6.2 Автобусные перевозки в индустрии туризма
Автобусный тур – туристский продукт, включающий в себя перевозку группы туристов на автобусе по определенному маршруту, продолжительностью более 24-х часов, размещение в отелях и экскурсионное обслуживание в соответствии с программой тура, сопровождение руководителем туристской группы.
География направлений автобусного туризма обширна. Из Москвы на автобусе можно отправиться на экскурсии в Европу, по городам России, на отдых к Черному морю (Крым, Кавказ). Существуют также классические экскурсионные туры по России, например, маршруты Владимир – Суздаль или Мышкин – Тверь. За 5-6 дней можно осмотреть несколько городов Золотого кольца или, например, проехать по маршруту Псков – Пушкинские горы – Новгород с посещением по дороге колоритных небольших российских городов.
Однако, 90% автобусных туров, продолжительностью свыше 4-х дней приходится на зарубежные путешествия. При этом «автобус в чистом виде» из столицы практически не используется. Как правило, до пунктов отправления в зарубежные путешествия (Минска, Бреста, Мюнхена, Калининграда, Берлина) туристов отправляют поездом или самолетом. Это позволяет не только на день-два сократить время в пути, но и избавиться от ночных переездов.
География автобусных направлений охватывает практически все европейские страны – Скандинавию (Финляндия, Швеция, Норвегия), Южную Европу (Италия, Португалия, Испания, Хорватия, Болгария), Бенилюкс, Францию, Германию, Великобританию. Разработаны интересные программы по Альпийским и Балканским странам. Пользуются популярностью также новые автобусные туры, например, в Иорданию по маршруту Акоба – Амман – Петра.
Высокий сезон для автобусных путешествий – с апреля по октябрь, а наивысшие всплески спроса приходятся на майские праздники и июль-август, – традиционное время отпусков и каникул. И, если в среднем в сезон, цена недельного вояжа варьируется от 200 (Польша, Чехия) до 900 у.е. (Великобритания, длинные трансъевропейские маршруты), то в «пиковые даты» – может повышаться на 25% и более.
Определить оптимальное время года для автобусных туров в целом невозможно. Если, например, в июле во Франции или Скандинавии жарко, то в современном кондиционированном автобусе туристы чувствуют себя вполне комфортно. Поездка в те же сроки в Иорданию может стать настоящим испытанием для непривычного к ближневосточной погоде россиянина. Процесс подготовки автопутешествия включает:
– разработку маршрута;
– разработку графика движения;
– оформление маршрутной документации.
Организация и реализация автобусных туров осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме. Договор заключается между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» – между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Договор должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе Закону о защите прав потребителей.
Неотъемлемой частью Договора является программа тура. В программе тура содержатся главные и определяющие условия автобусного тура. Программа тура публикуется в рекламных каталогах и на Интернет-сайте туроператора.
До заключения Договора туроператор или турагент обязаны проинформировать туриста о программе пребывания, маршруте, условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, условиях проживания (местах нахождения и категориях гостиниц, в которых предполагается размещение туристов), питании; услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания; о наличии сопровождающего группы (гида-сопровождающего), экскурсоводов (гидов) в местах временного пребывания; минимальном количестве туристов в группе для совершения автобусного тура, а также о дополнительных услугах. При заключении Договора туроператор или турагент обязаны представить туристу достоверную информацию:
– о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания, включая сведения о необходимости наличия визы для въезда в страну и (или) выезда из страны временного пребывания;
– об основных документах, необходимых для въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из страны (места) временного пребывания;
– об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия;
– о таможенных, пограничных, медицинских, санитарно- эпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия);
– о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте) временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста (экскурсанта);
– о национальных и религиозных особенностях страны (места) временного пребывания;
– об иных особенностях путешествия.
Реализация автобусных туров может осуществляться на условиях предварительного бронирования, в том числе, за нескольких месяцев до предполагаемой даты начала поездки. При этом возможно заключение предварительного договора о реализации автобусного тура между туроператором или турагентом и туристом (иным заказчиком). Основной договор, с указанием согласованных сторонами условий поездки, заключается не позднее трех недель до даты начала автобусного тура.
Туристам, путешествующим в автобусном туре по одному, предлагается совместное размещение в двухместных или трехместных гостиничных номерах. При невозможности организации подселения, турист размещается в одноместном номере с соответствующей доплатой. Существенными условиями автобусного тура являются:
– наименования стран, запланированных к посещению и транзитному проезду туристами;
– основные объекты показа;
– виды транспортного обслуживания на маршруте;
– перечень основных туристско-экскурсионных объектов;
– количество ночных переездов (если таковые запланированы);
– категории отелей на маршруте;
– указание на место расположения отелей (по пути, в регионе, в городе);
– тип питания;
– дата и место начала и окончания автобусного тура.
Турист, или иной заказчик, передает туроператору (турагенту для передачи туроператору) документы для представления в консульское учреждение. Туроператор несет ответственность за надлежащее направление документов в консульское учреждение и предоставление туристу или иному заказчику информации, полученной от сотрудников консульского учреждения.
В случае отказа туриста от участия в автобусном туре после принятия консульским учреждением положительного решения о выдаче визы, данная виза подлежит аннуляции. В случае отказа консульского учреждения в выдаче визы туристу или иному заказчику, осуществляется возврат денежных средств, уплаченных за автобусный тур, за вычетом фактических расходов туроператора, произведенных во исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта. В случае отказа от участия в автобусном туре, возврат денежных средств туристу или иному заказчику осуществляется в объеме, оговоренном в Договоре.
Страхование туристов может осуществляться непосредственно страховой компанией или оформляться от имени и по поручению страховой компании туроператором. В подтверждение заключения договора страхования туристу выдается страховое свидетельство или иной документ. При наступлении страхового случая, медицинские расходы оплачиваются страховой компанией согласно условиям страхования. Разработка программы обслуживания включает определение:
– маршрута путешествия;
– перечня туристских предприятий-исполнителей услуги;
– периода предоставления туров каждым предприятием-исполнителем услуги;
– состава экскурсий и достопримечательных объектов;
– перечня туристских походов, прогулок;
– комплекса досуговых мероприятий;
– продолжительности пребывания в каждом пункте маршрута;
– расстояния между объектами показа и размещения;
– количества туристов, участвующих в путешествии;
– видов транспорта для внутри-маршрутных перевозок;
– потребности в инструкторах-методистах по туризму, экскурсоводах, гидах-переводчиках, другом обслуживающем персонале и необходимости их дополнительной подготовки;
– необходимого количества транспортных средств;
– форм и методов подготовки рекламных, информационных и картографических материалов, описания путешествия для информационных листков к туристским путевкам.
По результатам разработки программы обслуживания составляется программа тура, содержащая:
– план путешествия по дням, с перечнем объектов показа и посещения ( с кратким описанием);
– режим предусмотренного питания;
– тип мест размещения;
– расстояния между промежуточными пунктами поездки;
– стоимость туристского продукта;
– перечень услуг, входящих в стоимость туристского продукта;
– перечень дополнительных услуг;
– предоставляемые скидки.
Программа тура является неотъемлемой частью Договора, заключаемого с туристом или иным заказчиком.
Туристу в начале маршрута выдается информационный лист с адресами и телефонами отелей, а также телефон сопровождающего группы или иного представителя туроператора, телефоны российских консульских учреждений государств временного пребывания. Время сбора группы в точках маршрута назначается сопровождающим группы. Место и время отправки объявляется всей группе до выхода группы из автобуса.
В автобусных турах используются специализированные автобусы туристического класса. Это специально предназначенные для путешествий по автомобильным дорогам машины, которые выпускаются как всемирно известными и популярными фирмами, например, «Mercedes», так и менее известными широкому кругу потребителей «Van-Hool», «Setra», «Neoplan» и др. Надежность и комфортность туристских автобусов соответствует самым взыскательным требованиям удобства и безопасности.
Транспортные компании, выполняющие международные автобусные перевозки туристов, обязаны иметь транспортную лицензию и международный допуск. Капитальный технический осмотр автобусов осуществляется два раза в год. При пересечении государственных границ автобусы проходят документационный контроль.
Туристские автобусы оборудованы спальными регулирующимися сидениями, климатическими установками, биотуалетами, другими бытовыми удобствами. Все автобусы полностью соответствуют европейским стандартам безопасности.
Среди специализированных туристских автобусов, предназначенных для длительных переездов на протяженные дистанции, выделяют три основных типа: одноэтажные, полуторные и двухэтажные. В мировой практике автобусного туризма, для туриста, отправляющегося в длительный автобусный тур, наиболее подходят именно полуторные и двухэтажные автобусы. В полуторном автобусе этаж с пассажирами приподнят относительно уровня расположения водителей и является единственным пассажирским этажом. В двухэтажном автобусе имеется в наличии первый этаж, где также могут сидеть пассажиры.
Количество мест в автобусе в зависимости от фирмы-производителя меняется, но в среднем, в полуторном автобусе – 42 места, а в двухэтажном – 62 места. Также в автобусах, как правило, существуют места со столиком, в зависимости от типа автобуса их может быть разное количество.
Помимо основных характеристик, туристские автобусы различаются комплектацией, наличием акустической и видеосистемы (цветные мониторы, прикрепленные под потолком), системы кондиционирования, биотуалетов (хотя туалет присутствует всегда), холодильника, кухни и др. К достоинствам специализированных туристских автобусов относится также наличие багажного отделения, которое вмещает большое количество багажа, снаряжения, спортивного оборудования и др.
Особенно важное место в организации автобусных туров имеют технологии перевозок детей, для которых Роспотребнадзор разработал специальные методические рекомендации, где оговорены обязанности и ответственность должностных лиц и водителей автобусов, которые перевозят несовершеннолетних туристов к местам отдыха или на экскурсии.
Согласно документу, колонны из трех и более автомобилей должны сопровождаться ГИБДД. Для поездок до 12 часов в автобусе может быть один водитель, до 16 часов – двое.
Туристические поездки с более длительной продолжительностью требуют обязательного привлечения двух водителей. При организации таких поездок предусматриваются условия для полноценного отдыха (в гостиницах, кемпингах и др.) водителей и пассажиров, – не менее 8 часов после 16 часов движения.
Перевозка детей в экскурсионных и туристических поездках осуществляется в светлое время суток. Движение автобуса в период с 23 часов до 7 часов не разрешается.
Кроме того, к перевозкам групп детей допускаются водители со стажем более трех лет, имеющих права категории «Д» и не имеющие на протяжении последних лет нарушений правил дорожного движения.
Профессиональная подготовка сопровождающего группы несовершеннолетних туристов осуществляется непосредственно туроператором или специализированным учебным заведением.
В обязанности сопровождающего группы входят контроль за прохождением туристами пунктов пропуска через государственную границу; организация расселения туристов в отелях по маршруту (в соответствии со схемой размещения), взаимодействие с гидами на маршруте и контроль за выполнением экскурсионной программы, взаимодействие с водителями. Сопровождающий группы обязан указать в маршрутном листе номер своего мобильного телефона для приема от туристов группы текстовых сообщений. Сопровождающий группы вправе выезжать на маршрут вместе с группой из пункта начала туристской поездки, встречать группу в пункте пересадки в автобус или в пункте, расположенном на территории иностранного государства (в зависимости от особенностей туристского продукта).
Таким образом, основные достоинства автотранспорта: экономичность, доступность для широких слоев населения. Автотранспорт – это транспорт широкого назначения в туризме (трансферы, экскурсии, внутри-маршрутные перевозки автобусами, аренда малолитражных автомобилей туристами для личного пользования на отдыхе и др.), для которого сезонность при организации туров не играет такой большой роли, как в других путешествиях.
- Кутепова Галина Николаевна транспортное обслуживание в туризме
- Содержание
- Введение
- 1 Организация транспортного обслуживания в туризме
- 1.1 Главные составляющие индустрии туризма
- Транспортное обслуживание
- Размещение
- Вспомогательные услуги
- Продажа
- 1.2 Роль транспортного обслуживания в индустрии туризма
- 1.3 Типы и средства транспорта. Сравнительный анализ видов транспорта. Использование различных видов транспорта в туризме
- 2 Организация обслуживания на Авиационном транспорте
- 2.1 Авиационный транспорт в индустрии туризма
- 2.2 Главный принцип международного воздушного сообщения
- 2.3 Технические средства воздушного транспорта
- 3 Принципы организации воздушных путешествий
- 3.1 Типы авиарейсов. Структура международных авиаперевозок
- 3.2 Регулярные рейсы авиакомпаний мира
- 3.3 Организация чартерных рейсов
- 3.4 Особенности транзитных путешествий
- 3.5 Организация индивидуального путешествия
- 4 Способы разграничения воздушных перевозок
- 4.1 Авиационные тарифы
- 4.2 Классы обслуживания и классы бронирования на воздушном транспорте
- 4.3 Низкобюджетные авиаперевозки
- 5 Особенности управления воздушным транспортом
- 5.1 Организация взаимодействия авиакомпаний и туристских фирм
- 5.2 Безопасность воздушного транспорта
- 5.3 Мировые альянсы авиакомпаний
- 6 Невоздушные способы организации перемещения туристов
- 6.1 Железнодорожный транспорт
- 6.2 Автобусные перевозки в индустрии туризма
- 6.3 Организация водных перевозок
- Заключение
- Список Литературы
- Транспортное обслуживание в туризме