logo search
Экономика туризма лекции

1. Экономика туризма в системе экономических наук. История развития туризма, его сущность, экономическое содержание и место в хозяйственном комплексе

Экономическая жизнь общества сложна, многогранна и противоречива. Она представляет собой многоуровневую структуру, которую может познать лишь соответствующая система экономических наук. В центре этой системы — экономическая теория, охватывающая пять блоков (направлений, подсистем), которые дополняют и обогащают экономическую науку в целом, представляя ее как единую и целостную систему.

Первый блок данной системы — это общие экономические науки, раскрывающие общие закономерности развития хозяйственной системы в целом и отдельных её уровней: макроэкономика, микроэкономика, государственное управление экономикой, общий менеджмент, экономическая политика государства и т. п.

Второй блокэто специальные или функциональные экономические науки, изучающие специфические закономерности развития отдельных звеньев хозяйственной системы (финансов, кредита, денежного обращения, ценообразования, бухгалтерского учета, аудита, банковского дела, страхового дела, экономики труда, специального менеджмента, маркетинга и др.).

Третий блокэто конкретные экономические науки, изучающие отдельные сферы хозяйства (экономику промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства, бытовых услуг и т. п.). Важное место в этом блоке занимает экономика туризма. К этой группе также относятся науки, изучающие экономику отдельных хозяйствующих субъектов (экономику региона, страны, народонаселения, домашнего хозяйства и т. п.).

Четвертый блокэто информационно-аналитические экономические науки, изучающие количественные закономерности развития тех или иных хозяйственных систем (общую статистику, статистику рынка, народонаселения, услуг; экономическую кибернетику; математику в экономике и т. д.).

Пятый блокэто историко-экономические науки, изучающие диалектику развития экономических процессов, учений и концепций (историю экономики, хозяйства страны, мирового хозяйства, региона, экономических учений, экономической мысли и т. д.).

В этой системе экономических наук экономика туризма, как уже указывалось, органично занимает свое место в блоке конкретных экономических наук, изучающих отдельные сферы мирового или национального хозяйства.

Туризм сегодня — это сфера народнохозяйственного комплекса, которая во многих странах мира превратилась в бурно развивающуюся отрасль. В настоящее время каждое 16-е рабочее место в мире приходится на туристический бизнес. В мировом экспорте доходы от туризма занимают третье место после доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей. Туристический бизнес привлекает предпринимателей небольшим стартовым капиталом, быстрым сроком его окупаемости, постоянным спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных затрат.

*

* *

Туризм (от фр. tourisme, tour — прогулка, поездка) возник в тот период развития общества, когда человек перестал трудиться ради выживания, заботиться о добыче хлеба насущного (на сегодня и завтра), а начал думать об отдыхе и связанных с ним удовольствиях, где определенное место заняли путешествия и туризм. Туризм — это, прежде всего получение удовольствия, удовлетворение любознательности. Любознательность (любопытство) является одной из физиологических потребностей всего животного мира, в том числе и человека. Следовательно, любознательность — один из стимулов жизни, и для удовлетворения его требуются денежные ресурсы.

Когда в первобытном обществе человек в поисках пищи (зверя, рыбы, ягод и т.д.) бродил по неизведанным просторам земли, то это еще был не туризм, так как первобытный человек совершал свое «путешествие» в целях первой жизненно необходимой потребности — выжить.

Люди путешествовали уже с незапамятных времен на свой страх и риск главным образом для того, чтобы избежать голода или опасности. Среди самых первых были путешествия по Океании. Маленькие челночные каноэ, не более 40 футов длиной, использовались для путешествий из Юго-Восточной Азии через Микронезию и Тихий океан к островам Маркизы, архипелагу Туамоту и Объединенным островам.

После того, как первая жизненно необходимая потребность перестала стоять перед человеком, у него появилась вторая необходимая потребность — потребность в информации, а, следовательно, в путешествиях. Очень часто целью такого путешествия является получение человеком впечатлений от новых мест и явлений природы и т.п. Потребность человека в получении информации о новых местах, в путешествии как средстве получения этой информации является объективным законом развития человеческого общества. Путешествие приносит человеку удовольствие и дает возможность отдохнуть.

В древней колыбели западной цивилизации путешествия с целями торговли, коммерции, лечения или обучения, религиозными совершались с давних пор. В Ветхом Завете существуют многочисленные упоминания о путешествиях торговцев на караванах.

С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия древнегреческие ученые (Геродот, V в. до н. э.) и исследователи других стран (Пифей, IV в. до н. э.).

Начиная с 776 г. до н.э. ежегодно на Олимпийские игры стекались тысячи любителей спорта и почитателей искусств не только из Эллады, но и других государств Средиземноморья.

Древний Рим также внёс свой вклад в историю туризма: богатство, изобилие и огромные территории империи были первостепенными составляющими, необходимыми для туризма. Римляне построили великолепную сеть дорог, по которым они могли путешествовать на лошадях на расстояние более 100 миль в день, чтобы посмотреть знаменитые храмы в регионе Средиземноморья, особенно пирамиды и памятники в Египте.

Наиболее массовое передвижение людей в средневековой Европе происходило во времена крестовых походов, которые предпринимались европейскими рыцарями и следовавшими за ними купцами в целях захвата чужих богатств и территорий. Вслед за ними двигались на Восток священники и паломники в сопровождении бесчисленных толп бродяг и обездоленных. Представители привилегированных классов совершали в средние века путешествия к целебным источникам. Однако, несмотря на различные цели походов и путешествий, все они объективно расширяли географические знания человека. Подробные описания увиденных ими рек, морей, материков и стран оставили Афанасий Никитин, Марко Поло, Васко да Гама, Христофор Колумб и др.

Создавались предпосылки для великих географических открытий конца ХV – второй половины XVII века. Число не открытых географических мест на карте мира неуклонно сокращалось.

В ХVI веке огромный континент Северной Америки исследовался испанцами, которые для своих путешествий использовали лошадей. Первые путешествия американцев по стране осуществлялись пешком или на лошадях, в дальнейшем стали использоваться маленькие лодки и каноэ. По мере того, как строились дороги, стали распространяться поездки на почтовых каретах. Строительство железных дорог по всей стране привело к еще большей популярности путешествий.

Значительный вклад в изучение малоизвестных районов, стран и континентов внесли русские мореплаватели и путешественники. Среди замечательных русских путешественников и мореплавателей Д. Я. Лаптев и Х. П. Лаптев, С. И. Челюскин, Н. Ф. Крузенштерн, М. П. Лазарев, Ф. Ф. Беллинсгаузен, Н. Н. Миклухо-Маклай, Н.М. Пржевальский и др.

По данным Всемирной туристской организации (ВТО) в 2000 г. в мире было зарегистрировано более 650 млн. туристов. Массовый туризм является феноменом ХХ века, так как приобрел современный вид в основном за счет различных видов скоростного транспорта.

На определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и производители этих услуг. Это привело к формированию товара особого типа — туристического продукта, который можно купить и продать на потребительском рынке.

Характерно, что республика Беларусь вступила в рыночное хозяйство в тот период, когда на международном рынке уже произошли существенные изменения в отношении туризма. Туризм во всём мире стал одной из самых значительных экономических отраслей, а для некоторых развивающихся государств – основой их существования (Таиланд, Кипр, Малайзия и др.). Кроме того, во многих странах мира туристическая отрасль предоставляет рабочие места и возможности для профессионального роста значительному количеству рабочих и служащих.

Тем не менее, туризм не является товаром первой жизненной необходимости. Он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества, поскольку путешествие может позволить себе только тот, кто располагает для этого необходимыми денежными средствами. Это следует понимать так: без доходов, которые даёт развитая экономика, нельзя достигнуть массового туризма.

Возникновение туризма как товара потребовало формирования соответствующей материально-технической базы, наличия квалифицированных кадров по обслуживанию туристов и целенаправленного управления туристскими хозяйствующими субъектами. Все это обусловило необходимость организационного обособления туризма в самостоятельную отрасль народного хозяйства.

В настоящее время производители услуг, предназначенных для туристов (путешествующих людей), объединились в отрасль «туризм».

Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как и услуга вообще, есть действие определенной потребительной стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. При этом услуга может быть оказана либо вещью, т.е. при помощи товара, либо в процессе функционирования самого живого труда. Указанные два способа производства услуг обусловливают и два вида самих услуг.

Первый вид услуг — это такие услуги, которые опосредуются вещью, имеют дело с потребительским спросом. Оказание услуг подобного рода по своему содержанию ничем не отличается от процесса труда в материальном производстве, оно тождественно ему, поскольку здесь налицо все пять элементов процесса труда: средства труда, предметы труда, сам труд (т.е. целенаправленная деятельность человека), технология и организация. Это дает основание называть услуги первого вида материальными (производственными).

Второй вид услуг — это услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или окружающие его условия. Услуги этого вида не связаны с материальными продуктами, их производство неотделимо от потребления. Создание этих услуг совпадает с их потреблением. Данные услуги являются нематериальными (непроизводственными). К ним относятся услуги по реализации туристских путевок, обслуживанию туристов в гостиницах и предприятиях питания, организации концертных выступлений и т.п. Как и любой товар, нематериальная услуга имеет потребительную стоимость и стоимость. Стоимость нематериальной услуги эквивалентна затратам общественного труда, необходимого для её производства.

Кроме услуг туристы могут покупать товары туристического назначения. Совокупность услуг и товаров туристического назначения образует «туристический продукт».

По действующему законодательству, туристический продукт – это право на тур, предназначенное для реализации туристу.

Туристический продукт включает:

Турист, как правило, планирует получить от купленной туристской путевки положительные эмоции в процессе познания, оздоровления, приключений и т.п. Комплекс положительных эмоций и душевного состояния туриста, возникающий или достигнутый им в результате потребления туристического продукта – это туристское впечатление. Туристские впечатления складываются от экскурсий, посещений красивых природных ландшафтов, аттракционов, ресторанов, проживания в отеле и др.

Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее.

Туристический импорт — это ввоз в страну туристских впечатлений, который сопровождается одновременным вывозом туристом денег из данной страны.

Туристический экспорт — это вывоз из страны туристских впечатлений, который сопровождается одновременным ввозом туристом денег в данную страну.

При экспорте услуг туризма производится, прежде всего, «вывоз» впечатлений. Иностранные туристы путешествуют, т.е. прибывают в определенное место назначения с целью «купить» впечатления. Когда они покидают место туристского назначения, они не могут взять с собой ценности, соизмеримые с понесенными ими денежными затратами, но они берут с собой впечатления как результат удовлетворения своей любознательности.

Туристы выступают потребителями услуг, производимых туристическими хозяйствующими субъектами.

Туристические хозяйствующие субъекты выполняют три функции:

  1. Производство туристического продукта (производство товаров туристского назначения и оказание услуг туризма);

  2. Реализацию туристического продукта;

  3. Организацию потребления туров и отдельных услуг туризма.

Наличие этих трех функций и позволяет объединить все туристические хозяйствующие субъекты в единую отрасль «туризм».

До настоящего времени в действующей классификации отраслей народного хозяйства отрасль туризма не имеет четкого производственного и социально-экономического статуса. Это объясняется несоответствием отраслевого принципа построения классификационной схемы общественного производства современным условиям функционирования рыночной экономики. Старое понятие «отрасль» как таковое постепенно размывается. Для рыночной экономики характерно не столько развитие обособленных отраслей, сколько функционирование диверсифицированных межотраслевых комплексов. При растущей диверсификации общественного производства критерием отрасли становится не предметность продукта, а его назначение, функциональная роль в удовлетворении общественных потребностей. В составе отраслей социальной сферы, удовлетворяющих потребности населения в средствах потребления (товары и услуги, взятые вместе), выделяется комплекс отраслей социально-бытовой инфраструктуры, куда входит и туризм. В туристической отрасли производятся как предметы потребления (пища, сувениры и т. д.), так и услуги (размещение в гостинице, обслуживание и т.п.) и поэтому она имеет комплексный функциональный критерий. Двойственность назначения туризма позволяет определить его как диверсифицированный, межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры, представляющий собой туристическую индустрию - совокупность гостиниц и иных средств размещения, транспортных средств, предприятий общественного питания, средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую деятельность, а также учреждений, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.