logo search
Экономика туризма лекции

1. Туризм как планетарное экономическое явление

Туризм как планетарное экономическое явление характеризуется собственной статистикой, т. е. информацией о потоках и тенденциях туризма, его региональной структуре, странах-отправителях и странах, принимающих туристов. Эта информация постоянно собирается, анализируется и ежегодно издается Всемирной туристской организацией.

Так, например, в целом число прибытий за вторую половину прошлого столетия выросло с 25 млн. чел. до 530 млн. чел. т. е. в 21 раз. Доход за этот период вырос с 2 млрд. долл. до 340 млрд. долл. т. е. в 170 раз. При этом доходность туризма росла быстрее, чем число туристов и число прибытий. Каждый клиент туристической фирмы в конце прошлого столетия принес ей доход в 7,5 раза больше, чем 50 лет назад. Отдача от одного туриста выросла с 80 до 640 долл.

Доля туризма в ВВП составляет (в %): в Австрии — 8,5, Португалии — 6,5, Испании — 4,2, Греции — 4,5, Великобритании— 1,9, ФРГ — 0,9, США — 1,0.

Доля туризма в конечном потреблении еще больше (в %): Австрия — 8,9; Норвегия — 6,7; Швейцария — 5,6; Дания — 5,4; США — 3,2.

Доля туризма в импорте составляет (в %): в Австрии — 10,7; Исландии — 11,0; Швеции — 7,2; Швейцарии — 7,0; Новой Зеландии — 9,0. Ни в одной из экономически развитых стран она не опускается ниже 6 %.

Согласно статистическим данным 2004 года, распределение объемов въездного и выездного туризма по отдельным странам было следующим: Чехия – 2,5% и 2,5%, Германия – 5% и 5%, Литва - 47% и 5%, Украина – 2% и 33%, Польша – 20% и 49%, другие страны – 25% и 8% соответственно.

Можно утверждать, что экономика туризма, как ни одна другая область экономической деятельности, географична, что позволило Всемирной туристской организации провести специальное туристическое районирование.

Анализ региональной структуры прибытий и доходов позволяет выявить следующие устойчивые тенденции:

Очень быстро развивается туризм в странах Западной Европы и Океании. Эти «точки роста» мирового туристического рынка характеризуются не только уникальными рекреационными расходами и экзотикой, но и высочайшим в мире уровнем сервиса.

Эксперты ВТО следующим образом характеризуют динамику мирового туристического рынка: