3. Структура и содержание социально-экономических
потребностей туристских организаций
в основных и оборотных фондах
Материальной основой воспроизводственной деятельности любого хозяйствующего субъекта являются производственные потребности. Производственные потребности турфирмы выражаются, в первую очередь, в потребностях в производственных фондах. Последние, как известно, состоят из основных и оборотных.
Основные производственные фонды играют ключевую роль в эффективной работе турфирмы. Они состоят из активной и пассивной частей. К последней относятся здания, сооружения, зоны отдыха, туристские маршруты и др.
К активной части основных производственных фондов турфирмы относится: подвижной состав, компьютеры, кассовые аппараты, средства связи, туристское снаряжение со сроком службы более одного года и др. Если турфирма наряду с оказанием туристических услуг занимается производством материальных благ (например, изготовлением туристского снаряжения, ремонтом подвижного состава, отделочными работами и др.), то к активной части основных производственных фондов относят станки, машины, приборы и т. д.
Активную часть основных производственных фондов назовём оборудованием (от слова «оборудовать»). Размер потребностей турфирмы в оборудовании зависит от многих факторов:
Её размеров, степени специализации и кооперирования, вида (т. е. объема и структуры турпродукта), технологичности, продолжительности и сложности туристского маршрута либо сложности технологического процесса;
Прогрессивности оборудования, роста его производительности;
Качественных характеристик оборудования, его надежности, соответствия срокам морального износа, долговечности;
Срока морального старения, а, следовательно, и темпов обновления оборудования;
Степени использования оборудования;
Объема и уровня специализации и кооперирования вспомогательного производства;
Величины запаса оборудования.
Запас оборудования проявляется в двух формах:
в неустановленном оборудовании;
в частичном или полном бездействии определенной доли установленного оборудования.
Научно обоснованная потребность в запасе оборудования создает теоретическую и методологическую базу для совершенствования финансового механизма турфирмы, ее кредитных отношений с целью повышения эффективности производства (создания и оказания услуг).
Величина запаса оборудования должна рассчитываться для каждой отдельной туристической фирмы на основе статистического и бухгалтерского учета и отчетности функционирования оборудования за ряд лет, что предполагает дальнейшее совершенствование всей системы отчетности.
Учитывая перечисленные факторы, потребности турфирмы в оборудовании в течение планируемого периода (в 1 год) для расширенного производства (оказания услуг) и обновления парка (Ппл) в самом общем виде можно выразить следующей формулой:
, где:
— объем работы турфирмы в году, предшествующем новому;
— среднегодовой прирост объема работ турфирмы в течение планируемого года;
— годовая производительность единицы оборудования начало планового года;
— планируемый коэффициент увеличения производительности оборудования;
— коэффициент освоения вводимых в действие мощностей в соответствии с нормами;
— среднегодовой парк оборудования на начало планируемого года;
— парк оборудования в планируемом году;
— доля выбытия оборудования вследствие износа в планируемом году;
— запасы оборудования (включая дополнительное оборудование и детали для устранения конструктивных и других недостатков осваиваемого оборудования, когда оно проходит период «детства»).
Более детальный анализ предложенной формулы позволяет выявить три варианта определения величины потребностей турфирмы в оборудовании.
Первый вариант. Увеличение производственной программы осуществляется за счет прироста оборудования на старой технической основе. Размер потребности в оборудовании находится в прямой зависимости от объема производства и выбытия оборудования. Это чистый случай экстенсивного пути развития, который маловероятен в современных условиях.
Второй вариант. Увеличение производственной программы (оказания услуг) осуществляется не за счет прироста оборудования, а за счет замены старого оборудования более прогрессивным. В этом варианте возможны две ситуации:
Прирост производительности оборудования совпадает с приростом объема производства (оказания услуг). В этих условиях не происходит прироста оборудования;
Прирост производительности оборудования превышает прирост объема производства. В этом случае увеличение количества оборудования имеет отрицательное значение. Турфирма должна пересмотреть производственную программу, в противном случае будет наблюдаться большая недогрузка мощностей. Этот вариант отражает чистый случай интенсивного пути развития. Он более вероятен в современных условиях.
Третий вариант. Увеличение производства осуществляется более высокими темпами, нежели прирост производительности оборудования. Этот путь развития включает экстенсивные и интенсивные факторы. Он является более типичным, хотя удельный вес этих факторов может изменяться в зависимости от экономической ситуации.
Коллектив авторов «Справочника по материально-техническому снабжению и сбыту» предлагает следующую упрощенную формулу расчета потребности в оборудовании для выполнения заданного объема работ:
где:
- потребность в оборудовании для выполнения заданного объема работ;
- норма времени на выполнение единицы работ;
Ч - число дней в плановом периоде;
- объём работ в плановом периоде;
- число смен работы;
- длительность рабочей смены;
- коэффициент использования оборудования, учитывающий ремонт и настройку;
- коэффициент выполнения норм.
Из потребности в оборудовании, полученной по указанной формуле, вычитается наличное оборудование.
При определении потребностей в оборотных производственных фондах необходимо исходить из того, что они должны рассчитываться для каждой туристской организации в отдельности и по каждому виду номенклатуры и ассортимента турпродукта, а не вообще и в среднем. Для этого в каждой турфирме разрабатывается нормативная база определения потребностей в оборотных фондах с максимальной дифференциацией конкретных условий производства (оказания услуг).
Потребность в них должна сообразовываться с условиями договоров и стимулироваться по качеству и срокам выполнения поставок. Важной задачей туристской организации является определение кооперированных связей и их изменений в процессе развития туристического производства.
В общем виде потребность в предметах труда на выполнение производственной программы турфирмы может быть рассчитана по следующей формуле:
где:
— потребность в предметах труда;
— объем выпуска продукции (оказания услуг) на плановый период;
— норма расхода предметов труда на единицу продукции (оказания услуг);
— нормативный переходящий производственный запас, необходимый для обеспечения непрерывности производства;
— ожидаемый запас данного вида продукции на начало планового периода.
При отсутствии норм расхода труда на какое-либо изделие (услугу) оно приравнивается к другому аналогичному изделию (услуге), на которое они имеются. При отсутствии производительных норм расхода предметов труда (сырье, топливо, энергия и т. д.) потребность определяется на основе показателей материалоемкости на одну условную денежную единицу (1 тыс. руб., 10 тыс. руб., 100 тыс. руб., 1 млн. руб.) продукции (услуг).
Ориентировочная потребность в предметах труда на перспективный период может быть рассчитана методом динамических коэффициентов по следующей формуле:
где:
— фактический расход предметов труда за предыдущий период;
— коэффициент роста уменьшения выпуска продукции (оказания услуг) в плановом периоде по сравнению с предыдущим;
— коэффициент снижения норм расхода на единицу продукции (услуги).
В последнем коэффициенте должна быть учтена также тенденция к снижению количества данного вида предметов труда при выпуске изделий (оказании услуг) с учетом более рационального их использования и технического прогресса.
Важным условием функционирования туристического производства и повышения его эффективности является формирование и постоянное совершенствование конкретного совокупного работника туристской организации. При этом совокупный работник рассматривается как единство кооперирования и специализации труда работников, выполняющих различные функции в производственно-хозяйственной деятельности. Конкретный совокупный работник должен выступать как коллектив трудящихся, связанный единством труда, интересов, потребностей и целей.
Логика функционирования туристических средств производства требует адекватной рабочей силы с соответствующим профессиональным и квалификационным уровнем. Поэтому необходимо готовить высококвалифицированные кадры для туристской сферы. Для этого требуется определенное образование, связанное с затратами. С этими затратами туристическая сфера не может не считаться. Ей необходимо изыскивать резервы для их снижения. Затраты на производство рабочей силы должны быть общественно необходимыми. Это одно из условий повышения эффективности производства как на макро -, так и на микроуровне.
В среднем и долгосрочном периодах функционирования туристской организации ее потребности в производственных фондах существенно корректируются или изменяются. Эго связано с жизненным циклом туристического продукта (товара).
Проблема жизненного цикла товара была разработана американским экономистом Р. Верноном на базе теории роста фирмы. По Вернону новый товар проходит пять циклов своей жизни:
внедрение на рынок;
рост продаж;
их зрелость;
насыщение рынка;
спад продаж.
Международный цикл туристического продукта (услуги) выглядит несколько иначе и проходит четыре стадии:
Исключительное производство и экспорт нового продукта;
Появление иностранного конкурента аналогичного продукта и его внедрение на рынке, прежде всего на рынке своей страны;
Выход конкурента на рынки третьих стран и соответственно сокращение экспорта из страны создания нового продукта;
Выход конкурентов на рынок страны-родоначальницы.
Как правило, передовая в технологическом отношении туристическая фирма уже на второй стадии цикла формирует задел производства и внедрения другого продукта. Этому способствует снижение издержек производства на стадии роста и зрелости жизненного цикла товара (услуги). Фирма способна в этот момент снизить цену товара и увеличить его производство в стране базирования, но может наладить его зарубежное производство. Последнее предпочтительнее, если:
имеется возможность обойти таможенные барьеры;
стоимость рабочей силы в другой стране ниже, чем в стране базирования;
велики транспортные расходы (не считая конкурирующих и политических целей).
- Уо «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
- Экономика туризма
- Введение
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 1. Экономика туризма в системе экономических наук. История развития туризма, его сущность, экономическое содержание и место в хозяйственном комплексе
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Тема 4. Туристический рынок
- 1. Сущность, содержание и функции туристического рынка
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. Туристское предприятие
- 1. Туристское предприятие его цели, задачи, характерные черты и функции
- 2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий. Обоснование экономической эффективности создания туристического предприятия
- Алгоритм расчета экономической эффективности создания туристского предприятия
- 3. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования. Его принципы и формы
- Тема 6. Основные и оборотные фонды туристского предприятия
- Тема 7. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме
- 1. Сущность и особенности труда в туризме. Трудовые ресурсы их состав, структура, характеристика, источники формирования
- 2. Оплата труда в туризме. Структура заработной платы. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Система премирования работников туристских предприятий
- Механизм регулирования заработной платы
- Формы и системы оплаты труда
- Структура заработной платы
- Тарифная система
- 3. Система премирования работников туристских предприятий
- 4. Эффективность использования рабочей силы в туризме
- Тема 8.Финансовые ресурсы туристского предприятия
- 1. Финансовые ресурсы, их сущность и роль в организации деятельности туристского предприятия. Источники образования финансовых ресурсов
- Функции финансов
- Источники формирования финансовых ресурсов
- 2. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия
- Инвестиционная деятельность туристского предприятия
- Тема 9. Издержки производства туристского предприятия
- 1. Сущность, структура и состав издержек производства в туризме
- 2. Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта
- 3. Управление издержками производства туристского предприятия. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий
- Тема 10. Налоги и налогообложение в туризме
- 1. Сущность виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий
- 2. Анализ влияния действующей налоговой системы на результаты деятельности туристского предприятия и пути повышения его эффективности
- Тема 11. Ценообразование в туризме
- 1. Сущность цены ее функции, классификация. Роль и значение цены на рынке туристских услуг
- 2. Ценовая политика, принципы, методология и стратегия ценообразования в туризме
- Стратегия ценообразования
- 3. Методика расчета цены туристского продукта, услуги
- Механизм формирования цены туристского продукта
- Структура цены туристского продукта
- Проблемы формирования цены туристского продукта
- Тема 12. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия
- 1. Доход туристского предприятия. Сущность, функции, виды, методика расчета и порядок распределения и использования прибыли на туристском предприятии
- Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристского предприятия
- Виды прибыли и методика их расчета
- Распределение и использование прибыли туристского предприятия
- 2. Рентабельность туристского предприятия и методы ее определения
- Тема 13. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия
- 1. Содержание экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Виды, методика, способы и этапы анализа хозяйственной деятельности
- 2. Анализ финансового состояния туристского предприятия. Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Пути улучшения финансовой устойчивости туристского предприятия
- Анализ ликвидности
- Анализ: платежеспособности
- Анализ деловой активности
- Анализ рентабельности
- Анализ финансовой устойчивости
- Тема 14. Планирование деятельности туристского предприятия
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы.
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия.
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы
- Стратегическое планирование
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия
- Механизм разработки раздело бизнес-плана туристского предприятия