14.1. Организация адаптивного спорта в России
История формирования организационной структуры адаптивного спорта в нашей стране описана в пособии В.П. Жиленковой (2001)*. В нем показано, что эта структура строилась преимущественно на базе общественных организаций – физкультурнооздоровительных объединений инвалидов, физкультурноспортивных федераций, клубов инвалидов и т.п. И лишь в последствии предпринимались попытки подключения государственных структур. Данное обстоятельство объясняется стремлением внедрить в нашей стране международный опыт организации адаптивного спорта, который реализуется, как правило, в рамках филантропическиблаготворительной деятельности различных ассоциаций, фондов, федераций, церкви и других организаций.
Однако такое заимствование международного опыта организации адаптивного спорта привело к серьезным трудностям его реализации в нашей стране, где вся система специального образования строилась в борьбе с филантропическими принципами воспитания и обучения аномальных детей, а вся деятельность с инвалидами осуществлялась под жестким контролем государства за счет средств бюджета. Таким образом, была допущена методологическая ошибка, суть которой заключалась в стремлении встроить организационную структуру адаптивного спорта, функционирующую за рубежом, в социальную практику нашей страны без учета специфики ее идеологических, философских основ, ценностных ориентаций, понимания прав и свобод человека, а главное, без учета нормативноправовых и экономических закономерностей ее существования и развития. Это привело к тому, что до настоящего времени в России организационная структура адаптивного спорта существенно отличается от системы организации спорта здоровых детей, юношей, взрослых и не позволяет в полной мере реализовать «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», принятые Организацией Объединенных Наций в 1993 г., в области спорта. Ведь эти правила предполагают обеспечение равных возможностей для инвалидов в условиях каждой конкретной страны, в рамках действующих именно в ней нормативноправовых актов и законодательной базы. В соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон «Об образовании») занятия спортом, например у детей, осуществляются в системе дополнительного образования и регламентируются «Типовым положением об образовательном
* Жиленкова В.П. Организационные основы адаптивной физической культуры инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата: Учебное пособие / Под ред. С.П. Евсеева / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: 2001. – 83 с.
учреждении дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации). Такие учреждения, как детскоюношеская спортивная школа (ДЮСШ), детскоюношеская спортивная школа олимпийского резерва (ДЮСШОР), спортивнотехническая школа (СТШ) и другие, в которых проводятся занятия спортивной деятельностью с детьми, входят в «Перечень видов учреждений дополнительного образования детей» (утвержден Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации).
Занятия спортом в таких учреждениях проводятся бесплатно на основе предварительного отбора детей. По имеющимся статистическим данным, примерно 15% детей России имеют возможность заниматься спортом бесплатно в учреждениях дополнительного образования физкультурноспортивной направленности (ДЮСШ, ДЮСШОР, СТШ и др.).
Совершенно другая ситуация сложилась применительно к занятиям спортом с детьмиинвалидами. В соответствии с упоминавшимися «Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов» примерно 15% детейинвалидов государство должно обеспечить возможностью заниматься спортом бесплатно (разумеется, при наличии такого желания у детейинвалидов или родителей, а также соответствующих медицинских предписаний). Однако в «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей», в разделе III «Основы деятельности», четко прописано: «При приеме в спортивные, спортивнотехнические, туристические, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка. С детьмиинвалидами проводится индивидуальная работа по месту жительства»*. Таким образом, детяминвалидам для занятий спортом предписана индивидуальная работа по месту жительства. Но спортивная деятельность немыслима без участия в соревнованиях, где и происходит сравнение собственных достижений с достижениями лиц, имеющих аналогичные проблемы со здоровьем; без коллективных взаимодействий (например, в игровых видах спорта), без поездок к местам состязаний, в том числе и за рубеж.
Казалось бы, принципиальное изменение ситуации с адаптивным спортом в России должно было внести постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.02.2000 г. № 20, утвердившее новые должности, тарифноквалификационные характеристики и разряды оплаты труда работников физической культуры и спорта: тренерпреподаватель по адаптивной физической культуре (включая старшего) и инструкторметодист по адаптивной физической культуре (включая старшего)**.
Отмечая несомненную важность и необходимость данного постановления, фактически признавшего большую роль и существенное значение адаптивного спорта в жизни людей с ограниченными возможно
* Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации / Авторсоставитель А.В. Царик. – 2е изд., доп. и испр. – М.: Советский спорт, 2003. – С. 85.
** Журнал «Адаптивная физическая культура», 2000. – № 1–2. – С. 63–64.
стями здоровья (в том числе инвалидов), необходимо подчеркнуть, что оно не отменяет цитируемого «Типового положения...» по отношению к детяминвалидам. Кроме того, узаконенная в нем ориентация на индивидуальную работу по месту жительства с детьмиинвалидами при организации занятий по адаптивному спорту является реальным правовым препятствием для решения таких важнейших вопросов, как определение минимальной и максимальной наполняемость групп детейинвалидов для занятий адаптивным спортом и режимов учебнотренировочной работы на различных этапах спортивного совершенствования (количества часов работы в неделю), категорий тренеровпреподавателей и инструкторовметодистов по адаптивной физической культуре, надбавок к заработной плате за особенности контингента занимающихся, за спортивные достижения воспитанников и др. Отсутствие решений перечисленных вопросов приводит к тому, что организация занятий по адаптивному спорту в России по существу возлагается на физкультурнооздоровительные и спортивные объединения инвалидов, физкультурноспортивные клубы инвалидов, функционирующие в рамках Федерального закона «Об общественных объединениях», то есть без соответствующего бюджетного финансирования.
По данным федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, в 2002 году в России насчитывается 688 физкультурноспортивных клубов инвалидов, в которых занимаются адаптивной физической культурой 95,8 тыс. человек, что составляет менее одного процента от общего количества инвалидов*. Физкультурноспортивный клуб инвалидов является основной структурной единицей по организации занятий адаптивным спортом в нашей стране. В целях стимулирования развития сети физкультурноспортивных клубов инвалидов федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта ежегодно проводит Всероссийский смотрконкурс на лучшую организацию физкультурнооздоровительной и спортивной работы среди инвалидов. Клубам победителям смотраконкурса перечисляются денежные средства для организации и проведения физкультурнооздоровительных мероприятий.
Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта включает в Единый календарный план всероссийских и международных соревнований специальные разделы, посвященные инвалидам: календарный план всероссийских соревнований и комплексных мероприятий среди инвалидов; календарный план международных соревнований и комплексных мероприятий среди инвалидов; календарный план учебнотренировочных сборов инвалидов. Ежегодно, согласно данному документу, проводится более 100 всероссийских и 60 международных спортивных мероприятий среди спортсменов с нарушением слуха, зрения, интеллекта, с поражением опорнодвигательного аппарата (в том числе Дальневосточная спартакиада инвалидов, Парасибириада, Всероссийский культурноспортивный фестиваль инвалидов).
* О государственной поддержке развития физической культуры и спорта инвалидов в Российской Федерации. – М.: Советский спорт, 2003. – С. 13–14.
Объем финансирования всероссийских спортивных мероприятий среди инвалидов за последующие пять лет вырос в 7,5 раза. На участие спортсменовинвалидов в официальных международных соревнованиях, включая Паралимпийские и Сурдлимпийский игры, за последние пять лет финансирование увеличилось почти в 17 раз.
Приказом Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму от 09 августа 2004 г. № 44 впервые для нашей страны введены комплексные научные группы сборных команд России по паралимпийским видам спорта, которые созданы на базе СанктПетербургского научноисследовательского института физической культуры. Этим приказом были уравнены в правах (с точки зрения научнометодического обеспечения) члены сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта.
Важным шагом в направлении создания государственной системы адаптивного спорта (то есть системы, действующей в спорте здоровых россиян) было дополнительное введение федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта в Единую всероссийскую спортивную классификацию (ЕВСК) на 2001–2005 годы по сравнению с 1997–2000 годами разрядных норм и требований для присвоения спортсменаминвалидам спортивных разрядов и званий по 10 видам спорта, общее количество которых в ЕВСК на 2001–2005 годы составляет – 41 (19 видов спорта, объединяемых Российским спортивным союзом глухих, 8 – Всероссийским обществом слепых, 14 – для спортсменов с поражениями функций опорнодвигательного аппарата).
Однако необходимо констатировать, что из 8 видов адаптивного спорта, включенных в ЕВСК и объединяемых Всероссийским обществом слепых, только в 2 видах (25%) предусмотрены разрядные нормы и разрядные требования для присвоения занимающимся юношеских разрядов (в легкой атлетике и плавании); из 14 видов адаптивного спорта для спортсменов с поражениями функций опорнодвигательного аппарата только в 5 видах (35,7%) предусмотрены нормы и требования для присвоения юношеских разрядов (в бадминтоне, стрельбе из лука, пулевой стрельбе, настольном теннисе, футболе) (Евсеев Д.С., 2004). Данный факт показывает, что внимание со стороны государственных структур к детскоюношескому адаптивному спорту все еще недостаточно.
Таким образом, государственная поддержка развития адаптивного спорта на федеральном уровне выражается в:
– реализации государственной политики в области реабилитации и социальной адаптации инвалидов средствами физической культуры и спорта;
– стимулировании развития сети физкультурноспортивных клубов инвалидов, в частности путем ежегодного проведения Всероссийских смотровконкурсов на лучшую организацию физкультурнооздоровительной и спортивной работы среди инвалидов;
– подготовке нормативноправовых документов (строительных норм и правил – СНиП и др.) для осуществления работы по обеспечению доступа инвалидов на физкультурноспортивные сооружения;
– подготовке специалистов по адаптивной физической культуре в системе высшего и среднего профессионального образования;
– совершенствовании учебнометодического, научного и информационного обеспечения физкультурноспортивной работы среди инвалидов;
– организации физкультурноспортивных и массовых мероприятий среди инвалидов (формирование Единого календарного плана всероссийских и международных соревнований с включением специальных разделов для инвалидов, создание Единой всероссийской спортивной классификации для присвоения спортивных разрядов и званий по различным видам адаптивного спорта для различных возрастных категорий занимающихся)*.
Непосредственную работу по координации усилий всех организаций, развивающих адаптивный спорт, способствование созданию единой высокоорганизованной системы спорта инвалидов России на законодательной основе проводят на федеральном уровне общественные организации: Паралимпийский комитет России, Сурдлимпийский комитет России, Специальная Олимпиада России, Российская ассоциация «Олимп», Федерация физической культуры, спорта и туризма инвалидов России, Федерация спорта слепых (Спортивная федерация Всероссийского общества слепых).
Наиболее представительной организацией, объединяющей большинство из перечисленных, является Паралимпийский комитет России (ПКР), который был образован в 1996 году**.
Учредителями Паралимпийского комитета России и одновременно его членами были такие юридические лица, как Всероссийское общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское общество слепых (ВОС), Российская Федерация физической культуры, спорта и туризма инвалидов, Всероссийское общество глухих (ВОГ), Российская ассоциация «Олимп» и 6 физических лиц. 5 сентября 2002 г. ВОИ вышло из числа ПКР. По итогам отчетновыборного паралимпийского собрания, состоявшегося 13 сентября 2002 г., членами ПКР стали 6 новых юридических лиц и 28 физических лиц – чемпионы Паралимпийских игр, специалисты и организаторы спорта инвалидов, ученые, врачи. Президентом ПКР на второй срок был избран В.П. Лукин.
Паралимпийский комитет России
Основными целями Паралимпийского комитета России являются следующие:
– содействие всемерному развитию и укреплению паралимпийского движения в стране;
* О государственной поддержке развития физической культуры и спорта инвалидов в Российской Федерации. – М.: Советский спорт, 2003. – С. 9–39.
** Сведения о Паралимпийском комитете России и других общественных организациях, культивирующих адаптивный спорт в нашей стране, приводятся в книге «Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативные правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации» / Авторсоставитель А.В. Царик. – 2е изд., доп. и испр. – М.: Советский спорт, 2003. – С. 269–339.
– содействие физическому и духовному воспитанию и реабилитации инвалидов России средствами физической культуры и спорта;
– содействие укреплению позиций и повышению престижа российского спорта инвалидов на международной арене;
– координация усилий всех организаций, способствующих развитию спорта инвалидов, и способствование созданию единой высокоорганизованной системы спорта инвалидов России на законодательной основе;
– благотворительность и милосердие;
– культурное обслуживание и просвещение инвалидов, детейинвалидов и молодежи;
– содействие интеграции спорта инвалидов в отечественное и международное спортивное движение с учетом специфики каждой категории инвалидов, сохраняя и оберегая индивидуальность спорта инвалидов.
Задачи Паралимпийского комитета России:
– осуществление мер по обеспечению подготовки и успешного выступления сборных команд инвалидов России на Паралимпийских играх, Всемирных летних и зимних играх глухих (Сурдлимпийских играх), других международных соревнованиях;
– финансирование подготовки и участия сборной команды России в Паралимпийских играх и других международных соревнованиях;
– популяризация массового спорта, народных игр, национальных видов спорта, содействие в организации широкого движения массового народного спорта среди инвалидов, содействие в организации занятий физкультурой и спортом среди инвалидов;
– реализация культурновоспитательного потенциала спорта и связанных с ним нравственных, эстетических и других гуманистических ценностей;
– создание условий для тесных контактов и взаимообогащения спорта и духовной культуры;
– пропаганда идеалов и принципов чести и благородства в спорте и жизни;
– защита интересов спортсменовинвалидов, тренеров, спортивных судей, инвалидовветеранов физической культуры и спорта;
– создание и поддержка фондов и благотворительных организаций в пользу массового и большого спорта;
– участие в акциях милосердия и организация помощи детяминвалидам;
– организация научнопрактических конференций и семинаров, в том числе по обмену опытом работы, по всем вопросам, входящим в сферу интересов Паралимпийского комитета России, подготовка спортивных специалистов для работы с инвалидами и создание рабочих мест;
– осуществление издательской, предпринимательской и внешнеэкономической деятельности;
– создание научных, учебных, реабилитационных, издательских, физкультурнооздоровительных, культурновоспитательных учреждений, хозяйственных и иных организаций;
– ежегодное проведение мероприятий, посвященных Международному дню инвалидов.
Членами ПКР могут быть физические лица, достигшие 18летнего возраста, и юридические лица – общественные объединения, разделяющие заботу о развитии паралимпийского движения, оказывающие ему поддержку и признающие Устав ПКР.
Структуру ПКР образуют его региональные отделения (республиканские, краевые, областные, Московское и СанктПетербургское городские), создающиеся по решению исполнительного комитета ПКР, руководящего деятельностью ПКР в период между паралимпийскими собраниями, и который является высшим руководящим органом ПКР.
Оперативное руководство деятельностью ПКР осуществляет его президент, избираемый на паралимпийском собрании на четыре года; первый вицепрезидент и вицепрезиденты, количество которых определяет паралимпийское собрание, избираются сроком на четыре года и помогают президенту в исполнении его обязанностей. Кроме того, на паралимпийском собрании избираются сроком на четыре года генеральный секретарь, осуществляющий исполнительнораспорядительную функцию, и ревизионная комиссия, являющаяся высшим контрольным органом ПКР и представляющая паралимпийскому собранию ежегодный отчет о финансовохозяйственной деятельности ПКР.
Федерация физической культуры, спорта и туризма инвалидов России
Федерация является членом Международного паралимпийского комитета, Международной федерации спортсменов с нарушением опорнодвигательного аппарата, Международной федерации спортсменов с повреждением позвоночника, членом и учредителем Паралимпийского комитета России. Она учреждена в 1993 г. Спортсмены федерации участвуют в чемпионатах Европы, мира по паралимпийской программе, а также в зимних и летних Паралимпийских играх. Президент федерации – заслуженный тренер России, Заслуженный работник физической культуры России, вицепрезидент Паралимпийского комитета России Л.Н. Селезнев.
Федерация спорта слепых России
Основана как Спортивная федерация Всероссийского общества слепых (ВОС) в 1993 году. Учреждена как юридическое лицо в 2002 году. Она объединяет спортивные организации незрячих спортсменов 76 субъектов Российской Федерации. Федерация является членом и учредителем Паралимпийского комитета России.
Президент федерации – Л.П. Абрамова.
Российская ассоциация «Олимп»
Общественная спортивная организация Российская ассоциация (РА) «Олимп» была создана в 1993 году с целью объединения двух направлений деятельности по развитию физической культуры и спорта среди лиц с поражением интеллекта: 1) организация тренировок и участие в соревнованиях по модели спорта для здоровых спортсменов; 2) по модели спорта, в которой на 1е место выдвигается принцип участия в круглогодичных тренировках, получение радости от участия в соревнованиях, где сам спортивный результат не имеет существенного значения (модель Международной организации «Специальная Олимпиада»). В 1999 году второе направление выделилось в самостоятельную Общероссийскую общественную благотворительную организацию «Специальная Олимпиада России».
В настоящее время РА «Олимп» осуществляет работу с лицами, имеющими нарушения интеллекта, по первой модели, получившей в название в мировом сообществе – INAS–FID. Российские спортсмены, занимающиеся по этим программам, с каждым годом улучшают свои позиции на международной спортивной арене. В настоящее время президент РА «Олимп» Д.Н. Рюмкин, а сама ассоциация является членом и учредителем Паралимпийского комитета России.
Сурдлимпийский комитет России
Спортивная организация глухих спортсменов была сформирована и учреждена на 1м Учредительном съезде в 1992 году в виде Российского спортивного союза глухих (РССГ). В октябре 2001 года был создан Сурдлимпийский комитет России (СКР), учредителями которого выступили РССГ и Российский футбольный клуб глухих.
Сурдлимпийский комитет России имеет схожую с Паралимпийским комитетом России структуру, хотя его членами могут быть только юридические лица. В настоящее время президентом СКГ является заслуженный мастер спорта, лучший спортсмен ХХ века от России по решению Международного спортивного комитета глухих – В.Н. Рухледев.
Специальная Олимпиада России
Специальная Олимпиада России, созданная в 1999 году, ставит перед собой основную цель – содействовать средствами физической культуры и спорта успешной реабилитации, социальной адаптации и интеграции в общество инвалидов с умственной отсталостью. Эта цель достигается путем предоставления Специальной Олимпиадой России условий для круглогодичных тренировок и спортивных соревнований по различным олимпийским видам спорта детям и взрослым, страдающим умственной отсталостью, обеспечения постоянных условий для их физического развития, демонстрации их способностей и мужества, возможности испытать радость жизни, получить заслуженные призы и делиться своими достижениями, приобретенными умениями и дружескими чувствами с членами своих семей, другими участниками движения «Специальная Олимпиада» и обществом в целом. В отличие от Российской ассоциации «Олимп», Специальная Олимпиада России ориентируется на так называемую мягкую модель спорта, когда значимость победы на соревнованиях существенно меньше, чем в модели спорта, используемой среди здоровых спортсменов, а также среди паралимпийцев и сурдлимпийцев. На соревнованиях, проводимых по правилам Специальной Олимпиады вводятся специальные требования, обеспечивающие «мягкую модель спорта» – разделение участников соревнований по результатам предварительных состязаний на дивизионы, запрет на материальное стимулирование победителей и др. (более подробно об этом см. в разделе, посвященном характеристике адаптивного спорта).
Основными задачами Специальной Олимпиады России являются:
– привлечение внимания общественности к социальной значимости занятий физической культурой и спортом инвалидов с умственной отсталостью, к их физическим и психическим возможностям;
– сотрудничество с российскими государственными и общественными организациями, деловыми кругами и отдельными лицами – добровольцами, помощниками, со специалистами в области спорта, здравоохранения, образования и культуры для решения общих задач социальной адаптации лиц с умственной отсталостью, укрепление международных связей в этой сфере.
Для выполнения уставных целей и задач Специальная Олимпиада России участвует в создании, развитии и координации деятельности местных специальных олимпийских программ, в организации и проведении региональных и всероссийских спортивных соревнований для лиц с умственной отсталостью, обеспечивает их участие в европейских, евроазиатских и всемирных Специальных Олимпийских играх.
Руководящими органами Специальной Олимпиады России являются Конференция и Правление; контрольным органом – Контрольноревизионная комиссия; постоянно действующим исполнительным органом – Дирекция, председателем которой автоматически становится избранный на отчетновыборной Конференции на четырехлетний срок президент Специальной Олимпиады России. По представлению президента Правлением на четыре года утверждается генеральный директор, который совместно с президентом решает вопросы текущей и перспективной деятельности Специальной Олимпиады России. Президентом Специальной Олимпиады России является А.В. Павлов.
Завершая рассмотрение общественных организаций федерального уровня, занимающихся проблемами адаптивного спорта в России, необходимо выделить основные компоненты его организационной структуры.
Ведущей структурной единицей по организации и непосредственной практической работе в области адаптивного спорта в России является на сегодняшний день физкультурноспортивный клуб инвалидов, который может объединять инвалидов как одной, так и нескольких нозологических и возрастных групп.
Физкультурноспортивный клуб инвалидов для реализации практической работы и определения источников финансирования своей деятельности должен осуществлять взаимодействие с государственными органами исполнительной власти физической культуры и спорта, образования, социального обеспечения (социальной защиты), здравоохранения, семьи, детства и молодежи субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, курирующими данные направления социальной практики.
В зависимости от контингента занимающихся физкультурноспортивный клуб инвалидов координирует свою деятельность с региональными представительствами рассмотренных общественных организаций федерального уровня: Паралимпийским комитетом России, Федерацией физической культуры, спорта и туризма инвалидов России, Федерацией спорта слепых, РА «Олимп», Сурдлимпийским комитетом России, Специальной Олимпиадой России. В некоторых регионах России сформированы представительства перечисленных общественных организаций на уровне федеральных округов (Южного, СевероЗападного, Уральского, Центрального, Приволжского, Сибирского, Дальневосточного).
Для организации постоянного врачебного контроля за занимающимися, решения вопросов спортивномедицинской классификации занимающихся, определения их функциональных классов для соревновательной деятельности физкультурноспортивные клубы инвалидов должны взаимодействовать с врачебнофизкультурными диспансерами, лечебнопрофилактическими учреждениями системы здравоохранения, психологопедагогическими и медикосоциальными центрами диагностики и консультирования.
В случаях затруднений при определении функционального класса того или иного спортсменаинвалида необходимо обратиться в перечисленные общественные организации федерального уровня или в федерации по видам спорта России, например в Общероссийскую ассоциацию футбола инвалидов с заболеванием церебральным параличом (президент А.М. Барамидзе), в Федерацию горнолыжного спорта инвалидов России (президент М.Ж. Житловский).
Завершая данный раздел, необходимо наметить ближайшие перспективы развития организационной структуры адаптивного спорта в нашей стране.
В соответствии со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятыми ООН в 1993 году и признанными в России, существующая в настоящее время организационная структура адаптивного спорта должна быть достроена путем формирования системы дополнительного образования в области адаптивной физической культуры и, в первую очередь, в области адаптивного спорта. Здесь имеется в виду создание для инвалидов таких образовательных учреждений, как детскоюношеский клуб физической подготовки, детскоюношеская спортивная школа, детскоюношеская спортивная школа паралимпийского или сурдлимпийского резерва, школа высшего спортивного мастерства, центр спорта и т.п., или внедрение отделений (секций, групп) адаптивного спорта в обычные образовательные учреждения дополнительного образования физкультурноспортивной направленности. При этом необходимо добиться, чтобы у инвалидов были равные возможности для занятий адаптивным спортом по сравнению с обычными (здоровыми) согражданами для занятий спортом. Другими словами, если, например, у 15% детей и юношей имеется возможность заниматься спортом бесплатно, то и у 15% детей и юношейинвалидов должна быть такая же возможность. Причем именно в тех же или аналогичных по статусу учреждениях.
В качестве иллюстрации, подтверждающей реальность обсуждаемой перспективы развития организационной структуры адаптивного спорта в нашей стране, необходимо привести данные, имеющиеся в федеральном органе исполнительной власти в области физической культуры и спорта. Несмотря на отсутствие нормативноправовых документов федерального уровня, регламентирующих деятельность образовательных учреждений дополнительного образования в области адаптивной физической культуры (прежде всего адаптивного спорта), в целом ряде субъектов Российской Федерации открыты и успешно работают такие учреждения.
В материалах Коллегии Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту от 23.07.2003 г. № 7/1 по вопросу «О государственной поддержке развития физической культуры и спорта среди инвалидов»* приводятся сведения о том, что такие учреждения созданы в Москве, Саратове, Туле, Красноярске, Омске, ПетропавловскеКамчатском и других городах. Так, в Красноярске открыта краевая специализированная спортивная школа инвалидов (ССШИ); в Воронежской области – детскоюношеская школа адаптивной физической культуры инвалидов (ДЮШАФКИ); в Ростовской области – детскоюношеская спортивная школа инвалидов (ДЮСШИ); в ПетропавловскеКамчатском – детскоюношеская спортивная школа по паралимпийским видам спорта (ДЮСШ ПВС); в Саратовской области – Саратовская детскоюношеская спортивнооздоровительная школа инвалидов (ДЮСОШИ).
С 1 января 2003 года в Саратове начало работу государственное учреждение дополнительного образования «Центр по работе со спортсменамиинвалидами». В Саратовской области открыты специализированные отделения для детейинвалидов (отделения адаптивного спорта) в ДЮСШ и СДЮШОР; имеются такие отделения в СДЮШОР – 6 (плавание) и СДЮШОР – 4 (волейбол) Омска.
В Томске организаторами физкультурнооздоровительной работы среди детей с ограниченными физическими и умственными способностями стали детскоюношеские клубы физической подготовки (ДЮКФП); аналогичная работа проводится и в Омске.
Отсутствие нормативноправовой базы деятельности подобных учреждений федерального уровня компенсируется активной позицией органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые принимают их на своем уровне.
В Федеральном агентстве по физической культуре и спорту имеется пакет проектов всех необходимых нормативноправовых документов, регламентирующих работу образовательных учреждений дополнительного образования в области адаптивной физической культуры. Утверж
* О государственной поддержке развития физической культуры и спорта среди инвалидов в Российской Федерации. – М.: Советский спорт, 2003. – С. 22–29.
дение их в установленном порядке позволит снять имеющиеся на федеральном уровне правовые препятствия для формирования сети подобных учреждений, завершить формирование организационной структуры адаптивного спорта в нашей стране и привести ее в соответствие со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов в области физической культуры и спорта.
- Раздел I
- Глава 1 Специальность «Адаптивная физическая культура» ................................... 17
- Глава 2 Основные понятия и термины адаптивной физической культуры .......... 29
- Раздел I
- Глава 1 специальность «адаптивная физическая культура»
- 1.1. Адаптивная физическая культура в системе высшего профессионального образования
- Общепрофессиональные дисциплины федерального компонента Госстандарта по специальности «Адаптивная физическая культура»
- Основные дисциплины специальности «Адаптивная физическая культура» (специальные дисциплины)
- Дисциплины специализаций специальности «Адаптивная физическая культура» (500 часов)
- 1.2. Адаптивная физическая культура в системе среднего профессионального образования
- 1.3. Интеграция образовательных программ – современная тенденция в высшей и средней школе
- 1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре
- Глава 2 основные понятия и термины адаптивной физической культуры
- 2.1. Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура»
- 2.2. Определения «реабилитация», «социальная интеграция», «образ жизни»
- 2.3. Предмет, цель, приоритетные задачи адаптивной физической культуры, ее роль и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- Глава 3теория и организацияадаптивной физической культурыкак интегративная наука,учебная дисциплина и важная областьсоциальной практики
- 3.1. Адаптивная физическая культура как интегративная наука
- 3.2. Адаптивная физическая культура как учебная дисциплина и область социальной практики
- Глава 4 основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- 4.1. Критерии выделения компонентов (видов) адаптивной физической культуры
- 4.2. Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
- Глава 5 характеристика объекта и субъекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре
- Глава 6 содержание и особенности деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- 6.2. Требования к личности специалиста по адаптивной физической культуре
- Раздел II
- Глава 7 роль, место и значение лечебной физической культуры в физкультурнооздоровительном и спортивном движении инвалидов с поражением опорнодвигательного аппарата
- Глава 8становление и развитиеадаптивной физической культурысреди лиц с поражениямиопорнодвигательного аппарата
- 8.1. Развитие адаптивной физической культуры за рубежом
- 8.2. Паралимпийское движение в мировой практике
- 1960 Год. Рим – Италия
- 1964 Год. Токио – Япония
- 1968 Год. ТельАвив, РаматТан – Израиль
- 1972 Год. Хайдельберг – Германия
- 1976 Год. Торонто – Канада
- 1980 Год. Арнхем – Нидерланды
- 1984 Год. НьюЙорк – сша; Эйлесбери – Англия
- 1988 Год. Сеул – Корея
- 1992 Год. Барселона – Испания
- 1996 Год. Атланта – сша
- 2000 Год. Сидней – Австралия
- 2004 Год. Афины – Греция
- 1Й этаплечебная физическая культура
- 1Й этап 1945–1979
- Глава 9 история адаптивного спорта для лиц с поражением слуха
- 1Е место
- 2Е место
- Глава 10 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением зрения
- Глава 11 история адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением интеллекта
- 11.1. История адаптивного физического воспитания в нашей стране
- 11.2. История адаптивного спорта для лиц с отклонениями в развитии интеллекта
- Часть вторая
- Раздел III
- Глава 12организационноуправленческая структураадаптивной физической культурыв россии и за рубежом
- Глава 13
- 13.1. Организация адаптивного физического воспитания в системе специального образования
- 13.2. Организация адаптивного физического воспитания в системе массового образования
- Глава 14
- 14.1. Организация адаптивного спорта в России
- 14.2. Организация адаптивного спорта в мировом сообществе
- 14.2.1. Организация адаптивного спорта в рамках мирового паралимпийского движения
- 14.2.2. Организация адаптивного спорта в рамках сурдлимпийского и специального олимпийского движений в мировом сообществе
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Раздел IV
- Глава 18 адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов)
- 18.1. Адаптивная физическая культура – составная часть комплексной реабилитации инвалидов
- 18.2. Адаптивная физическая культура в социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья
- Глава 19 воспитание личности в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.1. Умственное воспитание и адаптивная физическая культура
- 19.1.2. Нравственное воспитание лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.1.3. Влияние занятий физическими упражнениями на эстетическое развитие занимающихся
- 19.1.4. Трудовое воспитание в процессе занятий адаптивной физической культурой
- 19.1.5. Воспитание самостоятельности лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов
- 19.2. Воспитание занимающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии
- Глава 20 основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры (афк)
- Глава 21 функции адаптивной физической культуры
- 21.1. Педагогические функции
- 21.2. Социальные функции
- Глава 22 принципы адаптивной физической культуры
- 22.1. Социальные принципы
- 22.2. Общеметодические принципы
- 22.3. Специальнометодические принципы
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
- Раздел I основы медицинских знаний в области адаптивной физической культуры
- Раздел III теория и методика адаптивной физической культуры