logo search
Экономика туризма лекции

Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)

Экономическая стадия

Характерные особенности

Регионы

Традиционное общество

Устойчивое землевладение, аристократия, устойчивые традиции. Очень низкая эффективность инвестиций, возможность улучшения ситуации без значительных изменений системы. Низкий уровень жизни и здравоохранения.

Неразвитой мир

Экономические и социальные условия не благоприятствуют развитию туризма, кроме внутреннего, принимающего элитный характер.

Большая часть Африки, часть Южной Азии

Общество, ожидающее изменений

Лидеры осознают необходимость изменений внешнего мира. Приходят новые идеи.

Меняющееся общество

Лидеры в состоянии изменить методы производства и экономические механизмы в стране. Быстро развиваются промышленность и сектор услуг.

Быстро развивающееся общество

Быстрое развитие индустрии с преимущественным развитием сектора тяжелой промышленности

Развивающийся мир

Социально-экономические условия благоприятствуют росту внутреннего туризма. Иностранный туризм тоже возможен за счет иностранных инвестиций.

Южная и Центральная Америка, Средний Восток

Мексика, часть Южной Америки

Общество массового потребления

Развитой экономический потенциал; производство большого числа товаров и услуг. Быстрый рост потребностей в социокультурной среде

Развитой мир

Основные центры международного и внутреннего туризма

Северная Америка, Западная Европа, Япония, Австралия, Новая Зеландия

с 1959 г., - гипотеза П. Ротоу не только не устарела, но и продолжает подтверждаться новыми статистическими данными и современными тенденциями.

Роль туризма в современной экономике постоянно растет. Меняется и сам туризм, происходит его внутренняя перестройка. Современный туризм как экономическое явление:

Туризм оказывает сильное воздействие на экономику практически всех сфер материальной и духовной жизни общества.

С точки зрения фундаментальной экономики туризм представляет собой экономический комплекс, развитие которого в большей степени объясняется мирохозяйственными процессами и отношениями, нежели имманентными (внутренними) причинами. Но туризм также и важнейший катализатор экономического роста (например, во многих быстро развивающихся странах), оказывает активное влияние на экономику региона (или страны), в котором он развивается, на его хозяйственную, социальную и гуманитарную политику, поскольку выступает каналом перераспределения между странами валового национального продукта, которое не сопровождается вывозом (импортом) товаров и услуг. Другими словами, если японцы едут на отдых на Филиппины, а русские — в Турцию, то они не только вывозят туда часть заработанных в других производствах средств, но и создают там новые рабочие места.

В наше время основные центры международного туризма расположены в экономически развитых странах, где туризм стал одним из символов процветания «среднего класса» и продуктом массового потребления. В развивающихся странах, как и предсказывал П. Ростоу, быстро развивается внутренний туризм как средство мультипликации дохода в сфере услуг, средство занятости местного населения и развития инфраструктуры. Причем, страны, ранее занимавшие ведущие роли в туризме, уходят на вторые и третьи роли. На смену им приходят новые лидеры. Эти изменения не могут быть объяснены действием только внутренних факторов. Это область макроэкономического анализа.