logo search
1 глава

Введение

Актуальность выбранной темы состоит в том что город Алматы привлекателен с точки зрения делового, профессионального, коммерческого и культурно-познавательного туризма. Вместе с тем, Алматы имеет существенные конкурентные преимущества и обладает большим потенциалом для развития туризма.

Несмотря на активное развитие столицы нашей республики Астаны и других городов страны, Алматы по-прежнему называют южной столицей и культурным центром Казахстана.

Проблема состоит в недостаточной развитости имиджа города как международного туристского центра. Данный вопрос особенно важен в преддверии проведения в 2017 году зимней Универсиады в Алматы. Кроме того, город претендует на право проведения зимней Олимпиады-2022.

Объектом исследования данной дипломной работы является состояние туристского потенциала города Алматы с 2005-2015 гг. периода развития экономики

Предметом исследования является туристский потенциал города Алматы

Цель исследования: оценка и изучение туристского потенциала города Алматы

Данная цель определила необходимость постановки и решения следующих основных задач:

- дать определение понятию туристский потенциал, изучить методы оценки туристского потенциала

- проанализировать и оценить туристский потенциал города Алматы

- выявить проблемы и перспективы развития туристского потенциала города Алматы

- разработать новые туристские продукты с целью повышения имиджа города Алматы как туристского центра страны

Методологической и теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, материалы периодической печати, данные Агентства Республики Казахстан по статистике и т.д.

Структура дипломной работы включает содержание, введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

В первой главе

1 Понятие туристского потенциала и его значение в туризме

1.1 Туристский потенциал и его составляющие

Туристский потенциал региона - это совокупность природных, историко-культурных объектов и явлений, а также социально-экономических и технологических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории [1].

Структура туристского потенциала наглядно показана на рисунке 1

Туристский потенциал территории

Туристские ресурсы

Туристская инфраструктура

Социально-экономические

- Инфраструктура размещения

- Инфраструктура питания

- Транспортная инфраструктура

- Инфраструктура досуга и развлечений

- Специализированная инфраструктура


Природные

-Трудовые

-Информационные

-Управленческие

-Материальные


- Флористические

- Фаунистические

- Климатические

- Орографические

- Гидрологические

- Бальнеологические

- Прочие виды

Культурно-исторические

Материальные

Духовные

Рисунок 1- Структура туристского потенциала территории

Сразу можно заметить, что туристский потенциал включает в себя туристские ресурсы и туристскую инфраструктуру. Первые подразделяются на три основные группы - природные, культурно-исторические и социально-экономические. Следует отметить двойственный характер социально-экономических ресурсов. К ним относятся элементы туристской инфраструктуры, а также трудовые, информационные, материально-технические, финансовые ресурсы, элементы управления и т. д. [2].

Регион для обеспечения функционирования и развития своей туристской сферы использует не только собственные ресурсы, но и потенциалы более высокого уровня - страны, континента, мира.

Рассматривая состав потенциалов региона, входящих в его совокупный туристский потенциал, необходимо выделить среди них ключевые. К ключевым относятся те, формирование и развитие которых способно обеспечить устойчивое функционирование и развитие туризма в регионе. В структурном плане туристский потенциал региона целесообразно представить как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих потенциалов: природно-ресурсного, историко-культурного, экономического и социального (рис. 2).

Туристский потенциал региона

Ресурсные

Историко-культурный потенциал

Природно-ресурсный потенциал

Социальный потенциал

Профессионально-кадровый потенциал

Экономический потенциал

Инфраструктурный потенциал

Информационный потенциал

Финансовый потенциал

Инвестиционный потенциал

Управленческий потенциал

Рисунок 2 - Элементный состав туристского потенциала региона

Природно-ресурсный потенциал сферы туризма - способность природных систем без ущерба для себя (а, следовательно, и для людей) отдавать необходимую человечеству продукцию или производить полезную для него работу в рамках хозяйства данного исторического типа; возможности региона по использованию совокупных природных богатств в туристской деятельности. Историко-культурный потенциал - выражает возможности для развития туризма, заложенные историко-культурными ценностями, региона. Экономический потенциал сферы туризма - это составная часть экономического (хозяйственного) потенциала региона, характеризующий способность региона в области воспроизводства туристского продукта, т. е. потенциально пригодные силы и средства, необходимые для воспроизводства туристского продукта на региональном уровне (материальные, природные, трудовые и др.). В состав экономического потенциала входят: - инфраструктурный потенциал - сбалансированные с требованиями производства туристского продукта возможности предприятий размещения, досуга, питания, транспорта и др. по обеспечению необходимых условий для осуществления туристской деятельности и удовлетворения потребностей их персонала и рекреантов; - финансовый потенциал - характеризует объем средств, которыми регион может распоряжаться для осуществления туристской деятельности; - информационный потенциал - это совокупность организационно-технических и информационных возможностей, которые обеспечивают подготовку и принятие управленческих решений и влияют на характер (специфику) производства туристского продукта путем сбора, сбережения, обработки и распространения информационных ресурсов; - инвестиционный потенциал - совокупные возможности региона по инвестированию туристской деятельности; - управленческий потенциал - это навыки и способности руководства всех уровней управления по формированию, организации, созданию надлежащих условий для функционирования туристской сферы региона. Социальный потенциал сферы туризма - возможности региона по воспроизводству необходимой для осуществления туристской деятельности рабочей силы, т. к. используя только материальные ресурсы туризма, невозможно произвести, распределить, обменять и потребить региональный туристский продукт. Включает специально подготовленные квалифицированные кадры, способные осуществлять туристскую деятельность для достижения ее функциональных целей. Представленный перечень потенциалов, входящих в туристский потенциал региона, не является окончательным и исчерпывающим, т. к. их количество зависит от поставленных целей, способов их достижения и необходимых для этого ресурсов.

Принципиальным моментом в исследовании состава совокупного туристского потенциала региона является рассмотрение его как системы. Как известно, система - это множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и составляющих целостное образование [7]. Однако системный подход к анализу туризма и его потенциала получил развитие сравнительно недавно.

В связи с тем, что туристский потенциал региона является системой, можно утверждать следующее: 1 Туристский потенциал региона можно рассматривать как совокупность относительно автономных элементов (потенциалов) с набором присущих им свойств, которые образуют друг с другом бесконечную цепь взаимосвязей и взаимозависимостей внутри системы. 2 Каждый потенциал в составе туристского потенциала должен быть объектом управления со стороны человека. 3 Управляющее воздействие со стороны субъекта управления преобразует соответственно заданным целям не только определенный потенциал (или потенциалы), но и туристский потенциал в целом. 4 Потенциалы в рамках туристского потенциала региона и, соответственно, туристский потенциал в целом, функционируют и развиваются не только по присущим им объективным законам, но и по программным установкам общества. Важно, чтобы между ними не было неразрешимых противоречий. 5 Туристскому потенциалу региона присуща иерархичность. Какое бы место в иерархии ни занимал потенциал, без него невозможно планомерное развитие туризма в регионе. Свойство системности туризма как раз и состоит в том, что исчезновение или ухудшение качества любого из его потенциалов может привести к серьезному изменению качества самой туристской системы. 6 Все потенциалы в рамках туристского потенциала региона способны к декомпозиции и синтезу, к трансформации и инверсии. Так, информационный потенциал накапливается и синтезируется в результате человеческой деятельности. Полезная информация из необходимой и достаточной (например, реклама туров) может инвертироваться в избыточную и бесполезную, которая будет нести в себе определенный потенциал угрозы (известно, что избыток информации отрицательно действует на психику человека). 7 Потенциалы в рамках совокупного туристского потенциала региона связаны между собой, то есть развитие одного потенциала стимулирует развитие других. 8 Туристский потенциал региона и его составные элементы, являясь системным образованием, имеют как естественную сущность, так и искусственную (антропогенную) природу. Значение соотношения природного и антропогенного факторов в каждом из потенциалов различно, что, по-видимому, и определяет необходимость разработки соответствующих механизмов управления ими. Формирование и использование антропогенных потенциалов не должно нарушать естественных, объективно существующих и действующих законов. 9 Каждый потенциал в рамках туристского потенциала региона изначально содержит в себе предпосылки к развитию определенных видов туристской деятельности. Выполненный анализ потенциалов функционирования и развития туризма в регионе дает основание представить его туристский потенциал как совокупность потенциалов, а также выделить предмет управления туризмом. На взгляд автора, предметом управления туризмом являются свойства ресурсов, связи между ними, направления их использования. Следует отметить, что на современном этапе более сложными становятся проблемы управления потенциалами, входящими в состав туристского потенциала региона, в связи с существованием серьезных межрегиональных различий, а также ввиду субъективности реализуемых в управлении взглядов и целей. Субъективный фактор в управлении приводит, в частности, к появлению неординарных проблем, решение которых требует высокопрофессионального творческого подхода. Поэтому управление регионом в сфере развития туризма, в том числе и его потенциалами, должно развиваться как синтез двух аспектов: совершенствования научно-практической деятельности и развития управления как искусства. Наука и искусство при управлении регионом не противопоставляются, а выступают как дополняющие друг друга практики. На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы: 1 Принципиальным моментом в исследовании состава совокупного туристского потенциала региона является рассмотрение его как системы. 2 В составе совокупного туристского потенциала региона с позиции системного подхода объект туризма (турист) формирует т. н. туристский потенциал потребностей, имеющий субъективную и изменчивую природу, а субъекты туризма являются основой формирования совокупного туристского потенциала возможностей, имеющим объективную природу. 3 В структурном плане совокупный потенциал региона представляет совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих потенциалов: природно-ресурсного, историко-культурного, экономического и социального. 4 В связи с тем, что туристский потенциал региона является системой, можно выделить его основные особенности: динамичность, иерархичность, способность к трансформации, инверсии, развитию и т. д. 5 В связи с тем, что на современном этапе более сложными становятся проблемы управления потенциалами, входящими в состав туристского потенциала региона, управление регионом в сфере развития туризма, в том числе и его потенциалами, должно развиваться как синтез двух аспектов: совершенствования научно-практической деятельности и развития управления как искусства. Выводы. Предложенный элементный состав совокупного туристского потенциала региона будет использован в дальнейших исследованиях по определению величины совокупного туристского потенциала региона и путей повышения эффективности его использования.

Проанализировав имеющиеся определения понятия «туристский потенциал», считаем, что наиболее четко отражает экономическую сущность туризма и, соответственно, потенциала территории для его развития определение А.В.Дроздова, согласно которому «туристским потенциалом какого-либо объекта именуется совокупность приуроченных к данному объекту природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ».

Проблеме определения состава совокупного туристского потенциала региона уделялось внимание отечественными и зарубежными учеными, в частности, Дроздовым А.В. [4], Кусковым А.С. [5], Арсеньевой Е.И. [5], Гуляевым В.Г. [6], Колбовским Е.Ю.[6].