logo search
Экономика туризма лекции

1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы

Система управления на предприятии выполняет следующие взаимосвязанные функции: планирование, учет, анализ и при­нятие управленческих решений.

С помощью планирования определяются направление и содержание деятельности предприятия, его структурных под­разделений и отдельных работников. Однако в настоящее вре­мя многими туристскими предприятиями эта функция игнори­руется вообще или ей придается недостаточно внимания.

Между тем планирование позволяет:

Опыт лучших отечественных предприятий и зарубежных компаний подтверждает, что работа с опорой на экономически обоснованные и сбалансированные планы придает стабильность развитию бизнеса. Более того, планировать свои действия на будущее предприятие заставляют жесткие, быстро изменяю­щиеся условия внешней среды, к которым необходимо приспо­сабливаться.

Содержательная сторона процесса планирования во многом обусловлена и вытекает из определения этого понятия. В эконо­мической литературе представлено множество точек зрения, однако большинство авторов понимают планирование как: процесс выбора действий, которые должны быть предприняты в будущем; процесс выбора, принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений; непрерывный процесс деятельности, ориентированный на обеспечение благоприятных условий для достижения поставленных целей. То есть планирование рассматривается в качестве исходной базы, основы формирования экономической стратегии предприятия. Экономическая стратегия ориентирована как на внешнюю, так и на внутреннюю среду и предполагает эффективное достижение целей экономичными методами и средствами, одним из которых как раз и является планирование.

Планирование строится на основе прогнозирования. "Экономический прогноз — один из основных инструментов экономического планирования, дающий возможность предвидеть условия общего экономического равновесия в течение того или иного периода времени. С помощью экономического прогноза определяют направления, готовят конкретные решения экономической политики и оценивают их возможные результаты. Прогнозирование — метод вероятного планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.

Таким образом, планирование тесно связано с прогнозированием; разделение этих процессов в известной мере условно, поэтому в планировании и прогнозировании может использоваться одна и та же методология.

Методология планирования представляет собой совокупность приемов и способов разработки планов и включает в себя принципы, методы, формы планирования, пути определения показателей, их обоснования и увязки, систему расчетов и аргументов, поддерживающих принятие решений.

Методология планирования в системе туризма в значительной степени определяется особенностями объекта планирования и задачами, стоящими перед ним, основными из которых являются:

а) увеличение объема продаж и доли на рынке за счет высококонкурентного туристского продукта (услуги);

б) обеспечение финансовой устойчивости туристского предприятия и рентабельности капитала более высокой, чем у конкурентов.

Планирование деятельности туристского предприятия должно базироваться на принципах непрерывности, оптимальности, экономичности, стабильности, органического единства планов предприятия и его подразделений, приоритетности, комплексности.

Непрерывность планирования обеспечивается сочетанием и взаимоувязкой долгосрочных и краткосрочных планов. К примеру, скользящий способ разработки бизнес-плана на два года представляет собой механизм реализации непрерывности планирования.

Оптимальность планов достигается разработкой альтернативных вариантов решения производственных задач. Тот путь реализации идеи, который обеспечивает наилучшее сочетание затрат и результатов (прибыли на вложенный капитал), является оптимальным.

Аналогичный смысл вкладывается в понятие экономичности. Отдельные проекты подразделения и предприятия в целом должны иметь такие финансовые результаты, которые являются оптимальными для конкретной микро- и макроэкономической ситуации. Каждая фирма переживает подъем и спад деловой активности. Поэтому вряд ли можно рассчитывать на ежегодное увеличение рентабельности капитала.

Стабильность плана — необходимый атрибут стабильности предприятия. Непредсказуемое развитие событий чревато потерей финансовой устойчивости и банкротством.

Органическое единство планов предприятия и его подразделений достигается оптимальным соотношением директивного (жесткое установление заданий) и индикативного (рекомендации по отдельным наиболее важным показателям) планирования.

Выделение приоритетов необходимо на каждом предприятии и связано в основном с разработкой новых туристских продуктов или сегментов рынка. Реализация приоритетов осуществляется путем предоставления режима наибольшего благоприятствования в финансировании этих проектов или планов.

Научность планов обеспечивается в том случае, если учтены перечисленные выше основные принципы планирования. В противном случае план не будет оптимальным, экономичным, стабильным, взаимоувязанным. С таким планом вряд ли можно рассчитывать на успех.

Таким образом, система планирования деятельности туристского предприятия представляет собой совокупность планов, в которых реализуются его основные задачи и принципы планирования — принцип комплексности.

Процесс планирования возможно классифицировать по различным признакам.

С точки зрения объекта планирования выделяют: план предприятия, план структурного подразделения, план конкретного исполнителя.

По степени охвата различают частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности, и общее, охватывающее деятельность всего предприятия.

По предмету планирования выделяют: целевое (определение целей); планирование средств (материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы); программное планирование (программа производства и реализации); планирование действий (специальные продажи и др.).

По временному признаку выделяют долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное планирование. Краткосрочные планы охватывают период до одного года или еще более короткий период, продолжительность которого должна превышать лишь один цикл основной деятельности. Например, для туристских предприятий краткосрочные планы могут составляться на один операционный период, то есть на период запуска и реализации туристского продукта сезонного действия. Среднесрочные планы включают длительное планирование результатов, средств и сроков на ближайшую перспективу (до 5 лет), когда очень высока вероятность сохранения складывающихся тенденций. Долгосрочные планы определяют возможности предприятия по решению стратегических задач, обеспечивающих достижение поставленных целей на наиболее длительную перспективу. Долгосрочное планирование охватывает длительные периоды времени — до 10 и более лет. Некоторые авторы ошибочно отождествляют его со стратегическим планированием.

Все виды планов должны быть скоординированы и непротиворечивы. В определенной мере приведенная классификация носит условный характер. Различие планов состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования, как правило, не изменяется. Наряду с этим каждый вид планирования имеет характерные отличия, определяющими моментами которых служат:

• верность устанавливаемого интервала планирования;

• степень дифференциации количества показателей планирования;

• точность расчетов затрат и результатов производства;

• порядок распределения обязанностей между исполнителями плана.