Механизм регулирования заработной платы
Одним из важнейших вопросов в достижении поставленной цели в области оплаты труда является ее регулирование, механизм которого должен основываться на сочетании следующих направлений:
государственного регулирования;
рынка труда;
применения Генерального соглашения;
коллективных договоров.
Сфера государственного регулирования определена Конституцией Республики Беларусь, Гражданским кодексом, Трудовым кодексом, декретами и указами Президента, Законом "О предприятиях" Республики Беларусь, другими законами и нормативными документами.
Государственное регулирование осуществляется прямым и косвенным путем. Прямое регулирование — установление определенных количественных параметров, обязательных для субъектов хозяйствования: минимальной заработной платы исходя из минимального потребительского бюджета; базовой тарифной ставки, ставки первого разряда и соответствующих коэффициентов; ставок налогообложения. Косвенное регулирование осуществляется путем периодических рекомендаций: о применении тарифных ставок, по организации прогрессивных форм и систем оплаты труда, об уровнях оплата труда и др.
Существенная роль в механизме регулирования отводится рынку труда – сфере формирования спроса и предложения на рабочую силу.
Регулирование оплаты труда осуществляется при заключении Генерального соглашения между правительством, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзами, Оно уточняет МЗП, МПБ, индексацию заработной платы, уточнение нормативно-правовых документов по заработной плате, совершенствование коллективных договоров и т.д.
Регулирование всех вопросов по заработной плате осуществляется на основе коллективных договоров. Коллективный договор – локальный нормативный акт. Это средство согласования интересов коллектива и нанимателя, регулирования трудовых отношений.
Для организации оплаты труда на туристском предприятии создается фонд заработной платы
В его Состав входит сумма всех расходов на оплату труда в денежной, натуральной и смешанной формах, независимо от источников выплат,.
Заработная плата выплачивается в денежной, натуральной или смешанной форме. Натуральная оплата, взамен денежной оплаты, предусматривает выдачу товаров, подходящих для личного потребления. В туризме — это возможность отдохнуть и попутешествовать.
Действующая Инструкция о составе фонда заработной платы и прочих выплат определяет, что в фонд входят:
заработная плата за выполненную работу и отработанное время;
поощрительные выплаты;
выплаты компенсирующего характера;
оплата за неотработанное время;
• отдельные выплаты социального характера. Заработная плата за выполненную работу и отработанное время включает в себя следующие элементы:
зарплату, начисленную работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время;
зарплату, начисленную за выполненную работу работникам по сдельным расценкам или в процентах от выручки от реализации работ (услуг);
процентное или комиссионное вознаграждение независимо от того, выплачивается оно дополнительно к тарифной ставке (окладу) или является основной оплатой;
суммы индексации зарплаты в связи с повышением цен на товары и услуги;
сумму индексации (пеня) зарплаты за несвоевременную ее выплату;
стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты;
зарплату работников бухгалтерий за выполнение письменных поручений работников о перечислении из причитающейся им заработной платы страховых взносов по договорам добровольного страхования, коммунальных Платежей и др.;
зарплату учащихся и студентов учебных заведений, проходящих производственную практику на предприятии, если расчет за выполненную работу производился предприятием непосредственно с учащимися и студентами;
выплату разницы в окладах работникам, трудоустроенным из других предприятий и организаций с сохранением в течение определенного срока размеров должностного оклада по предыдущему месту работы, а также при временном заместительстве;
10) выплату разницы между прежним заработком на новой работе в случае перевода работника на ниже оплачиваемую работу в связи с производственной травмой либо профессиональным заболеванием;
доплаты за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания, увеличение объема выполненных работ, выполнение обязанностей отсутствующего работника, за руководство бригадой;
доплаты низкооплачиваемым работникам;
зарплату работников, состоящих в списочном составе предприятия, за выполнение, кроме основной, работы по совместительству (внутреннее совместительство) или договорам гражданско-правового характера (включая договоры подряда);
зарплату лиц, принятых на работу по совместительству из других предприятий;
зарплату работников не списочного состава, в том числе: за выполнение работ по договорам гражданско-правового характера, включая договоры подряда, если расчеты за выполненную работу производятся с физическими, а не с юридическими лицами и не с предпринимателями; суммы премий,, вознаграждений, стоимость подарков, социальных льгот, начисленных (предоставленных) работникам, не состоящим в списочном составе предприятия (члены правления акционерного общества, учредители и другие лица), выполняющим работы по договорам гражданско-правового характера, включая договор подряда; оплата услуг (гонорар) работников не списочного состава за чтение лекций, консультации, выступления по радио и телевидению, за публикации в периодической печати, не являющиеся объектами авторского права.
Для организации оплаты труда на предприятии могут применяться различные формы и системы.
- Уо «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
- Экономика туризма
- Введение
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 1. Экономика туризма в системе экономических наук. История развития туризма, его сущность, экономическое содержание и место в хозяйственном комплексе
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Тема 4. Туристический рынок
- 1. Сущность, содержание и функции туристического рынка
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. Туристское предприятие
- 1. Туристское предприятие его цели, задачи, характерные черты и функции
- 2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий. Обоснование экономической эффективности создания туристического предприятия
- Алгоритм расчета экономической эффективности создания туристского предприятия
- 3. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования. Его принципы и формы
- Тема 6. Основные и оборотные фонды туристского предприятия
- Тема 7. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме
- 1. Сущность и особенности труда в туризме. Трудовые ресурсы их состав, структура, характеристика, источники формирования
- 2. Оплата труда в туризме. Структура заработной платы. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Система премирования работников туристских предприятий
- Механизм регулирования заработной платы
- Формы и системы оплаты труда
- Структура заработной платы
- Тарифная система
- 3. Система премирования работников туристских предприятий
- 4. Эффективность использования рабочей силы в туризме
- Тема 8.Финансовые ресурсы туристского предприятия
- 1. Финансовые ресурсы, их сущность и роль в организации деятельности туристского предприятия. Источники образования финансовых ресурсов
- Функции финансов
- Источники формирования финансовых ресурсов
- 2. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия
- Инвестиционная деятельность туристского предприятия
- Тема 9. Издержки производства туристского предприятия
- 1. Сущность, структура и состав издержек производства в туризме
- 2. Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта
- 3. Управление издержками производства туристского предприятия. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий
- Тема 10. Налоги и налогообложение в туризме
- 1. Сущность виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий
- 2. Анализ влияния действующей налоговой системы на результаты деятельности туристского предприятия и пути повышения его эффективности
- Тема 11. Ценообразование в туризме
- 1. Сущность цены ее функции, классификация. Роль и значение цены на рынке туристских услуг
- 2. Ценовая политика, принципы, методология и стратегия ценообразования в туризме
- Стратегия ценообразования
- 3. Методика расчета цены туристского продукта, услуги
- Механизм формирования цены туристского продукта
- Структура цены туристского продукта
- Проблемы формирования цены туристского продукта
- Тема 12. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия
- 1. Доход туристского предприятия. Сущность, функции, виды, методика расчета и порядок распределения и использования прибыли на туристском предприятии
- Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристского предприятия
- Виды прибыли и методика их расчета
- Распределение и использование прибыли туристского предприятия
- 2. Рентабельность туристского предприятия и методы ее определения
- Тема 13. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия
- 1. Содержание экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Виды, методика, способы и этапы анализа хозяйственной деятельности
- 2. Анализ финансового состояния туристского предприятия. Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Пути улучшения финансовой устойчивости туристского предприятия
- Анализ ликвидности
- Анализ: платежеспособности
- Анализ деловой активности
- Анализ рентабельности
- Анализ финансовой устойчивости
- Тема 14. Планирование деятельности туристского предприятия
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы.
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия.
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы
- Стратегическое планирование
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия
- Механизм разработки раздело бизнес-плана туристского предприятия