Введение
Актуальность. Достижение высоких результатов в спорте в настоящее время не обходится без жестокой соревновательной борьбы, причиной которой является соперничество спортсменов и команд. В процессе жесткой соревновательной борьбы необходимо победить противника и команду противника, и нередко спортсмены используют активные наступательные эмоции, направленные на своего противника. Кроме этого, в некоторых видах спорта, в частности в игровых видах и единоборствах, во время спортивных соревнований спортсмены постоянно чувствуют настоящее противоборство и действуют как противники, для которых характерны интенсивные наступательные эмоции и действия, адресованные сопернику. Каждый спортсмен-участник превращается в живого объекта атакующих действий соперника. В то же время, атакуя или защищаясь, он является субъектом активных действий, которые направлены на то, чтобы сломить противодействие соперника, где одним из средств может стать проявление агрессивных действий.
Во многих видах спорта правила позволяют спортсменам проявлять агрессивность, а в некоторых видах спорта проявление агрессии чередуется с полным отсутствием подобных действий. Таким образом, в спорте, как и в жизни, решение некоторых проблем требуют адекватной степени агрессивности, в то время, как решение других возможно без ее проявления. Однако, некоторые спортсмены не в состоянии сдерживать свою агрессивность в рамках существующих правил и необходимых границ, которые диктуются здравым смыслом. Поэтому смело можно констатировать факт, что проблема человеческой агрессивности в спорте становится все более значимой, а вопрос о необходимости коррекции агрессивных действий спортсмена во время подготовки встает все чаще и чаще.
Несомненно, баскетбол, в отличие от других командных игр - хоккея, футбола, регби и гандбола, является наиболее демократичным, интеллигентным и наименее контактным игровым видом спорта. Однако, как показывают научные исследования нескольких специалистов, в последнее время наблюдается повышение уровня проявления агрессии среди спортсменов-баскетболистов, что в свою очередь говорит об актуальности данной проблемы в баскетболе и необходимости исследований данной проблемы.
Объект исследования - тренировочная и игровая деятельность баскетболистов.
Предмет исследования - агрессия в баскетболе.
Цель исследования - проанализировать влияние агрессии и агрессивных действий на эффективность действий баскетболистов.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что агрессия в баскетболе стала оказывать огромное влияние на деятельность баскетболистов как во время тренировочного процесса, так и непосредственно во время соревнований.
Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) исследовать и проанализировать научную литературу по заданной теме;
2) выбрать необходимые методы исследования и описать их;
3) провести исследование с помощью эффективного применения выбранных методов.
Практическая значимость. Влияние состояния агрессии на результаты баскетболистов неоспоримо, поэтому эффективный контроль агрессивных действий баскетболистов должен приводить к повышению эффективности соревновательной деятельности баскетболистов. Кроме того, объяснение причин и мотивов проявления агрессии в баскетболе поспособствует снижению уровня агрессивности и количества агрессивных действий, проявляемых спортсменами-баскетболистами во время тренировочного процесса и соревновательной деятельности.
Полученные в результате исследования материалы могут быть использованы как тренерами в процессе подготовки спортсменов с целью повышения эффективности соревновательной деятельности, так и игроками для того, чтобы корректировать свое поведение и контролировать свои эмоции во время спортивной деятельности. Также данные могут быть использованы при проведении учебных занятий в курсе дисциплин: психология физического воспитания и спорта, теория и методики физического воспитания в физкультурных вузах.
агрессия баскетбол спортсмен психологический