logo search
Анализ деятельности туристической фирмы "Мир Чудес"

4. Анализ деятельности туристической фирмы "Мир чудес" по оказанию услуг международного туризма

Туристская компания "Мир чудес" совмещает функции туроператора и турагента. В качестве туроператора компания работает на въезд, то есть предоставляет туристские услуги иностранным гражданам в Россию через турагентов, находящихся за пределами РФ. В выездном направлении "Мир чудес" организует свою деятельность как турагент (рисунок 6) [4].

Рисунок 6 - Схема организации международного туризма в ООО "Мир чудес"

Для реализации туристского продукта компании требуется прибегать к помощи посредников. В качестве посредников и основных деловых партнеров "Мир чудес" выступают туроператоры, турагентства, гостиницы, авиакомпании. На сегодняшний день, существуют недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:

Проанализировав сложившуюся ситуацию, можно сделать вывод, что одной из причин, сдерживающей развитие въездного и внутреннего туризма в Хабаровском крае, является отсутствие мотивированного интереса турфирм к продвижению внутреннего турпродукта края, то есть для продавца турпродукта, как коммерческой организации, основной целью деятельности которой является извлечение прибыли, не имеет значения за счет реализации какого товара (услуги) организация получит желаемый размер прибыли (за продажу путевки жителю Хабаровского края в КНР или продажу путевки тому же жителю, к примеру, в город Амурск).

Другой немаловажной причиной, тормозящей развитие туристкой отрасли в крае, является отсутствие целенаправленного подхода к продвижению внутреннего турпродукта и имиджа края, как туристско-рекреационной зоны со своим узнаваемым товарным знаком.

В связи со сложившейся ситуацией, есть необходимость разработки маркетинговой стратегии продвижения турпродукта Хабаровского края на внутреннем и международном рынках, основанную на результатах маркетинговых исследований и осуществлении государственной политики края, ориентированной на стимулирование турфирм, реализующих внутренний турпродукт с более высоким качеством и относительно невысокой конкурентной ценой.

В крае принята государственная программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 годы)" (с изменениями на 22 октября 2014 года), в соответствии с которой решение проблем развития Хабаровского края как туристской территории полностью соответствует приоритетам социально-экономического развития края, обозначенным в Стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года.

В сфере туристического бизнеса, как и в любой другой отрасли, идет острая конкурентная борьба. Сеть Internet предоставляет агентствам и отдельным людям широкие возможности при выборе маршрутов. Агентства авиакомпаний предлагают билеты со скидкой, создавая повышенную конкуренцию цен. Вследствие этого вновь создаваемые компании должны затрачивать на первом этапе все больше денежных средств. Кроме того, обостренная конкуренция вынуждает мелкие туристические агентства искать узкую специализацию, в которой они могли бы извлекать большие доходы, не вступая в борьбу с крупными туристическими фирмами.

В турфирме "Мир чудес" применяются различные способы связи с аудиторией, а именно: интервью по телефону, анкеты, рассылаемые по почте, личные интервью, групповые интервью. Выбор способа связи с аудиторией зависит от целей, задач исследования.

Опросы проводятся обычно для выявления предпочтений клиентов о качестве или ассортименте предоставляемых услуг. Это позволяет турагентству определиться в выборе маркетинговых воздействий.

Для проведения опроса турагентство приглашает временных работников. Чаще всего приглашаются старшеклассники или студенты, поскольку выполнение этой работы не требует квалификации.

Иногда турагентство приглашает для этой цели квалифицированных специалистов, однако такое привлечение должно быть хорошо продуманно и обоснованно, так как затраты на использование специалиста должны окупиться.

Прежде всего, были проведены исследования, направленные на формирование "портрета" потребителя фирмы. Во-первых, в результате анкетирования была выяснена возрастная структура потребителей (рисунок 7).

Рисунок 7 - Структура клиентов в ООО "Мир чудес" (по возрасту)

Как видно из диаграммы, наибольший удельный вес в структуре потребителей турагентства занимают люди в возрасте от 19 до 30 лет - 45% от общего количества опрошенных.

Рисунок 8 - Структура клиентов в ООО "Мир чудес" (по продолжительности поездок)

Наиболее популярными поездками являются поездки продолжительностью до двух недель (рисунок 8).

Турфирма проектирует свою деятельность на основании данных, полученных в результате собственных исследований (турфирмой иногда проводятся маркетинговые исследования относительно конкурентной среды, ценовой политики турфирм-конкурентов), а также с помощью информации, полученной из различных источников - Интернет, печатные издания, теле-радиоинформация.

В настоящее время туризм является одним из перспективных и динамично развивающихся секторов экономики Хабаровского края. Хабаровский край обладает существенным туристским и рекреационным потенциалом: здесь много природных достопримечательностей, край изобилует историческими и просто живописными местами, а также богат целебными минеральными источниками, привлекает удивительным животным миром. По его территории протекает одна из крупнейших рек азиатско-тихоокеанского региона - река Амур. Эксперты считают, что в рейтинге привлекательности для туристов регион уверенно входит в первую десятку.

Ежегодно наш край посещают граждане более чем из 20 стран мира (кроме стран СНГ), около 50 процентов которых прибывает на срок продолжительностью до 3-х дней, свыше 40 процентов - на срок более 7 дней. Основными странами благодаря географическому расположению Хабаровского края традиционно остаются Китайская Народная Республика, Япония и Республика Корея [11]. Последнее время отмечают тенденцию роста въездного туризма, но он происходит очень медленно (рисунок 9).

Рисунок 9 - Динамика въездного туризма Хабаровского края

За последние 5 лет в крае отмечена устойчивая тенденция роста международного туристского потока, включающего в себя въезд иностранных туристов и выезд жителей края за рубеж.

В 2013 году с туристской целью край посетили граждане более, чем 26 стран, в том числе: Австралии, Канады, Китайской Народной Республики и Гонконга, Республики Корея, Сингапура, Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки и Японии.

Туркомпаниями, в том числе турфирмой "Мир чудес", разработан широкий спектр туров по Хабаровскому краю, включающих в себя как посещение основных объектов туристского показа: Хабаровский краевой музей им.Н.И. Гродекова, Дальневосточный художественный музей, музей истории Амурского моста, "Приамурский" Зоосад им.В.П. Сысоева, спортивно-стрелковый комплекс "Карьер", стрелковый комплекс "Князе-Волконский", туркомплекс "Заимка", культурный центр "Русская деревня", турбаза "Усадьба Манома", Большехехцирский государственный природный заповедник, одно из древнейших нанайских селений на р. Амур - село Джари (1647 год), петроглифы в нанайском селе Сикачи-Алян, так и культурно-развлекательных мероприятий, проводимых в крае: выставки, фестивали, театральные и цирковые представления, спортивно-зрелищные мероприятия, проводимые в СЗК "Платинум Арена" и СЛК "Ерофей" и др.

Благодаря территориальной близости, регулярному транспортному сообщению, а также исторически сложившимся экономическим и дружественным отношениям, ведущими партнерами края в сфере туризма традиционно остаются: Китайская Народная Республика, Япония и Республика Корея. Доля указанных стран ежегодно превышает 62 % в общем объеме международного туристского потока края.

В 2013 году число туристов из КНР, посетивших край, увеличилось на 4,7 % по сравнению с 2012 годом и составило 9тыс. человек [12]. Большинство туристов - граждан КНР посещают Хабаровский край как с куль-турно-познавательными целями (экскурсии по городам: Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Ванино, Советская Гавань, Амурск), так и спортивно - развлекательными (посещение спортивных и зрелищных мероприятий, фестивалей, наиболее популярным среди которых является Международный фестиваль духовых оркестров "Амурские волны"). Средний срок пребывания китайских туристов в крае - три дня. В целях повышения качества обслуживания иностранных гостей и увеличения въездного турпотока из Китайской Народной Республики на территорию Хабаровского края министерством культуры во взаимодействии с турбизнесом в течение года проведены следующие мероприятия.

1. На базе Хабаровского краевого музея им.Н.И. Гродекова для туроператоров въездного туризма и гидов-переводчиков со знанием китайского языка организован круглый стол на тему "Особенности разработки туристских и экскурсионных маршрутов на территории Хабаровского края для китайских туристов" (апрель). В рамках круглого стола лучшие краеведы и китаеведы поделились своими знаниями в области историко-культурных ресурсов края для их использования при составлении новых турпродуктов.

2. В соответствии с планом международных мероприятий между Хабаровским краем и провинцией Хэйлунцзян на 2013 год в г. Харбине состоялись переговоры с управлением по туризму данной провинции по вопросам развития приграничного туризма (май). По итогам переговоров достигнута договоренность о содействии китайским туроператорам в получении актуальной информации о новых турах по Хабаровскому краю, совместной проработке вопроса о порядке движения китайских речных (круизных) судов по приграничным рекам Уссури и Сунгари Амурского водного бассейна.

3. Организован прием китайской делегации из г. Фуюань - участников выставки "Архитектура, стройиндустрия Дальневосточного региона-2013" (г. Хабаровск, май).

ООО "Мир чудес" - туроператор, занимающийся продажей туристских услуг на российском рынке. Как известно, в туризме выделяют несколько сезонов: высокий, низкий и мертвый. К высокому сезону, а именно к лету 2015, специалисты ООО "Мир чудес" решали создать новый турпродукт.

Изучив информацию, проведя маркетинговое исследование рынка и выбрав целевой сегмент, было решено открыть новое для себя направление: озеро Амут [15]. Первая и главная причина выбора данного курорта - его расположение. Амут - высокогорное оползневое озеро расположенное в Солнечном районе Хабаровского края, в 7 км от посёлка Горный, и примерно в 60 км от города Комсомольск-на-Амуре. А также, подарит Вам незабываемые минуты прогулок по озеру "Амут", рыбалку, походы на гору Шапка Мономаха и к красивейшему водопаду. А тишина и прохлада горного воздуха спасёт Вас от летней жары, суеты и городского дыма.

Для людей предпочитающих активный отдых у нас работает прокат велосипедов и другого спортивного инвентаря.

На территории базы имеется несколько беседок оборудованных мангалом. Горное озеро Амут расположено в центральной части хребта Мяо-Чан (Мяочан) на высоте около 740 метров. Озерная котловина образовалась в тектоническом разломе между двумя крупными базальтовыми плато. Вершины, окружающие озеро, достигают высоты 900-1100 метров. С высоты около 880 метров начинается исток реки Амут. Она впадает и вытекает из < озера. Длина озера 450 метров, ширина 130 метров.

Характерная черта Амута - это его неоднородность по термическому режиму. В летний период наблюдается непостоянство температурных показателей (до 5-6°С) в верхних слоях воды из-за сгононагонных явлений. В целом в характерны низкие температуры. Прозрачность воды различна и определяется интенсивностью водообмена и степенью развития планктона. Это самое чистое и прозрачное озеро в Амутской котловине.

Изучив схожие предложение конкурентов и оценив свои возможности, ответственные сотрудники "Мир чудес" решили, что их продукт следовательно будет максимально экономичным, ориентированным на молодежь. Это размещение в демократических гостиницах уровня трех звезд, перелет эконом-классом и групповой трансфер.

Для расчета тура мы взяли период в 7 дней (недельный отдых), гостиницу класса 3 звезды, двухразовое питание (завтрак и ужин), включили в стоимость групповой трансфер, затраты на авиабилеты. Помимо этого в стоимость тура входят некоторые экскурсии по озеру Амут.

Итак, программа недельного тура выглядит следующим образом:

1 день: сбор в международном аэропорту Шоудум, г. Пекин в 4: 10, прибытие в международный аэропорт Хабаровск-новый в 9: 20. Групповой трансфер до г. Хабаровска. С 12.00 до 13.00 обед в в ресторане Хабаровск. В 14.00 встреча с гидом, для дальнейшей поездки в Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова. В 19: 00 ужин и выезд на комфортабельном автобусе в г. Комсомольск-на-Амуре.

2 день: 04.00 прибытие в г. Комсомольск-на-Амуре. Групповой трансфер до озера Амут.07: 00 - 10: 00 - завтрак. В 11.00 встреча в холле гостиницы с гидом, который объяснит, что и где расположено на территории спортивно-туристической базы Амут, где можно взять на прокат велосипеды, куда можно сходить пообедать. Далее - свободное время. С 19.00 до 22.00 ужин, включенный в стоимость проживания.

3 день: 07.00 - 10.00 - завтрак. В 11.00 сбор у главного входа в гостиницу, для дальнейшей поездки на экскурсию по территории озера Амут, поход на гору Шапка Мономаха и к красивейшему водопаду. Возвращение в гостиницу в 16.00. С 19.00 до 22.00 - ужин.

4 день: 07.00 - 10.00 - завтрак. До ужина у туристов есть свободное время для того, чтобы съездить на рыбалку и насладиться красивыми видами озера Амут. С 19.00 до 22.00 - ужин.

5 день: 07.00 - 10.00 - завтрак. Свободное время для прогулки по озеру Амут, в прокат можно взять велосипеды. С 19.00 до 22.00 - ужин.

6 день - 07.00 - 10.00 - завтрак. В 12.00 - выписка из гостиницы, сдача номеров. В 14.00 - выезд в г. Комсомольск-на-Амуре. В 15.30 - прибытие в г. Комсомольск-на-Амуре, обзорная экскурсия по городу, ужин. В 24: 00 выезд в г. Хабаровск.

7 день: 07.00 - прибытие в г. Хабаровск. 08: 00 - 09: 00 - завтрак. 10.00 - обзорная экскурсия по г. Хабаровск, прогулка по набережной, посещение пл. Славы. 13: 00 - обед. С 14: 00 - 20: 00 свободное время для прогулок по городу, покупки сувениров и т.д. В 20: 30 встреча на пл. Славы, трансфер до международного аэропорта Хабаровск - новый. завтрак. 24: 00 вылет из г. Хабаровск. 02: 00 прибытие в международный аэропорт Шоудум, г. Пекин.

Теперь, когда программа составлена, подсчитаем стоимость тура как на одного человека (таблица 6).

В первой графе указана стоимость проживания в гостиницы класса 3*, во второй - перевозка, то есть стоимость авиабилетов Пекин-Хабаровск-Пекин, стоимость трансферта Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск и группового трансфера Комсомольск-на-Амуре - озеро Амут - Комсомольск-на-Амуре.

В третьей - питание: завтрак и ужин в ресторане гостиницы, шведский стол. Четвертая графа - экскурсии - в стоимость тура включены экскурсии: в музей им. Гродекова и две обзорные экскурсии.

Пятая графа - прямые затраты - общая стоимость всех выше перечисленных услуг. Косвенные затраты, то есть затраты на рекламу, разработку и продвижение тура, составляют 7% от суммы прямых затрат. Полная себестоимость - сумма прямых и косвенных затрат. НДС составляет 18% от полной себестоимости тура. Также в стоимость тура заложена прибыль ООО "Мир Чудес" - 15%. Итоговая сумма полной себестоимости с учетом НДС и прибыли компании и будет продажной стоимостью тура на оз. Амут [15].

Таблица 6 - Стоимость тура на озеро Амут на одного человека

Наименование калькуляционных статей

%

В стоимостном выражении (рубли)

На 1 человека

1

Размещение

6.000

2

Перевозка

13.500

3

Питание

3.000

4

Экскурсии

1.000

5

Прямые затраты

23.500

6

Косвенные затраты

7

1.645

7

Полная себестоимость

25.145

8

НДС

18

4.526

9

Прибыль

15

3.771

10

Продажная стоимость тура

33.442

В турфирме отсутствует маркетинговое планирование. В организационной структуре ООО "Мир чудес" отсутствует маркетинговый отдел, поэтому всю работу, связанную с исследованием рынка, изучением спроса и потребностей потенциальных заказчиков услуг, осуществляют менеджеры по въездному и выездному туризму. Решение маркетинговых задач сотрудникам фирмы, некомпетентными в области международного маркетинга, может привести к тому, что какие-то отдельные моменты не будут до конца рассмотрены. Вследствие чего компания не сможет реализовать свои услуги в том месте, в таком количестве и такого качества, а также в такое время и по таким ценам, которые максимально устраивали избранную группу международных туристов.

Реклама на радио дается в летний период, совместно с другими туроператорами (при организации чартерных рейсов). Реклама на телевидении отсутствует в силу своей высокой стоимости.

Развитие въездного туризма на территории Хабаровского края находится в стадии разработки, однако уже сейчас существуют турфирмы г. Хабаровска, которые занимают лидирующие позиции в данном сегменте:

ѕ Единое агентство путешествий - туроператор по внутреннему и въездному туризму,;

ѕ Туристическая компания "Азбука путешествий";

ѕ ООО Туроператор "Лагуна-тур";

ѕ ООО "Дальтуризм";

В настоящее время компания является многопрофильным туроператором г. Хабаровск, стабильно работающим на рынке выездного и местного туризма по всем направлениям туристской деятельности. Турфирма "Мир чудес", являясь туроператором, формирует свои турпродукты:

ѕ Хабаровский край;

ѕ Приморский край;

В турфирме с клиентами работают высококвалифицированные специалисты - менеджеры, которые могут дать ответ на любой интересующий вопрос. Менеджеры подразделяются на специалистов, работающих по въездному и выездному туризму.