1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы
Система управления на предприятии выполняет следующие взаимосвязанные функции: планирование, учет, анализ и принятие управленческих решений.
С помощью планирования определяются направление и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Однако в настоящее время многими туристскими предприятиями эта функция игнорируется вообще или ей придается недостаточно внимания.
Между тем планирование позволяет:
своевременно обновлять и совершенствовать продукцию, расширять перечень услуг и повышать их качество в соответствии с конъюнктурой рынка;
расширять рынки и осваивать их новые сегменты;
более рационально распоряжаться ресурсами предприятия;
оценивать свое предприятие беспристрастно, чтобы выявлять слабые стороны;
предвидеть перспективу развития предприятия, обеспечивать финансовую устойчивость, конкурентоспособность и избегать риска банкротства.
Опыт лучших отечественных предприятий и зарубежных компаний подтверждает, что работа с опорой на экономически обоснованные и сбалансированные планы придает стабильность развитию бизнеса. Более того, планировать свои действия на будущее предприятие заставляют жесткие, быстро изменяющиеся условия внешней среды, к которым необходимо приспосабливаться.
Содержательная сторона процесса планирования во многом обусловлена и вытекает из определения этого понятия. В экономической литературе представлено множество точек зрения, однако большинство авторов понимают планирование как: процесс выбора действий, которые должны быть предприняты в будущем; процесс выбора, принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений; непрерывный процесс деятельности, ориентированный на обеспечение благоприятных условий для достижения поставленных целей. То есть планирование рассматривается в качестве исходной базы, основы формирования экономической стратегии предприятия. Экономическая стратегия ориентирована как на внешнюю, так и на внутреннюю среду и предполагает эффективное достижение целей экономичными методами и средствами, одним из которых как раз и является планирование.
Планирование строится на основе прогнозирования. "Экономический прогноз — один из основных инструментов экономического планирования, дающий возможность предвидеть условия общего экономического равновесия в течение того или иного периода времени. С помощью экономического прогноза определяют направления, готовят конкретные решения экономической политики и оценивают их возможные результаты. Прогнозирование — метод вероятного планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.
Таким образом, планирование тесно связано с прогнозированием; разделение этих процессов в известной мере условно, поэтому в планировании и прогнозировании может использоваться одна и та же методология.
Методология планирования представляет собой совокупность приемов и способов разработки планов и включает в себя принципы, методы, формы планирования, пути определения показателей, их обоснования и увязки, систему расчетов и аргументов, поддерживающих принятие решений.
Методология планирования в системе туризма в значительной степени определяется особенностями объекта планирования и задачами, стоящими перед ним, основными из которых являются:
а) увеличение объема продаж и доли на рынке за счет высококонкурентного туристского продукта (услуги);
б) обеспечение финансовой устойчивости туристского предприятия и рентабельности капитала более высокой, чем у конкурентов.
Планирование деятельности туристского предприятия должно базироваться на принципах непрерывности, оптимальности, экономичности, стабильности, органического единства планов предприятия и его подразделений, приоритетности, комплексности.
Непрерывность планирования обеспечивается сочетанием и взаимоувязкой долгосрочных и краткосрочных планов. К примеру, скользящий способ разработки бизнес-плана на два года представляет собой механизм реализации непрерывности планирования.
Оптимальность планов достигается разработкой альтернативных вариантов решения производственных задач. Тот путь реализации идеи, который обеспечивает наилучшее сочетание затрат и результатов (прибыли на вложенный капитал), является оптимальным.
Аналогичный смысл вкладывается в понятие экономичности. Отдельные проекты подразделения и предприятия в целом должны иметь такие финансовые результаты, которые являются оптимальными для конкретной микро- и макроэкономической ситуации. Каждая фирма переживает подъем и спад деловой активности. Поэтому вряд ли можно рассчитывать на ежегодное увеличение рентабельности капитала.
Стабильность плана — необходимый атрибут стабильности предприятия. Непредсказуемое развитие событий чревато потерей финансовой устойчивости и банкротством.
Органическое единство планов предприятия и его подразделений достигается оптимальным соотношением директивного (жесткое установление заданий) и индикативного (рекомендации по отдельным наиболее важным показателям) планирования.
Выделение приоритетов необходимо на каждом предприятии и связано в основном с разработкой новых туристских продуктов или сегментов рынка. Реализация приоритетов осуществляется путем предоставления режима наибольшего благоприятствования в финансировании этих проектов или планов.
Научность планов обеспечивается в том случае, если учтены перечисленные выше основные принципы планирования. В противном случае план не будет оптимальным, экономичным, стабильным, взаимоувязанным. С таким планом вряд ли можно рассчитывать на успех.
Таким образом, система планирования деятельности туристского предприятия представляет собой совокупность планов, в которых реализуются его основные задачи и принципы планирования — принцип комплексности.
Процесс планирования возможно классифицировать по различным признакам.
С точки зрения объекта планирования выделяют: план предприятия, план структурного подразделения, план конкретного исполнителя.
По степени охвата различают частное планирование, охватывающее определенные сферы деятельности, и общее, охватывающее деятельность всего предприятия.
По предмету планирования выделяют: целевое (определение целей); планирование средств (материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы); программное планирование (программа производства и реализации); планирование действий (специальные продажи и др.).
По временному признаку выделяют долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное планирование. Краткосрочные планы охватывают период до одного года или еще более короткий период, продолжительность которого должна превышать лишь один цикл основной деятельности. Например, для туристских предприятий краткосрочные планы могут составляться на один операционный период, то есть на период запуска и реализации туристского продукта сезонного действия. Среднесрочные планы включают длительное планирование результатов, средств и сроков на ближайшую перспективу (до 5 лет), когда очень высока вероятность сохранения складывающихся тенденций. Долгосрочные планы определяют возможности предприятия по решению стратегических задач, обеспечивающих достижение поставленных целей на наиболее длительную перспективу. Долгосрочное планирование охватывает длительные периоды времени — до 10 и более лет. Некоторые авторы ошибочно отождествляют его со стратегическим планированием.
Все виды планов должны быть скоординированы и непротиворечивы. В определенной мере приведенная классификация носит условный характер. Различие планов состоит в сроках получения конечного результата, а объект планирования, как правило, не изменяется. Наряду с этим каждый вид планирования имеет характерные отличия, определяющими моментами которых служат:
• верность устанавливаемого интервала планирования;
• степень дифференциации количества показателей планирования;
• точность расчетов затрат и результатов производства;
• порядок распределения обязанностей между исполнителями плана.
- Уо «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
- Экономика туризма
- Введение
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 1. Экономика туризма в системе экономических наук. История развития туризма, его сущность, экономическое содержание и место в хозяйственном комплексе
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Тема 4. Туристический рынок
- 1. Сущность, содержание и функции туристического рынка
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. Туристское предприятие
- 1. Туристское предприятие его цели, задачи, характерные черты и функции
- 2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий. Обоснование экономической эффективности создания туристического предприятия
- Алгоритм расчета экономической эффективности создания туристского предприятия
- 3. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования. Его принципы и формы
- Тема 6. Основные и оборотные фонды туристского предприятия
- Тема 7. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме
- 1. Сущность и особенности труда в туризме. Трудовые ресурсы их состав, структура, характеристика, источники формирования
- 2. Оплата труда в туризме. Структура заработной платы. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Система премирования работников туристских предприятий
- Механизм регулирования заработной платы
- Формы и системы оплаты труда
- Структура заработной платы
- Тарифная система
- 3. Система премирования работников туристских предприятий
- 4. Эффективность использования рабочей силы в туризме
- Тема 8.Финансовые ресурсы туристского предприятия
- 1. Финансовые ресурсы, их сущность и роль в организации деятельности туристского предприятия. Источники образования финансовых ресурсов
- Функции финансов
- Источники формирования финансовых ресурсов
- 2. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия
- Инвестиционная деятельность туристского предприятия
- Тема 9. Издержки производства туристского предприятия
- 1. Сущность, структура и состав издержек производства в туризме
- 2. Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта
- 3. Управление издержками производства туристского предприятия. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий
- Тема 10. Налоги и налогообложение в туризме
- 1. Сущность виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий
- 2. Анализ влияния действующей налоговой системы на результаты деятельности туристского предприятия и пути повышения его эффективности
- Тема 11. Ценообразование в туризме
- 1. Сущность цены ее функции, классификация. Роль и значение цены на рынке туристских услуг
- 2. Ценовая политика, принципы, методология и стратегия ценообразования в туризме
- Стратегия ценообразования
- 3. Методика расчета цены туристского продукта, услуги
- Механизм формирования цены туристского продукта
- Структура цены туристского продукта
- Проблемы формирования цены туристского продукта
- Тема 12. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия
- 1. Доход туристского предприятия. Сущность, функции, виды, методика расчета и порядок распределения и использования прибыли на туристском предприятии
- Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристского предприятия
- Виды прибыли и методика их расчета
- Распределение и использование прибыли туристского предприятия
- 2. Рентабельность туристского предприятия и методы ее определения
- Тема 13. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия
- 1. Содержание экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Виды, методика, способы и этапы анализа хозяйственной деятельности
- 2. Анализ финансового состояния туристского предприятия. Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Пути улучшения финансовой устойчивости туристского предприятия
- Анализ ликвидности
- Анализ: платежеспособности
- Анализ деловой активности
- Анализ рентабельности
- Анализ финансовой устойчивости
- Тема 14. Планирование деятельности туристского предприятия
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы.
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия.
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы
- Стратегическое планирование
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия
- Механизм разработки раздело бизнес-плана туристского предприятия