logo search
Экономика туризма лекции

4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы

В рыночной экономике движение натурально-вещественных факторов производственных фондов осуществляется в стоимостной форме, которая порождает особые стоимостные потребности. Стоимостные и материальные потребности выступают в единстве. Это единство само выступает как характеристика потребности, определяемая сущностью производственных фондов. Поэтому главное экономическое требование к поставщикам туристского оборудования — обеспечение опережающего роста технико-технологических характеристик средств производства и улучшения качества по сравнению с динамикой их стоимости (с учетом инфляции). Выполнение этого требования является свидетельством интенсивного пути ведения хозяйства. Определить потребности в производственных фондах с учетом единства их натурально-вещественной и стоимостной форм означает, что при выборе вариантов технических и технологических решений должны участвовать и стоимостные параметры. Они должны закладываться уже в техническом задании разработчикам. В противном случае нарушаются пропорции в производственных фондах.

Завышение стоимостных элементов средств производства особенно остро сказывается на финансовом обеспечении турфирмы при освоении новых видов продукции (услуг), что связано с повышенными затратами освоения, которые далеко не всегда могут компенсироваться выручкой. Это не заинтересовывает туристскую организацию в обновлении видов выпускаемой продукции (оказании услуг), так как стоимость оборудования относится на постоянные издержки производства турфирмы.

Финансовая устойчивость турфирмы всецело зависит от величины выручки. Она, как известно, определяется произведением цены единицы товара (услуги) на его реализованное количество. Величина выручки должна покрыть все произведенные затраты и обеспечить получение прибыли. Для решения этой задачи экономическая наука разработала инструментарий, включающий следующие категории:

Сп = Вр – И пер, где: Сп – сумма покрытия,

Вр – выручка,

Ипер – издержки переменные.

т.е. сумма покрытия включает в себя сумму постоянных издержек и прибыли. Для расчета суммы покрытия из выручки вычитают все переменные издержки (иногда их называют прямыми затратами), а также часть накладных расходов, которые зависят от объема производства и поэтому относятся к переменным издержкам.

Под средней величиной покрытия понимают разницу между ценой товара и средними переменными издержками. Средняя величина покрытия отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных издержек и в получение прибыли.

Впср = Ц – Исред.пер,, где:

Впср – средняя величина покрытия;

Ц – цена;

Исред.пер – издержки средние переменные.

Коэффициентом покрытия называется доля суммы покрытия в выручке от реализации. Для отдельной единицы товара коэффициент покрытия — это доля средней величины покрытия в цене единицы товара.

Кп = (Ипост + Пр)/Вр,, где:

Кп – коэффициент покрытия,

Ипост – издержки постоянные.

Под точкой безубыточности понимается такая выручка от реализации объема производства турфирмы, которая обеспечивает покрытие всех её затрат и нулевую прибыль.

Вр – И = 0 или Пр = 0, где

И – издержки.

Пороговая выручка (иногда ее называют критическим объемом продаж) это выручка, которая соответствует точке безубыточности.

Запас прочности — это процентное отклонение фактической выручки от пороговой. Определяется отношением разницы фактической и пороговой выручки к фактической выручке в процентном исчислении:

Зпр = (Врф – Врп)/Врф х100% где:

Зпр – запас прочности,

Врф – выручка от реализации фактическая,

Врп – выручка пороговая.

Использование указанных категорий позволяет решить ряд практических задач, постоянно возникающих в производственной деятельности любого предприятия, в том числе и турфирмы.