logo search
УЧЕБНИК Менеджмент в сфере ФКиС

6.5. Менеджмент физической культуры и спорта на муниципальном уровне

Эффективная организация работы с населением по месту жительства является базой развития массовой физической культуры и спорта в стране. Во многих городах России к настоящему времени сложилась система организации физкультурно-спортивной работы с населением по месту жительства, основой которой является работа на муниципальном уровне.

Базируясь на законодательстве Российской Федерации и региональных законах о физической культуре и спорте, иных законодательных актах и документах, утвержденных регио­нальными и местными органами власти, администрации муни­ципального уровня через органы управления ФКиС разраба­тывают и реализуют программы развития ФКиС в регионе. Эта работа, по оценкам специалистов, имеет конкретные резуль­таты. В последние годы увеличилось количество спортивных секций, расширился перечень физкультурно-оздоровительных услуг населению, были модернизированы спортивные пло­щадки, а идея здорового образа жизни россиян стала более популярной в стране.

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007) устанавливает следующие полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта:

В субъектах Российской Федерации - городах федерально­го значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области физической культуры и спорта устанав­ливаются законами этих городов.

На местные органы управления ФКиС возложены многие мероприятия по развитию отрасли. К их числу относятся разра­ботка и реализация комплекса мер по повышению роли ФКиС в формировании здорового образа жизни населения страны, а также создание в образовательных учреждениях и по месту жительства спортивно-оздоровительных клубов. Например, Закон о детско-юношеском спорте Московской области дает право органам местного самоуправления устанавливать налоговые льготы для организаций и учреждений спортивного профиля, юридических и физических лиц, вкладывающих сред­ства в развитие детско-юношеского спорта.

Органы управления ФКиС на муниципальном уровне нередко являются отделами администрации региона. Штат этих подразделений невелик - 3-4 человека. Их задачи: формиро­вание здорового образа жизни; гармоничное развитие лично­сти, в первую очередь детей; укрепление здоровья населения; подготовка спортивного резерва. Вопросы развития массовой физической культуры на местном уровне способны решить квалифицированные кадры, работающие на должностях ин­структоров по физической культуре и спорту на предприятиях и в организациях, сельских и поселковых округах по месту жительства. Однако эти должности на многих предприятиях упразднены. Накопленный ценный опыт организации физкультурно-спортивной работы с населением оказался невостребо­ванным в период коренной ломки социально-политического устройства страны. Финансирование физкультурно-спортивной работы на муниципальном уровне ведется в основном за счет местного бюджета.

Рассмотрим более подробно систему организации менедж­мента на муниципальном уровне на примере Москвы. В октябре 2006 г. был принят Закон города Москвы «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в Москве отдельными полномочиями Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с насе­лением по месту жительства».

Этим Законом органы местного самоуправления 125 внутри­городских муниципальных образований наделяются отдель­ными полномочиями Москвы в сфере организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства. В ста­тье 1 определен перечень этих полномочий:

  1. организация работы по общефизической подготовке и ви­дам спорта (единоборства, игровые, прикладные, спортивно-технические и другие виды спорта);

  2. организация соревнований и спортивных праздников на территории внутригородского муниципального образования;

  1. обеспечение участия жителей муниципального образо­вания в мероприятиях, проводимых в рамках массовых город­ских движений, смотров, конкурсов;

  2. организация досуговой, социально-воспитательной ра­боты (художественное воспитание и эстетическое развитие, техническая деятельность и трудовое воспитание, эколого-краеведческая деятельность, туризм, военно-спортивная, историко-патриотическая и спортивно-техническая деятель­ность, компьютерная техника, программирование и другие на­правления работы);

  3. содействие организации и деятельности клубов по ин­тересам; участие в организации и проведении районных, окружных и городских физкультурных, спортивно-массовых и досуговых мероприятий.

В статье 7 определяются права, обязанности и ответственность органов местного самоуправления. К ним относятся:

  1. Реализация отдельных полномочий самостоятельно в со­ответствии с федеральными законами, законами и иными нор­мативными правовыми актами Москвы, уставом и правовыми актами муниципального образования.

  2. Органы местного самоуправления издают правовые акты по вопросам, связанным с осуществлением отдельных полно­мочий города Москвы.

  1. Органы местного самоуправления для осуществления могут создавать муниципальные учреждения, выступать за­казчиками поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг. Финансирование муниципальных учреждений может осуществляться за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление отдельных полномочий города Москвы. Оплата труда работников муниципальных учрежде­ний осуществляется в соответствии с Законом города Москвы от 15 декабря 2004 г. № 86 «Об оплате труда работников госу­дарственных учреждений города Москвы».

  2. Порядок осуществления органами местного самоуправ­ления отдельных полномочий устанавливается правовыми актами муниципального собрания.

  3. Правовые акты о порядке осуществления отдельных пол­номочий города Москвы, полномочиях органов местного само­управления и их должностных лиц в трехдневный срок со дня их принятия направляются в префектуру административного округа.

6. Муниципальные правовые акты, регулирующие осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий Москвы, могут быть отменены или их действие может быть приостановлено распоряжением префекта административного округа.

  1. Органы местного самоуправления и их должностные лица при осуществлении отдельных полномочий обязаны в месяч­ный срок или срок, установленный в предписании уполномо­ченного органа, осуществляющего государственный контроль, принять меры по устранению выявленных нарушений и сооб­щить о принятых мерах в указанный орган.

  2. При невозможности надлежащего осуществления отдельных полномочий органы местного самоуправления обязаны принять меры по устранению причин, препятствующих испол­нению этих полномочий.

  3. Органы местного самоуправления при осуществлении от­дельных полномочий города Москвы взаимодействуют с упол­номоченными органами, осуществляющими государственный контроль.

10. Они несут ответственность за осуществление отдельных полномочий в пределах переданных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Для взаимодействия органов управления города и физкультурно-спортивных организаций был утвержден Регла­мент взаимодействия органов местного самоуправления внут­ригородских муниципальных образований в городе Москве и департамента физической культуры и спорта города Москвы в сфере организации физкультурно-оздоровительной и спор­тивной работы с населением по месту жительства (2008).

Регламент был разработан в целях:

В настоящее время физкультурно-спортивная работа с на­селением по месту жительства ведется на основе программ раз­вития физической культуры и спорта на территории внутри­городского муниципального образования, календарных планов спортивно-массовых мероприятий, разрабатываемых муни­ципалитетами с учетом городского календаря, рекомендаций Департамента физической культуры и спорта, согласованных с Советом муниципальных образований города, и других до­кументов, разработанных на основании законов РФ, законов города Москвы, с учетом городских целевых программ в сфере физической культуры и спорта.

Департамент физической культуры и спорта Москвы мо­жет делегировать полномочия по осуществлению своих функ­ций окружным управлениям физической культуры и спорта. Основными направлениями и формами работы органов мест­ного самоуправления внутригородских муниципальных обра­зований в сфере организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства явля­ются: