2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий. Обоснование экономической эффективности создания туристического предприятия
Субъектами хозяйствования в туризме выступают коммерческие и некоммерческие организации.
Юридические лица, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли и распределение полученной прибыли между участниками, это коммерческие организации. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий.
Юридические лица, не имеющие основной целью получение прибыли, а организующие свою деятельность ради удовлетворения общественных потребностей и финансируемые за счет госбюджета или каких-либо благотворительных или иных фондов – некоммерческие организации. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений) и т.д.
Все коммерческие юридические лица и некоммерческие, осуществляющие производство продукции (работ и услуг) являются субъектами хозяйственной деятельности – субъектами хозяйствования.
Субъект хозяйствования – это субъект права, являющийся участником хозяйственного оборота, осуществляющий производство продукции (работ и услуг) и в предусмотренных законом случаях способный нести налоговое бремя.
К субъектам хозяйствования относятся: коммерческие юридические лица, их филиалы и представительства; некоммерчекие юридические лица – в том случае, если они занимаются производственно-хозяйственной деятельно и уплачивают с этой деятельности налоги; индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность без образования юридического лица.
Туристское предприятие как юридическое лицо может иметь представительства и филиалы, если это предусмотрено его уставом,
Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, представляющее и защищающего его интересы, совершающее от его имени сделки и иные юридические действия.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами/ Они наделяются имуществом юридическим лицом, структурными единицами которого они являются, и действуют на основании утвержденного этим юридическим лицом положения.
Организационно-правовые формы туристских предприятий различны. Каждая из них имеет, как определенные преимущества , так и недостатки
Так, индивидуальные предприниматели – это предприятия, организующие свою деятельность на единоличном владении. Их собственником является один предприниматель, получающий весь доход от деятельности своего предприятия и несущий полную ответственность за принимаемые решения. Простота организации, экономическая свобода, самостоятельное принятие управленческих решений, конфиденциальность деятельности составляют преимущества данного вида предприятий перед другими организационно-правовыми формами. Наряду с этим его недостатками являются ограниченность размеров капитала, совмещение собственником разных функций (управляющего, экономиста, предпринимателя и др.), а также несение полной юридической ответственности по долгам фирмы (предприниматель отвечает по долгам фирмы. как имуществом фирмы, так и личным имуществом).
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также финансируемые собственником предприятия.
Унитарным предприятием (УП) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быт государственные либо частные унитарные предприятия. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества (товарищества). Основное общество или товарищество, которое имеет право давать дочернему обществу обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. Участники (акционеры) дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом (товариществом) убытков, причиненных по его вине дочернему обществу. Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. Участники таких юридических лиц могут иметь вещные права только на имущество, которое они передали юридическим лицам в пользование в качестве вклада в уставный фонд.
Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также наращенное в процессе деятельности, принадлежит хозяйственным товариществам или обществам на праве собственности.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества).
Полным товариществом признается такое товарищество, участники которого (совместные совладельцы) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Лицо может быть участником только одного полного товарищества. Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.
Товариществом на вере является товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (совместными совладельцами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Вкладчик товарищества на вере имеет право получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале.
Хозяйственные общества создаются в форме акционерного общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.
Акционерным обществом (АО) является общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций.
Участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерное общество может быть открытым или закрытым.
Открытым акционерным обществом (ОАО), является общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и другими правовыми актами. Публичная финансовая (бухгалтерская) отчетность открытого акционерного общества подлежит обязательной аудиторской проверке.
Закрытым акционерным обществом (ЗАО) является общество, акции которого распространяются только среди его учредителей, Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Общества с ограниченной ответственностью (ООО) является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, лишь в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) является учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости вкладов, определяемых учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.
Одной из наиболее распространенных форм сотрудничества с зарубежными партнерами в области предпринимательс5кой деятельности являются предприятия с иностранными инвестициями. Это коммерческие предприятия, в уставном фонде которых частично (если это совместное предприятие) или полностью (если это исключительно иностранное предприятие) используется иностранный капитал.
Совместным предприятием (СП) является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических или юридических лиц Республики Беларусь. Согласно законодательству республики, совместные предприятия могут создаваться в любых организационно-правовых формах, допустимых для предприятий.
Иностранным предприятием (ИП) является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 %. Это предприятие может быть образовано путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акции) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций, либо приобретения такого предприятия полностью. Предприятие, частично или полностью приобретенное иностранным инвестором, подлежит реорганизации в установленном законодательством порядке и последующей регистрации. Предприятие со 100 % -м иностранным капиталом образуется в форме унитарного предприятия. Таковы организационно-правовые формы коммерческих организаций, функционирующих в системе туризма.
Фондом является не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Учреждением является организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
В целях координации предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интере-
сов туристскими предприятиями по договору между собой могут создаваться объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация преобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам: в размере и в порядке, предусмотренным учредительными документами ассоциации.
Первая туристская ассоциация появилась на белорусском рынке около 10 лет назад. Она объединила несколько отечественных частных туристских фирм. Надо признать, что частные фирмы настороженно смотрели на ее появление, опасаясь быть поглощенными ею. Позже возникло еще пять ассоциаций. Главной их задачей по уставу значилась защита интересов входящих в объединение туристских фирм. Однако решить ее не удалось, так как ассоциации не имели реального влияния на туристский рынок и не проявили должной активности в отстаивании интересов своих членов.
По инициативе пяти ведущих туроператоров в 2002 г. был создан Белорусский союз туристских организаций (БСТО) — общественное объединение юридических лиц, на которое возложена защита профессиональных интересов и прав белорусского туризма. Союз зарегистрирован в качестве юридического лица как общественная организация без права ведения коммерческой деятельности.
Основными целями БСТО являются:
1. Участие в разработке и реализации туристской политики в Республике Беларусь путем формирования корпоративной позиции туристской индустрии и ее обеспечения на основе права законодательной инициативы.
2. Участие в процессах, направленных на создание и укрепление рынка туристских услуг.
3. Разработка предложений по созданию условий для эффективного развития туристской индустрии в республике.
4. Формирование благоприятной среды для развития туризма в политической, экономической, социальной и иных сферах.
5. Использование программ Рublic Relations для создания в обществе атмосферы понимания и заинтересованности в развитии индустрии туризма в республике.
6.Международное сотрудничество с национальными, региональными и международными туристскими организациями в целях укрепления позиций белорусского туризма за рубежом, расширения туристских возможностей членов Союза.
Из ассоциативных форм, свойственных крупномасштабному бизнесу (корпорации, хозяйственные ассоциации, концерны, консорциумы, холдинговые компании), в туризме наибольшее распространение получили холдинги.
Холдинговые компании характеризуются тем, что контролируют другие компании за счет владения их акциями и денежным капиталом либо в связи с правом назначать директоров подконтрольных компаний. Механизм принятия решений позволяет холдингу влиять на хозяйственные и коммерческие решения предприятий, входящих в объединение. Хотя предприятия остаются самостоятельными в правовом отношении, холдинг может направлять их действие в русло, соответствующее интересам компании как большой целостной структуры. Холдинг может также осуществлять ряд функций, связанных с общей предпринимательской деятельностью. В случае, когда это вызвано необходимостью и общей пользой, холдинг вправе централизовать и перераспределять финансовые средства своих участников.
Таким образом, для туристского холдинга необходимо наличие еще двух признаков:
- одна из его компаний должна выполнять исключительно контролирующие функции;
- каждая компания должна осуществлять все необходимые мероприятия по формированию туристского продукта.
- Уо «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
- Экономика туризма
- Введение
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 1. Экономика туризма в системе экономических наук. История развития туризма, его сущность, экономическое содержание и место в хозяйственном комплексе
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Тема 4. Туристический рынок
- 1. Сущность, содержание и функции туристического рынка
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. Туристское предприятие
- 1. Туристское предприятие его цели, задачи, характерные черты и функции
- 2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий. Обоснование экономической эффективности создания туристического предприятия
- Алгоритм расчета экономической эффективности создания туристского предприятия
- 3. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования. Его принципы и формы
- Тема 6. Основные и оборотные фонды туристского предприятия
- Тема 7. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме
- 1. Сущность и особенности труда в туризме. Трудовые ресурсы их состав, структура, характеристика, источники формирования
- 2. Оплата труда в туризме. Структура заработной платы. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Система премирования работников туристских предприятий
- Механизм регулирования заработной платы
- Формы и системы оплаты труда
- Структура заработной платы
- Тарифная система
- 3. Система премирования работников туристских предприятий
- 4. Эффективность использования рабочей силы в туризме
- Тема 8.Финансовые ресурсы туристского предприятия
- 1. Финансовые ресурсы, их сущность и роль в организации деятельности туристского предприятия. Источники образования финансовых ресурсов
- Функции финансов
- Источники формирования финансовых ресурсов
- 2. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия
- Инвестиционная деятельность туристского предприятия
- Тема 9. Издержки производства туристского предприятия
- 1. Сущность, структура и состав издержек производства в туризме
- 2. Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта
- 3. Управление издержками производства туристского предприятия. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий
- Тема 10. Налоги и налогообложение в туризме
- 1. Сущность виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий
- 2. Анализ влияния действующей налоговой системы на результаты деятельности туристского предприятия и пути повышения его эффективности
- Тема 11. Ценообразование в туризме
- 1. Сущность цены ее функции, классификация. Роль и значение цены на рынке туристских услуг
- 2. Ценовая политика, принципы, методология и стратегия ценообразования в туризме
- Стратегия ценообразования
- 3. Методика расчета цены туристского продукта, услуги
- Механизм формирования цены туристского продукта
- Структура цены туристского продукта
- Проблемы формирования цены туристского продукта
- Тема 12. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия
- 1. Доход туристского предприятия. Сущность, функции, виды, методика расчета и порядок распределения и использования прибыли на туристском предприятии
- Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристского предприятия
- Виды прибыли и методика их расчета
- Распределение и использование прибыли туристского предприятия
- 2. Рентабельность туристского предприятия и методы ее определения
- Тема 13. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия
- 1. Содержание экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Виды, методика, способы и этапы анализа хозяйственной деятельности
- 2. Анализ финансового состояния туристского предприятия. Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Пути улучшения финансовой устойчивости туристского предприятия
- Анализ ликвидности
- Анализ: платежеспособности
- Анализ деловой активности
- Анализ рентабельности
- Анализ финансовой устойчивости
- Тема 14. Планирование деятельности туристского предприятия
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы.
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия.
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы
- Стратегическое планирование
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия
- Механизм разработки раздело бизнес-плана туристского предприятия