logo search
Экономика туризма лекции

2. Анализ финансового состояния туристского предприятия. Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Пути улучшения финансовой устойчивости туристского предприятия

Методика финансового анализа включает следующие блоки. общая оценка финансового состояния и выявление изменений за отчетный период; анализ ликвидности и платежеспособности; анализ рентабельности; оценка финансовой устойчивости.

Под финансовым состоянием понимается способность туристского предприятия финансировать свою деятельность. Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования туристского предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Все это — показатели его деловой активности и надежности, определяющие конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, гарантирующие эффективность деятельности — собственной и партнеров.

На начальном этапе экономического анализа деятельности туристского предприятия рекомендуется проводить вертикальный и горизонтальный анализы. Вертикальный анализ характеризует структуру обобщающих итоговых показателей в виде относительных величин (проценты, коэффициенты). Построение динамических рядов значений этих величин позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.

Горизонтальный анализ выявляет тенденции изменения отдельных статей доходов и расходов и их групп по документам бухгалтерской отчетности в виде абсолютных и относительных отклонений по сравнению с прошлым периодом. В основе этой разновидности анализа лежит исчисление базисных темпов роста доходов и затрат по статьям баланса или статей отчета о прибылях и убытках.

Текущие активы являются одной из характеристик ликвидности. Они используются для расчета нескольких показателей ликвидности, прежде всего, чистого оборотного капитала, представляющего превышение текущих активов над текущими пассивами. К этому показателю прибегают как внешние, так и внутренние субъекты анализа, так как он обеспечивает безопасность кредиторов и резерв для финансирования непредвиденных расходов. Абсолютная величина чистого оборотного капитала как мера ликвидности может быть использована только в соотношении с другими показателями: общими активами, объемом реализации и т.д. (расчет показателя чистого оборотного капитала осуществлен далее, в табл. 11.9).

В составе источников средств предприятия кредиторская задолженность на конец года увеличилась на б % (см. табл. 11.6). В ее составе и структуре кредиторской задолженности произошли существенные изменения (табл. 11.8). Так, если на начало года она состояла в основном из задолженности по оплате труда и расчетам с дочерними предприятиями, то к концу года 52,4 % составила задолженность прочим кредиторам, 28,1 % — за товары, работы, услуги. В связи с этим уменьшился удельный вес остальных видов кредиторской задолженности. Основной причиной изменений явились взаимные неплатежи. Это подтверждают и данные сравнительного анализа дебиторской и кредиторской задолженностей. Наличие кредиторской задолженности в виде неплатежей не влечет за собой ухудшение финансового состояния предприятия, так как последнее использует ее как привлеченные средства.