2. Анализ влияния действующей налоговой системы на результаты деятельности туристского предприятия и пути повышения его эффективности
На протяжении длительного времени экономическая наука дискутирует о критериях степени тяжести налогового бремени. Высказываются разные точки зрения. Тем не менее. принято считать, что лучшим инструментом анализа тяжести налогового бремени является кривая Лаффера, показывающая зависимость налоговых ставок от суммы собранных средств.
Смысл этой зависимости заключается в том, что повышение налоговых ставок только до определенного момента ведет к росту суммы собранных налогов. Повышение налоговых ставок сверх определенного уровня может подорвать стимулы к деятельности и привести к снижению общей суммы налоговых поступлений. Такая ситуация имеет отрицательные последствия как для государства, так и для предприятия. Происходит массовое уклонение предприятий от налогов, бегство в теневой бизнес. И, как результат — резкое падение их деловой активности, вплоть до самоликвидации.
По сложившейся практике тяжесть налогового бремени для предприятия принято оценивать процентным отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации.
Особые трудности возникают у туристских предприятий при исчислении налога на добавленную стоимость (НДС). Причем при существующей методике порядок его исчисления отличается у предприятий, ведущих туроператорскую и турагентскую деятельность.
В Законе Республики Беларусь "О налоге на добавленную стоимость" изложены принципы, лежащие в основе определения налоговой базы, применение которых позволяет налогоплательщикам исполнять свои обязательства перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость. Их суть состоит в том, что:
• налогооблагаемая база определяется налогоплательщиком в зависимости от предусмотренных учетной политикой особенностей реализации произведенных им или приобретенных товаров (работ, услуг);
• при определении облагаемого оборота выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, полученных им в денежной, натуральной или иной форме;
• выручка в иностранной валюте пересчитывается в валюту Республики Беларусь по курсу Национального банка на дату фактической реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов;
• для приобретенных на стороне товаров (работ, услуг) налоговая база определяется исходя из цены приобретения при реализации товаров по ценам ниже остаточной стоимости, цены приобретения;
• при реализации товаров (работ, услуг) собственного производства по ценам ниже их себестоимости налоговая база определяется исходя из цены реализации таких товаров (работ, услуг), то есть в общеустановленном порядке.
Объектом налогообложения признаются:
• обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь;
• обороты по реализации товаров (работ, услуг) за пределами территории Республики Беларусь.
Налогооблагаемая база по импортируемым на таможенную территорию республики работам (услугам) определяется как стоимость этих работ (услуг), а по экспортируемым за пределы таможенной территории Беларуси работам (услугам) — исходя из цены реализации в общеустановленном порядке.
Работы (услуги) относятся к импортируемым, если местом их реализации иностранным лицом является Республика Беларусь.
Работы (услуги) относятся к депортируемым, если местом их реализации не является Республика Беларусь.
Местом реализации работ (услуг) признается место фактического осуществления услуг, если они оказываются в сфере отдыха, туризма либо иной аналогичной сфере деятельности.
Документами, подтверждающими место выполнения работ и оказания услуг, являются:
контракт с иностранным или белорусским партнером;
платежные документы, подтверждающие оплату выполненных работ и оказанных услуг;
• акты, справки или другие документы, подписанные продавцом и покупателем работ (услуг).
Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, они реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Туристские предприятия действуют на основе договоров поручения, комиссии или консигнации либо других аналогичных договоров. При реализации туристских товаров (услуг) налоговая база определяется исходя из суммы, полученной в виде вознаграждений, сборов и (или) других платежей по этим договорам. Получаемая стоимость реализованных товаров (работ, услуг) налоговой базой у посредников не является.
Налоговой базой при реализации путевок в учреждения, находящиеся за пределами Беларуси, является разница между ценой их приобретения и ценой реализации. Суммы налога, уплаченные при приобретении этих путевок, относятся на увеличение их стоимости.
Осуществление туристской деятельности фактически представляет собой непрерывный процесс операций по реализации туристских товаров (услуг) к определенному налоговому периоду, сопровождающийся возникновением обязательств по налогу на добавленную стоимость за этот период. Определение даты реализации туристских товаров (услуг) производится в зависимости от используемого туристским предприятием метода расчета выручки от реализации, зафиксированного в его учетной политике.
Наличие в деятельности туроператора элементов производственного процесса, связанного с разработкой туристского продукта, предполагает классификацию его затрат на прямые и косвенные. При этом прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость разрабатываемого туристского продукта, а косвенные представляют собой общехозяйственные (управленческие) расходы туристского предприятия за отчётный период и подлежат рас пределению. Кроме того, в прямых затратах следует различать две составные части: стоимость услуг сторонних организаций, приобретаемых туроператором для формирования туристского продукта, и собственные затраты туроператора по организации тура.
Прямые затраты, включающие приобретенные услуги и собственные затраты туроператора, могут быть определены исходя из положений типового договора на оказание туристских услуг. В документах, выдаваемых туристу при продаже туристского продукта, должен отражаться состав всего комплекса услуг, которые он оплатил и вследствие чего он имеет право на их получение. К прямым затратам относится плата:
• за транспортное обслуживание (по видам транспорта);
• проживание (в зависимости от класса гостиницы, количества ночлегов);
• питание (завтрак, полупансион, полный пансион, без питания);
трансфер;
экскурсионное обслуживание;
страхование;
прочие услуги, включеннные в состав тура (визовое обслуживание, культурно-экскурсионная (развлекательная) программа, аренда автомобиля, аренда мобильного телефона, подготовка деловых встреч за рубежом, услуги гидов-переводчиков, прочие прямые расходы туроператора).
Номенклатура управленческих {косвенных) расходов определяется согласно Основным положениям по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Такое деление прямых затрат должно, учитываться при налогообложении туроператорской деятельности, а также при составлении калькуляций, являющихся обоснованием стоимости туристского продукта.
При установлении цены на турпродукт (услугу) туристские фирмы обязаны руководствоваться п. 2.1, 2.5 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г, № 43 (с изменениями и дополнениями).
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 февраля 1999 г. № 209 "О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен" туристские фирмы при определении уровня отпускных цен (тарифов) на реализуемую продукцию (услуги) обязаны обосновывать его соответствующими экономическими расчетами. Калькуляция (с расшифровкой статей затрат) составляется на собственный турпродукт.
Учитывая требования нормативных документов по ценообразованию, при составлении калькуляций тарифы или расценки на услуги указываются производителем с учетом НДС, включенного в их состав. Поэтому после реализации туристу комплекса прав на получение услуг, приобретенных непосредственно у их производителя, туроператором должны быть приняты к зачету (вычету) выделенные и уплаченные в установленном порядке суммы НДС.
Приобретая права на оказание туристских услуг, туроператор может заключать договоры с резидентами Республики Беларусь, субъектами хозяйствования государств — участников СНГ и стран дальнего зарубежья. В результате возникают два вопроса:
1) о видах прямых затрат и порядке зачета НДС;
2) о сумме, являющейся объектом налогообложения у туроператора, и порядке зачета НДС при уплате его различными партнерами (резидентами и нерезидентами Республики Беларусь).
Ответ на первый вопрос содержится в разъяснениях Министерства финансов Республики Беларусь. В них отмечается, что услуга, продаваемая туристу, включает транспортные расходы, обычно приобретаемые у специализированных транспортных организаций; услуги гостиниц, включая оплату расходов по бронированию мест; расходы на питание туристов в пути и на месте непосредственного отдыха в ресторанах, кафе и т.д., включая предварительный заказ; другие услуги организационного характера. Все они, будучи получены со стороны, приобретаются туристской организацией с НДС. При ведении бухгалтерского учета входящий НДС в соответствии в действующим законодательством Республики Беларусь подлежит вычету при расчете НДС из оборота по реализации услуг. Данное положение распространяется на следующие варианты деятельности турфирм:
1. Производство услуг — туристская организация приобретает у различных организаций права (гарантии) на получение различных услуг (проживание, питание и транспортные услуги) и исходя из стоимости приобретенных гарантий формирует стоимость собственной путевки и продает её.
2. Перепродажа туристских услуг — туристская организация приобретает готовую путевку у другой туристской организации и перепродает ее.
3. Посредническая деятельность — туристская организация оказывает услуги по реализации путевок другой организации на условиях комиссии (консигнации).
Очевидно, что первый вариант соответствует содержанию туроператорской деятельности. Поэтому, если туроператор может зачесть сумму НДС, уплаченную по приобретенным правам на услуги их непосредственным производителям, то в отношении других налогов, уплачиваемых из выручки, действует двойное налогообложение (у лица, непосредственно оказавшего данную услугу, и туроператора).
Исходя из этого, при реализации туристских услуг по первому варианту (производство услуг), по второму (перепродажа туристских услуг) и по третьему (посредническая деятельность) происходит различное отражение НДС по счетам в бухгалтерских документах. Более того, на каждом предприятии индустрии туризма имеются отличительные особенности исчисления и отражения НДС в бухгалтерском учете.
Можно сделать общий вывод о том, что туроператорская деятельность на рынке туристских услуг Беларуси убыточна. Основная масса туристских предприятий работает в качестве турагентов.
Туристское предприятие является плательщиком налога на прибыль. Облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя из балансовой прибыли, представляющей собой сумму прибыли от реализации продукции, товаров (работ, услуг); иных ценностей (включая основные фонды, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Облагаемая налогом прибыль (доход) уменьшается на сумму исчисленного налога на недвижимость за основные фонды.
Отсутствие отраслевых методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта не позволяет на практике обеспечить единый подход к определению финансового результата от реализации туристских услуг. Однако соблюдение принципа включения расходов туристского предприятия в себестоимость обслуживания того отчетного периода, в котором они произошли (независимо от времени оплаты), является обязательным.
Прибыль туристских предприятий облагается налогом по ставке 24 %. По другим налогам и отчислениям туристские предприятия производят расчёты по методикам, являющимся стандартными и типичными для предприятий различных видов деятельности. Они общеизвестны, определены законодательством и каких-либо особенностей для туризма не содержат.
Действующая налоговая система не только очень сложна, но и не ориентирует предприятия на те направления деятельности, которые могли бы ослабить налоговое бремя. Отметим наиболее крупные недостатки системы налогообложения.
* Запутанность, нестабильность и малоэффективностъ механизма налогообложения. Огромное количество актов, регулирующих налоговые правоотношения, сбивает с толку налогоплательщиков. Неплатежи, ошибки и другие упущения зачастую допускают даже те, кто не собирался скрывать свои доходы. Распространенная практика внесения изменений и дополнений в действующий порядок "задним числом" делает налоговый климат неблагоприятным как для отечественного предпринимательства, так и для иностранных инвесторов. Налогоплательщики не успевают своевременно адаптироваться к новым правилам, допускают ошибки в исчислении платежей и испытывают на себе жесткость системы ответственности за нарушение налогового законодательства.
Малоэффективность налогового механизма объясняется преобладанием косвенной формы налогообложения (в структуре доходов бюджета это около 45 %), высокими налоговыми ставками и уровнем изъятия доходов, неравномерностью. Все это, обеспечивая требуемую доходность бюджета, одновременно отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.
Отсутствие единого источника налоговых платежей. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база (себестоимость, финансовый результат, прибыль), ставки налогов, льготы.
Налоги с оборота (выручки) принято считать самыми "нерыночными", поскольку они не учитывают результаты экономической деятельности. Мировой опыт налогового регулирования свидетельствует о неоднозначном влиянии таких налогов на экономику, поскольку их фискальная направленность в большой степени препятствует экономическому росту. Налоги с оборота составляют значительную величину и ложатся тяжким бременем, которое трудно выдержать даже высокорентабельному предприятию. Выступая в форме надбавки к цене, они оплачиваются потребителем ври покупке, товаров и услуг, не зависят от прибыльности предприятия и являются достаточно стабильным источником поступлений в бюджет.
Особо следует сказать об НДС. Этот налог крайне понижает конкурентоспособность предприятий. Главной проблемой белорусской экономики является недостаток оборотных средств у субъектов хозяйствования, а НДС увеличивает потребность в оборотных средствах на всю сумму налога, так как уплачивает ся в самом начале производственного цикла (в туристских организациях — при закупке услуг сторонних организаций).
Чрезмерно высокой остается налоговая нагрузка на фонд оплаты труда (40 % без подоходного налога), и весьма сложной и трудоемкой для плательщиков представляется методика исчисления платежей от этого фонда.
Что касается налогообложения прибыли, то развитию туристских предприятий препятствуют ограничения, не позволяющие зачесть в полном объеме все расходы, необходимые для ведения этого бизнеса (затраты на рекламу, обучение персонала и информационные услуги, в значительной степени — на представительские цели и др.).
Налоговая система Республики Беларусь построена так, что туристское предприятие включает основные налоги в предварительные платежи, выручку и себестоимость туристского продукта. Они наслаиваются друг на друга и взыскиваются с опережением производства: еще не произведен и не реализован продукт, а налоги уже возникли. Тем самым у предприятия изымается его оборотный капитал и завышается потребность в нем, это приводит к резкому повышению цены на туристский продукт и понижению его конкурентоспособности.
Перечисленные недостатки свидетельствуют о необходимости реформирования налоговой системы, что должно положительно отразиться на решении таких задач, как:
• создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства и активизации инвестиционной деятельности;
уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени;
формирование единой налоговой правовой базы;
совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения.
Жесткая система налогообложения усиливает стремление предприятий к уменьшению налоговых платежей. Под минимизацией налогов понимаются определенные действия налогоплательщика, ведущие к сокращению налоговых выплат субъектов хозяйствования, оптимизации чрезмерной налоговой нагрузки. Из всего многообразия способов минимизации налоговых выплат выделим налоговое планирование. Оно основано на использовании налогоплательщиком всех разрешенных законами государства возможностей для уменьшения налоговых сумм, или по-другому — на активном использовании налогового щита.
Налоговый щит — это инструмент, позволяющий в рамках налогового законодательства защитить доходы предприятия от налогообложения. Все многообразие налоговых щитов для системы туризма условно можно классифицировать по определенным признакам.
• По организационно-правовой форме хозяйствования налогоплательщика. Иностранные предприятия, получающие выручку за счет реализации услуг и продукции собственного производства, освобождаются от уплаты налога на прибыль (включая первый прибыльный год). Если предприятия с иностранными инвестициями производят особо важную для республики продукцию (или оказывают услуги), то правительство вправе уменьшить вдвое ставки налога на прибыль еще на срок до 3 лет. При ввозе на территорию Республики Беларусь оборудования, относящегося к основным фондам, в качестве вклада в уставный фонд создаваемого предприятия с иностранными инвестициями таможенная пошлина и НДС не уплачиваются. При экспорте в страны дальнего зарубежья НДС, начисленный ранее на произведенную продукцию, подлежит возмещению.
В ряде случаев к уменьшению налоговых выплат приводит оформление предпринимательской деятельности не на юридическое лицо, а на граждан, так как ставка на доходы физических лиц ниже, чем ставка налога на прибыль и доходы предприятий.
Законодательством Республики Беларусь предусмотрена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Таковыми в своем большинстве являются туристские предприятия. Если туристское предприятие по всем критериям соответствует понятию "субъект малого предпринимательства", то оно может самостоятельно принять решение и реализовать свое право перехода на упрощенную систему налогообложения. Упрощенная система налогообложения позволяет заменить уплату совокупности установленных законодательством Республики Беларусь налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности предприятия. Однако, прежде чем сделать выбор между упрощенной и традиционной системами налогообложения, предприятию следует определить, какой вариант для него выгоднее.
По месту размещения и регистрации налогоплательщика. В этом случае предусматривается право налогоплательщика функционировать в свободных экономических зонах (СЭЗ), офшорных центрах. СЭЗ — это часть территории с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. В СЭЗ могут развиваться производственные, научно-технические, экспортные, торговые, туристско-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности. Для резидентов СЭЗ устанавливаются существенные налоговые льготы и привилегии. К ним по действующему законодательству относятся:
поддержка со стороны центральных и местных властей;
низкие арендные платежи;
уменьшение в 2 раза, по сравнению с республиканскими, ставок налога на прибыль и добавленную стоимость;
освобождение на 5 лет от налогообложения прибыли, полученной за счет реализации продукции и услуг собственного производства;
освобождение от уплаты налога на дивиденды в течение 5 лет и др.
В настоящее время на территории Республики Беларусь созданы и работают следующие свободные экономические зоны: "Брест", "Гомель-Ротон", "Минск", "Витебск", "Гродноинвест".
По содержанию учетной политики туристского предприятия. Грамотно поставленная учетная политика содержит в себе огромные возможности экономии на налогах. На этой проблеме мы останавливались, рассматривая сущность и особенности финансовых ресурсов туристского предприятия (тема 6).
По видам хозяйственной деятельности, частично или полностью освобождаемой от налогов. Для предприятий, осуществляющих туристские виды деятельности, законодатель практически не предусмотрел налоговых льгот. Единственный пример — освобождение от НДС около 15 предприятий системы "Беларустуриста". Туристским предприятиям следует задействовать резервы, чтобы снизить налоги и сборы по местным налогам, добиться льготирования части прибыли, направляемой на реставрацию памятников культуры и архитектуры, на строительство спортивно-оздоровительных учреждений и других объектов социального назначения.
Создание специальных налоговых щитов. Некоторые действия фирм не регулируются законодательством, но и не запрещаются им. Этим можно воспользоваться, заручившись сильной юридической защитой. Туристскому предприятию следует использовать выгоды, предоставляемые консолидированным балансом; проводить транспортные операции внутри страны между субъектами с различным налоговым режимом (между предприятием и физическим лицом) и др.
Использование налогового кредита. В определенные периоды деятельности предприятия могут уменьшать налоговые выплаты. В налоговом законодательстве республики имеется механизм предоставления налогового кредита для регулирования отношений плательщиков с бюджетом и государственными внебюджетными фондами. Под налоговым кредитом понимается перенос установленных законодательством сроков уплаты налогов и таможенных платежей (либо их части) юридическими и физическими лицами.
Налоговый кредит предоставляется под задолженность по налогам, срок уплаты которых еще не наступил; отсрочка, рассрочка платежей — по уже образовавшейся задолженности.
По неналоговым платежам и средствам, поступающим во внебюджетные фонды, налоговый кредит не предоставляется. Отсрочка или рассрочка предоставляется по платежам как в бюджет, так и в государственные внебюджетные фонды.
Налоговый кредит имеет целевое назначение, поэтому в его основе должен быть договор между органом, предоставившим кредит, и налогоплательщиком. Налоговый кредит предоставляется в целях временного пополнения собственных оборотных средств субъекта хозяйствования, стабилизации его финансового состояния и расширения (развития) производства. Цели использования налогового кредита должны быть указаны в заявлении налогоплательщика, и по истечении срока пользования налоговым кредитом в уполномоченный орган представляется отчет о его фактическом использовании.
Предоставление отсрочки, рассрочки платежей не ставит задачей целевое использование средств и по своему экономическому содержанию является мерой временной финансовой поддержки налогоплательщика.
Отличительная особенность рассматриваемых способов изменения налоговых обязательств заключается в том, что за пользование налоговым кредитом нужно платить проценты. За предоставленные отсрочки или рассрочки платежей плата не предусмотрена.
Налоговый кредит может предоставляться на срок, не превышающий продолжительность текущего бюджетного года, в котором принимается решение о кредите. Его размеры не могут превышать суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком.
Сумма процентов определяется исходя из фактических сумм налога, причитающихся к уплате по каждому сроку за период налогового кредита, количества дней задолженности бюджету и среднедневной процентной ставки налогового кредита. Размер среднедневной ставки налогового кредита зависит от ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь.
Органами взыскания может быть предоставлена отсрочка или рассрочка платежей в бюджет Республики Беларусь и в государственные внебюджетные фонды на срок от одного до шести месяцев. Ее действие начинается со дня, следующего за днем, установленным для уплаты платежей.
Таким образом, минимизация налоговых выплат возможна и должна осуществляться туристским предприятием только в правовом поле действующих законов. Противозаконный способ минимизации реализуется в результате неисполнения субъектом хозяйствования своих налоговых обязательств перед бюджетом и другими централизованными фондами государства и оборачивается финансовыми потерями для налогоплательщика. В Республике Беларусь существует ответственность за несоблюдение налогового законодательства. К нарушителям налоговой дисциплины применяются жесткие финансовые санкции (штрафы, пеня) и меры административного воздействия (конфискация имущества, арест банковских счетов и т.д.).
Как видно из вышеизложенного, существует не так уж много законных способов снижения налоговых выплат, а налоговая нагрузка на туристские предприятия очень значительна и выдержать ее сложно многим фирмам. Для эффективной работы в условиях действующей налоговой системы туристскому предприятию необходимо наращивать объемы продаж, увеличивать прибыль, снижать затраты и себестоимость туров, активно использовать в работе квалифицированный менеджмент и потенциальные возможности концепции маркетинга. Вся деятельность туристского предприятия должна осуществляться с постоянным учетом состояния рынка и основываться на точном знании нужд и потребностей потенциальных покупателей, их оценке и учете возможных изменений в будущем. Следует производить не то и не в тех количествах, которые могут быть произведены, а лишь то, в чем нуждается покупатель.
- Уо «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
- Экономика туризма
- Введение
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 1. Экономика туризма в системе экономических наук. История развития туризма, его сущность, экономическое содержание и место в хозяйственном комплексе
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Тема 4. Туристический рынок
- 1. Сущность, содержание и функции туристического рынка
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. Туристское предприятие
- 1. Туристское предприятие его цели, задачи, характерные черты и функции
- 2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий. Обоснование экономической эффективности создания туристического предприятия
- Алгоритм расчета экономической эффективности создания туристского предприятия
- 3. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования. Его принципы и формы
- Тема 6. Основные и оборотные фонды туристского предприятия
- Тема 7. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме
- 1. Сущность и особенности труда в туризме. Трудовые ресурсы их состав, структура, характеристика, источники формирования
- 2. Оплата труда в туризме. Структура заработной платы. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Система премирования работников туристских предприятий
- Механизм регулирования заработной платы
- Формы и системы оплаты труда
- Структура заработной платы
- Тарифная система
- 3. Система премирования работников туристских предприятий
- 4. Эффективность использования рабочей силы в туризме
- Тема 8.Финансовые ресурсы туристского предприятия
- 1. Финансовые ресурсы, их сущность и роль в организации деятельности туристского предприятия. Источники образования финансовых ресурсов
- Функции финансов
- Источники формирования финансовых ресурсов
- 2. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия
- Инвестиционная деятельность туристского предприятия
- Тема 9. Издержки производства туристского предприятия
- 1. Сущность, структура и состав издержек производства в туризме
- 2. Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта
- 3. Управление издержками производства туристского предприятия. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий
- Тема 10. Налоги и налогообложение в туризме
- 1. Сущность виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий
- 2. Анализ влияния действующей налоговой системы на результаты деятельности туристского предприятия и пути повышения его эффективности
- Тема 11. Ценообразование в туризме
- 1. Сущность цены ее функции, классификация. Роль и значение цены на рынке туристских услуг
- 2. Ценовая политика, принципы, методология и стратегия ценообразования в туризме
- Стратегия ценообразования
- 3. Методика расчета цены туристского продукта, услуги
- Механизм формирования цены туристского продукта
- Структура цены туристского продукта
- Проблемы формирования цены туристского продукта
- Тема 12. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия
- 1. Доход туристского предприятия. Сущность, функции, виды, методика расчета и порядок распределения и использования прибыли на туристском предприятии
- Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристского предприятия
- Виды прибыли и методика их расчета
- Распределение и использование прибыли туристского предприятия
- 2. Рентабельность туристского предприятия и методы ее определения
- Тема 13. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия
- 1. Содержание экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Виды, методика, способы и этапы анализа хозяйственной деятельности
- 2. Анализ финансового состояния туристского предприятия. Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Пути улучшения финансовой устойчивости туристского предприятия
- Анализ ликвидности
- Анализ: платежеспособности
- Анализ деловой активности
- Анализ рентабельности
- Анализ финансовой устойчивости
- Тема 14. Планирование деятельности туристского предприятия
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы.
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия.
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы
- Стратегическое планирование
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия
- Механизм разработки раздело бизнес-плана туристского предприятия