logo search
Экономика туризма лекции

Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт

Критерии

Сегменты спроса

Психологические критерии

1. Мотив поездки

туризм рекреационный

туризм деловой

туризм спортивный

туризм познавательный

туризм коммуникационный (по обмену информацией)

2. Тип туриста (психологический портрет)

различные классификации (например, S-, F-, W-, A-, B-типы туристов и т.п.)

3. Сезонность

основной сезон

межсезонье

по месяцам года

4. Организация поездки

самостоятельно

через турфирму

5. Форма поездки

групповая

индивидуальная

6. Используемые транспортные средства

автотуризм

авиатуризм

велотуризм

автобусный туризм

морской круизный туризм

речной круизный туризм

другие виды транспортных средств

7. Используемые средства размещения

гостиницы

мотели

кемпинги

частные дома и квартиры

другие виды размещения

8. Длительность поездки

длительные (более 21 дня)

краткосрочные (2-4 дня)

средней продолжительности (7-14 дней)

9. Удаленность туристской цели

различные критерии сегментирования

10. Источники финансирования

социальный туризм (поездки малообеспеченных слоев населения субсидируются системой социального страхования)

инсентивные туры (поощрительные поездки для сотрудников фирмы, их семей, финансируемые фирмой)

11. Консультанты и посредники в принятии решения и совершения туристической поездки

туроператоры

турагенты (туристское бюро)

информации

Таблица 4.3.2

Сегментация спроса на туристический продукт

Критерии

Сегменты спроса

1. Географические критерии

1. Страна прибытия туриста

въездной

выездной

внутренний

2. Географическая цель туристской поездки

туризм по странам мира

туризм по отдельным регионам мира

туризм по отдельным регионам страны проживания туриста

2. Социальные критерии

1. Возраст

молодежный туризм (до 30 лет)

туризм «сениоров» (от 30 до 45 лет и от 45 до 55 лет), детский туризм, туризм по возрастным группам

2. Пол

женский туризм, смешанный туризм

3. Профессия туриста

множество сегментов по профессиональному признаку

специальные туры для сотрудников различных отраслей экономики, политики, общественной жизни

4. Профессия главы семьи

сегменты по принадлежности к различным социальным слоям общества (высший менеджмент, служащие, рабочий и т.п.)

5. Величина населенного пункта постоянного проживания

туристы из больших, средних, малых городов, туристы из сельской местности

6. Семейный туризм

туризм одиноких

туризм семей без детей

туризм семей с детьми

многосемейный туризм

7. Национальность

этнический туризм

8. Религиозные убеждения

религиозный туризм

9. Доход семьи

социальный туризм

люкс-туризм

недорогие туры

эксклюзивные туры

При сокращении спроса на туруслуги уменьшаются используемые мощности рабочей силы. Поэтому туристские организации устанавливают объем предложения услуг, прежде всего, на основе достоверных сведений об объёме предполагаемого потребления. Повышение спроса на туруслуги вызывает реакцию предложения со значительным запаздыванием во времени по причине того, что структура фондов туристических предприятий характеризуется более высоким удельным весом основных средств производства услуг по сравнению с оборотными средствами и длительным сроком амортизации и из-за ограниченности местных возможностей.

Каждый туристический район может принять для обслуживания строго определенное число людей, ограниченное степенью развитости транспорта, средств размещения, объектов общественного питания, функционирующих в данном районе.

С понижением спроса туристическое предложение становится практически неэластичным, так как преобладающая часть основных средств вложена в узкоспециализированные объекты (рестораны, гостиницы и др.) и не может быть использована для других целей. Владельцы туристических предприятий вынуждены продолжать оказывать услуги по ценам, не обеспечивающим прежнюю рентабельность, а иногда и приносящим убытки.

Численные значения коэффициента использования вместимости в) подсчитываются по формуле

где

— число ночевок (человеко-дней);

— число мест в гостиничном предприятии (койко-мест).

Безубыточность функционирования гостиничного предприятия определяется по критической точке равенства доходов и расходов (Ккт):

где

— средние условно-постоянные расходы на 1 место;

— тариф на 1 ночевку 1 человека;

— условно-переменные расходы на 1 ночевку 1 человека.

Функционирование предприятия с прибылью возможно, если >= .

Туроператоры и оптовые турагентства образуют свой доход в результате различий оптовых цен на туристические услуги на мировом и внутреннем рынках. Разность между этими ценами - это маржа. После вычета из маржи себестоимости собственных услуг и налогов образуется прибыль. Турагентства, продающие туруслуги населению по розничным ценам, образуют свой доход за счет комиссионных и процентных надбавок.

Конкурентная борьба на туристическом рынке ведется по следующим направлениям:

*

* *

Поведение потребителей туристических услуг характеризуется:

Основные факторы, предопределяющие поведение потребителей, следующие:

Объем потребления услуг определяется в основном доходом потребителей. Существует минимальный уровень дохода, начиная с которого становится возможным путешествие. В Российской Федерации 90% населения не имеет такой возможности. Влияние дохода на объём потребления туруслуг прямое: чем выше доход потребителей, тем большее их число участвует в путешествиях.

Реакция на изменение цены предложения туристических услуг у различных групп потенциальных потребителей зависит не только от дохода, но и от неценовых факторов, перечисленных выше. Слабая реакция — неэластичность спроса при повышении или снижении цен — проявляется со стороны групп из богатых слоев общества, которые не придают существенного значения изменению их расходов на туризм; это также характерно для тяжелобольных, нуждающихся в курортном лечении определенного вида, и паломников с крайней степенью приверженности к определенным религиозным святыням. Для других групп туристов с низкими или средними доходами повышение цен ведет к полному отказу от путешествий или к выбору путешествия на более близкое расстояние, на более короткий срок и в более скромных условиях.

Поведение потребителей туруслуг из разных стран обычно существенно различается. Например, немцы — любители культуры и семейного отдыха на природе, они требовательны к соответствию «цена — качество», предпочитают организованный отдых. Итальянцы предпочитают скромные цены. В противовес немцам эти туристы индивидуальные и мало организованные.