Методика обучения технике эстафетного бега
Эстафетный бег является командным видом легкой атлетики и имеет много разновидностей. Успех в эстафете зависит от многих причин, но одна из главных — умение передавать и принимать эстафетную палочку на высокой скорости в ограниченной зоне передачи.
Эстафета – программа соревнований в отдельных видах спорта, где спортсмен выступает только на своем этапе и вручает эстафету в зоне передачи представителю своей команды.
Техника бега по дистанции в эстафетах ничем не отличается от обычного бега по прямой и виражу. Обучение технике эстафетного бега целесообразно начинать после того, как усвоена техника бега на короткие дистанции, отработано умение выполнять высокий и низкий старт на повороте.
Обучение технике эстафетного бега проводится в определенной последовательности, согласно поставленным задачам.
Задача 1. Ознакомить с техникой эстафетного бега.
Создание представления о технике передачи эстафеты начинается с рассказа о видах эстафетного бега, объяснения и показа техники передачи эстафетной палочки способами «снизу» и «сверху» в 20-метровой зоне на высокой скорости. Затем необходимо объяснить основные правила проведения эстафетного бега и значение точности, слаженности движений в передаче эстафеты для достижения высокого результата.
Задача 2. Научить технике передачи эстафетной палочки. Обучение передачи эстафетной палочки проводится в парах — вначале на месте, затем в ходьбе и в беге с небольшой скоростью вне зоны передачи. С этой целью занимающихся строят в две разомкнутые шеренги на расстоянии 1—2 м друг от друга, уступами вправо или влево, в зависимости от того, какой рукой передается эстафетная палочка. По команде преподавателя стоящие в первой шеренге принимающие отводят выпрямленную левую (правую) руку назад, а стоящие во второй шеренге передающие, с небольшой паузой после команды, передают палочку (рис. 11).
Затем обучающиеся поворачиваются кругом и производят передачу, поменявшись ролями. Когда отрабатывается передача левой рукой в правую (а такое упражнение необходимо для спринтерской эстафеты 4 ? 100 м), занимающиеся передающей шеренги смещаются на полшага в правую сторону.
После усвоения занимающимися этих движений передача палочки производится, имитируя работу руками в беге: принимающий по команде преподавателя отводит руку с хорошей фиксацией кисти для приема палочки, а передающий с паузой, после готовности принимающего, вкладывает по команде в нее эстафетную палочку (рис. 12).
В начале выполнения всех упражнений команду подает преподаватель, позже — передающий эстафетную палочку. На этом этапе обучения необходимо следить, чтобы принимающие палочку не поворачивали головы в момент передачи эстафеты, контролировали положение руки и ход передачи, не бежали с отведенной назад рукой, а передающие палочку чтобы не торопились, выдерживали паузу, не вытягивали руку с эстафетной палочкой до команды или одновременно с ней.
При появлении этих ошибок следует указать на них и разъяснить, как правильно выполнить какой-либо элемент техники передачи.
Задача 3. Научить технике старта на этапах эстафетного бега.
Для овладения техникой старта необходимо научить занимающихся принимать старт из положения с опорой на одну руку на прямой, затем на повороте перед выходом на прямую и на прямой при входе в поворот (рис. 13).
Стартующий ставит левую ногу вперед и опирается правой рукой о дорожку, левая рука отведена вверх — назад. Опустив голову вниз, бегун смотрит за подходом передающего партнера к контрольной отметке.
Необходимо следить за тем, чтобы принимающий бежал по внешней линии дорожки на 2-м и 4-м этапах и по внутренней — на 3-м этапе.
При обучении низкому старту с эстафетной палочкой целесообразно повторить технику старта на повороте, а затем приступить к освоению двигательного действия.
Стартующий держит палочку мизинцем и безымянным пальцем за нижний конец. Руку необходимо ставить у стартовой линии, опираясь о дорожку большим пальцем — с одной стороны, указательным и средним пальцами — с другой. После отрыва руки от дорожки эстафетную палочку нужно держать всеми пальцами.
Когда занимающиеся освоят технику старта на этапах и бег по заданным дорожкам, тогда можно переходить к обучению старта с наблюдением за партнером и пользованием контрольной отметкой.
Для каждой пары занимающихся контрольная отметка подбирается индивидуально, с учетом скорости, которую может иметь передающий к концу дистанции, а также способности принимающего быстро стартовать. Это расстояние соответствует 8—11м и подбирается путем многократных пробежек.
Для выявления величины форы можно использовать таблицу 4 (по Л.С. Хоменкову), в которой учтены результаты спортсменов на 26 м со старта и на 25 м с ходу. Примерный план обучения технике эстафетного бега показан в таблице 5
Задача 4. Научить технике передачи эстафетной палочки на максимальной скорости в 20-метровой зоне.
Основным средством для решения этой задачи будет многократное пробегание в зоне, передавая эстафету с постепенно увеличивающейся скоростью.
Расстояние до контрольной отметки уточняется в процессе этих пробежек, передача выполняется как на прямой, так и на входе и выходе с виража. Эстафета передается во второй половине зоны передачи на максимальной скорости с соблюдением правил соревнований.
В других видах эстафетного бега передача эстафетной палочки легче, так как скорость бега участников ниже. Принимающий эстафету должен соизмерять скорость своего бега со скоростью партнера на последних 10 м дистанции, от этого зависит начало принятия эстафетной палочки. Если скорость передающего низкая и продолжает снижаться, то целесообразно принимать эстафету в начале зоны передачи, а если передающим сохраняется оптимальная скорость бега, то прием производится во второй половине зоны передачи.
Задача 5. Обучение технике эстафетного бега в целом и ее совершенствование.
Слаженность при передаче эстафетной палочки на максимальной скорости играет решающую роль в достижении высокого результата эстафетной команды.
При отличной технике передачи эстафетной палочки конечный результат может быть на 2,5—3 с выше, чем сумма лучших результатов всех участников команды в беге на 100 м. При составлении команды для эстафетного бега 4 ? 100 м необходимо учитывать следующие особенности: на первом и четвертом этапах бегуны пробегают по 110 м, а на втором и третьем этапах бегуны пробегают по 120 м.
Поэтому на первый этап следует ставить бегуна, хорошо владеющего техникой низкого старта и умеющего быстро бежать по повороту.
На втором этапе должен стоять бегун с высоким уровнем специальной выносливости и хорошей техникой приема и передачи эстафетной палочки.
Участник третьего этапа, помимо названных качеств, должен хорошо бежать по повороту.
На четвертый этап желательно поставить бегуна быстрого, эмоционального и имеющего лучший результат в беге на 100 м с ходу.
При совершенствовании техники эстафетного бега важно частое пробегание всей дистанции эстафеты с максимальной интенсивностью, так как только при этом целостном действии достигается привычность движений и точный расчет контрольных отметок.
Многоборьем называется легкоатлетическая дисциплина, в которой сочетаются сразу несколько видов. Мужчины совмещают 7 или 10 видов (соответственно семи- и десятиборье), а женщины - 5 или 10.
многоборье
Мужское семиборье состоит из следующих видов (указаны в порядке проведения): бег на 100 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, 200 м – первый день соревнований; прыжок в длину, метание копья, бег на 800 м. Мужское десятиборье состоит из следующих видов: бег на 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту и бег на 400 м – первый день; бег на 110 м с барьерами, метание диска, прыжок с шестом, метание копья и бег на 1,500 м – второй день.
Женское пятиборье состоит из следующих видов (указаны в порядке проведения): прыжок в длину, метание копья, бег на 200 м, метание диска и бег на 1,500 м. Соревнования по женскому пятиборью проходят в один день. Женское десятиборье состоит из следующих видов: бег на 100 м, метание диска, прыжок с шестом, метание копья и бег на 400 м – первый день; бег на 100 м с барьерами, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту и бег на 1,500 м – второй день.
За результаты, показанные спортсменами в отдельных видах, им начисляется определённое количество очков, в соответствии со специальными таблицами. Победителем в соревновании по многоборью объявляется спортсмен, набравший наибольшее количество очков. В случае равенства очков победителем считается участник, который в большем количестве видов набрал больше очков, чем его соперник. Если и этот показатель у соперников равен, то победителем объявляется спортсмен, набравший наибольшее количество очков в одном виде.
- Методика обучения технике бега на средние и длинные дистанции
- Методика обучения технике эстафетного бега
- Методика обучения технике прыжков в высоту с разбега
- Обучение прыжку способом «перешагивание»
- Обучение технике прыжка способом «перекидной»
- Обучение прыжку способом «фосбери-флоп»
- 1. Средства и методы подготовки в легкой атлетике