logo
Образовательная роль физической культуры

1.1 Возникновение и развитие физической культуры

Проблемы жизни людей в первобытном обществе, их экономического уклада и культуры издавна интересовали ученых разных стран. Одни за основу развития человеческого общества брали духовные, инстинктивные и биологические мотивы (К. Бюхер, К. Гросс, Г. Спенсер, К. Дим). другие исходили из условий материальной жизни первобытного общества, трудовой деятельности людей, рассматривая человека как биосоциальное существо. Марксистско-ленинская наука дала также возможность рассматривать происхождение и первоначальное развитие физического воспитания и спорта с материалистических позиций.

Возникновение физической культуры как части общечеловеческой культуры обусловлено материальной жизнью первобытного общества, причем этот процесс протекал при взаимодействии характера и уровня первобытного производства (охоты, рыболовства, собирательства), составляющих объективный фактор, и сознание человека, являющегося фактором субъективным.

Современная наука установила, что охота на крупных животных должна быть отнесена к самому раннему периоду становления человеческого общества. Коллективная охота - явление социальнообусловленное: загонщики должны были согласовывать свои действия с действиями других участников охоты. При этом нужно было проявить большую физическую силу, ловкость, выносливость, упорство и внимание. В процессе коллективной охоты усиливалась активность человека, накапливались навыки, так необходимые в борьбе за существование.

Человек на протяжении многих тысячелетий находился в условиях «состязания» в силе, быстроте, ловкости и выносливости со многими видами животных. Охота, собирательство, рыболовство вырабатывали физическую стойкость, пониженную чувствительность к травмам развивали наблюдательность, пополняли практические знания. Изготовление и применение охотничьих орудий также требовали должного физического развития человека, определенных двигательных навыков. Первобытная техника постепенно изменялась - увеличивалась скорость движений в связи с употреблением метательного оружия. Археология свидетельствует, что слабая техническая вооруженность заставляла человека в период палеолита действовать коллективно.

Однако лишь одна потребность в хорошем физическом развитии еще не могла привести к появлению физических упражнений. У древнейшего человека в отличие от животных существовал социальный способ передачи опыта (люди сохраняли орудия и передавали из поколения в поколение навыки их изготовления и использования). Именно это привело древнего человека к тому, что он обратил внимание на явление упражняемости в процессе труда. Физические упражнения являлись не только средством подготовки к предстоящей деятельности, но и служили для передачи опыта, были направлены на согласование двигательных актов, сотрудничеству, выработка плана совместных действий. Опыт применения физических упражнений фиксировался и закреплялся в наглядных образах первобытного искусства. Способность к мышлению позволила человеку установить, в частности, связь между предварительной подготовкой и результатами охоты. С этого момента и начинается постепенное отделение ряда двигательных актов от производственной основы и превращение их в первоначальные физические упражнения. Указанные действия протекали вне прямого производственного процесса (обучение стрельбе на точность попаданий в различные изображения животных известно по археологическим источникам). При этом охотник осознавал реальную действительность, а правильность своих движений сопоставлял с настоящей охотой, видя несомненную пользу в предварительной подготовке.

Аналогичную роль играл и ритуал, который в этом случае также выполнял функцию подготовки предстоящей деятельности. Ритуал оказывал должное психологическое воздействие: тонизировал силы участников предстоящей охоты, мобилизировал волю охотников.

Возникновение физических упражнений следует отнести к самому раннему, дорелигиозному периоду в истории человеческого общества, когда его рациональные, «содержательные» действия еще не были отягощены магическими актами. Практические знания человека возникли значительно раньше религии, они передавались из поколения в поколение (орудия труда, добыча огня и пр.). Способность к абстрактно-теоретическому мышлению, при котором человек мог обгонять ход событий и тем самым предвидеть результаты своих собственных действий, помогала создать условия, при которых человек воздействовал не на объект природы (зверь во время охоты, препятствие и др.), а не на модель (изображение). Будущий процесс труда, изменение внешней природы как бы отходят на второй план, выдвигая на первое место совершенствование собственной природы человека. Таким образом, действия человека были направлены уже внутрь себя.

Физическая культура в Древней Греции развивалась как составная часть античной культуры, начиная с самых ранних периодов ее истории. Еще в условиях родового строя греческие племена уделяли большое внимание физическому воспитанию, а также различным соревнованиям. Сила, ловкость, выносливость, храбрость ценились очень высоко, так как это значительно повышало боеспособность воинов, а грекам приходилось вести длительные войны для установления своего господства на Балканском полуострове и в бассейне Эгейского моря. Исходя из своих религиозных представлений, греки считали, что и боги очень любят физическую силу и проявление ее в состязаниях, поэтому соревнования атлетов очень рано становятся частью религиозных обрядов.

В древнегреческих поэмах «Илиада» и «Одиссея», как указывалось выше, подробно описываются различные соревнования атлетов в беге, прыжках, метании диска, борьбе, кулачном бое в связи с какими либо значительными событиями. Не удивительно, что в более позднюю эпоху физическое воспитание, как и соревнования атлетов, приобрело в древнегреческих полисах (городах-государствах) большое государственное значение.

Поскольку Древняя Греция не был объединена в одно государство, в каждом полисе было немного, и это заставляло греков заботиться о воспитании и военно-физической подготовке каждого из них. Наибольшее внимание уделялось молодежи, для чего и создаются организованные системы воспитания. Благодаря хорошей физической и волевой подготовке грекам удалось держать в повиновении в несколько раз превышающее их по численности количество рабов. «Мое богатство - мое копье, мой щит, мой славный шлем и крепость моего тела. Благодаря им я имею все, что нужно, и держу в повиновении своих рабов» - приблизительно так звучат слова в одной из песен спартанских воинов.

В период расцвета древнегреческой культуры (5-4 вв. до н. э.) наиболее выделялись Афины и Спарта. Но если Афины были государством прогрессивным, с быстроразвивающейся экономикой и культурой, то Спарта являлась консервативным государством, во многом сохранившим традиции родового строя, с ведением натурального хозяйства, с опорой исключительно на военную силу. Этим определялись и различия в системе воспитания. Так, в Спарте с самого раннего возраста уделялось большое внимание физической закалке ребенка. Как пишут античные авторы, каждого новорожденного родители обязаны были приносить на осмотр к специально уполномоченным (геронтам). Здоровых и крепких детей оставляли живых, а слабые подлежали уничтожению.

Иначе выглядела система воспитания в Афинах. Этому городу-государству нужны были не только физически сильные, но и образованные граждане, умеющие вести торговлю, управлять кораблями, общаться с представителями других государств. Большое значение в Афинах придавалось и эстетическому воспитанию, пению, музыке.

Что касается других греческих государств, то они, как правило, вступая в союз с Афинами или Спартой, во многом подражали им в воспитании подрастающих поколений. Главной целью физического воспитания во всех греческих государствах была подготовка воина, средства же этого воспитания были однотипными. [1]

Страны Древнего Востока. Характерной чертой физической культуры стран Древнего Востока была ее военная направленность. Широко применялись различные военные упражнения, также верховая езда, борьба, плавание, охота и некоторые другие виды физических упражнений, близких к военному делу. Так, например, в Египте, в местечке Бени-Гассан, могильнике вельможи обнаружены изображения многочисленных приемов вольной борьбы и фехтования на палках.

Сохранилось очень много памятников с изображениями царской охоты на диких зверей. Эта охота не имела практической ценности, но она должна была прославлять силу и смелость монарха, не боявшегося опасности.

Вместе с тем в странах Древнего Востока среди народа широко были распространены различные акробатические упражнения и другие зрелищные виды физических упражнений. Сила и ловкость ценились очень высоко, интерес к проявлению физических сил у населения всегда был большим. Пользуясь этим, но духовенство связывало физическую культуру с религией, зачастую превращая соревнования в часть религиозных обрядов.[1]

Физическое воспитание в Древнем Риме преследовало чисто практические цели. Оно носило преимущественно военно-прикладной характер и в этом смысле было похоже на спартанское.

До 12 лет дети воспитывались в семье. Отец обучал сына ведению домашнего хозяйства, владению оружием, заботился о воспитании у него таких высокоценимых в Риме качеств, как преданность Родине, послушание, скромность. Средствами физического воспитания были народные игры и упражнения (бег, метания, борьба, фехтование и др.). Получив воспитание в семье, в школах и достигнув 16-- 17-летнего возраста, римские юноши вступали в армию. Система военно-физической подготовки воинов отличалась своим совершенством. Молодые воины и новобранцы рано утром и после полудня упражнялись в применении всех видов оружия. Более взрослые и уже обученные воины упражнялись один раз в день. Использовались следующие упражнения: бой на мечах, упражнения с применением чучел, боевые упражнения с палками, обучение прыжкам при нанесении ударов, умение в три приема подниматься на щит и вновь за ним скрываться, метание копий в чучело, стрельба из лука и метание с помощью пращи в цель, метание специальных боевых свинцовых шаров. Воины часто рубили лес, носили различные тяжести, преодолевали препятствия, плавали, совершали марши в полном походном снаряжении.[1]

Средние века. Охватывают период с конца V до XVII века, когда феодализм был основным общественным строем в наиболее развитых районах. В разное время в различных частях мира народы пришли к новым формам физической культуры.Эти формы соответствовали их изменившемуся образу жизни и общественному строю.
В Китае, Индии, Японии, где большую роль играли традиции, не отказались от старых форм физической культуры, а просто изменили их. Совершенно другое положение сложилось на территории бывшей Римской империи, где преобразование рабовладельческой формации сопровождалось катастрофическими потрясениями. Существовавшие там институты античной физической культуры вступили в противоречие с интересами правящего класса. В Византии были возрождены атлетические соревнования, соревнования на колесницах, наблюдалось увлечение конным поло, которое было взаимствовано у персов.

Образовавшиеся позднее государства славян и венгров создали физическую культуру соответствующую специфическим чертам этих народов. На их культуру оказало влияние более развитых народов, например для русских княжеств это была Византия, а для венгров и поляков - влияние немцев. В основном это было связано с их экономическими и политическими связями.
Различные общественные потребности, условия, местные обычаи создали пестрое многообразие форм физической культуры. Однако из-за общественного строя физическая культура все больше становилась классовой. Обособлялись нормы игр и спортивные занятия, в связи с вассальными отношениями, различиями в жизни городского и сельского населения. Наиболее сильно физическая культура правящего класса развилась там, где для удержания власти от правителя требовались большие физические способности.[1]

Зарубежные системы физической культуры и спорта в период с XVIII в. до настоящего времени

Под влиянием идей Д. Локка и Ж. Ж. Руссо в Германии в конце XVIII -- начале XIX в. началось буржуазное движение -- филантропизм (филантроп -- человек, занимающийся благотворительной деятельностью). Это движение нашло свое выражение в создании школ нового типа -- филантропии. Из представителей этого движения, занимавшихся практическим введением физического воспитания в школе, выдающуюся роль сыграли преподаватели физического воспитания Г. Фит (1763 -- 1836) и И. Гутс-Мутс (1759-1839).

Немецкое гимнастическое (турнерское) движение уходит своими корнями в филантропизм. Оно оформилось в начале XIX в. и связано с именами Ф. Яна и Э. Айзелена. Ян был в большей мере организатором и идейным руководителем, а Айзелен -- практиком и специалистом в области методики гимнастики. Создание немецкой гимнастики в самом начале было направлено на повышение боевой выучки немецкой армии в борьбе с французскими завоевателями (армией Наполеона). С середины XIX в. содержание военной гимнастики перерабатывается применительно к требованиям школьного физического воспитания. Она получила широкое распространение в армии, школах, различных спортивных обществах. В 1811 г. под Берлином (ныне это парк им. Ф.Яна) была построена гимнастическая площадка (турн-плац), оборудованная специальными снарядами -- турниками (перекладинами), параллельными брусьями, конем, шестами, лестницами для лазанья и др. Число занимающихся на площадке достигало 500 человек.

Основателем шведского гимнастического направления является П. Линг. Он изучил древнюю физическую культуру Китая, Скандинавских стран, немецкую гимнастику Нового времени. Исходя из этих сведений, П. Линг классифицировал физические упражнения на основе знаний анатомии и биологии. П. Линг разделял гимнастику на четыре вида: военную, педагогическую, врачебную и эстетическую, но практически создал лишь военную.

Педагогическую гимнастику разработал Я. Линг (сын П. Линга). В 40-х гг. XIX в. он описал технику выполнения и методику преподавания шведской педагогической гимнастики, структуру урока, ввел гимнастические снаряды -- гимнастическую стенку (шведская стенка), скамейку, гимнастическое бревно (бум) и др.

Исходя из представления, что человеческий организм состоит из различных звеньев, создатели шведской гимнастики считали необходимым развивать эти отдельные части тела. Так, все упражнения были разделены на следующие группы: для ног, спины, рук, брюшного пресса, грудной клетки, для развития сердечнососудистой и дыхательной систем и т.д. Предлагаемая структура урока была сложной и состояла из 12--18 частей. В каждой части предусматривалось воздействие на ту или иную часть тела или функциональную систему организма. [1]

Шведская гимнастика была шагом вперед в смысле объяснения упражнений с точки зрения знаний из области анатомии и биологии.

В середине XIX в. начала создаваться сокольская система гимнастики. Это первая значительная славянская система физического воспитания, получившая название “Сокол” -- символ свободы, мужества, независимости. Основателем ее был известный деятель культуры Чехии М. Тырш. Будучи представителем буржуазной интеллигенции, он стремился к объединению и сплочению чешского народа в борьбе за национальную независимость, так как Чехия в то время находилась под владычеством Австрии.

Сокольская гимнастика внесла значительный вклад в создание современной спортивной и художественной гимнастики. Она включала в себя уже известные из немецкой и шведской гимнастики упражнения, но существенно дополнила их рядом других движений.

В сокольской гимнастике была сделана попытка классификации физических упражнений на новой основе. Они подразделялись на четыре основные группы.

Первая группа -- упражнения без снарядов: ходьба, бег, вольные упражнения, строевые упражнения, хороводы, танцы.

Вторая группа -- снарядовые упражнения: прыжки простые в длину, прыжки “атакой” в высоту, прыжки с шестом в глубину, упражнения на козле, столе в длину, коне в длину и ширину с ручками и без ручек, перекладине, брусьях, кольцах на месте и в каче, на ходулях, лестнице, шведской стенке, канатах, шестах, шведской скамье, бревне, шаре, коньках, велосипеде. Упражнения со снарядами: упражнения с различными отягощениями (палками, гантелями, тяжестями, пиками, цепами, киями, молотами, палицами, лопатами, кирками, мотыгами, косами, луками, лестницами, бревном), упражнения в метаниях (копья, диска, молота, куба, ядра, мяча), упражнения с предметами (флажками, флагами, булавами, скакалками).

Третья группа -- групповые упражнения: пирамиды, массовые гимнастические выступления, подвижные игры.

Четвертая группа -- боевые упражнения: фехтование, борьба, бокс, упражнения с сопротивлением.

С конца XIX -- начала XX в. начинается процесс формирования на основе гимнастических движений спортивной и художественной гимнастики. Другими словами, сама гимнастика становится также видом спорта. По существу, мы наблюдаем слияние двух направлений в физической культуре -- гимнастического и спортивно-игрового и образование относительно самостоятельных средств физической культуры -- гимнастики, спорта и игр.

В 20-е гг. в мире возникает новое направление в физической культуре -- профессионально-прикладная физическая подготовка. Физиологами было выявлено, что физические упражнения, перерывы, включенные в трудовой процесс, повышают работоспособность, отодвигают наступление утомляемости, способствуют более быстрому восстановлению, создают подчас монотонным рабочим операциям положительный эмоциональный фон. Под влиянием этих данных уже в 20-е гг. во многих развитых странах начали отстаивать на включении подобных перерывов в виде производственной гимнастики. [1]