2. Основные методы анализа документов.
Таким образом, документальные источники несут уникальную и разнообразную информацию о социальных явлениях и процессах. Важно найти метод, который позволил бы извлечь искомую информацию с достаточной надежностью.
Существуют следующие методы анализа документов.
Традиционные методы анализа документов включают все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию содержания документов в соответствии с целью исследователя. Чаще всего цели, с которыми социолог обращается к содержанию документа, не совпадают с целями, которые преследовались автором документа при его создании. Например, обращаясь к анализу библиотечной статистики с целью изучения читательских интересов и читательской активности населения города, социолог обнаруживает следующие особенности. Во-первых, по отношению к его задаче эта статистика содержит неполную информацию, в ней нет данных о том, какие социальные группы пользуются не одной, а несколькими библиотеками. Это означает, что читатель, пользующиеся тремя библиотеками, в общегородском библиотечном учете «превращается» в трех читателей. В то же время эта статистика не отражает социальную структуру населения, вообще не пользующегося библиотеками. Примеры неполноты учетной статистики в данном случае можно было бы продолжить, но здесь важно только подчеркнуть, что эта неполнота естественна, поскольку библиотечная статистика создавалась для решения своих специфических ведомственных задач - для учета загрузки библиотекарей (число читателей и численность ежедневных посещений), для оперативного анализа книгообеспеченности (среднее число книг, выданных в течение года, оборачиваемость книжного фонда) и для других задач. Ясно, что для социолога эта статистика полезна, но недостаточна. Он должен выбрать из существующего комплекса показателей только те, которые пригодны для его целей, и позаботиться о том, каким методом и из каких источников получить недостающую информацию.
Таким образом, традиционный анализ представляет собой адаптацию содержания документа к исследовательской задаче, основанный на интуитивном понимании, обобщении содержания и логическом обосновании сделанных выводов и заключений. Типичным примером анализа текстовых источников может служить изучение социологом научных публикаций и отчетов по проблеме, которое обычно проводится социологом на этапе разработки исследовательской программы.
Существуют некоторые приемы оценки качества документального источника, предшествующие традиционному анализу. В источниковедении специально выделяется этап оценки качества документального источника (критика источника). Здесь имеется ввиду выяснение условий, целей и причин создания документа, установление его авторства: социальной и идейной позиций автора и побудительных причин, которые могли повлиять на достоверность отражения в документе действительного объективного положения дел. Иначе говоря, выясняются факторы, достоверности документального источника применительно к целям исследования. Установление полноты и достоверности источника относительно целей исследования - главные параметры его оценки социологом до начала исследования.
Главное ограничение, связанное с использованием традиционных методов документов, - это возможность субъективных влияний на результаты анализа, т.е. влияния установок исследователя, его интересов, сложившихся стереотипных представлений о предмете анализа. Эти влияния могут не осознаваться исследователем, а строгих критериев для обнаружения подобных влияний при интуитивном, понимающем анализе не существует. Этот недостаток преодолевается методиками формализованного анализа, которые основаны на статистическом учете различных объективных характеристик текста. Например, частоты публикаций в газете материалов определенной темы или жанра; числа строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам; частота упоминаний проблем, терминов, имен, географических названий и т.п.
Контент-анализ - это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста. Анализ основан на единообразных стандартизированных правилах поиска, учета и подсчета количественных показателей изучаемых характеристик текста. Потенциальными объектами исследования могут быть любые документальные источники - книги, поэмы, газеты, песни, речи, выступления, письма, дневники, ответы на открытые вопросы анкет и т.п. При этом, конечно, подразумевается, что изучаемая характеристика распределена в некоторой массовой совокупности - слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и т.д.
Задачи, решаемые методом контентного анализа, укладываются в достаточно простую и очевидную схему: «Кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким эффектом?».
Суть метода сводится к тому, «чтобы найти такие легко-подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, такой признак, как частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания».
Обычно контентный анализ, также как и методы опроса, использует выборочный метод изучения. И лишь единицы анализа и единицы отбора в них различны. В контентном анализе это слова, фразы, смысловые единицы, отдельные статьи, тогда как в выборочных опросах единицы отбора на последней ступени - это люди.
Интересным примером использования контент-анализа при изучении социально-психологического климата в трудовом коллективе является анализ содержания должностных инструкций, определяющих межличностные служебные отношения между работниками. Исследователь основывался на следующих посылках. Содержание инструкции как нормативного документа, определяющего координацию производственных взаимодействий членов коллектива, должно обеспечивать четкую регламентацию производственных ролевых позиций. Чем более четкой и полной будет такая регламентация в инструкциях, тем более спокойными, деловыми и в целом позитивными будут отношения в коллективе, тем больше социально-психологических предпосылок для успешных производственных взаимодействий.
Ключевым исходным понятием для анализа содержания должностных инструкций явилось понятие «регламентации» в связи с рядом понятий, определяющих важнейшие стороны производственной деятельности, которые и должны были стать предметом регламентации в инструкциях.
Были выделены основные стороны производственной деятельности, подлежащие регламентации, составляющие ее предметное содержание. Автор исследования назвал этот перечень «категории регламентации» и включил в их число следующие содержательные элементы, присутствие (или отсутствие) которых должно было учитываться при анализе текста должностных инструкций.
1. Место данной должности в структуре организации и в общей системе производственной деятельности коллектива.
2. Основные цели функционирования лиц, занимающих данную должность.
3. Квалификационные требования к лицам, занимающим данную должность.
4. Обязанности лиц, занимающих данную должность.
5. Подчиненность и права лиц, занимающих данную должность.
6. Ответственность.
Что дало выделение категорий регламентации? Исследователь получил возможность расчленить текст на смысловые блоки по названным шести категориям и по каждой из них сделать однозначное (стандартизированное) заключение о наличии или отсутствии в тексте данной категории. Единицей учета при таком уровне анализа может стать фрагмент текста, содержащий упоминание названной категории и характеристику ее содержания (независимо от полноты и точности этой характеристики). Это еще весьма обобщенный и поверхностный уровень анализа текста должностной инструкции. Но даже этот уровень анализа дает возможность отличить более полную инструкцию от поверхностной и фрагментарной. Причем заключение о качестве инструкции будет не интуитивным, как мы имеем в случае, например, экспертной оценки, а аргументированным, с указанием на отсутствие необходимых сведений по конкретным разделам.
Вместе с тем, категории регламентации могут быть раскрыты более дробными элементами содержания, позволяющими не только учесть наличие каждой категории, но и выяснить, насколько полно и подробно она раскрыта в тексте инструкции. Иначе говоря, для каждой категории могут быть найдены эмпирические индикаторы, т.е. более конкретные элементы содержания, которые можно обнаружить в тексте и учесть в виде отдельного суждения, содержащего законченную мысль (предложение, часть предложения или несколько предложений). Эти индикаторы (исследователь назвал их «элементы регламентации») указывают, что должно быть сказано в тексте инструкции, чтобы категория регламентации (ответственность, подчиненность и др.) стала однозначно понятна исполнителю, который будет пользоваться данной инструкцией.
Например, категория «подчиненность и права лиц, занимающих данную должность» может быть раскрыта следующими элементами регламентации.
1. Как увольняются и назначаются лица, занимающие данную должность.
2. Кому подчиняются лица, занимающие данную должность.
3. Кому подчиняются лица, занимающие данную должность в отсутствие непосредственного начальника.
4. Каким формам руководящих и управляющих воздействий, исходящих от каких лиц и в каких сферах производственной деятельности должны подчиняться лица, занимающие данную должность.
5. Кого имеют право назначать или увольнять, или представлять к назначению или увольнению лица, занимающие данную должность.
6. Кто подчиняется лицам, занимающим данную должность.
7. Какие формы руководящих и управляющих воздействий, по каким вопросам производственной деятельности и по отношению к представителям каких должностей могут использовать лица, занимающие данную должность.
8. По каким вопросам производственной деятельности, и в каких границах имеют право самостоятельно принимать решения лица, занимающие данную должность.
Аналогичным образом раскрывалось содержание каждой категории регламентации. Такое подробное расчленение содержания служебной деятельности позволило обнаружить и учесть в тексте инструкции такие суждения, сочетание слов, предложения, т.е. единицы учета, которые давали возможность построить числовые показатели, характеризующие отдельные качества должностных инструкций: подробность, четкость и др.
Принципиальным моментом в разработке методики контент-анализа является разработка инструкции для кодировщиков. Содержанием инструкции является описание правил соотнесения единиц текста с перечнем категорий анализа. В нашем примере - это список категорий и элементов регламентации, который называют кодификатором, кодом или кодировальной карточкой. В последнем случае карточка содержит не только список наблюдаемых индикаторов, но и данные о документе, который подвергается кодированию (например, номер или название подразделения, в котором используется данная инструкция, ее объем в страницах, число разделов и т.п.).
Инструкция кодировщику содержит обычно не только правила поиска в регистрации единиц текста, соответствующих делениям кодификатора, но и примеры таких единиц: слова, высказывания, суждения и т.п.
После разработки инструкции для кодировщика она должна быть проверена на однозначность ее понимания различными кодировщиками. Цель такой проверки - выяснить, помогает ли инструкция кодировщикам получать единообразные, стандартные результаты, не зависящие от субъективных особенностей восприятия отдельных кодировщиков. Делается это следующим образом: один и тот же текст дается группе кодировщиков, которые работают с едиными кодификаторами и инструкциями. Затем проверяется совпадение результатов. Случаи расхождения результатов у различных кодировщиков выясняются и обсуждаются их причины. С учетом выявленных неточностей инструкции дорабатываются. Затем проводится новая проверка и так до получения необходимого уровня совпадения результатов, обусловленного задачами исследования.
Контент-анализ - целесообразно использовать при наличии больших текстовых массивов с четкой структурой, определяемой коммуникативными намерениями авторов текста. Этот метод широко используется при изучении сообщений, транслируемых на массовую аудиторию средствами информации и пропаганды. В публикациях описан разнообразный опыт отечественных и зарубежных социологов в использовании качественно-количественного анализа газетных сообщений.
При анализе больших массивов текстов социологу приходится решать проблему обеспечения репрезентативности результатов при отборе текстов из общей генеральной совокупности текстов. Здесь социолог руководствуется общими принципами выборочных исследований.
Социолог-практик может использовать контент-анализ при изучении документов различного типа: тексты многотиражных и стенных газет, сообщения заводского радио, протоколы собраний, автобиографии, ответы на открытые вопросы анкет, пожелания и предложения респондентов по теме опроса. При этом необходимо уже на стадии планирования исследования продумать, каковы функции информации, полученной методом контент-анализа, в общей структуре эмпирических данных, полученных другими методами, используемыми в исследовании.