logo search
УЧЕБНИК Менеджмент в сфере ФКиС

2.4. Классификация организаций системы физической культуры и спорта

Физкультурно-спортивные организации и их разнообраз­ная деятельность составляют систему физической культу­ры и спорта в стране. Разнообразие интересов людей и видов физкультурно-спортивной деятельности привели к появле­нию большого количества организаций. В определении общих подходов к классификации физкультурно-спортивных органи­заций нужно исходить из того, что в системе отраслей народ­ного хозяйства физическая культура и спорт является отрас­лью услуг, а деятельность большинства организаций отрасли направлена на производство товаров и услуг в разнообразных и специфических формах. Одна группа организаций выпускает и реализует спортивный инвентарь, обувь, одежду, оборудова­ние, занимается ремонтом и строительством спортивных со­оружений. Вторая группа организаций занимается услугами: сервисными, физкультурно-оздоровительными, спортивными, информационными и др. Отметим специфику и особенности данного вида услуг:

Третья группа организаций оказывает услуги по управле­нию. Организации данной группы разнятся по своим полномо­чиям, размерам, статусу, спортивной специализации и другим характеристикам, что дает повод для классификации. В опре­делении подходов к классификации следует учитывать реаль­ную ситуацию, а также традиции и преемственность управления физической культурой и спортом в СССР.

В СССР ведущая роль принадлежала государственным организациям системы Комитета по физической культуре и спорту, которые функционировали во всех регионах страны. Им подчинялись все физкультурно-спортивные организации вне зависимости от ведомственной принадлежности. Отраслевые министерства и ведомства имели в своей структуре специальные подразделения (комитеты, отделы, секторы и др.), которые занимались развитием физической культуры и спорта и отрасли. В МВД, КГБ работа проводилась государственно-общественным физкультурно-спортивным обществом «Динамо». Массовая физкультурно-спортивная работа в городах и сельской местности велась профсоюзными добровольными спортивными обществами. В армии существовали многочисленные спортивные клубы во главе с ЦСКА.

Изменение социально-экономического строя привело к структурной перестройке. Начало реформированию управ­ленческих отношений в сфере физической культуры и спорта положили Указы Президента России «О структуре государственного управления физическим воспитанием и спортом и Российской Федерации» и «О Всероссийском олимпийском комитете», принятые в начале 1990-х годов. В соответствии с ними начали строиться новые управленческие отношения, для дальнейшего формирования которых важное значение имело принятие «Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте» (1993). Именно в этом документе впервые на законодательном уровне было введено разграничение компетенции в области ФКиС между федеральными органами государственной власти и субъектами федерации.

Закон Российской Федерации о физической культуре и спорте (1999) узаконил разграничение управленческой компетенции между государственными органами управле­нии ФКиС и общественными объединениями физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности. Действующий ныне Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» был принят в декабре 2007 г. В нем по-новому регулируются вопросы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в области ФКиС. В документе детально прописываются полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления. После принятия закона 2007 г. законотворческая работа по совершенствованию системы управления отраслью продолжалась. Например, в 2008 г. был опубликован Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», в котором затрагивались и вопросы управления физической культурой и спортом на фе­деральном уровне.

В результате реформ появились новые организации с несвойственными периоду социализма отношениями, формами и методами работы, юридическим статусом и другими отличительными чертами и характеристиками. Правопреемникам союзного органа управления физической культурой и спортом стали свойственны иные функции, главные из которых - выработка политики в области ФКиС, планирование и координация работы. Система профсоюзных организаций физической культуры и спорта смогла сохранить лишь те организации, которые приспособились к новым экономическим условиям или сохранили право получать дотации. В то же время спортивные федерации, союзы, Олимпийский комитет России стали самостоятельными организациями, во многом утратив при этом финансовую поддержку со стороны государства. Появились коммерческие организации с новым организационно-правовым статусом в виде акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и др.

Критериями классификации спортивных организаций в сов­ременных условиях могут служить: принадлежность; характер управленческих отношений; способ получения прибыли, средств.

1. По принадлежности различают:

а) государственные организации: к ним относятся Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, региональные органы управления ФКиС (в различных субъектах Российской Федерации они носят разное название);

б) ведомственные организации министерств (силовые министерства, министерства образования, здравоохранения и др.);

в) общественные - спортивные федерации по видам спорта, Олимпийский комитет России, спортивные клубы и союзы, общества;

г) общественно-государственные (добровольные спортивные общества, например ОГФСО «Юность России», ВФСО «Динамо», ДОСААФ России и т.п.);

д) частные организации - профессиональные клубы, спортивные фирмы по производству товаров и предоставлению услуг.

Государственные и ведомственные организации во многом сохранили набор функций управления. С учетом нового за­конодательства, социально-экономического положения корректировать их цели, масштабы и уровни компетенции, объем деятельности. Они выбирали такой статус и структуру управления, которые позволяют лучше приспособиться к внешним условиям. По уставу ДСО не должно ставить коммерческие цели. Добровольных членов должно быть больше, чем оплачиваемых работников. Наличие добровольных начал и добровольных работников в управлении делает менеджмент специфическим и отличающимся от других организаций. В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» (1995) физкультурно-спортивные организации: клубы (физкультурно-оздоровительные, спортивные, спортивно-технические) и коллективы физической культуры (КФК) могут иметь любую организационно-правовую форму и форму собственности.

Основными видами деятельности, осуществляемыми спортивными клубами и КФК, являются: организация физкультурно-оздоровительной работы с гражданами, в том числе с детьми и с обучающимися в образовательных учреждениях, ветеранами, инвалидами; подготовка спортивного резерва, спортивных команд и спортсменов высокой квалификации. Деятельность спортивных организаций, связанная с физическим воспитанием граждан и выявлением перспективных и талантливых спортсменов в различных видах спорта, подпадает под определение любительского спорта и носит некоммерческий характер. Вместе с тем современное законодательство не запрещает, а, напротив, оговаривает возможность ведения спортивными организациями коммерческой (предпринимательской) деятельности.

В рамках осуществления основных видов деятельности физкультурно-спортивные организации оказывают платные услуги населению, доход от оказания которых является одним из источников финансирования деятельности спортивной организации.

Перечень платных услуг физической культуры и спорта был установлен Инструкцией по учету платных услуг населению, утвержденной постановлением Госкомстата России от 24 сентября 1992 г. № 1561. В соответствии с пунктом 9 инструкции в платные услуги физической культуры и спорта были включены:

2. По характеру отношений организации делятся на профессиональные и любительские.

К первым относятся те, что имеют постоянство целей и про­фессиональных работников управления, как правило, аппарат, с разделением функций по объему, характеру, полномочиям, ответственности. Регламент деятельности закреплен положе­нием, другими организационно-правовыми актами. Позиции и роли работников определены контрактами, договорами, при­казами, инструкциями.

Любительские организации, в отличие от профессиональ­ных, управляются на общественных началах. Возможно нали­чие профессионального работника с управленческими функци­ями и правами. Основными функциями являются организация, планирование, координация, стимулирование. Властные и ре­гламентирующие начала размыты. В большей степени в работе руководителя важны инициатива, ответственность, качества лидера, которые мотивируют участников. Такая форма организации свойственна первичным физкультурно-спортивным коллективам в учреждениях, на предприятиях, в учебных заведениях, детских организациях. Временный фактор может быть различным, а вся деятельность - носить постоянный характер.

3. По основным источникам получения средств организации могут быть представлены как коммерческие, некоммерческие и смешанные. К коммерческим организациям можно отнести магазины по продаже спортивных изделий, фабрики по производству спортивного оборудования и инвентаря. Основная цель их деятельности - получение прибыли путем удовлетворения потребностей людей и общества.

К некоммерческим организациям2 относятся те, которые получают государственные или другие средства, дотации для ведения своей деятельности. К ним относятся государственные и ведомственные организации, такие как комитеты по физической культуре и спорту, ведомственные организации силовых структур, министерства образования и науки и других отраслей, центры спортивной подготовки. В общем виде возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта представлены в табл. 1.

Поясним отдельные источники финансирования организа­ции этой группы. Программно-целевое финансирование означает покрытие расходов спортивных организаций по выполнению специальных программ (федеральных, региональных, городских, отраслевых, межотраслевых) развития физической культуры и спорта. Адресное финансирование направлено на поддержку какой-либо инициативы, предложения от спортивной организации, например проведения определенных физкультурно-спортивных мероприятий во время празднования Дня города или Дня Победы. Субвенция - вид денежной помощи муниципальным органам власти со стороны государства, выделяемой на определенный срок на конкретные цели. В отличии от дотации она подлежит возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные сроки. Доходами от неосновной деятельности могут служить банковские депозиты, средства от сдачи в аренду помещений и площадей физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, не используемых в основной деятельности, и др.

Таблица