1.6. Борисовские извозчики
Потребность в легковом транспорте Борисов ощутил после введения в эксплуатацию построенной возле него железной дороги, где движение началось в ноябре 1871 года.
Возле вокзала и вокруг него на правобережье Березины, словно грибы, стали возникать строения, образовавшие поселок (посад) с наименованием Ново-Борисов.
Вокзал от левобережного Борисова находился на расстоянии 5 км и первоначально располагался примерно в 300 метрах к западу от нынешнего. Естественно, что в таких условиях необходимость в извозчиках была понятна всем. Они и появились. Пролетка на пластинчатых рессорах и с откидным фаэтоном постепенно стала привычной на улицах города, как и цокот лошадиных подков в ритме шага или рыси.
Зимой, понятно, пролетка менялась на сани с удобным сидением и меховым покрывалом для ног.
Стоянки извозчиков первоначально находились возле ресторана А. Ф. Эдемского (впоследствии – Дом Совдепа) по ул. Полынской и принадлежавшего тому же владельцу вокзального буфета по Вокзальному проспекту (ныне – ул. Труда).
В 1910 году в Борисове числилось 45 извозчиков. Большинство из них были евреями, а неевреи свободно изъяснялись на идише. Цена за проезд к вокзалу составляла от 30 до 60 копеек, в зависимости от типа экипажа и времени года.
Первый автобус в Борисове появился в 1925 году. Но развитие автобусного движения заметной конкуренции в довоенные годы извозчикам не составило. Правда, пролетка несколько преобразилась, так как на ней появились надувные колеса типа автомобильных и она приобрела более симпатичный вид.
Сколько пассажиров вмещала пролетка? С учетом откидного сиденья на ней можно было удобно усадить трех пассажиров, но извозчик усаживал и пять. При этом он еще как-то размещал и громоздкие чемоданы, используя при этом подставку под облучком.
При следовании на вокзал возле Батарей извозчику с перегруженным экипажем приходилось с трудом преодолевать крутой подъем. Тогда, чтобы помочь лошади, он спрыгивал с облучка и, размахивая кнутом, подталкивал пролетку. Иногда ему помогали и пассажиры.
При отсутствии таксомоторов извозчичьи услуги были очень удобны. Закажешь извозчика, например, к ночному поезду, и в точно обусловленное время он подъедет к твоему крыльцу.
В советское время извозчики объединялись в артели, так как в ином случае их разорял подоходный налог. Не знаю, была ли такая артель в Борисове, но накануне войны их было около полутора десятков. От ресторана Эдемского уже следа не осталось, и они выстраивались в ряд напротив собора параллельно улице 3-го Интернационала. В ожидании пассажиров они оживленно балагурили по-еврейски, а упитанные лошади с подвешенными торбами жевали овес или сено.
Война положила конец извозчичьему промыслу в Борисове. Почти все извозчики погибли в гетто, а те, кто пережил лихолетье, переквалифицировались в шоферы или занялись другой работой.
Между тем, в первые послевоенные годы «водители кобылы» не были бы лишними, так как автобусов не хватало, и они еще долго не могли обеспечить транспортные потребности города. Вспомним, что паромная переправа по пешеходной дороге к вокзалу после полувековой эксплуатации прекратила свое существование только в 1954 году. Следовательно, автобусы ей до этого времени не были помехой. В некоторых городах мира и сегодня встречаются извозчики на классических пролетках. Но это уже экзотика, а в истории они составляют целую эпоху, достойную отдельной книги.
- «Мая малая родина. Борисов как историческое и культурное достояние республики беларусь»
- Цели и задачи работы
- Аннотация
- Введение
- Основная часть
- I. История Борисова
- 1.1.Общие сведенья по истории Борисова
- 1.2. О происхождении названия города
- 1.3. Борис Всеславич
- 1.4. Топонимика Борисова
- 1.4.1. Их именами названы улицы Борисова
- 1.5. Становление Борисовской символики
- 1.5.1. Герб
- 1.5.2. Флаг
- 1.5.3. Гимн
- 1.6. Борисовские извозчики
- II. Военный Борисов
- 2.1. Отечественная война 1812 г. Бои за Борисов и Березинская операция
- 2.2. Как Борисовщина встречала и… провожала армию Наполеона
- 2.3. Борисово-Зембинская оборонительная операция советских войск 1941
- 2.4. Борисов и Великая Отечественная война
- 2.4. Они защищали борисов
- 2.4.1.Танкисты
- 2.4.2. Борисовские соединения, части и дивизии
- 2.4.3. Небесные героини
- III.Памятники и памятные места
- 3.1. Памятники 1812 г.
- 3.2. Памятники жертвам
- 3.3. Памятники выдающимся личностям
- 3.4. Различные памятники
- IV. Современный Борисов
- 4.1. Архитектура
- 4.1.1. Борисовский костёл Рождества Пресвятой Девы Марии
- 4.1.2. Шуховская башня
- 4.1.3. Борисовский тюремный замок
- 4.1.4. Свято-Воскресенский кафедральный собор
- 4.1.5. Борисовский железнодорожный вокзал
- 4.1.6. Дом казначейства
- 4.1.7. Архитектурные излишества
- 4.2. Музейная и краеведческая деятельность
- 4.2.1. Краеведы и краеведческий музей
- 4.2.2. Раритеты Борисовского объединённого государственного музея
- 4.2.3. Библиотека имени Колодеева Ивана Хрисанфовича
- 4.3. Промышленный Борисов
- 4.3.1. Борисовский завод «Автогидроусилитель»
- 4.3.2. Борисовский завод автотракторного электрооборудования
- 4.3.3. Борисовский завод медицинских препаратов
- 4.3.4. Борисовский опытный лесхоз
- 4.3.5. Борисовхлебпром
- 4.3.6. Борисовский завод пластмассовых изделий
- 4.3.7. Борисовский хрустальный завод им. Ф.Э. Дзержинского
- V. Знаменитые борисовчане
- 5.1. Иван Хрисанфович Колодеев
- 5.2. Самуил Еремеевич Винер
- 5.3. Александр Ильич Клибанов
- 5.4. Григорий Захарович Ходосевич
- 5.5. И ещё немного о них…
- 5.6. Почётные граждане
- Заключение
- Список Литературы
- Приложение