3.2.2. Региональная политика малого бизнеса
Кадровый потенциал предпринимательской деятельности сферы услуг - это совокупность конкретных членов общества, качественные профессиональные и личностные параметры которых (уровень квалификации, способность к инновациям и др.) позволяют им претендовать на вакансию, трудиться на предприятиях сферы услуг и регулярно повышать квалификацию.
Кадровый потенциал дополнительно определяется также совокупностью трудовых отношений, форм и методов их проявления, возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности в области услуг, имеющей инициативный рисковый характер.
Выделяются две категории кадрового потенциала предпринимательской деятельности: "внешний" и "внутренний".
Внутренний кадровый потенциал - активные граждане, работающие на конкретном предприятии, способные к саморазвитию, продвижению по службе. Остальные категории работающих там граждан следует отнести к пассивному персоналу.
Внешний потенциал представляет собой претендентов на вакантные места на предприятии из числа выпускников учебных заведений, безработных, предпринимающих попытки включения в процесс предпринимательства, граждан, занимающихся предпринимательством без оформления документов и не имеющих специального образования, но способных к инициативной деятельности.
Внутренний кадровый потенциал имеет начальной точкой возникновения заключение трудового контракта, включая и предварительную работу по отбору кандидатов на вакантную должность, проведение конкурсов (отборов). Он, во-первых, выражает часть социально-экономических отношений между предприятием и работником и в результате трудовой деятельности выступает в виде определенной величины вновь созданной стоимости продукта, услуг. Во-вторых, характеризует способность и возможность кадров решать задачи стабильности, надежности и процветания бизнеса. В-третьих, требует вложения капитала в профессиональный рост специалистов. Он возникает на базе имеющихся кадров и свидетельствует о наличии резервов. Кроме того, наличие внутреннего кадрового потенциала гарантирует предприятию сохранение профессиональных кадров и возврат инвестированных в них средств с прибылью.
Внешний кадровый потенциал предпринимательской деятельности по своему содержанию, на наш взгляд, является источником расширения внутреннего потенциала предприятия.
Управление данной категорией относится, по нашему мнению, в большей части к прерогативе местных и региональных органов власти, осуществляющих политику развития и поддержки предпринимательской деятельности в сфере услуг, и в меньшей - к функциям предприятия. Это обусловлено тем, что между понятиями внутреннего и внешнего кадрового потенциала существует неразрывная связь: как только между предприятием и претендентом на вакантную должность возникают отношения по поводу рассмотрения его кандидатуры, внешний кадровый потенциал переходит в разряд внутреннего. Поэтому вопросы развития внешнего кадрового потенциала предпринимательской деятельности, по нашему мнению, должны решаться в рамках комплексной политики региона в данном направлении.
Опыт развития предпринимательства в области обслуживания, а также проведенный автором анализ современного состояния кадрового потенциала малого предпринимательства сферы услуг показывает, что главной проблемой является слабая профессиональная подготовленность как руководителей, так и рабочих и служащих предприятий.
Основные причины таких негативных тенденций, на наш взгляд, следующие:
- недоступность платного бизнес-образования для большинства кадров малого предпринимательства, в том числе сферы услуг;
- несовершенство методик подготовки предпринимателей;
- затруднительность выбора учебного заведения при наличии множества альтернативных учебных структур без гарантий качества обучения;
- недостаточность материальной базы учебных заведений и квалифицированного состава преподавателей.
Сложившаяся ситуация определяет отсутствие системности в процессе подготовки кадров для предпринимательства и на федеральном, и на региональном уровнях. Это доказывает необходимость вмешательства государства в процессы, формирующие кадровый потенциал предпринимательской деятельности.
Поддержка развития кадрового потенциала малого предпринимательства сферы услуг включает в себя два крупных направления:
- создание правовых и организационных предпосылок развития системы формирования кадрового потенциала малого предпринимательства в данной сфере;
- становление российской системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий в целом.
Государственная политика в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства ориентирована в основном на местный рынок и решение региональных проблем на основе привлечения широких слоев незанятого населения.
Нормальное функционирование системы подготовки населения к предпринимательской деятельности предполагает также создание определенных организационно-правовых предпосылок:
- формирование сети образовательных (в т. ч. негосударственных) учреждений, специализированных учебных центров и структур по обучению разных групп населения основам предпринимательской деятельности с соответствующей учебно-производственной базой, действующих на основе единых образовательных стандартов;
- создание сети консультационных центров для оказания бесплатных и льготных услуг незанятому населению в профессиональной ориентации на малое предпринимательство и самозанятость;
- налаживание системы аккредитации образовательных структур для подготовки, переподготовки и повышения ква-лификации предпринимательских кадров, преподавателей и работников управления, занимающихся поддержкой малого бизнеса, с целью обеспечения качества и высокого уровня обучения;
- разработка программ развития кадрового потенциала малого бизнеса в регионе. Основными структурами, осуществляющими на данный момент подготовку предпринимателей из числа указанных категорий населения, являются:
- учебно-деловые центры;
- службы занятости;
- бизнес-инкубаторы.
Разработка и принятие научно-обоснованных управленческих решений в области обеспечения кадрами малого предпринимательства требует наличия информации, характеризующей количественные и качественные характеристики потребности в подготовке и переподготовке всех категорий работников. Вследствие этого возникает необходимость информационно-аналитического обеспечения работ по совершенствованию комплектования персонала предприятий сферы услуг на базе современных информационных технологий.
- Предисловие
- Глава 1. Становление и развитие сервисной деятельности
- 1.1. Природа и характер сервисной деятельности
- 1.2. Влияние научно-технического прогресса на сферу услуг
- 1.4. Особенности сферы сервиса
- 1.5. Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека
- 1.6. Характеристика социально-культурной сферы
- 1.7. Прогрессивные формы обслуживания
- 1.8. Культура сервиса
- 1.9. Контактная зона
- 1.10. Психология процесса обслуживания
- 1.11. Жалобы и конфликты при обслуживании клиентов
- Глава 2. Классификация услуг
- 2.1. Состав и структура сферы услуг
- 2.2. Классификация услуг по функциональной направленности
- 2.3. Общероссийские классификаторы услуг населению
- 2.4. Классификация услуг по отраслевому принципу
- 2.5. Комплексная классификация услуг
- Глава 3. Государственное и региональное регулирование сервисной деятельности
- 3.1. Проблемы регулирования сервисной деятельности на федеральном уровне.
- 3.2. Формирование региональной кадровой политики малого предпринимательства в сервисной деятельности.
- 3.2.1. Характеристика малого бизнеса в России.
- 3.2.2. Региональная политика малого бизнеса
- 3.3. Качество услуги в сервисной деятельности
- 3.4. Стандартизация в управлении качеством услуг
- 3.5. Сертификация в управлении качеством услуг
- 3.6. Лицензирование видов деятельности
- Глава 4.Характеристика инновации в сервисной деятельности
- 4.1. Инновационный менеджмент в сервиснбй деятельности
- 4.2. Особенности жизненного цикла услуги
- 4.3. Франчайзинг как форма организации малого бизнеса в сервисной деятельности
- 4.4. Мерчандайзинг как современная форма розничной торговой услуги