logo search
Сервисная деятельность Карнаухова

Предисловие

Сервисная деятельность - это область человеческих взаимоотношений, где формируются и совершенствуются специфические технологии по удовлетворению человеческих потребностей.

В сферу сервиса включаются разнообразные виды деятельности, которые в целом определяют качество жизни и уровень духовных ценностей общества. Общепринято определять сферу сервиса в широком смысле этого понятия, относя к ней виды деятельности по оказанию услуг, направленных как на обеспечение функционирования производственной и социальной сферы в целом, так и непосредственно на нужды домашнего хозяйства, семьи и личности.

Зарубежные ученые, изучая роль сферы обслуживания в развитии мирового хозяйства, сходятся во мнении, что экономическая деятельность общества начинается с сельского хозяйства и далее через индустриализацию движется в сторону экономики обслуживания.

Сейчас выделяют и четвертый сектор - экономику знаний, связанную с продукцией интеллектуального труда.

Об изменении роли сервиса, сферы услуг (третичного сектора) в современной экономике свидетельствуют результаты внутренней торговли, объем внешней торговли услугами, изменение структуры занятости в сторону роста численности работников третичного сектора.

По числу людей, занятых в сфере сервиса, и размерам вклада в национальный доход сервисные направления деятельности в развитых странах не только вышли на уровень материального производства, но и превзошли его.

Так, например, в середине 90-х годов в США в сервисе было занято 84 млн человек или 70% от всей численности рабочих, их доля в ВВП была равна 72%. В Японии соответственно 37 млн человек (60%), а их доля в ВВП - 61%. В Германии в части услуг, сопоставимых с системой бытового к жилищно-коммунального обслуживания населения в России, занято около 21 млн человек или 60% от всей численности работающих. На 1 тыс. жителей Германии приходилось 258 работников сервиса," в США - 340, в Японии - 310.

По оценкам зарубежных специалистов, в 2000 г. на сферу туризма и путешествий во всем мире приходилось 11,8% мирового объема ВНП, 9,8% мирового количества рабочих мест, 12% мирового объема инвестиций и 10,7% мирового объема налоговых поступлений.

В России во всех видах сервиса (сопоставимого с другими странами и в эти же годы) было занято 26 млн человек или 38% от численности работающих. При этом значительная часть работников - 5,3 млн человек или 20%, было занято на транспорте, в связи и в других видах производственного сервиса, что нетипично для стран Запада.

Всемирный совет по туризму и путешествиям обнародовал прогноз развития туристической отрасли на 2004 год И грядущее Десятилетие. По прогнозу совета спрос на туристические услуги в 2004 году должен был достигнуть 5,5 трлн долларов США и этот прогноз в целом оправдался. Причем, как считают эксперты совета, туризм в России в ближайшие 10 лет переживет бум инвестиций, войдя в тройку мировых лидеров.

Все это определяет важность и актуальность подготовки специалистов для индустрии услуг и, в частности, для социально-культурного сервиса, туризма и домоведения. Курс "Сервисная деятельность" входит в блок общепрофессиональных дисциплин в качестве обязательной дисциплины федерального компонента для многих сервисных специальностей и, в соответствии с учебными планами, читается на младших курсах. .

Следует отметить недостаточное количество учебных пособий по этой дисциплине, несмотря на ее распространенность. Здесь можно отметить четырехтомник под редакцией Ю.П. Свириденко [8-11] и учебные пособия [1, 7].

Желание учесть требования государственного стандарта по этой дисциплине определило отбор разделов:

1. Становление и развитие сервисной деятельности.

2. Классификация услуг.

3. Государственное и региональное регулирование сервисной деятельности.

4. Характеристика инноваций в сервисной деятельности.

5. Особенности функционирования отдельных групп услуг.

6. Сервисная деятельность в гостиницах.

7. Характеристика туристской деятельности.

Следует подчеркнуть, что в пособии термины "туристский" и "туристический" используются как синонимы.

При подготовке материала учебного пособия авторы использовали собственные наработки и другую литературу [1-13], за что они и редактор искренне благодарны авторам этих книг.

Отбор материала, структура учебного пособия, содержание курса "Сервисная деятельность" являются авторской редакцией.

В таблице 1 приведены лекционные объемы в часах по каждому разделу и количество семинарских занятий.

Таблица 1

№ Наименование раздела Лекционный объем в часах Кол-во семинарских занятий

1. Становление и развитие сервисной деятельности 8 2

2. Классификация услуг 4 1

3. Государственное и региональное регулирование сервисной деятельности , 7 2

4. Характеристика инноваций в сервисной деятельности 3 1

5. Особенности функционирования отдельных групп услуг 5 1

6. Сервисная деятельность в гостиницах 4 -

7. Характеристика туристской деятельности 3 1

Итого 34 8

В приложении приведены методические указания к восьми семинарским занятиям, содержащие краткий теоретический.материал, основанный на учебном пособии, и контрольные вопросы.

Авторы и редактор с благодарностью примут все пожелания по улучшению содержания этой дисциплины, а также будут благодарны за сообщения по возможным недостаткам учебного пособия.