1.9. Контактная зона
Место предоставления услуг, где работник взаимодействует с клиентами или оказывает им те или иные услуги, называют контактной зоной. Примерами контактной зоны могут служить салоны Домов быта, съемочные залы фотографий, торговые залы и т. д.
Профессиональная этика работников сервиса - это совокупность специфических требований и норм нравственности, реализующихся при выполнении ими профессиональных обязанностей по обслуживанию клиентов. Она основывается на психологии сервиса.
Моральная ответственность работников значительно возрастает, если их работа связана с людьми. При этом от их труда во многом зависит самочувствие, настроение и здоровье общающихся с ними людей. Труд таких работников не может быть строго формализован. От них требуется не только высокая квалификация, но и глубокое осознание своего морального долга перед людьми. Здесь Долг превращается в нравственную потребность.
Другими словами, в профессиях типа "человек - человек" помимо общих требований морали действуют специфические требования и нормы нравственности. К таким профессиям относят, например, профессии врача, журналиста, юриста и, конечно, работника контактной зоны.
Работник контактной зоны и заказчик - это социальные роли. Грамотное выполнение каждой стороной своих ролей способствует культуре взаимоотношений в процессе обслуживания. Так, по данным социологического исследования, проведенного сотрудниками Института психологии РАН, обслуживающий персонал и клиенты ожидают друг от друга определенного поведения и предполагают друг у друга наличие определенных качеств.
Так, заказчик, собираясь посетить ателье (мастерскую), предполагает, что там его встретят высококвалифицированные работники, которые смогут быстро и с высоким качеством выполнить заказ (предоставить услугу). Конечно, зная о такой убежденности клиентов, обслуживающему персоналу не следует демонстрировать свое превосходство над ними (к примеру, из-за того, что заказчики нередко плохо разбираются в направлениях моды или не знают устройства сложной бытовой техники).
Со своей стороны работники контактной зоны ожидают, что посетитель сможет четко и ясно изложить свои пожелания. Однако не все клиенты это могут. Поэтому клиентам, испытывающим затруднения в общении, должна быть оказана необходимая помощь.
Профессиональное поведение работника контактной зоны должно содержать следующие компоненты: доброжелательность и радушие; приветливость и вежливость; обходительность и любезность; сдержанность и тактичность и т. д.
Культура общения работника контактной зоны с покупателем (заказчиком) проявляется в умении сформулировать свои мысли и выслушать посетителя, в отзывчивости и сопереживании клиенту. Как известно, профессиональная этика работников сервиса содержит нравственные требования к их поведению. Конечно, нравственные требования полностью соблюдаются только в обществе с высоким уровнем культуры населения.
В настоящее время нравственность и культура общения работников сервиса рассматриваются как их важнейшие профессиональные качества. Эти работники должны быть морально и психологически готовы к грамотным действиям, даже в условиях конфликтных ситуаций общения с клиентами.
На культуру общения также влияет расстояние между работником и посетителем. Установлено, что работнику следует находиться от заказчика на расстоянии 70-80 см. Надо также иметь в виду, что общение облегчается, если собеседники обращены друг к другу лицом, чтобы имел место зрительный контакт.
- Предисловие
- Глава 1. Становление и развитие сервисной деятельности
- 1.1. Природа и характер сервисной деятельности
- 1.2. Влияние научно-технического прогресса на сферу услуг
- 1.4. Особенности сферы сервиса
- 1.5. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека
- 1.6. Характеристика социально-культурной сферы
- 1.7. Прогрессивные формы обслуживания
- 1.8. Культура сервиса
- 1.9. Контактная зона
- 1.10. Психология процесса обслуживания
- 1.11. Жалобы и конфликты при обслуживании клиентов
- Глава 2. Классификация услуг
- 2.1. Состав и структура сферы услуг
- 2.2. Классификация услуг по функциональной направленности
- 2.3. Общероссийские классификаторы услуг населению
- 2.4. Классификация услуг по отраслевому принципу
- 2.5. Комплексная классификация услуг
- Глава 3. Государственное и региональное регулирование сервисной деятельности
- 3.1. Проблемы регулирования сервисной деятельности на федеральном уровне.
- 3.2. Формирование региональной кадровой политики малого предпринимательства в сервисной деятельности.
- 3.2.1. Характеристика малого бизнеса в России.
- 3.2.2. Региональная политика малого бизнеса
- 3.3. Качество услуги в сервисной деятельности
- 3.4. Стандартизация в управлении качеством услуг
- 3.5. Сертификация в управлении качеством услуг
- 3.6. Лицензирование видов деятельности
- Глава 4.Характеристика инновации в сервисной деятельности
- 4.1. Инновационный менеджмент в сервиснбй деятельности
- 4.2. Особенности жизненного цикла услуги
- 4.3. Франчайзинг как форма организации малого бизнеса в сервисной деятельности
- 4.4. Мерчандайзинг как современная форма розничной торговой услуги