Индивидуальное развитие и возрастная периодизация
Индивидуальное развитие. Онтогенез обусловлен влиянием наследственных факторов и определяется генетической программой, которая складывается в результате взаимодействия родительских генов. Генетическая программа индивидуального развития реализуется в определенных условиях окружающей среды. На различных этапах онтогенеза влияние генетической информации и окружающей среды неодинаково. Так, в первые годы жизни влияние среды оказывается неизмеримо сильнее, чем в более поздние годы.
Формирование органов и систем развивающегося организма происходит гетерохронно (неодновременно): одни из них развиваются раньше, другие - позднее. Так, морфологически головной мозг и.спинной мозг наиболее интенсивно растут в раннем детстве и к 10-12 годам достигают окончательных размеров. Формирование же половых органов до 11-12 лет происходит относительно медленно, а в 12-14 лет - быстро.
В ходе индивидуального развития человека непрерывно совершаются два взаимосвязанных процесса: ассимиляция- (усвоение, создание) и диссимиляция (разрушение, распад). На различных этапах развития соотношение между этими процессами изменяется. В период роста и формирования организма преобладает ассимиляция. Отмечается усиленный синтез белков, который сопровождается относительно большими, чем у взрослых, энергетическими тратами.
На различных этапах индивидуального развития человека изменяется характер нейрогуморальной регуляции функций. Например, на ранних этапах преобладают механизмы симпатической регуляции сердечнососудистой системы, что проявляется в значительной ЧСС в условиях относительного покоя; с возрастом усиливается влияние блуждающего нерва, что выражается, в частности, в замедлении ритма сердечных сокращений.
Огромное влияние на развитие человека оказывают движения, физические упражнения. Недостаток движения, ограничение двигательной активности (так называемая гипокинезия) отрицательно сказывается на формировании организма. Деятельность различных систем организма находится в прямой зависимости от активности скелетных мышц, особенно в детском возрасте. Двигательная активность стимулирует обмен веществ и энергии, совершенствование всех функций и систем организма и повышает его работоспособность.
Велика роль двигательной активности в подготовке к труду. Осваивая новые движения, человек обучается управлять работой мышц, сложными движениями, необходимыми в трудовой и спортивной деятельности.
Двигательная активность способствует усвоению информации, которая поступает из внешней среды, через сенсорные системы. Эта информация имеет значение не только для повышения физической и умственной работоспособности, но и для становления человека как личности.
Возрастная периодизация. Дошкольный и школьный возраст разделяют на следующие возрастные периоды: 1) младенческий - до 1 года; 2) раннее детство - от 1 до 3 лет; 3) дошкольный, или первое детство, - от 4- до 6-7 лет, 4) младший школьный, или второе детство, - от 6-7 до 12 лет (мальчики до 12 лет, девочки до 11 лет); 5) средний школьный, или подростковый, - от 12 до 15 лет (мальчики 12-15, девушки 11 -15 лет); 6) старший школьный - от 16 до 18 лет.
Для более точной оценки индивидуального развития рекомендуют наряду с календарным (паспортным) возрастом учитывать так называемый биологический возраст. Это связано с тем, что для каждого организма характерны только ему присущие темпы развития. Именно поэтому сроки отдельных возрастных этапов биологического развития не всегда совпадают с календарным возрастом. Биологический возраст оценивается по комплексу показателей: физическому развитию (рост, вес и т. д.), срокам окостенения скелета ("костный возраст"), степени половой зрелости и др.
Фактором, который еще более осложняет точную характеристику истинного возраста, является процесс, получивший наименование акселерация. Этот процесс характеризуется следующими основными особенностями: ускоренным физическим развитием, более ранними сроками полового созревания, увеличением размеров тела. Так, подростки и юноши Москвы выросли по сравнению с 1923- 1925 гг. на 10-13 см, у них увеличилась масса тела на 9-11 кг. Первая менструация (один из показателей полового развития) у ленинградских школьниц в 1927-1930 гг. отмечалось в среднем в 14 лет 2 месяца, а в настоящее время-в 12 лет 11 месяцев.
Наряду с детьми-акселератами, т. е. ускоренно развивающимися, есть дети-ретарданты, развивающиеся медленно, которые отстают в физическом и половом развитии. Поэтому нередко один и тот же календарный возраст объединяет разный в биологическом отношении контингент детей.
В процессе физического воспитания и спортивного совершенствования необходимо учитывать не только календарный, но и биологический возраст занимающихся, индивидуальные особенности их развития.
- Спортивная физиология
- Статические и динамические упражнения
- Силовые, cкоростно-силовые упражнения и упражнения на выносливость
- Энергетическая характеристика физических упражнений
- Физиологическая классификация спортивных упражнений
- Классификация циклических упражнений
- Классификация ациклических упражнений
- Глава 2. Динамика физиологического состояния организма при спортивной деятельности
- Предстартовое состояние и разминка
- Предстартовое состояние
- Разминка
- Врабатывание, "мертвая точка", "второе дыхание"
- "Мертвая точка" и "второе дыхание"
- Устойчивое состояние
- Утомление
- Локализация и механизмы утомление
- Утомление при выполнении различных спортивных упражнений
- Восстановление
- Восстановление функций после прекращения работы
- Кислородный долг и восстановление энергетических запасов организма
- Активный отдых
- Глава 3. Физиологические основы мышечной силы и скоростно-силовых качеств (мощности)
- Физиологические основы мышечной силы
- Максимальная статическая сила и максимальная произвольная статическая сила мышц
- Связь произвольной силы и выносливости
- Рабочая гипертрофия мышц
- Физиологические основы скоростно-силовых качеств (мощности)
- Скоростной компонент мощности
- Энергетическая характеристика скоростно-силовых упражнений
- Глава 4. Физиологические основы выносливости Определение понятия
- Аэробные возможности организма и выносливость
- Кислородтранспортная система и выносливость
- Система внешнего дыхания
- Система крови
- Сердечно сосудистая система (кровообращение)
- Мышечный аппарат и выносливость
- Глава 5. Физиологические основы формирования двигательных навыков и обучения спортивной технике
- Условнорефлекторные механизмы как физиологическая основа формирования двигательных навыков
- Роль афферентации (обратных связей) в формировании и сохранении двигательного навыка
- Двигательная память
- Автоматизация движений
- Спортивная техника и энергетическая экономичность выполнения физических упражнений
- Физиологическое обоснование принципов обучения спортивной технике
- Глава 6. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность
- Физические механизмы теплоотдачи в условиях повышения температуры и влажности воздуха
- Физиологические механизмы усиления теплоотдачи в условиях повышенных температуры и влажности воздуха Влажность воздуха
- Кожный кровоток и температура кожи
- Водно-солевой баланс
- Система кровообращения
- Тепловая адаптация (акклиматизация)
- Физиологические изменения и их механизмы при тепловой адаптации
- Тепловая адаптация у спортсменов
- Питьевой режим
- Потеря воды и ее восполнение во время соревнования
- Потери воды и солей в процессе тренировки в жарких условиях
- Спортивная деятельность в условиях пониженной температуры воздуха (холода)
- Физиологические механизмы приспособления к колоду
- Физическая работоспособность в холодных условиях
- Акклиматизация к холоду
- Глава 7. Спортивная работоспособность в условиях пониженного атмосферного давления (среднегорья и при смене поясно-климатических условий
- Острые физиологические эффекты пониженного атмосферного давления
- Функция дыхания
- Функция кровообращения
- Снижение мпк
- Горная акклиматизация (адаптация к высоте)
- Изменения в системе кровообращения
- Изменение мпк
- Спортивная работоспособность в среднегорье и после возвращения на уровень моря
- Спортивная работоспособность при выполнении скоростно-силовых (анаэробных) упражнений
- Спортивная работоспособность при выполнении упражнений на выносливость
- Смена поясно-климатических условий
- Глава 8. Физиология плавания
- Механические факторы
- Максимальное потребление кислорода
- Кислород транспортная система
- Сердечнососудистая система
- Локальные (мышечные) факторы
- Терморегуляция
- Глава 9. Физиологические особенности спортивной тренировки женщин
- Зависимость функциональных возможностей организма от размеров тела
- Силовые, скоростно-силовые и анаэробные возможности женщин Мышечная сила
- Анаэробные энергетические системы у женщин
- Аэробная работоспособность (выносливость) женщин Максимальное потребление кислорода
- Максимальные возможности кислород-транспортной системы
- Субмаксимальная аэробная работоспособность
- Физиологические изменения в результате тренировки выносливости
- Менструальный цикл и физическая работоспособность
- Глава 10. Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста
- Индивидуальное развитие и возрастная периодизация
- Возрастные особенности физиологических функций и систем
- Высшая нервная деятельность
- Обмен веществ и энергии
- Система крови
- Кровооброшение
- Развитие движений и формирование двигательных (физических) качеств
- Двигательный аппарат
- Характеристика основных движений
- Развитие двигательных качеств
- Физиологическая характеристика юных спортсменов
- Возрастные особенности спортивной работоспособности
- Спортивная ориентация и ее физиологические критерии
- Глава 11. Общие физиологические закономерности (принципы) занятий физической культурой и спортом
- Два основных функциональных эффекта тренировки
- Пороговые тренирующие нагрузки
- Интенсивность тренировочных нагрузок
- Длительность тренировочных нагрузок
- Частота тренировочных нагрузок
- Объем тренировочных нагрузок
- Специфичность тренировочных эффектов
- Специфичность тренировочных эффектов в отношении двигательного навыка (спортивной техники)
- Специфичность тренировочных эффектов в отношении ведущего физического (двигательного) качества
- Специфичность тренировочных эффектов в отношении состава активных мышечных групп
- Специфичность тренировочных эффектов, проявляемая при разных условиях внешней среды
- Обратимость тренировочных эффектов
- Тренируемость