2.3 Финансовый потенциал туристического предприятия «Илиташ-тур»
Основным источником информации для финансового анализа является финансовая (бухгалтерская) отчетность предприятия. Финансовая отчетность – это внешняя информация о предприятии, которая представлена в стандартных формах отчетности. Ответственность за подготовку финансовой отчетности возлагается на руководство туристического предприятия. В соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» финансовая отчетность предприятия не составляет коммерческой тайны[2].
Для оценки текущего и перспективного финансового состояния предприятия, проводится финансовый анализ. Финансовый анализ деятельности предприятия туристической сферы осуществляется на основании формы № 1 «Баланс», формы № 2 «Отчет о финансовых результатах». [Приложение А, Б,В,Г] [17, с. 133].
Баланс туристического предприятия отражает информацию об активах и пассивах, составляется на определенную дату и показывает состояние предприятия именно на эту конкретную дату.
Отчет о финансовых результатах – это документ, дополняющий баланс и показывающий эффект от деятельности предприятия за определенный период. В отличие от баланса, который характеризует состояние активов и пассивов на определенную дату, отчет о финансовых результатах содержит информацию о доходах, расходах, прибылях и убытках за весь отчетный период.
Для выявления, тенденций изменений результатов деятельности туристического предприятия ООО «Илиташ-тур» необходимо определить абсолютные изменения, темпы роста изменений показателей и на их основе определить темпы прироста. В таблицах 2.1 и 2.2 представлены темпы прироста показателей деятельности предприятия за 2000-2011год. [1, с. 35].
Таблица 2.1
Анализ финансовых показателей ООО «Илиташ тур» за 2010год
Показатели | Значения показателей | Абсолютное отклонение тыс. грн. | Относите- льное отклонение % | |
2009г. | 2010г. | |||
Доход от реализации услуг | 4765,7 | 5667,7 | +902 | 18,9 |
Налог на добавленную стоимость | 323,6 | 343,3 | +19,7 | 6,1 |
Чистый доход от реализации услуг | 4442,1 | 5324,4 | +882,3 | 19,9 |
Себестоимость реализованных услуг | 3340,5 | 3952,7 | +612,2 | 18,3 |
Валовая прибыль | 1101,6 | 1371,7 | +270,1 | 24,5 |
Административные расходы | 120,4 | 170,8 | +50,4 | 41,9 |
Расходы на сбыт | 175,9 | 200,7 | +24,8 | 14,1 |
Другие операционные расходы | 600 | 762,5 | +162,5 | 27,1 |
Прибыль от операционной деятельности | 205,3 | 237,7 | +32,4 | 15,8 |
Прибыль от обычной деятельности до налогообложения | 206,3 | 237,7 | +31,4 | 15,2 |
Налог на прибыль от обычной деятельности | 6 | 8 | +2 | 33,3 |
Чистая прибыль | 281 | 350,0 | +69 | 24,5 |
Таким образом, за 2010 год чистая прибыль увеличилась на 40,3% и составила 281 тыс. грн. Это произошло в основном благодаря росту дохода от реализации услуг на18,9%. Также негативным фактором является рост себестоимости услуг на 18,3% и административных расходов на 41,%. [14, с.1].
Таблица 2.2
Анализ финансовых показателей ООО «Илиташ тур» за 2011 год
Показатели | Значения показателей | Абсолютное отклонение тыс. грн. | Относите- льное отклонение % | |
2010г. | 2011г. | |||
Доход от реализации услуг | 5667,7 | 6428,7 | +761 | 13,4 |
Налог на добавленную стоимость | 343,3 | 336,3 | -7 | -2 |
Чистый доход от реализации услуг | 5324,4 | 6092,4 | +768 | 14,4 |
Себестоимость реализованных услуг | 3952,7 | 4376,6 | +423,9 | 10,7 |
Валовая прибыль | 1371,7 | 1715,8 | +344,1 | 25 |
Административные расходы | 170,8 | 293,2 | +122,4 | 71,7 |
Расходы на сбыт | 200,7 | 855,4 | +654,7 | 326,2 |
Другие операционные расходы | 762,5 | 188,2 | -574,3 | 24,7 |
Прибыль от операционной деятельности | 237,7 | 379,0 | +141,3 | 59,4 |
Прибыль от обычной деятельности до налогообложения | 237,7 | 380,0 | +142,3 | 59,9 |
Налог на прибыль от обычной деятельности | 8 | 30,0 | +22 | 275 |
Чистая прибыль | 281 | 350,0 | +69 | 24,5 |
Таким образом, за 2011год чистая прибыль увеличилась на 24,5% и составила 350 тыс. грн. Это произошло в основном благодаря росту дохода от реализации услуг на13,4%. Также негативным фактором является рост себестоимости услуг на 10,7% и административных расходов на 71,7%.[10, с. 127].
Основой принятия управленческих решений являются показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, приведем некоторые из них:
Коэффициент покрытия (Кп) рассчитывается как отношение оборотных активов к текущим обязательствам предприятия:
Кп = Ф1, стр. 260/Ф1, стр. 620 (2.1)
Кп = 1500 / 1579 = 0,79 (2010)
Кп = 1467 / 1406 = 1,04 (2011)
Коэффициент быстрой ликвидности (Кб.л.) рассчитывается как отношение наиболее ликвидных оборотных средств к текущим обязательствам предприятия.
К б.л.= Ф1, (стр. 260 - ∑(стр.100 -стр.140))/Ф1,стр. 620 (2.2)
К б.л. = 1500 / 1579 = 0,95 (2010)
Кб.л. = 1467 / 1406 = 1,04 (2011)
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кабс.л) рассчитывается как отношения денежных средств к текущим обязательствам.
К абс.л= Ф1, (стр. 220+стр.230+стр.240)/Ф1, стр. 620 (2.3)
Кабс.л = 13 / 1579 = 0,008 (2010)
Кабс.л = 21 / 1406= 0,015 (2011)
Для анализа платежеспособности (финансовой устойчивости) используются следующие коэффициенты:
Коэффициент платежеспособности (автономии) (Кпл) рассчитывается как отношение собственного капитала к валюте баланса.
К пл= Ф1, стр.380/Ф1, стр.640 (2.4)
К пл = 302 / 4283 = 0,07 (2010)
К пл = 371 / 3994 = 0,09 (2011)
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (Ко) рассчитывается как отношение чистого оборотного капитала к сумме оборотных активов. [13, с. 35].
Ко = Ф1(стр.260-стр.620)/Ф1, стр.620 (2.5)
Ко = (1500 - 1579) / 1579 = -0,05 (2010)
Ко = (1467 - 1406) / 1406 = 0,04 (2011)
Коэффициент финансирования (Кф) рассчитывается как отношение заемного и собственного капитала.
Кф = Ф1, (стр.430+стр.480+стр.620+стр.630)/Ф1, стр.380 (2.6)
Кф = (2402+1579) / 302 = 13,18 (2010)
Кф = (2217+1406) / 371 = 9,76 (2011)
Коэффициент маневренности собственного капитала (Км) рассчитывается как отношение собственного капитала, который используется для финансирования оборотных средств к части, которая капитализирована.
К м = Ф1, (стр.260 - стр.620)/Ф1 стр.380 (2.7)
Км = (1500 - 1579) / 302 = -0,26 (2010)
Км =(1467 - 1406) / 371 = 0,16 (2011)
Далее целесообразно провести анализ деловой активности предприятия. Это детальный анализ показателей по определению деловой активности предприятия, с учетом дебиторской и кредиторской задолженностей.
Коэффициент оборачиваемости активов (Кобакт) рассчитывается как отношение чистой выручки от реализации продукции к среднему итогу баланса:
Коб.акт = Ф2,стр.035/Ф1, стр.280(гр.3)+ стр.280(гр.4)/2 (2.8)
Коб.акт = 5324,4 / 4864+4283 / 2 = 1,16 (2010)
Коб.акт = 6092,4 / 4283+3994/ 2 =1,47 (2011)
Заключительным этапом анализа является определение рентабельности деятельности и туристической продукции. Для получения информации, необходимой для наблюдениями за изменениями значений финансовых показателей исследуемого туристического предприятия и выявления тенденций необходимо рассчитать их значения по нескольким отчетным периодам, то есть оценить их ежегодные изменения. [9, с. 122].
Коэффициент рентабельности деятельности (Кр.д) рассчитывается как отношение читой прибыли к выручке от реализации.
Кр.д.= Ф2 стр.220/Ф2 стр.035 (2.9)
К р.д. = 281 / 5324,4 = 0,05 (2010)
К р.д. = 350 / 6092,4 = 0,06 (2011)
Коэффициент рентабельности турпродукции (Кр.тп.) - отношение чистой прибыли от реализации турпродукта к затратам на его формирование и реализацию.
Кр.тп. = Ф2 (стр.100+090-060)/Ф2(стр.040+070+080+130) (3.0)
Кр.тп. = (237,7+762,5) / (3952,7+170,8+200,7) = 0,23 (2010)
Кр.тп. = (379+188,2) / (4376,6+293,2+855,4) = 0,1 (2011)
Расчеты произведены на основе данных финансовой отчетности по формам Ф1 «Баланс предприятия» и Ф2 «Отчет о финансовых результатах» с использованием сокращений стр. – строка; гр. – графа. [32, с. 166].
Для дальнейшего проведения анализа представим полученные показатели в виде таблицы (2.3).
Таблица 2.3
Характеристика финансовых показателей туристического предприятия
Коэффициент | Норматив-ное значение | Значение показателей | Оценка значения показа-телей | |
2010г. | 2011г. | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Показатели прибыльности | ||||
1.Валовая прибыль | >0, увелич. | 1371,7 | 1715,8 | позитивная |
2.Чистая прибыль | >0, увелич. | 281 | 350 | позитивная |
3. Рентабельность деятельности | >0, увелич | 0,05 | 0,06 | позитивная |
Продолжение табл. 2.3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2. Деловая активность предприятия | ||||
1.Оборотность активов | увелич | 1,16 | 1,47 | позитивная |
| ||||
4.Ликвидность предприятия | ||||
1.Покрытие | >1 | 0,95 | 1,04 | позитивная |
2.Абсолютная ликвидность | >0, увелич | 0,008 | 0,015 | негативная |
5.Платежеспособность предприятия | ||||
1. Платежеспособность | >0,5 | 0,07 | 0,09 | негативная |
2.Финансирование | <1, уменьш | 13,18 | 9,76 | негативная |
3.Обеспечение собственными оборотными средствами | >0,1 | -0,05 | 0,04 | негативная |
4.Маневреность собственного капитала | >0, увелич | -0,26 | 0,16 | позитивная |
Ознакомившись с данными таблицы можно сделать следующие выводы: коэффициент покрытия характеризует финансовую устойчивость предприятия с позиции затрат, связанных с обслуживанием внешних источников заемных средств. То есть, отношение оборотных активов к текущим обязательствам за период анализа содержит такие значения, которые характеризуют его постоянное увеличение, так в 2011 году по сравнению с 2010 годом произошло превышение предельного значения этого коэффициента на 4%. Таким образом, предприятие имеет достаточную финансовую устойчивость, что говорит о том, что у него достаточно оборотных средств для погашения своих долгов.
Значение коэффициента быстрой ликвидности подтверждает, положительную тенденцию изменения данного финансового показателя, так за 2009 г. показатель превысил допустимый предел. [18, с. 2].
Динамический ряд коэффициента абсолютной ликвидности отображает рост этого показателя и означает увеличение средств в обороте и уменьшение собственной задолженности предприятия по текущим обязательствам.
Относительно коэффициента оценки платежеспособности нужно отметить, что он обобщает динамику таких показателей, как коэффициент платежеспособности, обеспеченности собственными средствами, финансирования, износа основных фондов, маневренности собственного капитала. Для данного итогового показателя характерен недобор до своего нормативного значения на 2011 год, но все же наблюдается позитивная динамика (рост с 0,07 до 0,09 при нормативном значении 0,5).
Относительно коэффициента обеспеченности собственными средствами необходимо отметить, что он имеет негативные значения как в 2010, так и в 2011году (его значение не превышает нормативного 0,1, хотя и составляет 0,04 в 2011 году).
Коэффициент маневренности собственного капитала за анализируемый период начал увеличиваться и достиг значения 16%.
Что касается коэффициента оборотности активов, следует заметить, что за данный период произошло его увеличение, но на данной этапе не следует останавливаться, так как чем выше данный показатель, тем эффективнее работает предприятие. [16, с. 167].
Для анализа рентабельности предприятия рассматривались коэффициенты рентабельности деятельности (имеется незначительный рост) и рентабельности туристической продукции(имеет негативный характер).
Таким образом, для сохранения положительных тенденций изменений показателей деятельности предприятия ООО «Илиташ-тур» и, в частности, для улучшения значения показателя коэффициента рентабельности необходимо принять меры по снижению себестоимости туристической продукции (для дополнительного привлечения прибыли) и практиковать более рациональное использование трудовых, финансовых, материальных и других ресурсов предприятия.
- Раздел I. Понятие персонала предприятия, подходы к оценке кадров
- Раздел II анализ хозяйственно – экономического состояния туристического предприятия «илиташ-тур»
- Раздел III оценка персонала как элемент кадровой политики предприятия «илиташ-тур»
- Раздел I
- Понятие и цели оценки персонала
- 1.3 План разработки и реализации процедуры оценки
- 1.4 Оценка результатов труда
- Раздел II.
- 2.1 Общая характеристика предприятия «Илиташ-тур»
- 2.2Организационная культура и имидж предприятия
- 2.3 Финансовый потенциал туристического предприятия «Илиташ-тур»
- Раздел III.
- 3.1 Анализ управленческой деятельности туристического предприятия «Илиташ-тур»