Физиологическая классификация спортивных упражнений
Все спортивные упражнения можно разделить на две большие группы. Для упражнений первой группы характерны очень большие (на соревновании - предельные) физические нагрузки, которые предъявляют исключительно высокие запросы к ведущим физиологическим системам и требуют предельного проявления таких двигательных физических качеств, как сила, быстрота или выносливость. К таким упражнениям относятся все виды легкой атлетики, плавание, лыжный и конькобежный спорт, гребля, спортивные игры, единоборства и т. д. Вторую, группу составляют технические упражнения: авто.мотоспорт, парусный, санный, парашютный, конный, авиа- и дельтапланеризм. Перемещение спортсмена в пространстве при выполнении упражнений первой, наиболее многочисленной группы осуществляется в основном за счет внутренних (мышечных) сил. При выполнении, технических упражнений перемещение спортсмена происходит главным образом за счет внешних (не мышечных) сил: тяги двигателя машины (в автоспорте), гравитационных сил (в санном, парашютном спорте), силы воздушного потока (в парусном спорте, авиа- и дельтапланеризме). Успех в технических упражнениях в очень большой мере определяется техническим оборудованием (в конном спорте - качествами лошади) и степенью владения им. Эти спортивные упражнения требуют исключительно высокого развития у спортсменов специфических психофизиологических функций: внимания, быстроты реакции, тонкой координации движений и т. д. В то. же время упражнения в технических видах спорта" как правило, не предъявляют предельных требований к энергетической и мышечной системам, к системам вегетативного обеспечения, а также к физическим качествам: силе, мощности и выносливости.
В соответствии с общей кинематической характеристикой упражнений, т. е. характером протекания во времени, упражнения первой группы делят на. циклические и ациклические* (см. схему на рис.)
К циклическим упражнениям локомоторного (переместительного) характера относятся бег и ходьба, бег на коньках и на лыжах, плавание, гребля, езда на велосипеде. Для этих упражнений характерно многократное повторение стереотипных циклов движений. При этом относительно постоянны не только общий рисунок движений, но и средняя мощность нагрузки или скорость перемещения спортсмена (велосипеда, лодки) по дистанции. Исключение составляют очень короткие циклические упражнения (дистанции) и начальный отрезок любой дистанции, т. е. период разгона, на протяжении которых скорость перемещения изменяется очень значительно. Иначе говоря, циклические упражнения - это упражнения относительно постоянных структуры и мощности.
К ациклическим относятся такие упражнения, на протяжении выполнения которых резко меняется характер двигательной активности. Упражнениями такого типа являются все спортивные игры, спортивные единоборства, метания и. прыжки, гимнастические и акробатические упражнения, упражнения на водных и. горных лыжах, в фигурном катании на коньках. Для ациклических упражнений характерны также резкие изменения мощности по ходу их
Некоторые виды спорта включают разные упражнения - циклические и ациклические. Таковы, например.; многоборья в легкой атлетике, лыжное двоеборье, современное пятиборье. Поэтому понятие "соревновательное спортивное упражнение" и понятия "вид спорта" или "спортивная дисциплина" во многих случаях нетождественны выполнения. Это справедливо не только для соревновательных, но и для тренировочных упражнений (например, повторное пробегание отрезков с различной скоростью).
Важнейшую классификационную характеристику упражнений, кроме технических, составляет их мощность. Учитывая, что она относительно постоянна в циклических упражнениях, их можно классифицировать по средней мощности нагрузки на протяжении любого (достаточно длинного) отрезка времени выполнения упражнения.
На протяжении выполнения ациклических упражнений выделяют периоды наибольшей активности (мощности) - рабочие периоды, чередуемые с промежуточными периодами относительно невысокой активности (мощности), вплоть до полного отдыха (нулевой мощности). При классификации ациклических упражнений остается неясным, оценивать ли мощность основных рабочих периодов ("пиковую" мощность) или "среднюю" мощность за все время упражнения, включая основные рабочие периоды и промежуточные периоды относительного или полного отдыха. Физиологическая характеристика ациклических упражнений при использовании каждого из таких показателей будет различной.
Механическая, или физическая, мощность выполняемого упражнения измеряется физическими величинами - в ваттах, кгм/мин. Она определяет физическую нагрузку. В подавляющем большинстве случаев очень трудно достаточно точно измерить физическую мощность спортивных упражнений. В циклических упражнениях мощность (физическая нагрузка) и скорость перемещения (при неизменной технике выполнения движений) связаны линейной зависимостью: чем больше скорость, тем выше физическая нагрузка.
Совокупность физиологических (и психофизиологических) реакций организма на данную физическую нагрузку позволяет определить физиологическую мощность нагрузки или физиологическую нагрузку на организм работающего человека. "Физиологическая нагрузка" или "физиологическая мощность" - понятия близкие к термину "тяжесть работы". У каждого человека при выполнении упражнения одного и того же характера в одинаковых условиях внешней среды физиологическая мощность нагрузки находится в прямой зависимости от физической нагрузки. Например, чем выше скорость бега, тем больше физиологическая нагрузка.
Однако одинаковая физическая нагрузка вызывает неодинаковые физиологические реакции у людей разного возраста и пола, у людей с неодинаковой степенью функциональной подготовленности (тренированности), а также у одного и того же человека в разных условиях (например, при повышенных или пониженных температуре или давлении воздуха). Кроме того, различные физиологические реакции наблюдаются у одного и того же человека при одинаковой по мощности физической нагрузке, выполняемой разными мышечными группами (руками или ногами) или при разных положениях тела (лежа или стоя). Так, у гребцов на каноэ; пловцов или бегунов, выполняющих одинаковую по физической мощности работу (с одинаковой скоростью потребления О2), физиологические нагрузки (реакции) сильно различаются.
Следовательно, показатели физической мощности упражнения не могут быть использованы в качестве критерия для единой физиологической классификации различных спортивных упражнений, выполняемых людьми разного пола и возраста, с неодинаковыми функциональными возможностями и подготовленностью (тренированностью) или одним и тем же спортсменом в разных условиях. Поэтому в качестве классификационного признака чаще используются показатели физиологической мощности или физиологической нагрузки.
Одним из таких показателей служит предельное время выполнения данного упражнения. Действительно, чем выше физиологическая мощность ("тяжесть работы"), тем короче предельное время выполнения работы. Проанализировав по данным, мировых рекордов зависимость между скоростью преодоления разных дистанции и предельным (рекордным) временем, В.С. Фарфель разделил "кривую рекордов" на четыре зоны относительной мощности: с предельной продолжительностью упражнений до 20 с (зона максимальной мощности), от 20 с до 3-5 мин (зона субмаксимальной мощности), от 3-5 до 30-40 мин (зона большой мощности) и более 40 мин (зона умеренной мощности). Такая классификация спортивных циклических упражнении получила широкое распространение.
Другой подход к характеристике физиологической мощности состоит в определении относительных физиологических сдвигов. Характер и величина, ответных физиологических реакций на одну и ту же физическую нагрузку зависят прежде всего от предельных функциональных возможностей ведущих (для данного упражнения) физиологических систем. При выполнении одинаковой физической нагрузки у людей с более высокими функциональными возможностями ведущих систем величина реакций (физиологические сдвиги) меньше, и следовательно, физиологическая нагрузка на ведущие (и другие) системы и соответственно на организм в целом относительно меньше, чем у людей с более низкими функциональными возможностями. Одинаковая физическая нагрузка будет относительно труднее ("тяжелее") для вторых, и, следовательно, предельное время ее выполнения у них будет короче, чем у первых. Соответственно первые способны выполнять такие большие физические нагрузки, которые недоступны вторым.
Например, два спортсмена выполняют одну и ту же абсолютную физическую Нагрузку с одинаковым рабочим потреблением О2 - 3 л/мин. Однако у одного из спортсменов МПК равно 6 л/мин, а у другого - 4,5 л/мин. Соответственно относительная физиологическая нагрузка на. кислородтранспортную систему у этих спортсменов далеко не одинакова, так как у первого выполняемая физическая работа "нагружает" эту систему лишь на 50% от ее предельных возможностей, а у второго - на 75%. Следовательно, относительная физиологическая нагрузка у первого спортсмена меньше, чем у второго.
Таким образом, для физиологической классификации спортивных упражнений, используются показатели относительной физиологической "мощности: физиологической н а-грузки, физиологической напряженности, тяжести работы. Такими показателями служат относительные физиологические сдвиги, которые возникают в ведущих функциональных системах в ответ на данную физическую нагрузку, выполняемую в определенных условиях внешней среды. Эти сдвиги выявляются путем сравнения текущих рабочих показателей деятельности ведущих физиологических, систем с предельными (максимальными) показателями.
- Спортивная физиология
- Статические и динамические упражнения
- Силовые, cкоростно-силовые упражнения и упражнения на выносливость
- Энергетическая характеристика физических упражнений
- Физиологическая классификация спортивных упражнений
- Классификация циклических упражнений
- Классификация ациклических упражнений
- Глава 2. Динамика физиологического состояния организма при спортивной деятельности
- Предстартовое состояние и разминка
- Предстартовое состояние
- Разминка
- Врабатывание, "мертвая точка", "второе дыхание"
- "Мертвая точка" и "второе дыхание"
- Устойчивое состояние
- Утомление
- Локализация и механизмы утомление
- Утомление при выполнении различных спортивных упражнений
- Восстановление
- Восстановление функций после прекращения работы
- Кислородный долг и восстановление энергетических запасов организма
- Активный отдых
- Глава 3. Физиологические основы мышечной силы и скоростно-силовых качеств (мощности)
- Физиологические основы мышечной силы
- Максимальная статическая сила и максимальная произвольная статическая сила мышц
- Связь произвольной силы и выносливости
- Рабочая гипертрофия мышц
- Физиологические основы скоростно-силовых качеств (мощности)
- Скоростной компонент мощности
- Энергетическая характеристика скоростно-силовых упражнений
- Глава 4. Физиологические основы выносливости Определение понятия
- Аэробные возможности организма и выносливость
- Кислородтранспортная система и выносливость
- Система внешнего дыхания
- Система крови
- Сердечно сосудистая система (кровообращение)
- Мышечный аппарат и выносливость
- Глава 5. Физиологические основы формирования двигательных навыков и обучения спортивной технике
- Условнорефлекторные механизмы как физиологическая основа формирования двигательных навыков
- Роль афферентации (обратных связей) в формировании и сохранении двигательного навыка
- Двигательная память
- Автоматизация движений
- Спортивная техника и энергетическая экономичность выполнения физических упражнений
- Физиологическое обоснование принципов обучения спортивной технике
- Глава 6. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность
- Физические механизмы теплоотдачи в условиях повышения температуры и влажности воздуха
- Физиологические механизмы усиления теплоотдачи в условиях повышенных температуры и влажности воздуха Влажность воздуха
- Кожный кровоток и температура кожи
- Водно-солевой баланс
- Система кровообращения
- Тепловая адаптация (акклиматизация)
- Физиологические изменения и их механизмы при тепловой адаптации
- Тепловая адаптация у спортсменов
- Питьевой режим
- Потеря воды и ее восполнение во время соревнования
- Потери воды и солей в процессе тренировки в жарких условиях
- Спортивная деятельность в условиях пониженной температуры воздуха (холода)
- Физиологические механизмы приспособления к колоду
- Физическая работоспособность в холодных условиях
- Акклиматизация к холоду
- Глава 7. Спортивная работоспособность в условиях пониженного атмосферного давления (среднегорья и при смене поясно-климатических условий
- Острые физиологические эффекты пониженного атмосферного давления
- Функция дыхания
- Функция кровообращения
- Снижение мпк
- Горная акклиматизация (адаптация к высоте)
- Изменения в системе кровообращения
- Изменение мпк
- Спортивная работоспособность в среднегорье и после возвращения на уровень моря
- Спортивная работоспособность при выполнении скоростно-силовых (анаэробных) упражнений
- Спортивная работоспособность при выполнении упражнений на выносливость
- Смена поясно-климатических условий
- Глава 8. Физиология плавания
- Механические факторы
- Максимальное потребление кислорода
- Кислород транспортная система
- Сердечнососудистая система
- Локальные (мышечные) факторы
- Терморегуляция
- Глава 9. Физиологические особенности спортивной тренировки женщин
- Зависимость функциональных возможностей организма от размеров тела
- Силовые, скоростно-силовые и анаэробные возможности женщин Мышечная сила
- Анаэробные энергетические системы у женщин
- Аэробная работоспособность (выносливость) женщин Максимальное потребление кислорода
- Максимальные возможности кислород-транспортной системы
- Субмаксимальная аэробная работоспособность
- Физиологические изменения в результате тренировки выносливости
- Менструальный цикл и физическая работоспособность
- Глава 10. Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста
- Индивидуальное развитие и возрастная периодизация
- Возрастные особенности физиологических функций и систем
- Высшая нервная деятельность
- Обмен веществ и энергии
- Система крови
- Кровооброшение
- Развитие движений и формирование двигательных (физических) качеств
- Двигательный аппарат
- Характеристика основных движений
- Развитие двигательных качеств
- Физиологическая характеристика юных спортсменов
- Возрастные особенности спортивной работоспособности
- Спортивная ориентация и ее физиологические критерии
- Глава 11. Общие физиологические закономерности (принципы) занятий физической культурой и спортом
- Два основных функциональных эффекта тренировки
- Пороговые тренирующие нагрузки
- Интенсивность тренировочных нагрузок
- Длительность тренировочных нагрузок
- Частота тренировочных нагрузок
- Объем тренировочных нагрузок
- Специфичность тренировочных эффектов
- Специфичность тренировочных эффектов в отношении двигательного навыка (спортивной техники)
- Специфичность тренировочных эффектов в отношении ведущего физического (двигательного) качества
- Специфичность тренировочных эффектов в отношении состава активных мышечных групп
- Специфичность тренировочных эффектов, проявляемая при разных условиях внешней среды
- Обратимость тренировочных эффектов
- Тренируемость