Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
-
Критерии
Сегменты спроса
Психологические критерии
1. Мотив поездки
туризм рекреационный
туризм деловой
туризм спортивный
туризм познавательный
туризм коммуникационный (по обмену информацией)
2. Тип туриста (психологический портрет)
различные классификации (например, S-, F-, W-, A-, B-типы туристов и т.п.)
3. Сезонность
основной сезон
межсезонье
по месяцам года
4. Организация поездки
самостоятельно
через турфирму
5. Форма поездки
групповая
индивидуальная
6. Используемые транспортные средства
автотуризм
авиатуризм
велотуризм
автобусный туризм
морской круизный туризм
речной круизный туризм
другие виды транспортных средств
7. Используемые средства размещения
гостиницы
мотели
кемпинги
частные дома и квартиры
другие виды размещения
8. Длительность поездки
длительные (более 21 дня)
краткосрочные (2-4 дня)
средней продолжительности (7-14 дней)
9. Удаленность туристской цели
различные критерии сегментирования
10. Источники финансирования
социальный туризм (поездки малообеспеченных слоев населения субсидируются системой социального страхования)
инсентивные туры (поощрительные поездки для сотрудников фирмы, их семей, финансируемые фирмой)
11. Консультанты и посредники в принятии решения и совершения туристической поездки
туроператоры
турагенты (туристское бюро)
информации
Таблица 4.3.2
Сегментация спроса на туристический продукт
Критерии | Сегменты спроса | |
1. Географические критерии |
| |
1. Страна прибытия туриста | въездной выездной внутренний | |
2. Географическая цель туристской поездки | туризм по странам мира туризм по отдельным регионам мира туризм по отдельным регионам страны проживания туриста | |
2. Социальные критерии |
| |
1. Возраст | молодежный туризм (до 30 лет) туризм «сениоров» (от 30 до 45 лет и от 45 до 55 лет), детский туризм, туризм по возрастным группам | |
2. Пол | женский туризм, смешанный туризм | |
3. Профессия туриста | множество сегментов по профессиональному признаку специальные туры для сотрудников различных отраслей экономики, политики, общественной жизни | |
4. Профессия главы семьи | сегменты по принадлежности к различным социальным слоям общества (высший менеджмент, служащие, рабочий и т.п.) | |
5. Величина населенного пункта постоянного проживания | туристы из больших, средних, малых городов, туристы из сельской местности | |
6. Семейный туризм | туризм одиноких туризм семей без детей туризм семей с детьми многосемейный туризм | |
7. Национальность | этнический туризм | |
8. Религиозные убеждения | религиозный туризм | |
9. Доход семьи | социальный туризм люкс-туризм недорогие туры эксклюзивные туры |
При сокращении спроса на туруслуги уменьшаются используемые мощности рабочей силы. Поэтому туристские организации устанавливают объем предложения услуг, прежде всего, на основе достоверных сведений об объёме предполагаемого потребления. Повышение спроса на туруслуги вызывает реакцию предложения со значительным запаздыванием во времени по причине того, что структура фондов туристических предприятий характеризуется более высоким удельным весом основных средств производства услуг по сравнению с оборотными средствами и длительным сроком амортизации и из-за ограниченности местных возможностей.
Каждый туристический район может принять для обслуживания строго определенное число людей, ограниченное степенью развитости транспорта, средств размещения, объектов общественного питания, функционирующих в данном районе.
С понижением спроса туристическое предложение становится практически неэластичным, так как преобладающая часть основных средств вложена в узкоспециализированные объекты (рестораны, гостиницы и др.) и не может быть использована для других целей. Владельцы туристических предприятий вынуждены продолжать оказывать услуги по ценам, не обеспечивающим прежнюю рентабельность, а иногда и приносящим убытки.
Численные значения коэффициента использования вместимости (Кв) подсчитываются по формуле
где
— число ночевок (человеко-дней);
— число мест в гостиничном предприятии (койко-мест).
Безубыточность функционирования гостиничного предприятия определяется по критической точке равенства доходов и расходов (Ккт):
где
— средние условно-постоянные расходы на 1 место;
— тариф на 1 ночевку 1 человека;
— условно-переменные расходы на 1 ночевку 1 человека.
Функционирование предприятия с прибылью возможно, если >= .
Туроператоры и оптовые турагентства образуют свой доход в результате различий оптовых цен на туристические услуги на мировом и внутреннем рынках. Разность между этими ценами - это маржа. После вычета из маржи себестоимости собственных услуг и налогов образуется прибыль. Турагентства, продающие туруслуги населению по розничным ценам, образуют свой доход за счет комиссионных и процентных надбавок.
Конкурентная борьба на туристическом рынке ведется по следующим направлениям:
снижение себестоимости туристических услуг при поддержании высокого уровня сервиса;
установление льготного курса в пользу иностранных туристов, что характерно для стран, экономика которых в большой степени зависит от международного туризма;
разработка оригинальных туристических услуг, сохранение надёжной клиентуры или контроля над территорией приема туристов, что характерно для малых турагентств в их борьбе за выживание;
создание объединений на основе включения независимых агенств в саттелитную сеть крупных оптовиков на взаимовыгодных условиях:
создание группами турагентств собственных консорциумов;
подчинение деятельности турагентств другим, уже сложившимся, фирмам (транспортным компаниям, гостиничным цепям), создающим важные составляющие туруслуг.
*
* *
Поведение потребителей туристических услуг характеризуется:
предпочтением вида и качества потребляемых услуг;
объемом потребляемых услуг;
реакцией на изменение цены предложения.
Основные факторы, предопределяющие поведение потребителей, следующие:
доходы потребителей туруслуг;
цены предложения на услуги;
неценовые факторы (социальный, демографический, национальный, психологический признаки, по которым классифицируют группы потребителей).
Объем потребления услуг определяется в основном доходом потребителей. Существует минимальный уровень дохода, начиная с которого становится возможным путешествие. В Российской Федерации 90% населения не имеет такой возможности. Влияние дохода на объём потребления туруслуг прямое: чем выше доход потребителей, тем большее их число участвует в путешествиях.
Реакция на изменение цены предложения туристических услуг у различных групп потенциальных потребителей зависит не только от дохода, но и от неценовых факторов, перечисленных выше. Слабая реакция — неэластичность спроса при повышении или снижении цен — проявляется со стороны групп из богатых слоев общества, которые не придают существенного значения изменению их расходов на туризм; это также характерно для тяжелобольных, нуждающихся в курортном лечении определенного вида, и паломников с крайней степенью приверженности к определенным религиозным святыням. Для других групп туристов с низкими или средними доходами повышение цен ведет к полному отказу от путешествий или к выбору путешествия на более близкое расстояние, на более короткий срок и в более скромных условиях.
Поведение потребителей туруслуг из разных стран обычно существенно различается. Например, немцы — любители культуры и семейного отдыха на природе, они требовательны к соответствию «цена — качество», предпочитают организованный отдых. Итальянцы предпочитают скромные цены. В противовес немцам эти туристы индивидуальные и мало организованные.
- Уо «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
- Экономика туризма
- Введение
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 1. Экономика туризма в системе экономических наук. История развития туризма, его сущность, экономическое содержание и место в хозяйственном комплексе
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Тема 4. Туристический рынок
- 1. Сущность, содержание и функции туристического рынка
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. Туристское предприятие
- 1. Туристское предприятие его цели, задачи, характерные черты и функции
- 2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий. Обоснование экономической эффективности создания туристического предприятия
- Алгоритм расчета экономической эффективности создания туристского предприятия
- 3. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования. Его принципы и формы
- Тема 6. Основные и оборотные фонды туристского предприятия
- Тема 7. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме
- 1. Сущность и особенности труда в туризме. Трудовые ресурсы их состав, структура, характеристика, источники формирования
- 2. Оплата труда в туризме. Структура заработной платы. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Система премирования работников туристских предприятий
- Механизм регулирования заработной платы
- Формы и системы оплаты труда
- Структура заработной платы
- Тарифная система
- 3. Система премирования работников туристских предприятий
- 4. Эффективность использования рабочей силы в туризме
- Тема 8.Финансовые ресурсы туристского предприятия
- 1. Финансовые ресурсы, их сущность и роль в организации деятельности туристского предприятия. Источники образования финансовых ресурсов
- Функции финансов
- Источники формирования финансовых ресурсов
- 2. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия
- Инвестиционная деятельность туристского предприятия
- Тема 9. Издержки производства туристского предприятия
- 1. Сущность, структура и состав издержек производства в туризме
- 2. Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта
- 3. Управление издержками производства туристского предприятия. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий
- Тема 10. Налоги и налогообложение в туризме
- 1. Сущность виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий
- 2. Анализ влияния действующей налоговой системы на результаты деятельности туристского предприятия и пути повышения его эффективности
- Тема 11. Ценообразование в туризме
- 1. Сущность цены ее функции, классификация. Роль и значение цены на рынке туристских услуг
- 2. Ценовая политика, принципы, методология и стратегия ценообразования в туризме
- Стратегия ценообразования
- 3. Методика расчета цены туристского продукта, услуги
- Механизм формирования цены туристского продукта
- Структура цены туристского продукта
- Проблемы формирования цены туристского продукта
- Тема 12. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия
- 1. Доход туристского предприятия. Сущность, функции, виды, методика расчета и порядок распределения и использования прибыли на туристском предприятии
- Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристского предприятия
- Виды прибыли и методика их расчета
- Распределение и использование прибыли туристского предприятия
- 2. Рентабельность туристского предприятия и методы ее определения
- Тема 13. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия
- 1. Содержание экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Виды, методика, способы и этапы анализа хозяйственной деятельности
- 2. Анализ финансового состояния туристского предприятия. Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Пути улучшения финансовой устойчивости туристского предприятия
- Анализ ликвидности
- Анализ: платежеспособности
- Анализ деловой активности
- Анализ рентабельности
- Анализ финансовой устойчивости
- Тема 14. Планирование деятельности туристского предприятия
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы.
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия.
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы
- Стратегическое планирование
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия
- Механизм разработки раздело бизнес-плана туристского предприятия