logo search
1 глава

2.4 Анализ турпродуктов культурно-познавательного туризма, существующих на рынке города Алматы

Культурно-познавательный туризм знакомит туриста с культурными ценностями, расширяет его культурный кругозор. При этом турист получает знания, сообразуясь с собственными культурными запросами собственному выбору.

Культурно-познавательную деятельность туриста можно сгруппировать следующим образом:

- знакомство с различными историческими, архитектурными или культурными эпохами путем посещения архитектурных памятников, музеев, исторических маршрутов;

- посещение театрализованных представлений, музыкальных, кино, театров, фестивалей, религиозных праздников, боя быков, концертов и оперных сезонов, выставок картин, скульптур, фотографий и т. п.;- посещение лекций, семинаров, симпозиумов, курсов иностранного языка, коммуникативных тренингов;

- участие в демонстрациях фольклора, национальной кухни и прикладного искусства на фестивалях фольклорных ансамблей и выставках национального народного творчества. С приобретением независимости в Казахстане была заложена основа для регулирования туристской деятельности и возрождения исторического и культурного наследия народа. В Казахстане есть прекрасные места для активного и познавательного отдыха. В последние годы туристы из разных стран стремятся увидеть самую молодую столицу мира, которая динамично развивается и г. Алматы, имеющую древнюю и богатую историю.

Алматы и его окрестности издавна являются центром культурно – познавательного туризма. Практически все гости южной столицы совершают обзорные экскурсии по городу, знакомятся с культурно-историческими, архитектурными и другими достопримечательностями. Большой потенциал развития этого вида туризма связан и с объектами на Великом Шелковом пути. Для успешной работы в этом направлении необходимы профессионально подготовленные экскурсоводы, гиды-переводчики, владеющие иностранными языками.

На сегодня нельзя ограничивать понимание культуры только сферами искусства и народного творчества. Культура должна рассматриваться как смыслообразующий фактор духовной жизни, разносторонний и в тоже время целостный мир, созданный человеческой деятельностью. За века и тысячелетия накопились огромные материальные и духовные богатства. Что-то из культурных ценностей ушло из жизни, исполнив свое назначение, что-то продолжает жить и служить обществу. Некоторые явления, казалось бы, отжившие свое время, вдруг обретают вторую жизнь и начинают активно влиять на культуру нового времени. И в этих условиях одной из важнейших функций культуры выступает передача от поколения к поколению духовного богатства общества.

Алматы являлся бывшей столицей Казахстана, и вся его история его тесно связана с историей всей страны. В нем жили и творили выдающиеся деятели науки и искусства, культуры и образования, внесшие большой вклад в культурное развитие Казахстана. Памятники духовного наследия Алматы сосредоточены в музеях, архивах и частных собраниях. Территория современного Алматы хранит, культурные напластования разных эпох и на протяжении многих десятилетий Все эти факторы – исторические и культурологические являются составляющими культурного наследия Алматы и определяют его своеобразие.

Сегодня Алматы имеет достаточно развитую культурную инфраструктуру, квалифицированный кадровый потенциал и именно здесь сосредоточены ведущие театрально-художественные, музейные и библиотечные организации страны. На сегодня в городе действуют более 270 организаций различной формы собственности, в том числе 16 театров, 32 музея, 21 художественных галерей, 30 концертно-зрелищных организаций и коллективов, 32 республиканских и городских библиотек, 30 национальных культурных центров и др.

Важным фактором культурной жизни страны стали национально-культурные центры. Всего их 30 и проводимые ими мероприятия получают широкий общественный резонанс. Во многих из них действуют коллективы художественного творчества, где на практике осуществляется право на свободное культурное развитие представителей всех народов Казахстана.

Одним из важнейших направлений работы в сфере культуры является сохранение историко-культурного наследия. Культурное наследие Алматы представляет собой комплекс, включающий археологическое и архитектурное наследие, памятники монументального искусства и другие элементы, являющиеся составной частью городского исторического ландшафта и памятников духовной культуры, связанных с историей и культурой Алматы, где насчитывается 126 недвижимых памятников: 81 – архитектуры и 45 – монументального искусства.

В Алматинской области имеются уникальные ресурсосочетания для удовлетворения современных стереотипов туристского спроса. Алматы - чудесный город - сад, возникший в райских кущах могущественных отрогов Тянь-Шаня. Уходящие в поднебесье снежные вершины молчаливо-мудрого Алатау, по-отечески покровительственно и величаво взирают на город у своего подножья вот уже много веков. Благоухание розовых садов, изумрудный покров знаменитых алатауских елей и тополей, завораживающее журчание стремительных горных рек, брызги фонтанов, животворная прохлада арыков, великолепие дворцов и площадей города оставляют неизгладимое впечатление в сердцах посетителей Алматы.

Для регулирования и стимулирования развития туризма в Алматинской области была разработана программа развития туризма г. Алматы на 2004 – 2010 годы. В основу данной разработки был заложен указ Президента Казахстана № 344 от 17.02.2000г. «О дальнейших мерах по реализации стратегии развития в Казахстане до 2030 года» и во исполнение задачи, поставленной Правительством и Акимом по превращению Алматы в международный туристский центр. При этом приоритетное значение, согласно документу, придавалось развитию внутреннего и въездного туризма как основы развития инфраструктуры и сферы услуг города Алматы и южного региона.

Реализация программы осуществлялась в два этапа: Город Алматы по праву является культурной столицей Казахстана. 18-театров 33 музея, 15 художественных галерей

Центральный Государственный музей, экспозиций в котором подробно расскажут об интересной, более чем тысячелетней истории становления государства казахов. Здесь находится «Золотой человек» из Иссыкского кургана, находка датируется 5-6 веками до нашей эры.

В музее народных музыкальных инструментов собрана уникальная коллекция. Душа казаха – домбра – всего две струны и целая вселенная неподражаемых звуков и мелодий. Слушая игру виртуозов, даже не верится, что домбра может так петь и плакать, завывать, как ветер, передавать стук копыт стремительно бегущего коня. Музей располагается в деревянном здании, которому более 100 лет.

В Алматы на день рождения города в середине сентября. За несколько дней можно стать свидетелем десятка ярких событий: ярмарка яблок «Apple Fest», Фестиваль музыки под открытым небом «Парад оркестров», Всемирный фестиваль циркового искусства, Всемирный карнавал кукол, выступления мировых звезд музыки[15].

Список использованной литературы

1 Святохо Н.В. Концептуальные основы исследования туристского потенциала региона // Экономика и управление. - 2007. - №2. - С.30-36.

2 studopedia.net Категория-Туризм. Особенности определения и структура туристского потенциала

3 © 2009 Н.А.Барабанова Самарская государственная академия культуры и искусств.Статья поступила в редакцию 10.06.2009

4 Дроздов А. В. Экотуризм: определения, принципы, признаки, формы // Актуальные проблемы туризма 99. Перспективы развития туризма в южном Подмосковье. Сб. докл. и тез. сообщений научно-практ. конференции, 27 апреля 1999 г. - М., 1999. - С. 122-129.

5 Кусков А.С., Арсеньева Е.И. Экотуристский потенциал особо охраняемых природных территорий и проблема его использования // Современный город: социокультурные и экономические перспективы: Межвуз. сб. науч. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. - Саратов, 2004. - С. 257-260.

6 Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. - М.: Нолидж, 1996. - 320 с.

6 Колбовский Е. Ю. Экологический туризм и экология туризма: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 256 с.

7 Краткий экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. - 3-е изд. - М.: Институт новой экономики, 2005. - 1088 с.

8 Золотарев И.И. Экологи и экономисты: разные взгляды на устойчивое развитие // Российское предпринимательство. – 2010. − № 9 – С. 171–175.

9 Ушакова Е.О. Кадастр туристских ресурсов как основа модели комплексной оценки туристских ресурсов региона // Сервисные технологии. Теория и практика: сб. науч. тр. / коллектив авторов. − Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. − Вып.3. – С. 121−126.

10 Севастьянова С.А Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учеб. пособие. – М.: КНОРУС, 2007. – 256 с.

11 Карпик А.П. Методологические и технологические основы геоинформационного обеспечения территорий: Монография / А.П. Карпик. – Новосибирск: СГГА, 2004. – 260 с.

12 Кусков А.С. Туристское ресурсоведение. – М.: Академия, 2008. –– 208 с.

13 Максаковский В.П. Географическая картина мира. М.: Дрофа, 2003. 240с.

14 Программа развития города Алматы на 2011 - 2015 годы

15 Государственная программа развития туризма в Республике Казахстан на 2007-2011 годы. Утверждена Указом Президента РК от 29.12.2010 г.

29