logo search
Анализ историко-культурного и природно-рекреационного потенциала Орехово-Зуевского района Московской области

1.3 Позитивные условия развития туризма в малых городах

При разработке туристических маршрутов в малых городах используются не только природные, культурные или рекреационные особенности региона, но и уникальные ресурсы - истории, легенды, связанные с известными личностями и событиями.

Одним из главных и наиболее важных позитивных условий развития туризма в малых городах является наличие самобытной культуры и традиций, которые жители мегаполисов стали постепенно забывать. Ведь люди, населяющие большие города, слишком затронуты европеизацией и подвержены влиянию средств массовой информации и пропаганде «комфортной жизни». Поэтому в бешеном ритме повседневных забот культурные ценности и традиции нашей нации постепенно забываются, а история предков становится с каждым днем все менее важной.

На сегодняшний день ни для кого не секрет, что жители крупных городов уже давно предпочитают путешествия заграницу и по крупным туристическим центрам России, однако наличие огромного потока туристов в таких городах постепенно приводит к тому, что люди начинают искать альтернативные места отдыха, где бы было не так много людей. Психологи считают, что это вполне естественная потребность человека: отдыхать в ритме противоположном рабочему. То есть людям, чей рабочий день протекает в спокойном и монотонном повторении определенных операций, подойдет активный отдых, возможно даже с определенной физической нагрузкой, и наоборот, людям, чья трудовая деятельность разнообразна, многофункциональна и насыщенна, скорее подойдет расслабленный и умиротворенный отдыхЛысакова Л. А., Карпова Е. М. Туризм. С 70-71. Именно второй тип туристов найдет удовольствие в некотором уединении, в неспешном ритме и в спокойном течении жизни на отдыхе. А ведь такими местами и могут стать малые города, так, например,Углич - небольшой тихий город на Волге в Ярославской области, который уже становится излюбленным местом отдыха многих москвичей. Ведь здесь есть и современные доступные для среднего класса гостиницы, и разнообразные памятники истории и архитектуры, и замечательная возможность еще раз прикоснуться к нашей культуре.

Отчасти, молодые города способствуют возвращению народных, давно утраченных праздников. Ведь где еще свято чтут традиции отцов и прадедов, где в ходе эволюции не были забыты народные праздники, пусть и зачастую имеющие языческие корни. Так, например, праздник Семик приуроченный к Троице отмечается в Плесе (Ивановская область), где с помощью народного коллектива был восстановлен сам ритуал празднования. Или замечательный город Суздаль (Владимирская область), где много необыкновенных праздников, например, День огурца. Таким образом, местные жители привлекают большое количество туристов: проводят такие мероприятия как хороводы, конкурсы и аттракционы, плетение венков, тут же можно заказать различные экскурсии, купить разнообразные сувениры и отведать что-нибудь необыкновенное из старой русской кухни. На самом деле, туристы с удовольствием принимают участие в таких празднествах, тем самым не только культурно отдыхая, но и расширяя свой кругозор.

Другим позитивным условием развития туризма является появление новых рабочих мест в малых городах. Квартальнов В.А. Туризм: учебное пособие.- Москва: Финансы и статистика, 2002. - 320 с.Ведь наибольшее количество рабочей силы всегда стекается в главные экономические центры - огромные города, мегаполисы. Причины достаточно банальны: отсутствие рабочих мест и скудный ассортимент учебных заведений в малых городах, и, наоборот, более привлекательные условия труда и неограниченная возможность карьерного роста в больших. Конечно, появление туристических центров в малых городах частично уменьшило бы отток рабочий силы в столицу и, тем самым, облегчило бы жизнь многим людям. Но существует еще одна причина для беспокойства: ведь малые города покидают почти все молодые и подающие надежды специалисты, просто потому что не видят перспектив для дальнейшего развития в родных местах жительства. Поэтому для городов, расположенных далеко от столицы, развитие и совершенствование - это последний способ выжить.

В туристических центрах малых городов могут быть задействованы как разные слои общества, так и представители различных возрастных групп, что в свою очередь постепенно приведет к улучшению качества и уровня жизни в населенном пункте.

На сегодняшний день, отчасти благодаря «моде на культуру», современный человек возвращается к истокам, и туристы все чаще выбирают в программах не только отдых, но и возможность познакомиться с народными ценностями, памятниками, промыслами, ремеслами и различными видами рукоделия.

А ведь более 50% всех памятников архитектуры, истории, монументального искусства находятся на территории малых городов. Чего стоят только такие города как Коломна, где целиком сохранился красивейший Кремль,или знаменитый Суздаль, превратившейся из малого города в большой туристический центр с развитой инфраструктурой и красивыми памятниками истории и искусства! Именно на территориях малых городов сохранилось много музеев-заповедников с уникальными экспонатами. Надо сказать, что многие малые города - это своего рода «музеи под открытым небом».

Для развития культурного туризма в малых городах России необходимо:

1. Грамотный и творческий подход к использованию культурных ресурсов.

2. Исследование потенциального спроса на данный туристический продукт.

3. Формирование устойчивого интереса к культурному туризму как среди местных жителей, так и иногородних туристов.

4. Развитие туристического предложения с учетом современных методов, (анимация, интерактивные экскурсии, практические мастер-классы).

5. Сохранение исторической планировки.

6. Учет памятников культуры.

7. Сохранение памятников культуры.

8. Реставрация памятников культуры.

9. При возможности - музеефикация памятников культуры.

10. Создание информационных центров.

11. Создание новых музеев (в том числе частных).

12. Создание фонда возрождения малых городов России.

13. Формирование привлекательного образа малого русского города.

14. Развитие туристской инфраструктуры малых городов.

15. Улучшение транспортных связей малых русских городов.

16. Возрождение народных промыслов в малых городах.

17. Подготовка квалифицированных кадров для работы в малых городах.http://www.kapital-rus.ru/ -сайт журнала Капитал страны

Самое главное при развитии туристской инфраструктуры не нарушить исторический архитектурный облик города, поэтому каждый вновь создаваемый объект должен вписываться в имеющийся городской ансамбль по архитектурному стилю, этажности и интерьерному оформлению. Применение типовых архитектурных проектов для создания туристского центра недопустимо. Кроме этого, необходимо учитывать региональные и национальные особенности и традиции территории. Каждый новый создаваемый туристский центр должен иметь свой неповторимый облик. В вблизи малых городов целесообразно создать природно-исторические парки. Для их создания могут быть использованы несколько типов принципов. Во-первых, географический принцип, который основан на выделении определенного географического объекта - реки, озера и создания вокруг нескольких комплексов. Во-вторых, может быть использован исторический принцип, основанный на создании серии комплексов, связанных одним событием. И, в-третьих, мемориальный принцип, основанный на создании серии комплексов, которые объединены памятью об одной и той же исторической личности, или, например, места работы одной группы художников. Причем, площадь таких исторических территорий может колебаться от сотен до тысяч гектаров.