logo search
Анализ внешней среды в процессе разработки стратегии на примере ООО "Аш Ти Эс Тревэл"

1.5 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Основным формой отчетности анализа финансовых результатов торгового предприятия является форма №2 «Отчёт о прибылях и убытках».

Для более полного анализа нам необходимо будет заполнить данную форму. Для этого нам нужны такие показатели как:

· себестоимость;

· выручка;

· прибыль от реализации;

· стоимость основных производственных фондов;

· рентабельность производства;

· рентабельность продаж;

Себестоимость в нашем случае включает в себя: заработную плату, обязательные страховые взносы, затраты на аренду помещения, коммунальные платежи, амортизацию и расходы на прочие нужды.

Помещение, в котором располагается фирма небольшое, составляет 36 квадратных метров. Из 2-х комнат. Первая комната, где непосредственно общаются менеджеры с клиентами 14 кв. метров, вторая комната, где находится директор и менеджер по маркетингу, 9 кв. метров. Аренда помещения в месяц помещения в 2013 году составляла 600 рублей за кв. метр (15 000 рублей в месяц/ 180 000 рублей в год), с 2014 года - 650 рублей за кв. метр (16 250 рублей в месяц/ 195 000 рублей в год).

Офис имеет необходимую оргтехнику и мебель. Данные о затратах на основные средства указаны в Приложении 1.

Коммунальные платежи составляют 3 000 рублей в месяц (36 000 рублей в год).

Прочие расходы составляют 10 000 рублей в год.

Амортизация начисляется на основные средства в соответствии с Налоговым кодексом РФ, таким образом, начисление амортизации осуществляется на основные средства со сроком полезного использования более 12 месяцев и со стоимостью более 10 000 рублей. По данным критериям у нас проходят только компьютеры со сроком полезного использования 5 лет, следовательно, годовая норма амортизации будет равна 20% от первоначальной стоимости.

?амортизационных отчислений за год: 74 240 *20% / 100%= 14848 руб.

?амортизационных отчислений за мес.: 14848/ 12 = 1238 руб.

Таким образом, на амортизацию будет отчисляться 14848 руб. в год.

Рентабельность -- это относительный показатель эффективности оказания услуг, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчет показателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Таким образом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективности деятельности туристского предприятия.

Фондоотдача - это финансовый коэффициент, характеризующий эффективность использования основных средств организации. Фондоотдача показывает, сколько выручки приходится на единицу стоимости основных средств.

Для полного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия нам необходимо будет рассчитать чистую прибыль нашей организации. Для удобства расчетов я сформировала небольшую таблицу, в которой систематизировала денежные показатели организации (Таблица 1.6.).

Схема расчета чистой прибыли предприятия (расчёты ведутся в рублях).

Прибыль рассчитывается в соответствии с формой № 2 «Отчёт о прибылях и убытках за год» (Таблица 1.6.).

2013 год

2014 год

1

Выручка от продаж

24 942 620.6

18 530 878.5

2

Расчеты с туроператорами

18 219 698

13405529

3

Заработная плата 1 315 200

Обязательные социальные выплаты 394 560

Аренда 180 000/ 195 000

Коммунальные платежи 36 000

Амортизация 14 848

Прочее 10 000

1 950 608

1 965 608

4

Валовая прибыль 1-(2 + 3)

4 772 314.6

3 159 741.5

5

Расходы на рекламу (коммерческие и управленческие расходы)

12 000

12 000

6

Прибыль от продаж (4-5)

4 760 314.6

3 147 741.5

7

Операционные доходы и расходы;

Внереализационные доходы и расходы

0

0

8

Прибыль до налогообложения (6-7)

4 760 314.6

3 147 741.5

9

Чрезвычайные расходы

0

0

10

Налог на прибыль (20%)

952 062.92

629 548.3

11

Чистая прибыль (8-10)

3 808 251.68

2 518 193.2

Для проведения анализа организации составим таблицу, в которой отследим динамику развития за последние 2 года (Приложение 2). Сравнивая показатели за 2013 и 2014 годы, мы наблюдаем отрицательную динамику. Это связанно с уменьшением спроса на туристический продукт. Так же здесь имеет влияние непростая экономическая ситуация в стране. Введение Европой санкций против России очень повлияло на отношение россиян к поездкам в их страны, а изменение падение курса нашей национальной валюты по отношению к международным оказало влияние на ценовую политику туроператоров. Таким образом снизилось количество оказанных услуг, следовательно и количество прибыли.

Раздел 2. Анализ? рынка? услуг? по? профилю? действия? объекта

2.1 Анализ? рынка? туристических услуг? Российской Федерации

Глава Росстата Александр Суринов приказом от 12 августа 2014 г. утвердил официальную статистическую методологию оценки числа въездных и выездных турпоездок. Разработана она в целях формирования статистической информации, соответствующей международным рекомендациям.

Если коротко, то считать по новой системе надо так. Для определения числа въездных турпоездок необходимо из общего числа поездок, совершенных иностранными гражданами в Россию, исключить въехавших на постоянное место жительства, с целью трудоустройства, прохождения курса долгосрочного обучения, военнослужащих, а также посетивших нашу страну в качестве членов экипажа/команды/персонала общественных видов транспорта. Аналогично вычисляется и выезд за рубеж.

При этом данные по въезду и выезду граждан должна предоставлять Пограничная служба ФСБ России, по приезжающим и выезжающим на работу - Федеральная миграционная служба, по численности иностранных студентов в вузах и средних специальных учебных заведениях - Минобрнауки, а по количеству студентов, обучающихся за рубежом - Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). То есть раздобыть все нужные для правильного подсчета сведения - это теперь отдельная история.

Тем не менее, Ростуризм на днях опубликовал данные по въезду и выезду за первое полугодие, вычисленные по новой методике. Однако никакой информации эти цифры не несут, поскольку представлены не в динамике - без какого-либо сравнения с аналогичным периодом прошлого года. То есть сравнивать-то можно, но с цифрами, выведенными «по-старому», что совсем не корректно.

Поэтому решили мы пока сработать по-старинке: проследить динамику выезда за рубеж только с целью туризма - в первом полугодии текущего и предыдущих годов. По крайней мере, турбизнесу это поможет сориентироваться в ситуации.

Прежде всего, в первом полугодии на 9% уменьшился общий выезд россиян за рубеж: 21 млн. 614,5 тыс. в этом году против 23 млн. 722,3 тыс. за аналогичный период прошлого.

Выезд с целью туризма тоже сократился, но всего на 3%: за шесть месяцев россияне совершили 8 млн. 293 тыс. поездок против 8 млн. 522,6 тыс. в первом полугодии 2013. Снижение этого показателя мы наблюдаем впервые со времен кризисного 2009 года. Правда, тогда падение по сравнению с первым полугодием 2008-го составило почти 23%.

В первом полугодии 2014 из 30 наиболее популярных направлений снижение показал только Китай. В этом году минусов в таблице значительно больше. При этом нельзя сказать однозначно, что в первую очередь упала Европа - из-за курса валюты и санкционных угроз. Все перемешано. Германия, Греция, Чехия, Финляндия, Франция, Австрия показатели снизили, а Италия, Испания, Кипр, Болгария, Швейцария, Черногория, Венгрия чуть-чуть, но все-таки подросли. Прибавила даже Великобритания, несмотря на многочисленные проблемы с визами, которые начались ранней весной.

Чтобы определить, есть ли все-таки общее снижение по Европе, мы сложили данные по странам Евросоюза (без Ирландии и Люксембурга, их в таблице Росстата не оказалось). Получилось, что в первом полугодии 2013 туда из России в ЕС всего с разными целями было совершено 9041,9 тыс. поездок, а в этот же период 2014-го - 8817,9 тыс., то есть на 2,5% меньше. А вот с туризмом дело похуже: 3419 тыс. и 3119,9 тыс. поездок соответственно, то есть Европа потеряла почти 9% российского турпотока.

Также перемешаны и долларовые направления. В любом случае, официальные цифры минусов не зашкаливают, хотя туроператоры уже в первом полугодии сетовали на плохой спрос. Понятно, что нельзя сбрасывать со счетов самостоятельных туристов. Но и показатели роста чаще всего совсем не большие.

Не будем принимать во внимание таинственные скачки показателей по Финляндии и Литве - это, видимо, проблемы подсчета, требующие уточнений.

Рассмотри статистику выезда россиян за последние годы (таблица 2.1.)

Таблица 2.1. Выезд россиян за рубеж с целью туризма в I полугодии 2014-2009 гг. (тыс. поездок).

«Тенденция к самостоятельной организации отдыха идет из Европы. Сегодня большинство жителей Старого Света не обращаются к туристическим агентствам, и популярная ранее система отдыха «все включено» больше не является у европейцев приоритетной, - прокомментировала текущую ситуацию на туристическом рынке Ирина Рябовол, официальный представитель туристического метапоиска momondo в России. - Так, наш опрос показал, что формат all-inclusive выбирают лишь 10% норвежцев, 19% датчан, 24% англичан, 31% немцев и 32% французов». (Метапоиск - это поисковая система, которая в отличие от классических поисковых машин не имеет собственной базы данных и собственного поискового индекса, а формирует поисковую выдачу за счет смешивания и переранжирования результатов поиска других поисковых систем).

Все больше наших сограждан стали интересоваться внутренними направлениями. Статистика говорит о перераспределении долей внешнего и внутреннего туризма за период с июня по сентябрь 2014 года по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. В 2013 году на перелеты внутри страны приходилось только 37% всех поисковых запросов, а в 2014 году таких запросов стало уже 54%. Этим летом россияне выбирали Симферополь, Сочи, Санкт-Петербург. Также вырос спрос на Краснодар и Анапу. Кроме этого, в ТОП-30 летних направлений неожиданно вошли Калининград и Владивосток.

Тем не менее, такие направления, как Турция, Греция, Египет остаются востребованными, правда, уже не так, как раньше. Опрос показал, что самый активный спрос на эти варианты для отдыха приходится на август (44%), июль (39%) и сентябрь (30%). И несмотря на сложившуюся ситуацию в туристической индустрии, пакетные туры по системе «все включено» выбирают 44% российских туристов, отправившихся отдыхать в эти курортные страны.

Вместе с этим наши сограждане стали более требовательны при выборе места для отдыха. Все меньше людей довольствуется только одним возможным направлением для путешествия, авиаперевозчиком и отелем. По нашим данным, лишь 23% наших сограждан выбирают определенную авиакомпанию и 8% останавливаются в одних и тех же отелях, чтобы воспользоваться привилегиями постоянных клиентов. Большинство россиян теперь предпочитают сравнивать несколько вариантов перелетов, анализировать их, подбирать наиболее удобное время суток и т.д.

Также наблюдаются значительные изменения с трудоустройством в туризме.

На фоне «волнений» в туристической отрасли России портал TRN и рекрутинговый портал Superjob.ru в рамках совместного проекта провели аналитическое исследование, посвященной рынку труда в туризме. Если прошлый 2013 год был ознаменован невероятной активностью как работодателей, так и соискателей, то в этом году ситуация выглядит иначе.

Динамика вакансий указана: 2013 год против 2014 года.

Как полагают аналитики Superjob.ru, всплеск числа вакансий, размещенных на портале летом прошлого года, объясняется колоссальной туристической активностью россиян. По данным официальной статистики, в первом полугодии 2013 года россияне совершили на 32% больше зарубежных поездок, чем за аналогичный период 2012 года. Стоит отметить, что более высокие показатели отмечались только в 2010 году. Увеличение турпотоков продиктовало необходимость расширения штата сотрудников в туристических компаниях и привело к росту числа вакансий на рынке.

В настоящее время туристическая отрасль переживает кризисный период. Активность работодателей на рынке труда в первом полугодии 2014 была минимальна. Эксперты прогнозируют, что к концу года возможно снижение показателей до 90-95% от уровня января 2013 года. Накладывается еще и сезонная тенденция. Ведь осенью и зимой работодатели, как правило, стараются не расширять штат (таблица 2.2.)

Таблица 2.2. Динамика числа вакансий 2013- I полугодие 2014 года.

Крайне низкую активность в этом году проявляют и специалисты (таблица 2.3.).Аналитики объясняют этот тренд влиянием сложной политико-экономической ситуации в мире.

«Россияне не спешили менять работодателя, гарантируя тем самым себе постоянный доход и занятость на случай кризиса. Несмотря на банкротство нескольких крупных игроков, всплеска числа резюме пока не зафиксировано. В июле произошел небольшой прирост числа резюме (+5%), но прошлогодние показатели все равно не достигнуты. Скорее всего, оживление рынка и выход большего числа кандидатов произойдет в только начале осени», - отмечают в Superjob.ru.

Таблица 2.3. Динамика числа резюме 2013- I полугодие 2014 года.

Таблица 2.4. Динамика соотношения «предложение / спрос»

Пока конкурс на одну вакансию сравнительно невелик и составляет 6,4 резюме на одну вакансию. Но это выше, чем в июле прошлого года на 2,4 пункта.

Таблица 2.5. Соотношение «предложение / спрос» в городах-миллионниках.

Город

Соотношение «предложение / спрос»

Москва

6,3

Санкт-Петербург

6,4

Волгоград

10,0

Екатеринбург

5,6

Казань

5,2

Нижний Новгород

6,6

Новосибирск

4,2

Ростов-на-Дону

8,8

Омск

5,7

Пермь

2,0

Самара

4,3

Уфа

12,2

Челябинск

5,4

В Москве и Санкт-Петербурге конкурс на рабочие места в данном сегменте такой же, как и в целом по России. Самое низкое значение показателя - в Перми (2,2 резюме на вакансию соответственно). Сложнее всего с поисками работы представителям сферы туризма в Уфе, Волгограде и Ростове-на-Дону (12,2, 10,0 и 8,8 резюме на вакансию соответственно) (таблица 2.5.).

В целом по стране на переезд готовы 20% представителей туристической отрасли. При этом по 42% вакансий принимают иногородних сотрудников. Наиболее мобильны соискатели из Омска и Перми (30,8% и 29,5% соискателей готовы к переезду). Чаще всего иногородних соискателей приглашают в Уфу (48% вакансий), реже всего - в Санкт-Петербург (9,5%).

Большинство соискателей работы в сегменте «Туристические продукты и услуги», как и раньше, - женщины (79,1%). Чаще всего это специалисты в возрасте до 24 лет (44,6%). Как правило, большинство из них не состоят в браке и не имеют детей. Более 64% желающих работать в туризме имеют высшее образование. На хорошем уровне английский язык знают более трети соискателей (37,2%), а свободно общаться на нем могут лишь 8,9%. Интересно также, что 3 из 5 соискателей (59,2%) на момент поиска работы уже трудоустроены.

Среднее зарплатное ожидание соискателя (по России) составляет 35000 руб. в месяц, в Москве - 45000 руб. Последние не соответствуют действительности.

Чаще всего работодатели ищут персонал в сегменте «Туристические продукты и услуги» своими силами (90% вакансий размещено работодателями напрямую). Среди них наиболее активны небольшие компании с численностью до 100 человек (68% вакансий прямых работодателей). Большей частью это туристические фирмы и отели.

Выводы по аналитической части анализа

Мировой опыт развития туризма показывает, что эта индустрия входит в число приоритетов всех развитых государств мира. Все более прочные позиции занимает туризм и в развивающихся странах.

Цель политики развития сферы туризма на ближайшие годы состоит в формировании современного конкурентоспособного туристского комплекса, удовлетворяющего потребности как российских, так и иностранных граждан в туристских услугах.

Для формирования современной стратегии продвижения туристского продукта на международном рынке следует предпринять:

- широкомасштабное проведение рекламно-информационной кампании в средствах массовой информации;

- организация презентаций туристских возможностей России в странах, направляющих туристов в Россию;

- организации сети информационных центров для туристов различных стран в местах прохождения наибольших туристских потоков;

- формирования современной статистики туризма.

Положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т. е. не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса.