6.5. Менеджмент физической культуры и спорта на муниципальном уровне
Эффективная организация работы с населением по месту жительства является базой развития массовой физической культуры и спорта в стране. Во многих городах России к настоящему времени сложилась система организации физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства, основой которой является работа на муниципальном уровне.
Базируясь на законодательстве Российской Федерации и региональных законах о физической культуре и спорте, иных законодательных актах и документах, утвержденных региональными и местными органами власти, администрации муниципального уровня через органы управления ФКиС разрабатывают и реализуют программы развития ФКиС в регионе. Эта работа, по оценкам специалистов, имеет конкретные результаты. В последние годы увеличилось количество спортивных секций, расширился перечень физкультурно-оздоровительных услуг населению, были модернизированы спортивные площадки, а идея здорового образа жизни россиян стала более популярной в стране.
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007) устанавливает следующие полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта:
-
определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития ФКиС;
-
популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения;
-
организация проведения муниципальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, а также организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства граждан;
-
утверждение и реализация календарных планов физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
-
организация медицинского обеспечения официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований;
-
содействие обеспечению общественного порядка и общественной безопасности при проведении на территориях муниципальных образований физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
-
утверждение порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, их обеспечение;
-
участие в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и учебно-тренировочных мероприятий спортивных сборных команд РФ и сборных команд соответствующего субъекта РФ, проводимых на территориях муниципальных образований;
-
оказание содействия субъектам физической культуры и спорта, осуществляющим свою деятельность на территориях муниципальных образований;
-
осуществление иных установленных в соответствии с законодательством РФ и уставами муниципальных образований полномочий.
В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области физической культуры и спорта устанавливаются законами этих городов.
На местные органы управления ФКиС возложены многие мероприятия по развитию отрасли. К их числу относятся разработка и реализация комплекса мер по повышению роли ФКиС в формировании здорового образа жизни населения страны, а также создание в образовательных учреждениях и по месту жительства спортивно-оздоровительных клубов. Например, Закон о детско-юношеском спорте Московской области дает право органам местного самоуправления устанавливать налоговые льготы для организаций и учреждений спортивного профиля, юридических и физических лиц, вкладывающих средства в развитие детско-юношеского спорта.
Органы управления ФКиС на муниципальном уровне нередко являются отделами администрации региона. Штат этих подразделений невелик - 3-4 человека. Их задачи: формирование здорового образа жизни; гармоничное развитие личности, в первую очередь детей; укрепление здоровья населения; подготовка спортивного резерва. Вопросы развития массовой физической культуры на местном уровне способны решить квалифицированные кадры, работающие на должностях инструкторов по физической культуре и спорту на предприятиях и в организациях, сельских и поселковых округах по месту жительства. Однако эти должности на многих предприятиях упразднены. Накопленный ценный опыт организации физкультурно-спортивной работы с населением оказался невостребованным в период коренной ломки социально-политического устройства страны. Финансирование физкультурно-спортивной работы на муниципальном уровне ведется в основном за счет местного бюджета.
Рассмотрим более подробно систему организации менеджмента на муниципальном уровне на примере Москвы. В октябре 2006 г. был принят Закон города Москвы «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в Москве отдельными полномочиями Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства».
Этим Законом органы местного самоуправления 125 внутригородских муниципальных образований наделяются отдельными полномочиями Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства. В статье 1 определен перечень этих полномочий:
-
организация работы по общефизической подготовке и видам спорта (единоборства, игровые, прикладные, спортивно-технические и другие виды спорта);
-
организация соревнований и спортивных праздников на территории внутригородского муниципального образования;
-
обеспечение участия жителей муниципального образования в мероприятиях, проводимых в рамках массовых городских движений, смотров, конкурсов;
-
организация досуговой, социально-воспитательной работы (художественное воспитание и эстетическое развитие, техническая деятельность и трудовое воспитание, эколого-краеведческая деятельность, туризм, военно-спортивная, историко-патриотическая и спортивно-техническая деятельность, компьютерная техника, программирование и другие направления работы);
-
содействие организации и деятельности клубов по интересам; участие в организации и проведении районных, окружных и городских физкультурных, спортивно-массовых и досуговых мероприятий.
В статье 7 определяются права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления. К ним относятся:
-
Реализация отдельных полномочий самостоятельно в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Москвы, уставом и правовыми актами муниципального образования.
-
Органы местного самоуправления издают правовые акты по вопросам, связанным с осуществлением отдельных полномочий города Москвы.
-
Органы местного самоуправления для осуществления могут создавать муниципальные учреждения, выступать заказчиками поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг. Финансирование муниципальных учреждений может осуществляться за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление отдельных полномочий города Москвы. Оплата труда работников муниципальных учреждений осуществляется в соответствии с Законом города Москвы от 15 декабря 2004 г. № 86 «Об оплате труда работников государственных учреждений города Москвы».
-
Порядок осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий устанавливается правовыми актами муниципального собрания.
-
Правовые акты о порядке осуществления отдельных полномочий города Москвы, полномочиях органов местного самоуправления и их должностных лиц в трехдневный срок со дня их принятия направляются в префектуру административного округа.
6. Муниципальные правовые акты, регулирующие осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий Москвы, могут быть отменены или их действие может быть приостановлено распоряжением префекта административного округа.
-
Органы местного самоуправления и их должностные лица при осуществлении отдельных полномочий обязаны в месячный срок или срок, установленный в предписании уполномоченного органа, осуществляющего государственный контроль, принять меры по устранению выявленных нарушений и сообщить о принятых мерах в указанный орган.
-
При невозможности надлежащего осуществления отдельных полномочий органы местного самоуправления обязаны принять меры по устранению причин, препятствующих исполнению этих полномочий.
-
Органы местного самоуправления при осуществлении отдельных полномочий города Москвы взаимодействуют с уполномоченными органами, осуществляющими государственный контроль.
10. Они несут ответственность за осуществление отдельных полномочий в пределах переданных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Для взаимодействия органов управления города и физкультурно-спортивных организаций был утвержден Регламент взаимодействия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве и департамента физической культуры и спорта города Москвы в сфере организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства (2008).
Регламент был разработан в целях:
-
координации деятельности органов исполнительной власти Москвы и муниципалитетов по организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства;
-
выполнения Департаментом физической культуры и спорта Москвы функций государственного контроля по осуществлению органами местного самоуправления отдельных полномочий Москвы в части организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства;
-
осуществления методической помощи муниципалитетам по вопросам реализации переданных полномочий Москвы в сфере организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства;
-
обеспечения обобщения и распространения опыта работы муниципалитетов по реализации переданных полномочий.
В настоящее время физкультурно-спортивная работа с населением по месту жительства ведется на основе программ развития физической культуры и спорта на территории внутригородского муниципального образования, календарных планов спортивно-массовых мероприятий, разрабатываемых муниципалитетами с учетом городского календаря, рекомендаций Департамента физической культуры и спорта, согласованных с Советом муниципальных образований города, и других документов, разработанных на основании законов РФ, законов города Москвы, с учетом городских целевых программ в сфере физической культуры и спорта.
Департамент физической культуры и спорта Москвы может делегировать полномочия по осуществлению своих функций окружным управлениям физической культуры и спорта. Основными направлениями и формами работы органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в сфере организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства являются:
-
обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта (среди которых наиболее важным является осуществление взаимодействия с организациями департаментов ФКиС Москвы - образования, семейной и молодежной политики, социальной защиты, здравоохранения, с территориальными органами исполнительной власти, с предприятиями и организациями, расположенными на территории муниципального образования; проведение конкурсов и др.);
-
обеспечение содержания материальной базы;
-
проведение конкурсов и заключение договоров на техническое обслуживание и текущий ремонт спортивных площадок по месту жительства;
-
обеспечение содержания помещений для занятий физической культурой и спортом;
-
обеспечение оборудованием спортивных площадок и помещений, секций по видам спорта и оздоровительных групп;
-
вовлечение жителей в систематические занятия физической культурой и спортом;
-
организация секций по видам спорта и оздоровительных групп для населения на бесплатной основе;
-
организация и проведение соревнований по видам спорта и физкультурно-спортивных праздников;
-
привлечение к работе подготовленных специалистов, имеющих диплом о профессиональном образовании, или спортсменов, имеющих звание «мастер спорта»;
-
обеспечение условий для постоянного повышения квалификации кадров;
-
отбор и выдвижение кандидатов для участия в городских конкурсах «Лучший муниципальный служащий», «Московский двор - спортивный двор» и др.;
-
осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
- Введение
- Глава I. Введение в менеджмент
- 1.1. Определение менеджмента
- 1.2. Специфика управленческого труда
- 1.3. Развитие управления, школы и подходы менеджмента
- 1.3.1. Школы управления
- 1.3.2. Вклад различных школ в науку управления
- 1.3.3. Современные концепции и подходы управления
- 1.4. Научный подход в управлении
- 1.5. Становление и современное состояние системы подготовки спортивных менеджеров в России
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- 2.1. Понятие «организация»
- 2.2. Менеджер в спортивной организации
- 2.3. Взаимодействие человека и организации
- 2.4. Классификация организаций системы физической культуры и спорта
- Возможные источники финансирования некоммерческих организаций сферы физической культуры и спорта
- 2.5. Управленческие отношения в сфере физической Культуры и спорта
- Глава III. Методы управления
- 3.1. Определение и классификация методов управления
- 3.2. Социально-психологические методы
- 3.2.1. Конфликт как поле деятельности спортивного менеджера
- 3.3. Организационно-распорядительные методы управления
- 3.4. Правовые методы управления
- 3.5. Экономические методы управления
- Финансовый анализ деятельности спортивной организации
- 3.6. Основные методы изучения конкурентоспособности спортивной организации
- 3.6.1. Swот-анализ сильных и слабых сторон, появляющихся возможностей и угроз для спортивной фирмы
- 3.6.2. Изучение конкурентов в спортивном бизнесе при помощи концепции «4р»
- 3.7. Методология выбора методов управления
- Глава IV функции спортивного менеджмента
- 4.1. Планирование как функция менеджмента
- 4.1.1. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года
- 4.1.2. Программно-целевое планирование в сфере физической культуры и спорта
- 4.1.3. Стратегическое планирование деятельности спортивной организации
- 4.1.4. Бизнес-планирование в спортивном менеджменте
- 4.1.5. Методика составления плана спортивной работы (календаря)
- 4.1.6. Планирование и учет работы в дюсш
- 4.1.7. Принципы планирования отбора кандидатов в состав сборных команд России для участия в международных соревнованиях и Олимпийских играх
- 4.2. Организация как функция управления
- 4.2.1. Варианты организационных структур
- 1. Бюрократическая структура
- 2. Функциональная структура
- 3. Дивизионная структура
- 4. Проектные организации
- 5. Линейно-функциональная структура
- 4.2.2. Взаимоотношение управленческих полномочий
- 4.2.3. Штабные полномочия
- 4.2.4. Организация работы с персоналом в спортивных организациях
- 4.2.5. Организация деятельности детско-юношеских спортивных школ (дюсш)
- 4.2.6. Основные критерии оценки труда тренерско-преподавательского состава дюсш
- 4.2.7. Организация предпринимательской деятельности образовательных учреждений в сфере физической культуры
- 4.3. Мотивация как функция управления
- 4.3.1. Содержательные теории мотивации
- 4.3.2. Процессуальные теории мотивации
- 4.3.3. Современная практика повышения мотивации персонала
- 4.3.4. Мотивация профессиональных спортсменов
- 4.4. Контроль как функция менеджмента
- 4.4.1. Общая характеристика процесса контроля
- 4.4.2. Виды контроля
- 4.4.3. Требования к контролю
- 4.4.4. Критерии качества спортивных товаров и услуг
- 4.4.5. Система контроля в сфере физической культуры и спорта на государственном уровне
- Глава V технология спортивного менеджмента
- 5.1. Управленческое решение - центральное звено менеджмента
- 5.1.1. Классификация управленческих решений
- 5.1.2. Технология принятия рационального решения
- 5.1.3. Особенности реализации управленческого решения
- 5.1.4. Моделирование как подход науки управления к принятию решений
- 5.1.5. Модельные характеристики спортсменов как ориентиры работы тренера
- 5.2. Коммуникации в спортивных организациях
- 5.2.1. Интернет как современное средство коммуникаций в сфере спортивного менеджмента
- 5.3. Реклама в спорте
- 5.3.1. Реклама спортивных соревнований
- 5.4. Технологии паблик рилейшнз в пропаганде физической культуры и спорта
- 5.4.1. Основные направления паблик рилейшнз в олимпийском спорте
- 5.4.2. Основные направления паблик рилейшнз в профессиональном спорте
- 5.5. Содержание делопроизводства в деятельности спортивной организации11
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- 6.1. Становление системы управления физической культурой и спортом после распада ссср
- 6.2. Система управления физической культурой и спортом в Российской Федерации на современном этапе
- Общественная палата Российской Федерации
- Правительство Российской Федерации
- Министерство спорта, туризма и молодежной политики
- Федеральные центры спортивной подготовки
- Спортивные школы
- Образовательные и научные учреждения и организации
- Спортивные клубы
- Коллективы физической культуры
- Спортивные сооружения
- Предприятия спортивной промышленности
- 6.2.1. Характеристика отдельных подсистем отрасли
- 6.3. Менеджмент в системе государственных спортивных организаций
- 6.3.1. Эволюция центральных органов управления физической культурой и спортом в стране
- 6.3.2. Менеджмент в государственных спортивных организациях на федеральном уровне
- 6.3.3. Функции Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризм России)
- 6.4. Менеджмент в государственных спортивных организациях на региональном уровне
- 6.4.1. Управленческие подходы к развитию фКиС в зарубежных странах на региональном уровне
- 6.4.2. Менеджмент физической культуры и спорта па региональном уровне в России
- 6.4.3. Полномочия органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации
- 6.5. Менеджмент физической культуры и спорта на муниципальном уровне
- 6.6. Менеджмент в общественных спортивных организациях
- 6.6.1. Особенности менеджмента Олимпийского комитета России (окр)
- 6.6.2. Особенности менеджмента в национальных федерациях по видам спорта
- 6.7. Менеджмент коммерческих спортивных организаций
- 6.7.1. Основные направления деятельности коммерческих спортивных организаций
- 6.7.2. Особенности менеджмента фитнес-клубов в условиях мирового финансового кризиса
- 6.8. Менеджмент профессионального спорта
- 6.8.1. Участие легионеров в российском профессиональном спорте
- 6.8.2. Особенности корпоративного управления в российском профессиональном спорте
- Глава VII менеджмент спортивного мероприятия
- 7.1. Классификация спортивных соревнований
- 7.2. Организация спортивного мероприятия. Характеристика и последовательность основных управленческих действий
- Алгоритм управленческих действий при организации спортивного соревнования
- Проведение соревнования (открытие, приветствие, показательные выступления, соревнование, закрытие, награждение победителей)
- 7.3. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий как основа менеджмента спортивных соревнований
- 7.4. Инновационные технологии организации спортивных соревнований
- 7.5. Методика составления положения о соревнованиях по виду спорта
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений
- 8.1. Организация международного спортивного движения
- 8.1.1. Организация адаптивного спорта как части международного спортивного движения
- 8.1.2. Паралимпийские игры как ядро инвалидного спорта
- 8.2. Классификация международных спортивных объединений
- 8.3. Особенности менеджмента в международных спортивных федерациях по видам спорта
- 8.4. Менеджмент международного спортивного соревнования
- 8.5. Основные этапы и процедуры подготовки, организации и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр
- 8.5.1. Организация XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи
- 8.6. Участие представителей России в менеджменте международного спортивного движения
- 8.7. Перспективы развития менеджмента мирового спорта, обусловленные коммерциализацией
- Тематика рефератов для студентов дневного и контрольных работ для студентов заочного факультетов
- Объемные требования к экзамену
- Глава I. Введение в менеджмент
- Глава II. Спортивные организации как объект менеджмента
- Глава III. Методы управления
- Глава IV. Функции спортивного менеджмента
- Глава V. Технология спортивного менеджмента
- Глава VI. Особенности менеджмента в отдельных звеньях спортивного движения страны
- Глава VII. Менеджмент спортивного мероприятия
- Глава VIII. Управленческие аспекты международного спортивного и олимпийского движений