1.3. Интеграция образовательных программ – современная тенденция в высшей и средней школе
Тенденция интеграции образовательных программ в рамках высшей школы (между программами направлений и различных специальностей), а также в рамках взаимодействия между высшей и средней профессиональной школой обусловлена рядом объективных обстоятельств.
Прежде всего, получение образования по совмещенным программам (например, направления и специальности или двух специальностей) позволяет выпускникам получить два диплома или две квалификации, что, безусловно, делает их более защищенными и конкурентоспособными на рынке труда. Ведь сегодняшней рыночной экономике и динамично развивающейся социальной практике нужны специалисты с широкой фундаментальной подготовкой и гибким мышлением, способные быстро реагировать на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка труда.
Согласование и совмещение образовательных профессиональных программ высшей и средней школы дает возможность сократить сроки освоения этих программ за счет устранения дублирования учебного материала, улучшения межпредметных связей, что выгодно как государству, так и конкретному участнику образовательного процесса.
Однако особенно актуальна задача интеграции направлений и специальностей высшей и средней школы в сфере образовательного пространства адаптивной физической культуры.
Это объясняется тем, что содержание основной образовательной программы по адаптивной физической культуре и, главное, ее научнометодическое наполнение находятся в стадии развития, поиска, эксперимента. И поэтому представителям отрасли физическая культура, разработавшим Госстандарт по адаптивной физической культуре, очень важно знать мнение специалистов медицины и коррекционной педагогики о дидактическом наполнении общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специальности и специализаций данного Госстандарта.
Изучение опыта подготовки кадров по адаптивной физической культуре в России позволяет говорить о существующих тенденциях интеграции образования в этой области с другими направлениями и специальностями высшей и средней профессиональной школы.
Наиболее естественным является совмещение подготовки специалистов по адаптивной физической культуре с обучением бакалавров по направлению 032100 – Физическая культура. Такая интеграция основных образовательных программ, реализуемая, например, в СанктПетербургском государственном университете физической культуры им. П.Ф. Лесгафта позволяет выпускникам получить два диплома – специалиста по адаптивной физической культуре и бакалавра физической культуры в сокращенные сроки (5–6 лет). В этом случае они могут совмещать работу со здоровыми людьми и лицами с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалидов (например, работая преподавателем в вузе, со студентами основного и специального медицинского отделений, учителем в общеобразовательной школе и тренеромпреподавателем в учреждении адаптивной физической культуры и спорта и на других должностях).
Довольно часто осуществляется интеграция образовательной деятельности по специальности высшего профессионального образования – адаптивная физическая культура – и специальности среднего профессионального образования – лечебное дело. Это становится возможным на основе договоров о совместной деятельности между вузами, осуществляющими подготовку специалистов по адаптивной физической культуре, и медицинскими училищами и колледжами.
Удачный пример такого подхода дает Кубанский государственный университет физической культуры. В этом случае для специалистов адаптивной физической культуры открыты более широкие возможности для профессионального роста в организациях отрасли здравоохранения, к чему очень часто стремятся студенты вузов физической культуры.
Еще более предпочтительным вариантом является интеграция основных образовательных программ по медицинским специальностям (060101 – Лечебное дело, 060103 – Педиатрия, 060104 – Медикопрофилактическое дело и некоторым другим) и специальности 032102 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура). Во всяком случае, в настоящее время имеется ряд медицинских вузов, проявляющих интерес к адаптивной физической культуре и осуществляющих образовательную деятельность по этой специальности, что дает основания для реализации подобной интеграции.
Институт специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга (г. СанктПетербург) реализует Государственные образовательные стандарты по специальностям: 032102 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) и 050716 – Специальная психология в едином учебном плане, что дает возможность выпускнику получить дополнительную квалификацию – «Специальный психолог». Безусловно, такой выпускник будет востребован в системе специального (коррекционного) образования.
Следует ожидать совмещение образовательной деятельности по специальностям среднего и высшего профессионального образования в области адаптивной физической культуры, как за счет договоров между вузами и соответствующими колледжами, осуществляющими образовательную деятельность по адаптивной физической культуре, так и за счет осуществления подготовки кадров со средним профессиональным образованием в вузах.
Думается вполне логичным изучение вопроса о совмещении подготовки кадров по адаптивной физической культуре с рядом педагогических специальностей (тифло, сурдо, олигофренопедагогике, физической культуре и некоторым другим).
В приложении 1 в качестве примера интеграции основных образовательных программ приведен учебный план подготовки специалиста по адаптивной физической культуре, предусматривающий возможность освоения Госстандарта по направлению 032100 – Физическая культура (второй уровень высшего профессионального образования) с присвоением выпускнику после четырех лет степени (квалификации) «Бакалавр физической культуры», а по завершении основной программы по специальности – «Специалист по адаптивной физической культуре».
- Раздел I
- Глава 1 Специальность «Адаптивная физическая культура» ................................... 17
- Глава 2 Основные понятия и термины адаптивной физической культуры .......... 29
- Раздел I
- Глава 1 специальность «адаптивная физическая культура»
- 1.1. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования
- Общепрофессиональные дисциплины федерального компонента Госстандарта по специальности «Адаптивная физическая культура»
- Основные дисциплины специальности «Адаптивная физическая культура» (специальные дисциплины)
- Дисциплины специализаций специальности «Адаптивная физическая культура» (500 часов)
- 1.2. Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования
- 1.3. Интеграция образовательных программ – современная тенденция в высшей и средней школе
- 1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре
- Глава 2 основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- 2.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
- 2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
- 2.3. Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- Глава 3теория и организацияадаптивной физической культурыкак интегративная наука,учебная дисциплина и важная областьсоциальной практики
- 3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука
- 3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики
- Глава 4 основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- 4.1. Критерии выделения компонентов (видов) адаптивной физической культуры
- 4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- Глава 5 характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре
- Глава 6 содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- 6.2. Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре
- Раздел II
- Глава 7 роль, место и значение лечебной физической культуры в физкультурнооздоровительном и спортивном движении инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата
- Глава 8становление и развитиеадаптивной физической культурысреди лиц с поражениямиопорнодвигательного аппарата
- 8.1. Развитие адаптивной физической культуры за рубежом
- 8.2. Паралимпийское движение в мировой практике
- 1960 Год. Рим – Италия
- 1964 Год. Токио – Япония
- 1968 Год. ТельАвив, РаматТан – Израиль
- 1972 Год. Хайдельберг – Германия
- 1976 Год. Торонто – Канада
- 1980 Год. Арнхем – Нидерланды
- 1984 Год. НьюЙорк – сша; Эйлесбери – Англия
- 1988 Год. Сеул – Корея
- 1992 Год. Барселона – Испания
- 1996 Год. Атланта – сша
- 2000 Год. Сидней – Австралия
- 2004 Год. Афины – Греция
- 1Й этаплечебная физическая культура
- 1Й этап 1945–1979
- Глава 9 история адаптивного спорта для лиц с поражением слуха
- 1Е место
- 2Е место
- Глава 10 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением зрения
- Глава 11 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением интеллекта
- 11.1. История адаптивного физического воспитания в нашей стране
- 11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта
- Часть вторая
- Раздел III
- Глава 12организационноуправленческая структураадаптивной физической культурыв россии и за рубежом
- Глава 13
- 13.1. Организация адаптивного физического воспитания в системе специального образования
- 13.2. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования
- Глава 14
- 14.1. Организация адаптивного спорта в России
- 14.2. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе
- 14.2.1. Организация адаптивного спорта в рамках мирового паралимпийского движения
- 14.2.2. Организация адаптивного спорта в рамках сурдлимпийского и специального олимпийского движений в мировом сообществе
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Раздел IV
- Глава 18 адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов)
- 18.1. Адаптивная физическая культура – составная часть комплексной реабилитации инвалидов
- 18.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Глава 19 воспитание личности в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.1. Умственное воспитание и адаптивная физическая культура
- 19.1.2. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями на эстетическое развитие занимающихся
- 19.1.4. Трудовое воспитание в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.5. Воспитание самостоятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.2. Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Глава 20 основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (афк)
- Глава 21 функции адаптивной физической культуры
- 21.1. Педагогические функции
- 21.2. Социальные функции
- Глава 22 принципы адаптивной физической культуры
- 22.1. Социальные принципы
- 22.2. Общеметодические принципы
- 22.3. Специальнометодические принципы
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
- Раздел I основы медицинских знаний в области адаптивной физической культуры
- Раздел III теория и методика адаптивной физической культуры