3.1.Профессиональные требования к специалисту в сфере физической культуры
Целью формирования профессионально-педагогической компетентности (competens с лат. – соответствующий, способный) специалиста по физической культуре, спорту и молодежной политике является выполнение социального заказа. Нами был проведен опрос работодателей, представляющих вакансии для специалистов подобного профиля, и по результатам этого опроса был составлен рейтинг их требований к компонентам профессиональной компетентности специалиста:
1. Статус вуза (факультета) как показатель общего уровня подготовки специалистов для данной отрасли в вузе (включающий кадровый состав преподавателей вуза, их профессиональную компетентность и т.д.);
Спортивные достижения выпускника с указанием вида (видов) спорта, спортивного звания или разряда, основных спортивных достижений молодого специалиста и имен личных или командных тренеров, которые работали с ним;
Личностные нравственные, волевые и эстетические качества (высокий уровень профессиональной мотивации, креативность, коммуникабельность, толерантность, работоспособность, ответственность, вежливость, исполнительность и др.);
Потенциал, молодого специалиста – способность и стремление к профессиональном росту, способность к быстрой профессиональной адаптации, гибкость мышления и т.д.;
5. Квалификационная характеристика, представленная в виде набора компетенций и уровня их освоения выпускником вуза (Представьте, что вы являетесь директором образовательного учреждения и укажите дополнительные требования, которые бы вы предъявили к молодым специалистам по физической культуре, принимая их на работу).
В круг компетенций специалиста по физической культуре, спорту и молодежной политике входят следующие группы:
Мотивационно-профориентационные компетенции
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности;
Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию и т.д.
Информационные компетенции
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для профессионального и личностного развития;
Использовать информационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности;
Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта;
Оформлять документацию, обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и функционирование спортивных сооружений и т.д. (Назовите виды информационных источников, которые вы используете в своей учебной деятельности).
Организационно-управленческие компетенции
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
Определять цели и задачи, планировать и проводить учебно-тренировочные занятия и спортивные мероприятия с различными возрастными группами людей;
Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на занятиях и соревнованиях и т.п.
Креативные компетенции
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях (Приведите пример нестандартной ситуации, которая может возникнуть в спортивной секции по вашему виду спорта);
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Коммуникативные компетенции
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами;
Организовывать физкультурно-спортивной деятельности различных возрастных групп населения, мотивировать их к занятиям физической культурой и спортом.
Исследовательски-методические компетенции
Разрабатывать методическое обеспечение учебно-тренировочного процесса, соревновательной деятельности спортсменов и физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения;
Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений;
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
Спортивно-оздоровительные компетенции
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся;
Владеть значимыми двигательными действиями избранного вида спорта, базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности.
Общие и профессиональные компетенции выражают требования к выпускнику факультета физической культуры. Все они будут востребованы в будущей педагогической деятельности в степени, зависящей конкретных должностных обязанностей молодого специалиста и от условий, созданных для их актуализации и развития в образовательном учреждении.
Большое значение в формировании профессиональной компетентности специалиста имеет его профессиональное самообразование в стенах вуза и по его окончании.
- Нижегородский государственный педагогический
- Введение
- История образования в области физической культуры. Особенности современного физкультурно-педаго-гического образования в России
- 1.1. История развития физической культуры как области общественной жизни
- 1.1.1. История физической культуры за рубежом
- 1.1.2. История физической культуры в России
- 1.1.3. Характеристика проблем физической культуры современной России
- История развития физкультурно-педагогического образования в России
- Возникновение и становление педагогической профессии в сфере физической культуры
- Роль мыслителей и ученых в развитии педагогической мысли в сфере физической культуры
- Особенности профессии современного педагога по физической культуре
- 1.3. Структура физкультурно-педагогического образования в современной России
- Формы послевузовского физкультурно-педагогического образования
- 1.4. Предметная подготовка специалистов в сфере физической культуры. Роль дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурно-педагогическом образовании
- Основные виды педагогической деятельности в сфере физической культуры
- 2.1. Сущность педагогической деятельности специалиста в области физического воспитания
- 2.2. Краткая характеристика профессиональной деятельности педагога по физической культуре в образовательных учреждениях различных типов
- Основные виды педагогической деятельности специалиста по физической культуре
- Особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры в образовательных учреждениях различных типов
- Особенности профессиональной деятельности спортивного тренера
- Виды профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре
- Сущность профессиональной педагогической деятельности инструктора-организатора рекреации и туризма
- 2.3. Закономерности, принципы и правила педагогического процесса
- 2.4. Значение педагогических исследований в формировании специалиста в сфере физической культуры
- 2. Практические методы исследования
- Профессиональное становление специалиста по физической культуре в системе непрерывного образования
- 3.1.Профессиональные требования к специалисту в сфере физической культуры
- 3.1.1. Профессиональное самообразование педагога по физической культуре
- Профессиональный рост учителя физической культуры в образовательных учреждениях разных типов
- Пути построения профессиональной карьеры спортивным тренером
- Профессиональная карьера специалиста по адаптивной физической культуре
- Профессиональное совершенствование инструктора по спортивно-оздоровительному туризму
- 3.2. Мотивация педагогической деятельности, формирование педагогической направленности специалиста по физической культуре
- 3.3. Формирование профессионально важных качеств личности специалиста по физической культуре в ходе получения им профильного образования
- Заключение
- Список литературы
- Глоссарий
- Содержание