31. Способы распространения инновационных продуктов
ля того чтобы инновационные продукты находили широкое применение, их передают заинтересованным лицам и организациям. Передача инновационных технологий представляет собой перемещение научно-технических достижений внутри страны или за ее пределы. Как правило, в технологический обмен бывают вовлечены четыре сферы человеческой деятельности - наука, техника, производство и управление. Осуществляется передача как на коммерческой, так и на безвозмездной основе.
В сфере туризма имеются многочисленные случаи приобретения и продажи технологических процессов, прав на использование разработанных туристскими компаниями новшеств экономического, технологического и финансового характера, поэтому работникам туристского бизнеса необходимо иметь представление о том, как происходит передача инновационных технологий.
Коммерческая передача. Основными формами передачи технологий на коммерческой основе являются:
- патентные соглашения - торговая сделка, по которой владелец патента уступает свои права на использование изобретения покупателю патента;
- лицензионные соглашения - торговая сделка, по которой собственник изобретения или технических знаний предоставляет другой стороне разрешение на использование в определенных пределах прав на интеллектуальную собственность;
- ноу-хау - предоставление технического опыта и беспатентных секретов производства, имеющих коммерческую ценность и включающих сведения технологического, экономического, административного, финансового характера;
- инжиниринг - предоставление технологических знаний, включающих широкий комплекс мероприятий по подготовке технико-экономического обоснования проектов, консультирование, надзор, проектирование, испытания и обслуживание.
В международной практике основной формой научно-технического обмена является продажа лицензий. Лицензионные соглашения устанавливают вид лицензии (патентная, беспатентная), характер и объем прав на использование технологии (простая, исключительная, полная), производственную сферу, территориальные границы и срок использования предмета лицензии, а также порядок оплаты. Лицензии подразделяются на несколько видов. Патентная лицензия - документ, подтверждающий передачу права использования патента без соответствующего ноу-хау.
Беспатентная лицензия - документ, подтверждающий право использовать ноу-хау, технические достижения, которые не имеют патентов.
Простая лицензия - оставляет лицензиару право предоставлять лицензии на данную технологию и другим лицензиатам на данной территории.
Исключительная лицензия - предусматривает монопольное право лицензиата использовать и продавать купленную технологию в объемах, предусмотренных договором, и отказ лицензиара от самостоятельного использования запатентованной технологии и ноу-хау и их продажи на определенной территории.
Полная лицензия - предоставляет лицензиату исключительное право на использование патента или ноу-хау в течение срока действия соглашения и предусматривает отказ лицензиара от самостоятельного использования предмета лицензии в течение этого срока.
Принудительная лицензия - выдается государством в качестве антимонопольной меры компаниям на производство продукта, запатентованного другой компанией.
Вознаграждение осуществляется в виде лицензионных платежей. Основными видами лицензионных платежей являются: паушальный платеж, роялти, участие в прибыли и участие в собственности.
Паушальный платеж - единовременный платеж, размер которого определяется соглашением и который не связан со сроком использования лицензии.
Роялти - периодические (ежегодные, ежеквартальные, ежемесячные) отчисления покупателя лицензии в пользу лицензиара в течение срока действия соглашения.
Участие в прибыли - отчисление в пользу лицензиара части прибыли, полученной лицензиатом от коммерческого использования предмета лицензии.
Участие в собственности - передача лицензиатом лицензиару части акций своих предприятий в качестве платежа за предоставленную лицензию.
Безвозмездная передача. К числу мероприятий по передаче технологий на безвозмездной основе относятся выставки, научные конференции, симпозиумы, публикации в прессе и др.
Одним из способов ускорения инновационных процессов в деятельности компаний является приобретение новейших видов различного оборудования по договору финансовой аренды - лизингу (от англ. lease - аренда, наем).
Предметом лизинга могут быть любые вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования, в том числе предприятия, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое движимое и недвижимое имущество, которое может использоваться для предпринимательской деятельности (земельные участки и другие природные объекты не могут быть предметом лизинга). Лизинговые договоры используются во всех отраслях производства, в том числе и в туристском бизнесе. Туристские и гостиничные предприятия приобретают по лизингу различные виды оборудования (компьютеры и технику для офисов, прачечное оборудование и др.), транспортные средства (автобусы, легковые автомашины). Лизинг способствует ускорению процесса инноваций, так как для внедрения новейшего оборудования компании не надо сразу расходовать значительные средства. Заказчик получает в свое распоряжение необходимое ему оборудование, а оплата используемого оборудования производится частями в течение двух - пяти и более лет.
28 мая 1988 г. в Оттаве была принята Конвенция о международном лизинге, к которой Россия присоединилась в январе 1998 г. Законы, принятые в РФ, учитывают положения этой конвенции. Кроме норм Гражданского кодекса РФ (ст. 665 - 670) взаимоотношения в сфере финансовой аренды регулируются принятым Федеральным законом "О финансовой аренде (лизинге)" от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ (действующего в редакции от 26 июля 2006 г. №130-Ф3).
По договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество и передать арендатору это имущество за плату во временное пользование для предпринимательских целей. Если иное не предусмотрено договором, имущество, являющееся предметом этого договора, передается продавцом непосредственно арендатору. Субъектами лизинга являются лизингодатель, лизингополучатель и продавец. Основные формы - внутренний и международный лизинг.
Договор лизинга независимо от срока заключается в письменном виде, а права и обязанности сторон зависят от того, является лизинг финансовым или оперативным (эксплуатационным).
Финансовый лизинг характеризуется установлением срока аренды, равного сроку службы оборудования, причем затраты лизингодателя, связанные с приобретением имущества, сдаваемого в лизинг, обычно окупаются полностью. По окончании срока аренды арендатор вправе приобрести имущество в собственность, возобновить договор на более льготных условиях или вернуть имущество арендатору.
Оперативный лизинг дает арендодателю возможность лишь частично компенсировать затраты на приобретение имущества в течение первоначального срока аренды, так как оно сдается на относительно короткий период времени. Лизинговая ставка при опе-ративном лизинге обычно бывает выше ставки финансового лизинга на 5 - 6 % и более.
Договором лизинга определяется общая сумма платежей за весь срок действия договора - лизинговые платежи. Эта сумма включает возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, оказанием других предусмотренных договором услуг, а также доход лизингодателя. Если договором предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю, то в общую сумму договора включается его выкупная цена.
- 19.Интеллектуальная собственность в инновационных процессах
- 20. Интеллектуальный продукт
- 21. Интеллектуальная собственность
- 22.Использование прав на интеллектуальную собственность в сфере туризма
- 23.Понятие коммерческой концессии в турбизнесе
- 24.Охрана и защита интеллектуальной собствености.
- 27.Влияние политической, экономической и социальной сфер на инновационные процессы в туризме
- 28. Инновационные процессы в продвижении и коммерциализации туристского продукта
- 29. Вспомогательный счет туризма (вст)
- 30. Ценность информационных технологий Информационные технологии, их внедрение в производственные процессы
- 31. Способы распространения инновационных продуктов
- 32. Применение информационных технологий в туризме
- 33. Глобальные распределительные системы
- 34. Электронная коммерция
- 3. Инновационные процессы