во всем мире совершается 610 млн. деловых поездок в год на сумму от 430 до 600 млрд. долл. За последние годы рынок делового туризма рос примерно на 30% в год. http://www.std1.ru/association/news/4312/

Рынок корпоративного туризма в России только начинает развиваться - 80% мероприятий связано с организацией командировок (оформление виз, билетов, гостиницы) и только 20% с корпоративные-мероприятиями. Такие данные представил в программе "Сфера интересов" на РБК-ТВ генеральный директор агентства делового туризма "Аэроклуб" Денис Матюхин. http://www.std1.ru/association/news/4312/

Особенностью международного корпоративного туризма является то, что бизнеcмены, оставляют в стране гораздо больше денег, чем среднестатистические туристы.

В международном туристическом бизнесе есть понятие incentive destination - список городов, которые охотно выбирают крупные компании для корпоративного отдыха и куда столь же охотно ездят деловые люди. Учет этих городов проводит международная ассоциация SITE, ориентированная на развитие именно инсентив-индустрии. Ассоциация оценивает места для отдыха менеджеров высшего и среднего звена по ряду параметров: хорошее транспортное сообщение, политическая стабильность, соответствие международным санитарным нормам, развитая система отелей, разнообразие достопримечательностей - ведь в программе любого бизнес-семинара всегда отводится время на посещение оперы или экскурсию. Точки таких мест густо покрывают Европу, захватывают Юго-Восточную Азию и Дальний Восток. Из российских городов в этот список пока включен лишь Петербург.

Крупные международные компании, пришедшие на российский рынок, приносят с собой и международные стандарты, и особые требования к внутреннему устройству офисной жизни. Инсентив-туризм практикуется в больших и стабильных компаниях, которые работают на рынке уже длительное время, однако постепенно в России их становится все больше.

В России существует значительныйразрыв между корпоративным туризмом и обыкновенным туризмом. Так, например, ведущие корпоративные агентства обычно не берут на работу сотрудников из туризма, потому, что организация корпоративного тура предполагает совершенно другой уровень сервиса.

В Москве рынок в целом сформировался. Появились лидеры - около 10 компаний с достаточно большим оборотом, с 10-15летним опытом работы в этой сфере. Петербург в этом отношении отстает от Москвы лет на 5. Компании здесь пока маленькие и в основном московские.

Кроме того, нет компаний, специализирующихся конкретно на корпоративном туризме, что также является характеристикой молодого рынка. Тем не менее, возникновение специализированных компаний, которые будут заниматься только корпоративным туризмом, необходимо. Очень важно, чтобы потребители корпоративных услуг знали, как им выбирать свое корпоративное агентство, так как во всем мире существует специализация в этом, или же, если агентство действительно очень большое, в нем образуется два независимых подразделения - корпоративного туризма и туризма.

Чтобы войти в систему российского корпоративного туризма, нужны колоссальные инвестиции, лицензии, банковские гарантии.

Корпоративные агентства также обеспечивают определенные стандарты обслуживания. Они собирают информацию о предпочтениях сотрудников компаний-клиентов и учитывают ее при каждой новой поездке. Кроме того, они могут добиваться существенных скидок от авиакомпаний и гостиниц за счет объема.

Вообще весь рынок туризма, и в том числе корпоративного туризма растет очень быстро. Проблема корпоративного туризма в том, что готового специалиста в этой области найти практически невозможно. В связи с этим сейчас создаются специальные учебные заведения, которые будут готовить агентов корпоративного туризма. Сейчас все корпоративные агентства сами готовят людей. Но это не рационально с точки зрения расходования ресурсов. К тому же в агентстве, как правило, нет возможности обучить человека всему и дать широкое представление об отрасли - на это просто не хватает времени. Нехватка кадров - это, пожалуй, самая серьезная проблема отрасли. Рынок корпоративного туризма сейчас очень маленький для такой страны, как Россия: 80% российских компаний, планирующих корпоративную поездку, заказывают стандартный набор - визы, билеты, гостиница; 20% пользуются и другими услугами, включая организацию и проведение корпоративных мероприятий. Оценить годовой оборот рынка можно в $400-500 млн., максимум в $600 млн. Серьезных игроков на этом рынке можно пересчитать по пальцам одной руки. http://www.std1.ru/association/news/4312/

Несмотря на то, что корпоративный туризм является весьма перспективным направлением, российские туроператоры настроены скептически. Корпоративныйтуризм как отдельное направление предлагают очень немногие туристические компании. Туристические фирмы ориентируются, в первую очередь, на запросы потребителей. Они могут предоставить деловой тур или организовать коллективный выезд в рамках направления "индивидуальный туризм", но как отдельный вид туристических услуг продвигать корпоративный туризм невыгодно.

В создании инфраструктуры въездного корпоративного туризма в нашей стране в последние годы делаются определенные шаги -- в Москве и областных центрах строятся многочисленные бизнес-отели и бизнес-центры, создаются конгрессные бюро и выставочные организации, расширяется календарь конгрессов, форумов и иных деловых мероприятий. Эта тенденция легко объяснима - за последние годы этот вид превращается в одну из самых высокодоходных отраслей мировой туристической индустрии.

Примерно половина всех зарубежных гостей столицы приходится на приехавших с деловыми целями. В 2007 году их было около 1 млн. человек. Объемы международных контактов, связывающих Россию с зарубежными странами, постоянно растут, отчего приоритетом развития гостиничного бизнеса в России считается строительство комфортабельных, удобно расположенных конгресс-отелей (как правило, категорий 4* и выше). Во многих крупных промышленных и культурных центрах - Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Самаре, Тольятти, Сочи, Екатеринбурге, Иркутске, Новосибирске, Владивостоке и других городах - с каждым годом увеличивается число гостиниц, оснащенных всем необходимым для бизнес- и конгресс- туризма, а старые модернизируются с учетом запросов бизнесменов. Гораздо хуже обстоит ситуация в регионах. Туристская инфраструктура Средней полосы России практически пришла в негодность. Дальний Восток, Урал, Закавказье выживают только за счет въездного туризма, привлеченного так называемой «русской экзотикой». Стоимость транспортных услуг также не может составить конкуренцию. В сфере телекоммуникаций и связи регионы находятся далеко не в лучшем положении. Еще одной проблемой является то, что немногие российские компании могут позволить себе дорогостоящие корпоративные выезды. В основном организуются разовые деловые поездки в страны, где работают основные партнеры компании. В любом случае, корпоративный туризм по России может быть весьма прибыльным направлением, но это пока только в очень далекой перспективе. Однако надежда, что когда-нибудь деловой туризм в России станет не экзотическим вложением денег, а необходимым элементом бизнеса все-таки остается. Ни для кого не секрет, что в связи с выходом Российского бизнеса на более высокие рыночные позиции все чаще возникает необходимость в оптимизации и интенсификации деловых, научных и культурных связей.

Делись добром ;)