logo
Невербальная коммуникация как главный элемент психологического обслуживания гостей в индустрии гостеприимства

1.3 НАВЫКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГОСТЕЙ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытнообщинного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня, в совокупности с дружелюбными жестами, она обозначает удовольствие или доброжелательность (Табл. 3).

Таблица 3 - Мимические коды эмоциональных состояний

Части и элементы лица

Эмоциональные состояния

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот обычно закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза раскрыты или сужены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза раскрыты или прищурены

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

Вербальное общение позволяет людям обмениваться отчетливо осознаваемыми сообщениями, но, кроме того, мы получаем сообщения и по другим каналам. Эти сообщения обычно не осознаются, но они достаточно сильно влияют на настроение и решения человека. Они передаются в таких формах, как паравербальное общение либо невербальное общение, жесты, форма и характер одежды, организация пространства общения. Темп речи, промежуток между вопросом и ответом. Невозможно задать оптимальный темп в каких-то единицах, но есть универсальное правило: у человека, действительно сосредоточенного на клиенте, темп речи естественным образом подстраивается к его реакции (Табл. 4).

Таблица 4 - Темп речи, промежуток между вопросом и ответом

Темп речи

Описание

Слишком быстрый темп

воспринимается клиентом как нетерпение работника гостиницы, его желание закончить разговор. При этом клиент может не расслышать часть сообщения и окажется перед малоприятной альтернативой: либо переспрашивать, рискуя показаться глухим или несообразительным, либо сделать вид, что понял сказанное, и переживать ощущение вынужденного подчинения и бестолковости организации

Слишком медленный темп

воспринимается как показатель усталости или равнодушия и незаинтересованности

Интонация и тембр речи. Звучание голоса может быть душевным и теплым или жестким и холодным. Как правило, человек не осознает смену своей интонации, зато ее безошибочно различает тот, кто его слушает. Существует простой, но надежный тест - переспросить что-либо у человека. Если интонации первого и второго ответов заметно различаются, то такой человек не будет удачным приобретением для сферы обслуживания или иной публичной службы.

Расстояние. Обычно инициатива общения на большой дистанции связана с более высоким распорядительным статусом человека; в то же время вхождение в личное пространство человека может восприниматься им либо как угроза, либо как неоправданная интимность в отношениях. То и другое нарушает чувство психологического комфорта. Как правило, невербальная реакция появляется на достаточно большом удалении, а речевое общение уместно на дистанции 1-3 м между беседующими. Поза при ответе. Во многих случаях внутренние правила отеля предписывают стоять при общении с клиентом; во всяком случае, общение предполагает позу внимания, а не скуки и расслабления или случайности. Оформление пространства общения. Пространство общения должно быть организовано так, чтобы клиенту было максимально удобно общаться с работником гостиницы. Не должно быть окошечек, к которым надо наклоняться или стоять в очереди; не должно быть высоких барьеров и подиумов рабочей зоны, задающих клиенту взгляд снизу-вверх; если клиенту необходимо заполнить какой-нибудь бланк, нельзя заставлять его писать на узкой полочке барьера - следует поставить кресла и столик для клиентов.

Рабочее место. Клиенты не должны видеть включенный телевизор, одежду, сумочки, чашки из-под кофе и иные личные вещи, психологически означающие захват пространства и придание ему личного характера. Вхождение в личное пространство или обращение к человеку, находящемуся в личном пространстве, клиент бессознательно воспримет как осуществляемое им вторжение в личное пространство другого человека и породит чувство смущения или неловкости. Максимальная концентрация процесса и интенсивность происходящего в зоне обслуживания клиентов сосредоточивается на границе клиент - персонал, а не персонал - персонал. Вся остальная работа должна быть выведена из поля зрения клиентов.

Незаметность персонала. Особой проблемой является незаметность, ненавязчивость обслуживания. На самом деле гостю нет нужды видеть, как устроен довольно сложный механизм его обслуживания. Персонал должен появляться в поле зрения тогда, когда он нужен.

Практически все уместные речевые формулы и ситуации их применения могут быть разучены персоналом. Точно так же могут быть разучены элементы шнесики - жесты, позы, телодвижения. Обычно этому не придают должного внимания, но язык жестов - одна из главных составляющих процесса общения. Жесты подкрепляют фразы и служат важным источником информации. Мы разговариваем на языке движений, и очень часто тип поведения, который мы выбрали, вызывает ответную реакцию у партнера. Наше физическое поведение создает у собеседника впечатление о нас и соответственно этому, общение приобретает ту или иную окраску.

В практике взаимодействия выделяют несколько основных жестов и поз, отражающих различные внутренние состояния.

Жесты открытости свидетельствуют об искренности собеседника, его добродушном настроении и желании говорить откровенно.

Жесты уверенности свидетельствуют об умении слушать собеседника и внимании к нему.

Жесты подозрительности и скрытности говорят о том, что человек не настроен на беседу.

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к собеседнику, сомнении в его правоте, желании что-то скрыть. К ним относятся: (Табл. 5).

Таблица 5 - Основные виды жестов

Жесты

Характеристика

открытости

собеседник протягивает вперед в вашу сторону руки ладонями вверх (демонстрирует желание идти навстречу);

человек расстегивает и даже снимает пиджак в вашем присутствии (человек открыт и дружески к вам расположен)

уверенности

кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются;

кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят;

во время передачи информации локти не прижаты к туловищу;

руки в карманах, большие пальцы снаружи;

одна рука обхватывает другую в области ладони

несогласия

боковой взгляд - жест недоверия;

прикосновение к носу или легкое потирание его - чаще проявляется при наличии в переговорах или дискуссии контраргументов;

ноги у сидящего направлены к выходу - желание уйти; такое же желание проявляется тогда, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону

неуверенности, раздражения

прижатые вплотную к бокам локти;

ёрзание в кресле;

одной рукой человек поправляет пуговицу или запонку на рукаве другой, браслет часов или манжет;

человек двумя руками держит букет цветов, чашку с чаем, сумочку (женщины);

потирание уха

Исходя из выше перечисленных видов жестов, можно сделать итоговую таблицу возможной интерпретации жестов при общении с клиентами в гостиничном предприятии (Табл. 6).

Таблица 6 - Возможная интерпретация жестов

Жесты

Возможная интерпретация

Партнер во время разговора стремится опереться или прислониться к чему-нибудь

Нуждается в поддержке, ситуация для него непонятна, не может найти нужный ответ

Человек стоя опирается руками о стол, стул и пр.

Ощущает неполный контакт

Руки в карманах, за спиной либо скрещены на груди

Человек замкнут

Ладони рук в поле зрения партнера по общению

Человек открыт для общения

Лицо чуть наклонено в бок и опирается на ладонь или кулак

Внутренний монолог, скука

Указательный палец касается носа, остальные прикрывают рот

Подозрительность, скрытность, недоверие

Скрещенные руки с пальцами, плотно обжимающими предплечья (обхватывание руками)

Негативное подавленное отношение к ситуации

Скрещенные руки и ноги у сидящего человека

Нежелание вступать в контакт

Ладонь, повернутая вниз (смотрит в пол)

Властность, психологическое давление на партнера

Закладывание рук за голову

Уверенность в себе, превосходство над другими, доминирование

Таким образом можно сделать вывод, что в процессе общения очень полезно следить за жестами и позами собеседника, поскольку это дает много важной информации, позволяющей лучше его понимать. Такие жесты почти не фиксируются сознанием и поэтому гораздо лучше слов передают истинные мысли, внутреннее состояние и настроение человека.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСТЕЙ В ГОСТИНИЧНОМ ПРЕДПРИЯТИИ «ХОСТЕЛ-П»

2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «ХОСТЕЛ-П»

Гостиничное предприятие «Хостел-П» имеет следующие реквизиты:

ООО «Хостел - П»

ИНН 5903999960

ОГРН 1145958061039

БИК 043602955

КПП 590301001

Р/С 40702810529420001330 в Филиале № 6318 ВТБ 24(ПАО) г. Самара

К/С 30101810700000000955

Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, 67

happy@permhostel.ru

www.permhostel.ru

тел. +7(342)2-147-847

Гостиничное предприятие «Хостел-П», именуемая в дальнейшем «Организация», в лице директора Дерендяева Ивана Сергеевича, действующая на основания Устава.

Гостиничное предприятие «Хостел-П» первый и единственный хостел в Перми. Расположен в историческом центре города, в Дзержинском районе г.Перми, по адресу Ленина 67. Центральная площадь и Пермский академический театр расположены в 5 минутах приятной пешей прогулки от хостела. Расстояние до железнодорожного вокзала составляет около 1,5 км. Гостиничное предприятие «Хостел-П» находится в четырехэтажном однокорпусном здании, над центральным входом находится вывеска с названием хостела. Количество номеров в гостиничном предприятии - 9. Ценовая политика определена себестоимостью.

Гостиничное предприятие предоставляет следующие услуги:

- Номера со звукоизоляцией

- Бесплатный Wi - Fi

- Сейф

- Библиотека

- Спутниковое телевидение

- Прачечная

- Заказ жд/авибилетов

- Парковка

Количество номеров в гостиничном предприятии 8. 5 типов номеров: 16-местный, четыре номера 8-местные, 4-/6-местный и два 2-местные. Ценовая политика организации определяется себестоимостью предоставляемых услуг и уравнением доходов целевой аудитории.

В гостиничном предприятии существует линейная организационная структура (Рисунок 3). Общая численность штаба работников гостиничного предприятия «Хостел-П» -11 человек.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рисунок 3 - Организационная структура гостиницы «Хостел-П»

По нашему мнению, 11 человек - это достаточное количество сотрудников, для хостела с таким количеством номеров. В штат организации входят: учредитель 2, директор, администраторы 4, старшая горничная 1, горничные 2, техник.

Директор - Дерендяев Иван Сергеевич, гостиничного предприятия организует всю работу предприятия, несет полную ответственность за его состояние и деятельность перед государством и трудовым коллективом, представляет предприятие во всех организациях. Распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы и распоряжения по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, принимает меры поощрения, налагает взыскания на работников, открывает счета предприятия в финансовых учреждениях.

Служба приема и размещения - отвечает за организацию управления всеми службами гостиничного предприятия, решает финансовые вопросы, вопросы кадрового обеспечения, занимается созданием и поддержанием необходимых условий труда для персонала гостиницы, контролирует соблюдением установленных норм и правил по охране труда, технике безопасности, противопожарной и экологической безопасности.

Администратор отвечает за организацию управления всеми службами гостиничного предприятия, решает финансовые вопросы, вопросы кадрового обеспечения, занимается созданием и поддержанием необходимых условий труда для персонала гостиницы, контролирует соблюдением установленных норм и правил по охране труда, технике безопасности, противопожарной и экологической безопасности.

Служба обслуживания номерного фонда - следит за чистотой гостиничных номеров и прилегающих территорий, формирует комплектацию тележек, выполняет технологию уборки номеров и предоставляет вспомогательные услуги: прачечной, глажки и химчистки. Старшая горничная осуществляет контроль над своевременной подготовкой номеров к приему прибывающих для временного размещения гостей. Обеспечивает контроль над работой горничных. Горничная - осуществляет уборку номеров, независимо от того заняты они или нет. В обязанности горничной вменена также проверка сохранности оборудования номера.

Техническая служба - создает условие для функционирования систем кондиционирования, теплоснабжения, санитарно-технического оборудования, электротехнических устройств, служб ремонта и строительства, систем телевидения и связи. Таким образом можно сделать вывод что гостиничное предприятие «Хостел-П» - это один из популярных хостелов города Перми, так как находится в самом центре города, имеет огромный спрос у целевой аудитории -молодежь. Организационная структура управления гостиничного предприятия «Хостел-П» - линейная, так как в отеле за всей отчетностью и деятельностью подразделений (служб) следит сам директор, который имеет прямое воздействие на исполнителей.

Для выявления рыночной позиции гостиничного предприятия «Хостел-П» автор составил SWOT -- анализ среды гостиницы (Табл. 7).

Таблица 7 - Анализ внешней и внутренней среды гостиницы «Хостел-П»

Сильные стороны

Слабые стороны

удобное месторасположение

низкие цены

различные категории номеров

уютный интерьер

неквалифицированный персонал

конфликтология сотрудников

незнание языка, объяснение жестами

Возможности

Угрозы

создание филиалов по г. Перми

улучшение в предоставлении гостиничных услуг

потеря клиентов из-за неправильного объяснения жестами

текучесть кадров

Исходя из оценки гостиничного предприятия «Хостел-П», автор предлагает обучить персонал. Следовательно, для поддержания уровня сервиса обслуживания требуется повысить квалификацию персонала.