logo search
Экономика туризма лекции

1. Сущность цены ее функции, классификация. Роль и значение цены на рынке туристских услуг

Цена выступает важнейшим финансовым рычагом в системе финансового механизма предприятия. Вследствие этого процесс ценообразования является необходимым элементом экономического управления.

Как экономическая категория цена отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского продукта или услуги, соответствующие их потребительским свойствам и качеству. В натуральном выражении цена — денежная оценка стоимости единицы товара. Туристские предприятия оперируют понятием "тариф". Тариф — денежная оценка стоимости единицы работы, услуги (тариф консульского сбора, таможенный тариф и др.).

Экономическая сущность цены проявляется в выполняемых ею функциях. Функции цены характеризует совокупность общих свойств, которые определяют ее роль и место в хозяйственном механизме предприятия и активно воздействуют на экономические процессы. Цена участвует в управлении экономикой на микро- и макроуровнях. Содержание каждой из функций учитывает особенности и специфику того и другого уровня.

Учетная функция, или функция учета и измерения затрат общественного труда определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. Цена отражает затраченный труд, материальные и другие затраты на производство и реализацию туристского продукта, то есть величину совокупных издержек производства. В условиях рыночной экономики цена значительно отклоняется от издержек производства. Ее уровень зависит от признания товара потребителем, то есть спроса и предложения. В отдельных случаях окончательная цена туристского продукта может оказаться значительно ниже предельного норматива рентабельности.

Цена в учетной функции служит средством для исчисления стоимостных показателей. На макроуровне ими являются национальный доход, валовой внутренний доход, объем продаж, объем капитальных вложений. На микроуровне — рентабельность, фондоотдача, производительности труда и др.

Стимулирующая функция цены выражает тем больший эффект, чем большая величина прибыли заложена в цену туристского продукта. Предприятие может стимулировать производство и продажу туристских продуктов, варьируя уровень прибыли в цене, прибегая к надбавкам и скидкам, и т.п.

Возможности стимулирующей функции цены практически не используются в системе туризма на макроуровне. В качестве стимулов на микроуровне могут быть использованы дифференцированные ставки налоговых платежей, региональные или местные цены, конкретно установленный уровень рентабельности, система договорных или контрактных цен и т.д;

Важным моментом в проявлении стимулирующей функции является обеспечение качества туристского продукта и конкурентоспособности предприятия. Туристские предприятия, реализуя различные продукты по низкой или высокой цене, должны обеспечить в том и другом случае качественный уровень обслуживания. В этом выражается важнейший фактор конкурентоспособности туристского предприятия.

Функция цены как средства более рационального размещения производства тесно связана со стимулирующей функцией. Ее суть наиболее полно проявляется на макроуровне, в разрезе отдельных регионов, отраслей и видов деятельности. В условиях конкуренции туризм как вид предпринимательской деятельности является весьма привлекательной и прибыльной сферой бизнеса. Она имеет огромные потенциальные возможности для вложения капитала и привлечения иностранных инвестиций. В последние 2—3 года наиболее прибыльным бизнесом стало гостиничное и ресторанное хозяйство. Если строительство гостиницы требует огромных средств и времени, то появление частных кафе, баров, ресторанов сегодня дело обыденное.

Тем не менее, туристские предприятия пока слабо используют свои капиталы для развития собственно производства. На наш взгляд, огромный потенциал в плане реализации этой и других функций цены таится в возможностях системы индустрии туризма. Объединение "свободного" капитала различных предприятий индустрии туризма, в том числе и банковской системы, позволит реально осуществить проекты, намеченные Национальной программой развития туризма.

Распределительная функция цены, связана с отклонением от стоимости под воздействием рыночных факторов. Примером в данном случае могут выступать повышенные розничные цены на предметы роскоши и товары с высоким имиджем. Доходы, полученные от их реализации, посредством акцизов, налога на добавленную стоимость и других форм поступают в государственный бюджет и служат источником формирования фондов социального назначения. Цена выступает инструментом распределения и перераспределения национального дохода между отраслями экономики, регионами, фондами накопления и потребления, различными социальными группами населения.

С помощью цены создаваемая стоимость перераспределяется между производителем, потребителем и государством. Туристские предприятия, реализуя производимые ими продукты и услуги, участвуют в решении социальных задач государства двумя путями: во-первых, перераспределением выручки от реализации способствуют пополнению бюджета государства и соответственно потребительской корзины населения; во-вторых, обеспечивают воспроизводство рабочей силы посредством отдыха, лечения и других активных форм туристкой деятельности.

Функция сбалансированного спроса и предложения состоит в осуществлении через цены связей между производством и потреблением, предложением и спросом. Цены сигнализируют о диспропорции в производстве и обращении.

Информационная функция обеспечивает доведение информации о ценах до всех субъектов рынка.

Формирование цены на товары и услуги представляет собой сложный процесс ценообразования. Ценообразование —процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования субъектами этого процесса.

Основу ценообразования составляют принципы — постоянно действующие основные положения, распространяющиеся на всю систему цен и лежащие в ее основе» Важнейшими принципами ценообразования являются:

• установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

• государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

Главный смысл основных принципов ценообразования заключается в том, что этот процесс подлежит регулированию со стороны государства. С одной стороны, это как бы противоречит законам рыночной экономики. С другой стороны, опыт многих стран доказывает, что рыночный механизм не всегда ведет к подъему экономики, иногда он может существенно тормозить ее развитие. Государству в этом процессе отводится своя роль. Регулирование ценообразования — воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики. Оно реализуется на основе форм прямого (административного) и косвенного регулирования — через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики.

Прямое (административное) регулирование цен (тарифов) осуществляется с помощью установления:

• предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф).

Предельный норматив рентабельности — устанавливаемый предельный показатель отношения прибыли к затратам, выраженный в процентах.

Кроме того, прямое регулирование проявляется в декларировании цен (тарифов) — регистрации цен (тарифов) юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках республики, в соответствующих государственных органах, осуществляющих регулирование ценообразования.

Государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен (тарифов). При этом они должны исходить из государственных интересов, ориентироваться на складывающуюся социально-экономическую ситуацию и действовать в порядке, установленном законодательством.

Роль государства в осуществлении политики ценообразования заключается: а) в его воздействии с помощью экономических мер на субъектов хозяйствования с целью принятия последними оптимальных решений по ценам; б) в оказании им методологической и методической помощи; в) в разработке Правовых норм. Цели государственного регулирования состоят в том, чтобы в условиях резкого роста цен на энергоносители, сырье и материалы cохранить паритет цен. При этом важной задачей является поддержание прожиточного минимума населения.

Прямое регулирование распространяется главным образом на товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках и включенных в государственный реестр, и на отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается правительством.

Государственную политику в области ценообразования в республике определяет Президент. Регулирование и контроль за ценообразованием осуществляют республиканские органы государственного управления по вопросам экономики, а также областные и городские исполнительные и распорядительные органы. Они:

•координируют работу других органов по регулированию и контролю над ценообразованием;

Косвенными мерами регулирования являются: налоговая

система, политика денежного и кредитного обращения, политика государственных инвестиций, установление норм амортизации и др. Их использование обеспечивает более равномерный рост цен в масштабах всей экономики. Степень государственного регулирования цен зависит от состояния экономики. Она усиливается в кризисных ситуациях, а по мере стабилизации экономики сокращается, вплоть до постепенного перехода к свободному ценообразованию.

Прямые и косвенные методы регулирования цен должны дополнять, а не противоречить друг другу. Эффективность их применения зависит от выбора условий их изменения, а также от их взаимосвязи с другими мерами воздействия на экономику.

Законодателем определены права и обязанности субъектов ценообразования. На случай их нарушения разработаны экономические санкции. Юридические и должностные лица, предприниматели несут ответственность:

Действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, постоянно развивающуюся под влиянием множества рыночных факторов. В основе взаимосвязи цен лежит принцип "сообщающихся сосудов": изменение цен в одном из основных блоков данной системы ведет к изменению в других блоках.

По экономическим признакам все цены классифицируются на виды и разновидности.

Важнейший классификационный признак — зависимость цен от обслуживаемой ими сферы товарного обращения. По этому признаку цены подразделяются на оптовые, закупочные, розничные, обслуживающие внешнеторговый оборот, тарифы грузового и пассажирского транспорта и тарифы на платные услуги населению.

Цена оптовая — цена, по которой предприятие-товаропроизводитель продает товар, продукцию оптовыми партиями (блок мест в гостинице, чартер-блок мест авиакомпании, оптовая цена на туристский продукт туроператора и др.).

Цена закупочная — цена, по которой государство централизованно закупает, например, сельскохозяйственную продукцию.

Цена розничная — цена (фиксированная или свободная), по которой товар реализуется населению. Фиксированная цена устанавливается органами ценообразования, свободная — формируется хозяйствующими субъектами.

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, подразделяются на цены экспорта (цена товара для поставок на внешний рынок) и цены импорта (согласованная договорная цена поставки или продажи товара). Внешнеторговые сделки осуществляются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков.

Тарифы грузового и пассажирского транспорта — плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями.

В условиях рынка особую роль играет такой классификационный признак, как степень свободы цены от воздействия государства при ее определении. В зависимости от этого признака различают свободные, регулируемые, фиксированные и предельные цены.

Свободная цена — цена, складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.

Регулируемая цена — цена, устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования с учетом установленных этими органами определенных ограничений. Она может иметь фиксированную или предельную величину.

Фиксированная цена — регулируемая цена, установленная субъектом ценообразования в твердо выраженной денежной величине.

Предельная цена — регулируемая цена, величина которой ограничена верхним и (или) нижним пределом.

Наибольшее применение сегодня имеют свободные договорные цены, устанавливаемые участниками товарообмена, а потому адекватные рыночной экономике. Однако перейти только на такие цены нельзя, и нигде в мире этого нет. Тем не менее расширение свободного ценообразования будет способствовать становлению эффективной рыночной экономики, развитию конкуренции.

В зависимости от территории действия различают единые республиканские и местные цены.

Единые республиканские — действующие на всей территории республики и контролируемые соответствующими государственными органами (тарифы на перевозки, плата за электроэнергию и др.).

Местные цены — действующие на определенных территориях (область, район) и регулируемые местными органами.

В зависимости от сроков действия цены подразделяются на долговременные, сезонные, ступенчатые и скользящие.

Долговременные (постоянные) — без ограничения оговоренного срока действия.

Сезонные — цены, дифференцированные по периодам года. Очень актуальны для туризма.

Ступенчатые характерны для товара, подверженного быстрому моральному старению.

Скользящие (или падающие) устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения.

Широко применяются в хозяйственной практике цены, зависящие от условий поставки. Они известны под названиями франке, фор, фоб, сиф и др. Эти символы определяют ответственность и обязанность поставщика и покупателя.

Отдельную группу представляют цены, используемые в учете и анализе на предприятии и в статистике: расчетные, базовые, плановые, фактические, средние, сопоставимые, предельно допустимые и др. Эти виды цен позволяют с помощью специальных методов изучать и анализировать сложные явления в образовании и использовании цен. Статистика рассчитывает индексы цен, которые широко применяются в международных сопоставлениях. К таковым относятся: индексы потребительских цен, характеризующих уровень жизни населения; индексы транспортных тарифов и др.

Дифференциация цен может осуществляться и по другим признакам — в зависимости от сегментов рынка, характера потребителей, обслуживаемой категории населения и др.