logo search
Экономика туризма лекции

Механизм разработки раздело бизнес-плана туристского предприятия

Модель построения бизнес-плана должна включать в свой состав несколько разделов,

  1. Резюме.

  2. Туристский бизнес, предприятие, товар, услуги.

  3. Исследование и анализ рынка.

  4. План маркетинга.

  5. План производства.

  6. Организация, управление, кадры.

  7. Юридический план.

  8. Финансовый план.

  9. Стратегия финансирования.

  1. Оценка риска и страхование.

  2. Примечания.

Резюме. Хотя этот раздел открывает бизнес-план, но составляется он в конце работы над планом. Это самый главный элемент, в концентрированном виде представляющий наиболее важную информацию. Резюме включает основные положения, результаты и выводы бизнес-плана и может выступать в качестве самостоятельного рекламного проспекта предприятия. В него входят: введение; описание цели плана и сути проекта; краткое описание основного содержания; заключение, обобщающее результаты планирования.

Особенно важным представляется определение блока целевых установок и стратегических ориентиров деятельности предприятия в рассматриваемой перспективе. Формулированию целей должен предшествовать анализ достоинств и недостатков, благоприятных и неблагоприятных факторов в деятельности турфирмы. Эти результаты могут быть получены на основе SWOT-анализа (см. параграф 12.1).

В системе плановых целевых ориентиров деятельности туристского предприятия выделяют основные и дополнительные цели. Так, одной из стандартных основных целей туроператора служит рост доли фирмы на рынке сбыта туристского продукта. В качестве дополнительной цели может выступать расширение агентской сети продаж этого турпродукта. Тогда в систему мероприятий, направленных на достижение поставленных целей, целесообразно включить реализацию того или иного варианта политики дополнительного стимулирования агентских продаж, реинжиниринг технологии работы с агентами, проведение рекламных и PR-акций по укреплению деловой репутации туроператора и повышению известности его брэнда.

Резюме должно быть кратким (1 с), но ярким, вызывающим у читателя желание продолжить чтение бизнес-плана.

Раздел "Туристский бизнес, предприятие, товар, услуги". Главная цель этого раздела — всесторонне отразить фактическое состояние дел как в отрасли, так и на конкретном предприятии. Дается оценка и проводится анализ текущего состояния турбизнеса, тенденций и путей его развития. Рассматриваются различные виды туристских предприятий, их организационно-правовые формы, специализации; отмечаются приоритеты типов туризма. Важный момент — определение источников статистической и иной информации.

Основная информация о туристском предприятии включает его характеристику по всем стадиям жизненного цикла, упоминание о местонахождении, данные о форме владения, размерах, направлениях деятельности. Следует указать преимущества и трудности, связанные с его специализацией. Целесообразно описать условия внешней среды и факторы, оказывающие наибольшее влияние на деятельность предприятия (см. темы 2,3).

Важнейшей составляющей раздела является анализ основных показателей деятельности в динамике, показателей деловой активности, ликвидности и платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности и прибыльности. Методика их расчета и анализ представлены в теме 11 и в прил. 7. Отдельные показатели, используемые для оценки эффективности, следует привести к сопоставимой базе. Если в процессе анализа будут выявлены негативные тенденции в развитии предприятия, следует указать основные причины создавшегося положения. Особого внимания требует изучение факторов микросреды предприятия. Результаты анализа необходимо увязать с намеченными целями и ориентирами.

Этот раздел содержит также характеристику туристских товаров и услуг и сведения о их практическом применении, а также возможностях на рынке по сравнению с товарами и услугами конкурентов. В результате анализа выясняется, на каком этапе совершенствования туристских товаров и услуг находится предприятие и как оно будет развиваться со временем.

Раздел "Исследование и анализ рынка". Основной трудностью при разработке данного раздела является необходимость достоверной и оперативной информации о рынке и тенденциях изменения ситуации на нем. Официальной статистикой туризм не располагает. Информационный вакуум заполняют аналитико-статистическйе публикации средств массовой информации и оперативные данные пограничников.

Главный аспект анализа рынка — оценка текущей и прогнозирование ожидаемой емкости в различных структурных разрезах: по туристским направлениям, по сезонам, по регионам страны для въездного и внутреннего туризма и зарубежным странам — для выездного. Измерение емкости рынка и его компонентов можно проводить как в стоимостном, так и в натуральном выражении (количество туристских прибытий, посещений, поездок). Однако ввиду отсутствия статистических данных о доходах, которые поступают в бюджет от расходов, относящихся к внутреннему туризму, установить достоверно стоимостную емкость рынка невозможно. Тем не менее, она может быть определена с некоторой долей условности экспертным путем.

Информационной базой для косвенной оценки и прогнозирования емкости рынка туристских услуг в натуральном выражении могут служить данные пограничной статистики о выезде наших граждан за рубеж и въезде иностранных граждан в республику с туристскими целями. Однако при использовании этих данных в прогнозно-аналитических расчетах следует обязательно учитывать, что далеко не каждый путешествующий с целью туризма приобрел полноценный турпакет в туристской фирме и что основную часть выездного потока из страны формирует челночный бизнес. Дополнительный источник информации по ведущим туристским направлениям — данные о потенциале перевозок пассажиров всеми видами транспорта, в том числе в рамках чартерных программ ведущих операторов рынка.

Долю туристского предприятия на анализируемом рынке можно рассчитать путем сопоставления полученного и ожидаемого объемов его продаж с прогнозной оценкой емкости туристского рынка. Величина и динамика изменений этих долей позволяют оценить деятельность туристского предприятия. Положительная динамика свидетельствует об эффективности используемой стратегии бизнеса, а регрессивная — о необходимости ее изменения.

Текущий уровень и скорость роста емкости той или иной структурной компоненты рынка можно рассматривать как характеристики общей коммерческой привлекательности этой части рынка. При выработке стратегии развития бизнеса целесообразно ориентироваться на экспансионистское продвижение туристского продукта на быстроразвивающихся рынках и удержание ранее достигнутых позиций на зрелых рынках с установившейся высокой емкостью.

Рыночная деятельность любого туристского предприятия протекает в агрессивной конкурентной среде. На туристском рынке Беларуси их насчитывается более 600. Для оценки конкурентов, выбора конкурентной стратегии целесообразно организовать мониторинг товарного предложения, ценовой политики, каналов и объемов сбыта турпродукта, рекламной активности и других параметров и провести сравнительный анализ деятельности двух предприятий. В результате обобщения полученных данных выясняется, в чем основные преимущества конкурентов и по каким позициям они проявляются особенно ярко. Итогом подобного исследования, способным заинтересовать партнеров и инвесторов, может стать выработка такого типа конкурентных преимуществ, который поможет предприятию выделиться среди конкурентов и завоевать доверие потребителей.

Раздел "План маркетинга". Цель этого раздела — раскрыть методы воздействия туристского предприятия на рынок, рассмотреть варианты реакции на складывающуюся рыночную ситуацию и обосновать выбор лучшей альтернативы для достижения поставленных целей. Исходя из такой целевой установки рассматриваются процесс формирования туристского продукта, ценообразование, стимулирование продаж и каналов сбыта. Весь этот комплекс получил в специальной литературе название " маркетинг-микс 4Ps": (4Ps — Product, Price, Promotion, Place).

Маркетинг-микс характеризует действия туристского предприятия, направленные на увеличение продаж и уровня доходности. Основные пути достижения этого результата — расширение спектра и повышение качества туристского продукта, грамотная и гибкая ценовая политика, новые способы продвижения туристского продукта и эффективная сбытовая сеть.

Туристские предприятия могут предложить рынку множество туристских продуктов, однако выбор конкретного предложения ограничен и основывается: а) на оценке производственных возможностей предприятия; б) результатах анализа рыночной среды; в) представлениях о текущих потребностях целевых групп потребителей. Во главу угла в принятии обоснованного решения ставится первый фактор. Отечественный турист пока еще демонстрирует относительную незрелость потребительских предложений и поэтому плохо сегментируется по психографическим и поведенческим признакам. Несмотря на преимущественно производственную ориентацию продуктового маркетинга основной массы предприятий, разработка новых туристских продуктов не сокращается, и этому есть причины:

• заинтересованность туристского предприятия в интересных предложениях в межсезонье;

• увеличение ассортиментных наборов в расчете на увеличение продаж;

• грамотный подход некоторых фирм, основанный на анализе жизненного цикла турпродукта.

Конечные решения по перспективному товарному предложению зависят от компетентности и профессионализма специалистов туристского предприятия.

Решающее конкурентное преимущество на рынке туристских услуг в массовом сознании потребителя связано с ценой. Это мощный инструмент позиционирования серийного турпродукта. С проблемой перспективного планирования цен постоянно сталкивается весь туристский бизнес, начиная со стадии подготовки каталогов, определения комиссионных для агентов, взаиморасчетов с партнером до реализации турпродукта потребителю. (Вопросы ценовой политики рассмотрены в теме 9.) Оценка денежных потоков от операционной деятельности туристского предприятия в плановом периоде производится на основе финансового блока бизнес-плана. Сюда следует включить объем затрат и прибыли (в динамике и в разрезе отдельных турпродуктов).

Мероприятия по продвижению турпродуктов на целевых рынках включают:

предприятий на продвижение туристского продукта приходится на два первых вида, при этом используются услуги профессиональной, потребительской и деловой прессы.

В бизнес-плане рекламная кампания и PR-акции отражаются с постатейной оценкой соответствующих бюджетов. Для дополнительного стимулирования продаж следует предусмотреть использование системы скидок, широко применяемых на рынке.

Одной из трудных задач маркетингового планирования является бюджетирование затрат на продвижение турпродукта. Сложность состоит в том, что невозможно достоверно оценить истинную коммерческую эффективность этих затрат. На практике для расчета применяются метод доли выручки, или маржинального дохода, и метод сопоставления с аналогичными затратами основных конкурентов. Результаты включаются в финансовый раздел бизнес-плана.

Каналы реализации турпродукта в основном представлены тремя типами: прямые продажи, агентские продажи, агентские продажи через региональные представительства. Управление первым каналом сбыта требует оборудованного офиса, широкого спектра информационных материалов, квалифицированного персонала.

Эффективное управление агентской сетью подразумевает: организацию семинаров и ознакомительных туров; обеспечение агента серией информационных материалов; отработку эффективной и оперативной технологии бронирования турпакетов и отдельных услуг; мониторинг потребностей сегмента рынка; проведение активной политики дополнительного стимулирования продаж; соответствующие личные качества менеджеров по продажам.

Все мероприятия, направленные на развитие и повышение эффективности работы каналов сбыта, должны быть обоснованы и подкреплены расчетами. Затраты на их реализацию в плановом периоде отражаются в финансовом блоке бизнес-плана.

Раздел "План производства". Основной целью составления производственного плана является доказательство того, что туристское предприятие способно качественно и в срок производить необходимое количество турпродуктов. С этой целью в плане отражаются все существенные аспекты производства туристского продукта — от выбора поставщика туристских услуг и схем рабочего взаимодействия с ними до подробного описания турпродуктов, с которыми туристское предприятие намеревается выйти на рынок. Объемы производства туристского продукта, отраженные в бизнес-плане, должны подкрепляться целевыми установками деятельности предприятия. Так, намеченное к реализации количество турпакетой в Турцию должно быть поддержано адекватными размерами блоков мест на чартерных рейсах и гарантированными квотами номеров в соответствующих отелях. Турагент, планируя объем будущих продаж, надеется, что партнер-туроператор удовлетворит все его заявки даже в разгар активного сезона.

Производственная программа должна иметь стоимостную оценку. Для минимизации затрат по производству туристского продукта следует осуществлять гибкую политику взаимодействия с поставщиками услуг, ориентированную на получение различных преференций, скидок, льгот. Издержки производства могут быть существенно минимизированы в результате повседневной активной работы туристского предприятия с партнерами по бизнесу.

В этом разделе бизнес-плана освещаются также вопросы материально-технического обеспечения. Следует разработать мероприятия, связанные с оборудованием и оснащением офиса, приобретением или созданием программных средств, введением интернетных проектов и т.п.

Раздел "Организация, управление, кадры". Организационный план туристского предприятия — это воплощение его концепции управления, формирования соответствующей организационной структуры и системы регулировании экономических отношений по поводу вложения капитала в развитие производства.

В этом разделе следует раскрыть организационную структуру управления предприятием, план ее развития с учетом потребностей предприятия, профессионального состава работников и схему организации взаимоотношений между ними. Организационная структура должна обеспечивать наиболее эффективное выполнение поставленных задач и отражать: способ формирования звеньев управления; распределение между ними функций, полномочий, обязанностей; взаимосвязи между звеньями в процессе функционирования предприятия; методы координации и контроля деятельности служб.

Инвесторы отдают предпочтение сформировавшейся команде руководителей с опытом управленческих, коммерческих, деловых и специальных навыков. От команды управления зависит внедрение хорошей идеи в бизнесе. По исследованиям факторов, послуживших причиной банкротства мелких фирм в США, 98 % неудач — результат скверного управления (45 % — некомпетентность, 9 — отсутствие опыта в производстве, 18 — недостаток управленческого опыта, 20 — узкий профессионализм, 3 — невыполнение взятых на себя обязательств, 2 — обман, 1 % — стихийные бедствия).

Список ключевых управленческих должностей должен дополняться их подробной характеристикой: образование, опыт работы, способности, оплата труда, роль на предприятии, место в команде и др.

Данные о численности и структуре кадров приводятся в том числе на перспективу. Расчет численности осуществляется в соответствии с поставленными целями, профессиональным и квалификационным составом и на основе планируемого объема реализации.

Бизнес-план должен включать принципы и систему подбора кадров, формирования резерва работников и повышения их квалификации.

Значительное внимание в организацинно-кадровой части бизнес-плана целесообразно уделить вопросам эффективной организации труда и заработной платы персонала (подробно этот материал изложен в теме 5).

Раздел "Юридический план". В современных условиях одним из важнейших аспектов разработки бизнес-плана является подготовка юридических заключений по правовым вопросам. Правовая экспертиза ставит своей целью достоверно определить истинный объем прав на реализуемый проект или вид деятельности. Кроме того, экспертизой определяется правомерность использования (привлечения) связанных с этим планом факторов:

• ресурсов (материальных, финансовых, трудовых и т.д.);

• тех или иных физических и юридических лиц — субъектов предстоящей совместной деятельности;

• научно-технических, организационных и иных инноваций.

В этом смысле важно определить не только правовой режим

самого бизнес-проекта, но и правовое положение участников, элементов и составляющих. Представляется целесообразным проследить всю цепочку взаимоотношений объекта бизнес-плана с субъектами, формирующими его и ожидающими реализации не только общих, но и собственных интересов.

В процессе проработки юридической составляющей бизнес-плана рассматриваются следующие главные вопросы:

• формулирование (определение) вопросов для правовой экспертизы и включение в бизнес-план заключения юриста-эксперта.

Подготовка и реализация бизнес-планов регламентируются системой правовых актов (Конституция Республики Беларусь, законы страны, указы и декреты Президента Республики Беларусь, акты правительства и иных органов исполнительной власти).

Раздел "Финансовый план". Обобщает все предыдущие разделы в части стоимостного выражения. Целью планирования бизнеса является обоснование оптимального варианта организации производства, позволяющего получить наилучший финансовый результат. Все производственные решения и коммерческие намерения требуют детального финансового отчета, отражающего их эффективность на перспективу. Важно также соизмерять предполагаемые затраты с источниками их покрытия. Назначение финансового планирования состоит в определении на предстоящий период величины и источников поступлений доходов, сумм расходов и отчислений, которые должны быть сбалансированы, а также в учете активного воздействия внешних и внутренних факторов на выработку реальной стратегии бизнеса.

В процессе финансового планирования, во-первых, определяются основные направления вложения капитала на перспективу с целью получения наибольшего эффекта, а во-вторых, решаются тактические и оперативные финансовые задачи, регламентирующие текущую деятельность предприятия и обеспечивающие выполнение стратегического финансового плана.

Финансовый план включает расчеты и обоснования:

Прогноз объема продаж составляется, как правило, на три года по конкретному туристскому продукту: на первый год — помесячно, на второй — поквартально, на третий — на год. Расчеты по второму и третьему годам имеют характер прогнозов, полученных на основе маркетинговых исследований.

Баланс доходов и расходов (или финансовый план) составляется для сопоставления выручки от реализации товара с затратами на его производство во временном разрезе. Он имеет три части: 1-я часть (доходная) отражает получение предприятием чистых доходов; 2-я часть (расходная) — их направление на цели производства, материальное стимулирование; 3-я часть иллюстрирует взаимоотношения предприятия с бюджетом. Первые две части должны быть взаимоувязаны как между собой, так и с финансовыми и производственно-экономическими показателями.

Важнейшим регулирующим элементом развития производства и реализации туристского продукта являются налоги. Налогоплательщики обязаны беспрекословно выполнять требования налогового законодательства, своевременно и в полном размере уплачивать в бюджет и во внебюджетные государственные фонды причитающиеся суммы платежей. Вместе с тем не считается налоговым нарушением применение налогоплательщиками любых законных способов уменьшения размеров налоговых обязательств. В этом аспекте разработка схем оптимизации налоговых платежей может принести предприятию ощутимую финансовую выгоду. При составлении бизнес-плана важно сформировать выгодную модель взаимоотношений с государством, добиваясь максимального сокращения налоговых обязательств всеми допустимыми законом средствами.

В процессе планирования должна постоянно производиться конкретная увязка каждого вида вложений или отчислений с источником финансирования.

В бизнес-плане рекомендуется прогнозировать динамику активов и пассивов предприятия. Для партнеров по бизнесу и банков большое значение имеет финансовая обеспеченность предприятия и его ликвидность. О них можно судить по балансу активов и пассивов, в котором отражается весь потенциал предприятия, состоящий из материальных и финансовых ресурсов, а также указываются источники формирования средств.

Благодаря балансу можно предвидеть вероятность финансовой напряженности и своевременно предпринимать шаги по ее разрешению. Баланс служит основой для привлечения в оборот банковских кредитов по мере реальной потребности в ник.

В целях оперативного контроля за поступлением и расходованием денежных средств в дополнение к балансу доходов и затрат рекомендуется использовать платежный календарь, в котором детально по дням месяца с нарастанием итога планируются поступления денежных средств и их расходование. Платежный календарь позволяет оперативно обнаруживать отклонения от графика поступлений и расходования средств, допущенные в отдельные месяцы, и вовремя их устранять.

Одной из составляющих финансового раздела бизнес-плана является прогнозирование прибыли.

Условия безубыточности определяются по методу CYP (затраты — объем — прибыль), заключающемуся в выявлении порога рентабельности или точки безубыточности.

Раздел "Стратегия финансирования". Основной задачей финансовой стратегии является наиболее правильное обоснование потребностей в ресурсах для осуществления намеченных проектов, определения источников их финансирования, а также расчет эффективности инвестиций и сроков их окупаемости, сопоставление расчетных показателей с нормативными и выработка мер, обеспечивающих прибыльную работу туристского предприятия.

Инвестиционные вклады в проекты могут производиться туристскими предприятиями как за счет собственных, так и за счет привлеченных средств. Прежде всего, необходимо реально оценить собственные возможности, которые обеспечиваются за счет амортизационных отчислений и прибыли. Использование заемных средств должно предусматриваться с расчетом того, что проценты за их получение будут полностью перекрыты ожидаемой прибылью. Следует рассматривать целесообразность привлечения дополнительного, инвестиционного капитала (выпуск акций, облигаций); оценивать выгодность альтернативных вариантов наращивания производственных мощностей (аренда, лизинг оборудования и транспорта), имея в виду, что при этом значительно сократятся платежи в бюджет в части налога на недвижимость.

Туристское предприятие, разрабатывая финансовую стратегию, должно ориентироваться на достижение наилучшего эффекта, который измеряется комплексом различных показателей. Эти показатели изучаются инвесторами, другими кредиторами, банками. К ним относятся:

• рентабельность вложений собственного капитала в реализацию нового проекта;

Для определения кредитоспособности можно использовать показатели деловой активности, финансовой устойчивости, финансового состояния.

Раздел "Оценка риска и страхование". При формировании данного раздела бизнес-плана ставится задача оценить и обосновать степень неопределенности достижения поставленной цели, выяснить время и место наступления нежелательных последствий, а также проанализировать основные виды рисков, их источники и разработать мероприятия по снижению денежных потерь от возможного риска.

Риск представляет собой степень неопределенности, с которой прогнозируется результат. Поскольку неопределенность

будущего — категория объективная, ее нужно не устранять, а измерять.

Туризм как вид бизнеса непредсказуем в силу своей специфики, поэтому подвержен влиянию большого числа разнообразных факторов. Так, туристское предприятие, планируя свою производственную программу на перспективу, даже при экономически обоснованных расчетах на данный момент не может быть полностью уверено в ее успехе, так как предложенный к реализации туристский продукт не всегда находит желаемый спрос у потребителей (производственный риск). Оплачивая предварительно чартерный рейс или блок мест в отеле, туристское предприятие заведомо рискует стать банкротом (коммерческий риск), хотя это необходимый и оправданный риск, он может принести (и приносит!) огромную прибыль.

Значителен удельный вес рисков, связанных с неплатежеспособностью населения, поведением конкурентов (демпинг), вследствие динамики изменения валютного курса, форс-мажорных обстоятельств (авиакатастрофы, пожары, циклоны, военные столкновения), внешнеполитических, имущественных, социальных и др. Все их разнообразие можно свести к следующим видам:

О первых двух рисках рассказано выше. Особую роль играют финансовые риски, с которыми связаны не только результаты финансовой деятельности предприятия и в целом его положение на рынке. Здесь играют роль недостаток собственных оборотных средств, длительность нахождения средств в расчетах, невозвратность платежей, нестабильность экономической ситуации и конъюнктуры финансового рынка и т.п.

Инновационный риск связан с эффективностью (рентабельностью) нововведения. Социально-психологический риск — с организационной культурой, стилем руководства, политикой в отношении персонала, психологическим климатом, политической стабильностью в государстве.

Все виды рисков приводят к непредвиденному росту издержек производства, к недополучению выручки от реализации, в худшем случае — к банкротству.

Для снижения степени риска следует проводить постоянный анализ конъюнктуры рынка, корректировку принятых непропорциональная зависимость между затратами на получение информации об экономических процессах и рисками. Если больше будет потрачено средств и усилий на получение экономической информации, то с большей точностью можно будет определить степень риска.

Снижение негативных последствий рисковых решений требует управления рисками, то есть соблюдения определенной очередности: выявление рисков — определение факторов, влияющих на их уровень — выбор и применение методов по их нейтрализации — оценка рисков.

Для оценки рисков прибегают к специальным методам: балансовому, экспертному, графическому, статистическому, экономико-математическому.

Балансовый метод основывается на расчетном балансе туристского предприятия. Он позволяет свести к минимуму капитал, подверженный риску. Располагая результатами анализа и суммой средств, подвергаемой риску, потенциальный инвестор может объективно оценить свои возможности и принять решение об инвестировании или отказаться от него.

Экспертный метод строится на субъективных оценках и суждениях различных лиц (экспертов, опытных специалистов) относительно объекта исследования. Посредством этого метода можно установить субъективную вероятность наступления случайных событий (воздействия факторов риска) и таким образом оценить вероятность получения прогнозируемого результата.

Графический метод помогает наглядно представить показатели, характеризующие деятельность предприятия. С помощью функциональных зависимостей (по факторам риска, математического аппарата) метод позволяет графически интерпретировать возможные показатели деятельности в перспективе.

В основе статистического метода лежат: организация мониторинга за частотой наступления рисковых событий при совершении различных операций в краткосрочном периоде; изучение механизма их влияния на конечный результат; оценка величины потерь и последствий их наступления. В рамках этого метода оценку риска ведут по величине отклонения фактически полученных результатов от их среднего уровня, а выбор наилучшего варианта осуществляют на основе рассчитанных размеров отклонений. Чем больше размах отклонений от среднего значения, тем выше степень риска.

В этом разделе бизнес-плана разрабатываются меры по снижению риска и денежных потерь на предприятии. Снижение убытков от рисков можно обеспечить путем создания фонда риска, однако наиболее эффективным способом является страхование. При развитии туристского бизнеса и превращении его в цивилизованный вид предпринимательской деятельности страховая компания становится гарантом финансовой устойчивости и стабильности туристского предприятия. Уже существует широкий спектр страховых услуг: страхование гражданской ответственности юридических лиц, туристов и туроператоров; медицинских расходов; несчастных случаев; риска отмены поездки; финансовых рисков туроператора и др.

Мероприятия по уменьшению денежных потерь, связанных с рисками, в бизнес-плане можно сгруппировать следующим образом:

Бизнес-план, претендующий на успех, должен подвергнуться экспертизе. Она может быть проведена внутри предприятия (по разделам плана соответствующими специалистами) или внешними экспертами. Для этого выделяются ключевые точки реализации инвестиционного проекта, оцениваются результативные показатели производства и продаж товара, анализируются и сравниваются с нормативным уровнем, чтобы выявить степень эффективности принятой стратегии хозяйствования на туристском предприятии.

Экспертиза бизнес-плана, ориентированного на получение инвестиций от государства, базируется на Положении о порядке проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов, утвержденном Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 июля 1999 г. № 1150.