logo search
ТУРИЗМм

17. Создание экскурсИи. Экскурсионный менеджмент

1) Туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение духовных, эстетических, информационных потребностей туристов; 2) процесс наглядного познания ок­ружающего мира: особенностей природы, современных и историчес­ких ситуаций, элементов быта, т.е. достопримечательностей опреде­ленного города или региона - заранее избранных объектов, к-рые изу­чаются на месте их расположения; 3) тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.

Э. имеет свои признаки (элементы): продолжительность проведе­ния (от одного академического часа до одних суток); наличие экс­курсантов (группа или индивидуал); наличие экскурсовода; показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений; пе­редвижение участников Э. по заранее составленному маршруту; це- t ленаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода; наличие определенной темы.

Э. выполняет функции информации, расширения кругозора и познания, организации культурного досуга, отдыха, общения.

Требования, предъявляемые к Э.: полнота и достоверность инфор­мации; культурно-познавательная значимость; законченность и точ­ность композиции и исполнения Э.; удовлетворение эстетических и морально-психологических потребностей экскурсантов.

Маршрут экскурсии - оптимальный путь следования экскур­сионной группы. Требования: логическая последовательность объек­тов экскурсионного показа. В практике экскурсион­ных учреждений существуют три принципа построения маршрута: хронологический, тематический и тематико-хронологический. Примером применения хронологического принципа построений М. э. могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выда­ющихся людей города. По тематическому принципу построены экс­курсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города, напр., «Архангельск строится», «Литературная Одесса» и др. Все об­зорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хро­нологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только при раскрытии каждой подтемы.

Методика проведения Э. - совокупность приемов, составля­ющих основу работы экскурсовода во время проведения Э. Включа­ет общую и частную методики.

Общая методика проведения Э. - система методических приемов рассказа и показа, независимых от темы, состава группы и др. факто­ров.

Частная методика проведения Э. - конкретизация методических приемов применительно к особенностям определенного экскурсион­ного маршрута.

Методика, или приемы: анализ - мысленное разделение предме­та, вычленение из целостного части с целью более глубокого позна­ния объекта: синтез - мысленное соединение частей предмета в целое; ассоциация по времени; ассоциация по единству места; словесный ме­тод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение); наглядный метод (представление объектов в натуре или в изображении); прак­тические методы - осмотр объекта, использование прибора (напр., телескопа); метод наблюдения.

Методика показа: предварительный осмотр, зрительный анализ, реконструкция, локализация событий, сравнения.

Методика рассказа: экскурсионная справка, характеристика объекта, объяснение, репортаж, комментирование, цитирование, ли­тературный монтаж.

Структура экскурсии: вступление, содержательная основная часть, заключение

Расположение, позиционность, соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части Э. вместе составляют композицию Э.

Показ и рассказ - два основных элемента Э. - дозируются во вре­мени в целях усиления эффективности Э. Время показа - норматив­ное расчетное время, отводимое на показ в ходе Э., не должно зани­мать меньше 2/3 всего экскурсионного времени; время рассказа - нор­мативное расчетное время, отводимое на рассказ во время проведения Э., не должно превышать трети экскурсионного времени.

Продолжительность Э. -длительность экскурсии, фиксируемая с момента встречи экскурсионной группы с экскурсоводом до завершения работы экскурсовода с группой.

Структура Э.-составные части методической разработки экс­курсии: маршрут; остановки; объект и точки его показа; время рас­сказа; подтема; методические указания.

Тема -1) предмет конструирования, раскрытия, организации при разработке экскурсий, программ отдыха; 2) круг рекреационных со­бытий, скрепленных воедино анимационным замыслом, составляю­щих основу деятельности. Тема связана с понятием «идея», так как предусматривает не только изложение определенного материала, но и четкое выражение идейных позиций. Идея - это главная мысль темы. Идея и тема составляют идейно-тематическую основу программы экскурсии.

Требования к содержанию Э. - императивы Э.: полнота; достоверность; законченность композиции; эстетическое удовлетво­рение.ЭКСКУРСАНТ - 1) временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране или на объекте посещения; 2) субъект, участник эк­скурсии. Э. классифицируются (дифференцируются) в зависимости от контингента экскурсионного обслуживания различных групп насе­ления: по возрасту; роду занятий; характеру общественной деятель­ности; форме учебы; предпочтению любительских занятий; уровню подготовки.