logo search
имтор

1. Древнегреческие Олимпийские игры.

В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику, или общее физическое воспитание, и агонистику - специальную подготовку и участие в состязаниях. Агонистика распадалась на гимнастические игры и состязания и мусические соревнования (в области музыки, танцев, поэзии).

Из гимнастических агонов (агон - состязание, турнир, праздник) большой популярностью пользовались Немейские игры (в Арголиде), Истмийские игры (на Коринфском перешейке), Пифийские игры (в Дельфах), Панафинейские игры (в Афинах). Однако из всех игр, проводимых в Древней Греции, наибольшее значение имели Олимпийские игры.

Проблемы возникновения и развития древнегреческих Олимпийских игр издавна интересовали ученых разных стран.

Происхождение и развитие Олимпийских игр обусловлено экономическими, политическими, военными и культурными предпосылками, которые формировались в Древней Греции, в период распада родовых отношений и созревания классового рабовладельческого общества.

С развитием рабовладельческих отношений происходили перемены и в культурной жизни Греции. Устанавлива­лись более тесные связи между племенами, а позднее и городами. Постепенно возникали мифы и легенды о Зевсе, Геракле, Гермесе и других божествах, обитавших, по преданию, на вершине Олимпа. Но общественные игры появились задолго до того, как стали складываться мифы и легенды о языческих божествах. В течение многих лет древние агоны проводились и там, где впоследствии стали организовываться состязания, получившие название Олимпийских. О первых Олимпийских играх точных данных не сохранилось. Первое достоверное упоминание о них относится к 776 г. до н.э., когда на одной из мраморных колонн, установленных вдоль берега реки Алфей, было выгравировано имя первого олимпийского победителя - Корэба, повара из Элиды.

Некоторые авторы отмечают, что в 776 г. до н.э. состоялись уже XXVIII Игры. Местом проведения Игр была Олимпия, расположенная в северо-западной части Пелопоннесского полуострова, в долине реки Алфей, у подножия горы Кронос. В Олимпии, кроме храмов, имелись гимнасий, палестра, стадион и ипподром. Олимпийский праздник, в котором поначалу участвовали лишь атлеты двух городов Элиды - Писы и Элиса, отмечался в "священном месяце", начинавшемся с первого полнолуния после летнего солнцестояния через каждые 1417 дней, т.е. Олимпийские игры проходили один раз в четыре года. Периоды между Играми назывались Олимпиадами; по ним греки некоторое время вели летоисчисление.

Программа Олимпийских игр, вначале состоявшая только из бега на один стадий (192 м 27 см), впоследствии расширялась за счет состязаний в пентатлоне, беге с оружием (меч и щит), панкратионе, кулачном бою, состязаний колесниц и в верховой езде.

В период с VII до II в. до н.э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки. Рабы и люди негреческого про­исхождения («варвары», как их называли греки), а также женщины к Играм не допускались. Каждый участник должен был в течение 10 месяцев готовиться к Играм дома, а затем в течение месяца в Олимпии. Это могли позволить себе только наиболее состоятельные рабовладельцы, располагавшие достаточным количеством свободного времени.

Олимпийские игры проводились чрезвычайно торжественно. Руководили Играми судьи-распорядители (элланодики). В ранний период Игры проходили в один день, в период расцвета (VI-IV вв. до н.э.) - в пять дней. Перед началом Игр все участники давали клятву, что они честно готовились, и будут достойно состязаться, а также приносили жертвы богам. Победители Игр (олимпионики) пользовались большой славой, уважением, почестями. В их честь слагались хвалебные оды, пелись гимны, ставились памятники. Призом олимпионика служил венок, срезанный с оливкового куста, отмеченного оракулом. Затем следовали подарки от проводящих Олимпийские игры и от зрителей. От родного города олимпионик получал солидное денежное вознаграждение.

Но гораздо важнее были почести герою. Победителя привозили в родной город на четверке белых лошадей через брешь, пробитую в крепостной стене города, освобождали от налогов, кормили всю жизнь за счет города, устанавливали памятники, чеканили монеты с его изображением. А иногда, после смерти, некоторых обожествляли и сооружали им храмы. Память олимпиоников окружали легендами, чтобы сделать победу более привлекательной для потомков.

На Олимпийские празднества собиралось до 45 - 50 тыс. зрителей, среди которых были знаменитые философы, историки, поэты. История сохранила для нас имена выдающихся представителей древнего мира, которые наиболее точно соответствовали современному термину "гармоничный человек". Пифагор, теорему которого учат в школе по сей день, был могучим кулачным бойцом, стал олимпийским чемпионом. Отец медицины - древнегреческий врач Гиппократ достиг значительных успехов в борьбе и гонках на колес­ницах. Обладателями различных наград за спортивную доблесть были также известные философы Платон и Сократ, поэты-трагики Софокл и Еврипид.

Игры неоднократно посещали Аристотель и историк Геродот. Поэт Лукиан, побывав много раз на Играх, описал их в своих сочинениях.

В дни проведения Игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни Греции. В это время здесь шла бойкая торговля, заключались торговые сделки, гости знакомились с представителями других стран, с развитием ремесел и земледелия, с разнообразными обычаями и религиозными обрядами, слушали философов, историков, поэтов, музыкантов и служителей религиозного культа. В общественно-политической и культурной жизни Греции периода расцвета Олимпийские праздники играли очень большую роль. Они способствовали объединению полисов (городов-государств). За месяц до Игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие (экехирия), прекращались всякие распри между полисами, никто не имел права вступать на землю Олимпии с оружием в руках. Наряду с философскими системами, театром, музыкой, изобразительным искусством Олимпийские игры выполняли важную роль во «внешкольном» образовании и воспитании населения.

Олимпиады не прерывались и после того, как в 146 г. до н.э. греческие земли были подчинены Риму. Правда, завоеватели разруши­ли священную традицию, по которой в Олимпийских играх могли участвовать только жители Греции.

Римляне включили в Игры Олимпиад цирковые представления - бои гладиаторов, которые дрались до смерти. Жестокий интерес у пресыщенной публики вызывали бои гладиаторов со львами, тиграми, быками. Но все это, конечно, уже не имело никакого отношения к спорту и к тем олимпийским идеалам, которые утверждались греками раньше.

Атлетические соревнования в Олимпии проводились регулярно на протяжении 1168 лет. В 394 г. н.э. император Востока и Запада Феодосии I, насильственно насаждавший христианство, посчитал Олимпийские игры языческим обрядом, объявил нечестивыми и за­претил специальным указом их дальнейшее проведение.

Впоследствии Олимпия была разрушена в результате разлива рек после двух сильнейших землетрясений и оказалась под слоем песка и тины.

После прекращения античных Олимпийских игр заложенная в них идея всестороннего развития человека была предана забвению на полтора тысячелетия. Во многих странах и сами занятия спортом находились под запретом

.