logo search
Анализ ассортиментной политики турфирмы на примере турфирмы "Туристический мир"

ВВЕДЕНИЕ

Тема дипломной работы определена стремительным развитием рынка туристских услуг, характерными чертами которого на сегодняшний день являются динамичные изменения туристского спроса и предложения. В условиях современного рынка туризма роль и место маркетинга непрерывно возрастают.

В туризме маркетингу уделяется не то внимание, которого он заслуживает в условиях рыночных отношений в России. Именно в туризме предприниматели больше ориентированы на практику и действуют в соответствии с имеющимся у них опытом. Важнейшей причиной такого положения является тот факт, что большинство туристских предприятий до недавних пор могло без особых усилий и маркетинговых исследований постоянно увеличивать и расширять клиентуру и объемы производства туристских услуг. Экстенсивный рост спроса на туруслуги в России обусловленный огромным количественным потенциалом рынка, высоким уровнем образования населения, его готовностью расходовать деньги на отдых с традиционной щедростью русских на отдыхе, в далеком прошлом не служил стимулом к активизации маркетинговой деятельности предприятий туризма.

Насыщенность рынка туризма разнообразными туристическими услугами, острая конкурентная борьба туристических фирм за предпочтения потребителей, возможность предпринимателей самостоятельно определять цели, стратегии, управленческие структуры обусловили необходимость и возможность использования маркетинга в сфере туризма [41. с.21].

Углубление индивидуализации потребительского спроса, переход от массового стандартизованного к дифференцированному предложению туристских услуг и товаров, концентрационные процессы в индустрии туризма обусловливают необходимость обращения все большего внимания на маркетинговые исследования, стратегию и планирование.

Формирование ассортимента - маркетинговый управленческий процесс, требующий повышенного внимания со стороны работников туристской компании и, именно поэтому, постоянный анализ своих услуг есть главная задача организации.

Актуальность темы «Анализ ассортиментной политики турфирмы (на примере турфирмы «Туристический мир») определена тем, что каждого руководителя, прежде всего, интересует конечный результат деятельности фирмы, то есть коммерческий успех предприятия. А успех этот напрямую зависит от того, насколько качественно сформирована ассортиментная политика. Ни одна туристская фирма не может пользоваться только имеющимися в ее ассортименте маршрутами. Постоянно изменяются понятия населения о наилучших видах отдыха, меняется мода на престижные места отдыха, появляются новые курортные районы, новые клиенты приходят с новыми запросами по поводу организации деловых или иных туров в ранее не охваченные данным туроператором регионы [18. с.12].

Основной целью данной дипломной работы является проведение анализа ассортиментной политики турфирмы «Туристический мир».

Объектом исследования являются клиенты турфирмы «Туристический мир».

Для достижения поставленной цели разработаны следующие задачи:

1. дать определение турпродукта как элемента маркетинг-микс турфирмы

2. изучить маркетинговые технологии в системе формирования ассортиментной политики

3. определить основные направления формирования продуктовой стратегии

4. изучить ассортиментную политику турфирмы (на примере турфирмы «Туристический мир») и определить направления ее совершенствования

5. разработать мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики данной турфирмы.

Теоретическая актуальность темы определяет степень научной разработанности данной проблемы. Вопросам комплекса маркетинга посвящено много специализированной литературы и прежде всего труды Г.А.Папиряна «Международные экономические отношения: маркетинг в туризме», А.С. Запесоцкого «Стратегическое планирование в туризме», И.И.Ополченова «Маркетинг в туризме: Обеспечение рыночной позиции», Сапруновой «Туризм: эволюция, структура, маркетинг», Р.Б. Ноздревой, Л.И Цыгичко «Маркетинг: как побеждать на рынке», Федько В.П., Федько Н.Г. «Основы маркетинга», Стаханов В.Н., Стаханов Д.В. «Маркетинг сферы услуг» и другие работы.

Издан ряд работ по теоретическим основам и технологиям маркетинга. Особый интерес в контексте данной проблемы представляют труды В.С. Янкевича и Н.Л. Безруковой «Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме» и «Прикладной туроперейтинг» Д.С. Ушакова, Исмаева Д.К. «Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм».

Проблемы формирования и управления ассортиментом на предприятиях изучались в трудах многих зарубежных авторов: Альберт М., Ансофф И., Бланк И., Грейсон Дж., Гроув Э., Дихтель Е., Котлер Ф., Карлоф Б., Кессон Г., Линдсей Д., Мескон М., Портер М., Стюарт Г., Хедоури Ф., Хоскинг А., Швальбе X., Эванс Д. и прочих.

Имеется ряд научных публикаций отечественных авторов: Боголюбов B.C., Васильев Г.А., Дурович А.П., Зорина Г.И., Ильенкова С.Д., Кабаков B.C., Костоглодов Д.Д., Краюхин Г.А., Крутик А.Б., Лунев В.Л., Маслова Т.Д., Пешкова Е.П., Пузыня К.Ф., Цветков А.Н., Юданов А.Ю. и др.

В качестве методов исследования в данной дипломной работе использованы метод анализа литературы по исследуемой проблеме и метод анкетирования.

Данная дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, ставится цель, определяются задачи и методы научного исследования, определяются ее теоретическая и практическая значимость.

В первой главе рассмотрена ассортиментная политика в системе маркетинговой деятельности турфирмы: турпродукт как элемент маркетинг-микс турфирмы, маркетинговые технологии в системе формирования ассортиментной политики, формирование продуктовой стратегии. Во второй главе изучаются маркетинговые технологии формирования ассортиментной политики (на примере турфирмы «Туристический мир»): ассортиментная политика туристской фирмы, направления совершенствования ассортиментной политики.

В заключении сделаны основные выводы по дипломной работе. Список использованной литературы содержит 51 источник.

Приложение содержит анкету, таблицы и графики, обеспечивающие большую наглядность представленного теоретического и практического материала. Теоретическая значимость работы заключается в том, что значительный, разрозненный теоретический материал объединен в единую систему в соответствии с выбранной темой и может быть использован студентами в качестве дополнительного источника информации в ходе подготовки к семинарам и лекциям.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в процессе совершенствования ассортиментной политики турфирмы «Туристический мир» и тем самым способствовать повышению эффективности работы и укреплению ее конкурентных позиций на рынке.