logo search
Новая папка / Международный туристический бизнес

3.1. Основные участники операций международного туризма и система взаимоотношений

Осуществление международных туристских операций предполагает определенные отношения между туристами — потребителями туристических услуг и туристическими фирмами — их производителями и реализаторами, а также отношение последних с различными организациями (банками, транспортными и страховыми компаниями и т.п.), обеспечивающими исполнение этого вида международных услуг.

Согласно Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российский Федерации», турист — это гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющий не менее одной ночевки. Его взаимоотношения с туристической фирмой заключаются в приобретении туристической путевки — документа, подтверждающего факт передачи туристического продукта — права на тур, предназначенного для передачи туристу, а тур — это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Работа туристических фирм с туристами включает в себя:

— предложение туристу или группе туристов определенного набора туристическо-экскурсионных услуг;

— получение от клиента денежных средств за путевку (тур).

— перечисление денежных средств соответствующим организациям за размещение, проживание, экскурсионное обслуживание.

Договорные отношения туриста и туристической фирмы складываются как отношения покупателя (заказчика) и продавца (исполнителя). При этом следует подчеркнуть особый характер «продукта», приобретаемого у туристической фирмы. Вступая с ней в договорные отношения, турист рассчитывает в конечном итоге получить необходимый ему набор услуг. Фирма же предоставляет ему, как правило, еще не сами услуги, а права (гарантии) получения в определенное время, в определенном месте услуг, непосредственно осуществляемых другими фирмами, не имеющими прямых договорных отношений с данным туристом, но состоящими в договорных отношениях с направляющей туристической фирмой. Турист приобретает также и гарантии оказания определенных видов услуг и самой направляющей фирмой. Совокупность этих прав отображается в путевке, которая является конечным «продуктом» деятельности туристической фирмы и соответственно предметом ее реализации.

Туроператорская деятельность — это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туроператором).

Турагентская деятельность — деятельность по продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем (турагентом).

Взаимоотношения между туроператором и туристом чаще всего строятся на основании агентского договора о предоставлении первым второму права на реализацию туристического продукта, сформированного туроператором.

Для случаев самостоятельной реализации туристического продукта туроператором на схеме 3.1. исключается блок «турагент», и в случаях турагентской деятельности по договору с зарубежными фирмами — блок «туроператор» и все его функции выполняются турагентом.

Следует отметить, что работа в качестве агента без организации собственных туров целесообразна лишь на начальном этапе деятельности туристической фирмы, но по мере расширения деятельности турфирм и налаживания прямых связей с зарубежными партнерами экономически выгоднее изменить статус и стать туроператором, что даст возможность сократить платежи по НДС за счет льгот, предусмотренных п.12«у» Инструкции ГНС РФ от 11 октября 1995 года № 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость».

На практике представители туристического бизнеса нередко трактуют эту льготу или как освобождение от НДС туристических услуг, или вообще как освобождение от НДС туристических фирм. В действительности же, согласно Инструкции, от налога на добавленную стоимость освобождаются туристическо-экскурсионные путевки, что позволяет снизить их себестоимость.

Данными льготами могут пользоваться только фирмы, предлагающие путевки, созданные ими самими и оформленные как собственные, что может быть осуществлено в результате прямого договора с зарубежным партнером.

Изменение статуса туристической фирмы не требует дополнительных затрат на переоформление документов потому, что фирма уже имеет лицензию, разрешающую осуществление операций по международному туризму, и может работать в качестве туроператора. Но необходимо открытие валютного счета потому, что валютные средства любого юридического лица хранятся на его валютном счете, который можно открыть в российском уполномоченном банке или в иностранном банке за границей при наличии разрешения Центрального банка России и необходимых документов — заявления, копии Устава, учредительного договора и решения о создании или регистрации предприятия (нотариально заверенные).

Уполномоченный банк оформляет открытие текущего и транзитного валютных счетов распоряжением по установленной форме, которое подписывается руководителем и главным бухгалтером, и взимает комиссионные в валюте за открытие счетов и осуществление по ним валютных операций. Валюта счета определяется по выбору клиента, причем он может быть открыт сразу в нескольких валютах, чтобы избежать конвертации, которая осуществляется за дополнительную плату.

Банк начисляет и выплачивает проценты по валютным счетам в тех валютах, по которым имеет доходы от их размещения на международном рынке. По текущим валютным счетам процентная ставка определяется на основе справок по краткосрочным (однодневным) депозитам.

Средства в иностранной валюте, находящейся на текущем валютном счете предприятия, составляют его валютный фонд, который образуется за счет части выручки, полученной за предоставление услуг.

Валютная выручка предприятия делится на две части. Предприятия обязаны продавать 50% выручки от предоставляемых услуг на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки (по рыночному курсу рубля) в Валютный резерв Центрального банка РФ. Оставшиеся 50% выручки зачисляются на валютный счет фирмы. Банк осуществляет контроль за операциями с валютой и оформляет паспорт сделки, содержащий необходимые сведения о внешнеэкономической операции.

При наличии валютного счета и лицензии на осуществление внешнеэкономических операций по международному туризму туристическая фирма может перейти к заключению прямого договора с контрагентами.

Отношения с зарубежным партнером основываются на разделении предоставляемых услуг. Иностранная фирма обеспечивает проживание, питание, экскурсионное обслуживание, а иногда и страхование. Российская фирма — перевозку туристов, страхование и визовое оформление. Рекламная кампания осуществляется российской фирмой с использованием только собственных средств, без помощи партнера.

Подобное деловое сотрудничество можно считать наиболее удобным. Иностранная компания, имея постоянные связи с гостиницами и лучше разбираясь в положении на рынке, может снизить затраты и обеспечить скидку, которые дают возможность российской фирме предлагать конкурентоспособные услуги по стоимости меньшей, чем затраты самостоятельно путешествующего туриста, что обеспечивает постоянный спрос.

Граждане России, выезжающие за рубеж, должны учитывать, что любые медицинские услуги, оказываемые иностранным гражданам за рубежом, подлежат оплате, которая может быть очень значительной. Многие посольства выдают визу только при наличии страхового полиса, который является гарантией оплаты медицинских услуг.

Именно поэтому при организации туров туристические фирмы сотрудничают со страховыми компаниями. Страховой взнос входит в стоимость путевки. Его величина зависит от тарифа. Существуют четыре разновидности тарифов, которые основываются на:

— условиях посольств, которые могут определить минимальную величину страховой суммы, например, для западной Европы это примерно 30 долларов США;

— сроке поездки;

— количестве человек в группе (возможны скидки от 5 до 20%);

— возрасте (старше 60 лет страховая сумма может быть I увеличена в два раза).

На сегодняшний день существуют две формы страхового обслуживания туристов.

1. Компенсационная.

Предусматривает оплату самим путешественником всех медицинских расходов и возмещение их лишь по возвращении на родину, что, как правило, неудобно, так как вынуждает туриста иметь при себе значительный денежный запас на этот случай.

1.1. Программа страхования багажа.

Сумма страхового лимита около 2000 долларов. Она выплачивается по предъявлении документов, подтверждающих, что багаж

был утерян или поврежден во время хранения или транспортировки. Это наиболее распространенный вид страхования, так как тариф страхования багажа составляет около 50 центов в день.

2. Сервисная.

2.1. Страхование медицинских расходов.

2.2. Юридический и информационный ассистанс — обеспечение правовой поддержки путешественникам в случае административных или гражданских нарушений, а также гарантия получения необходимой информации о наиболее удобных маршрутах.

2.3. Страхование от несчастного случая.

2.4. Программа страхования гражданской ответственности за нанесение ущерба имуществу третьих лиц, нанесенного туристом в результате «неумышленных действий».

Страховой полис — обязательный документ при турпоездке Большинство стран мира не выдает визы без наличия специального страхового полиса. К ним относится большинство развитых стран: Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Дания, Испания, Норвегия, Франция, Швейцария, Швеция, США.

Страховой полис как документ, гарантирующий оплату необходимого медицинского обслуживания при наступлении страхового случая, обязательно содержит номер телефона фирмы-партнера, по которому можно обратиться за помощью, информацию о страхователе, страховщике, условиях, стоимости страховки и освобождении от (ответственности) обязательств компании в случае войны, ядерных взрывов, дорожных аварий, хронических заболеваний и т.д.

Обычно турфирмы включают в стоимость турпоездок страховые полисы и за это берут со страховой фирмы комиссию в размере 10 — 15%. Российские страховые фирмы продают полисы следующими способами:

— напрямую туристам;

— отдают на реализацию брокерам;

— предлагают полисы турфирмам.

Расходы по страхованию будут значительно меньше, если смету будет составлять зарубежный партнер, так как его представители лучше ориентируются в услугах по страхованию в данной стране. Туристическая фирма пересылает страховщику запрос и гарантийное письмо со сроками поездки, наименованием страны назначения, средств передвижения, принимающей фирмы, количеством туристов поименно с указанием номера паспорта и возраста.

Подобным образом оформляются и визы.

Существует несколько видов виз в зависимости от целей поездки туристические, визы по частному приглашению, визы по деловому приглашению.

Оформление виз по частным и деловым приглашениям осуществляется в консульстве страны назначения в России, где после заполнения анкеты и беседы с представителем консульства в целях визита выдается разрешение на въезд в страну на определенный срок, который может быть продлен в полицейском участке (Приложение № 6).

Случаи отказа в визе составляют 5 — 7% от числа всех обратившихся, причем отказ может быть пересмотрен. Консульский сбор за данный вид услуг составляет 10 — 60 долларов США.

Оформление туристических виз осуществляется с помощью вызова зарубежной фирмы на определенное количество туристов со списком, заявленным ранее туристическим агентством. После рассмотрения консульством выдается виза, общая для всей группы или предназначенная для отдельных туристов.

При разработке программ учитывается не столько стоимость, сколько сложность процедуры оформления.

Все описанное характерно прежде всего для Соединенных Штатов Америки и Западной Европы, где к разрешению на въезд относятся очень строго.

14 июня 1985 года в люксембургском городе Шенген государствами Бенилюкса, Францией и Германией было подписано соглашение о предстоящей постепенной отмене паспортного контроля на своих внутренних границах.

В июне 1991 года к Шенгенскому соглашению присоединились Испания и Португалия, и был составлен список стран, которые обязательно должны иметь открытый визовый режим. 17 декабря 1992 года был утвержден список из 120 стран, граждане которых для пересечения границ должны иметь визу единого образца (к ним относится и Россия), был принят бланк единой визы и 22 декабря 1994 года представители правительств этих стран подписали официальный протокол о вступлении в силу Шенгенских соглашений с 26 марта 1995 года. В 1997 году к Шенгенскому соглашению присоединились Швеция и Дания. Именно с этого времени российские туристы, выезжающие в одно из этих государств на срок менее трех месяцев, получают Шенгенскую визу, при более длительном пребывании в стране назначения действуют национальные визы.

С одной стороны, перемещение по территории семи Европейских государств при оформлении одной визы безусловно очень удобно, но, с другой стороны, существенно удлинился срок (до четырех недель), в течение которого рассматривается вопрос о выдаче разрешения на въезд. Это связано с тем, что посольства этих государств посылают друг другу запросы на того или иного обратившегося.

Существуют также государства, в которых оформление на въезд осуществляется непосредственно на границе. К ним относятся Бахрейн, Египет, Кения, Ливан, Мальта, Непал, Объединенные Арабские Эмираты и Турция.

Безвизовый въезд по приглашению без оформления заграничного паспорта разрешен в страны Восточной Европы, Монголию, Кубу.

Российские граждане имеют право на въезд без оформления виз в Колумбию, Малайзию, Эквадор, Кипр и др. страны.

При оформлении документов в обязанности турфирмы входит информирование туристов о требованиях пограничных и таможенных служб.

При пересечении таможенной границы Российской Федерации товары, вывозимые гражданами, не предназначенные для коммерческой и производственной деятельности, стоимость которых. Не превышает 50-кратного минимального размера месячной оплаты труда, не облагаются (платежами) пошлинами. При превышении этой стоимости таможенный платеж составляет 60% этой суммы.

Существуют ограничения на некоторые виды товаров:

— рыба — 5 кг;

— икра черная и красная — 280 граммов;

— лекарства — 1 упаковка каждого наименования;

— бытовые изделия из цветных металлов — 20 кг;

— ювелирные изделия — 5 предметов;

— золото и платина — 30 гр;

— серебро — 120 гр.

Что же касается ввоза товара, то его стоимость не должна превышать двух тысяч долларов США, если турист находится за рубежом менее полугода.

Без уплаты таможенных пошлин и оформления декларации можно ввезти:

— алкогольные напитки — 5 литров;

— табачные изделия — 1000 штук;

— одежда из натуральной кожи — 3 предмета;

— меховая одежда — 3 предмета;

— головные уборы из натурального меха — 3 штуки;

— ковры — 2 штуки;

— изделия из хрусталя — 3 предмета или 1 сервиз;

— бриллианты — 0,5 карата;

— ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней — 5 предметов.

При превышении этих ограничений действуют единые ставки таможенных платежей:

— одежда из натуральной кожи — 6 экю за 1 кг;

— одежда из норки — 100 экю за 1 штуку;

— одежда из нутрии — 60 экю за 1 штуку;

— одежда из песца и лисицы — 60 экю за 1 штуку;

— одежда из прочего меха — 40 экю за 1 штуку;

— ковры и напольные покрытия — 1 экю за 1 кг;

— текстиль, трикотаж, обувь — 4 экю за 1 кг;

— посуда — 3 экю за 1 кг;

— телевизоры и видеоаппаратура — от 20 до 100 экю.

Если допущено превышение по количеству или стоимости ввозимых вещей, их владелец должен заполнить грузовую таможенную декларацию или написать заявление в таможенный орган которое рассматривается как декларация.

Полезно сохранять справки, чеки, квитанции и другие документы о покупке товаров, при отсутствии которых сотрудники таможенных органов сами определяют стоимость.

Наиболее распространены нарушения туристами условий вывоза валюты, которая должна декларироваться. Дети до 16 лет предъявляют деньги без заполнения декларации.

Вывоз валюты регламентируется Инструкцией Центрального банка РФ № 27 от 27.02.95 года, в которой говорится, что граждане могут вывезти иностранную валюту в эквиваленте 500 долларов США. При вывозе больших сумм необходимо разрешение уполномоченного банка, действительное в течение 1 года. Дорожные чеки и кредитные карточки не декларируются.

За оформлением таможенных документов следит руководитель группы, который, если необходимо, оказывает помощь при заполнении документов на английском или французском языке не только при пересечении российской границы, но и границы страны назначения.

Занимаясь организацией международного туризма, необходимо учитывать также транспортное обеспечение. Выбор транспорта зависит от многих факторов:

— отдаленности страны назначения;

— возможности использования прямых рейсов, что зачастую предпочитают туристы;

— стоимость поездки и ее цели.

В шопинг-турах удобнее использовать более дешевые виды транспорта, в экскурсионных турах можно заинтересовать туриста либо быстротой передвижения к месту назначения, либо возможностью ознакомления в процессе перемещения с различными памятниками культуры и архитектуры.

Железнодорожный и автомобильный транспорт часто используется при организации поездок в страны Европы потому, что это очень удобно и дешево. Работа с железной дорогой осуществляется по следующему плану:

1. Высылается заказ с просьбой предоставления определенного числа вагонных мест.

2. Непосредственно перед отъездом заключается договор с железной дорогой, где оговариваются количество арендуемых вагонных мест, оплата аренды багажного вагона, стоимость билетов, обязанности и возмещение ущерба.

3. После подписания договора производится расчет.

Заполнение таможенной декларации, оплата пошлины за ввозимый товар осуществляется индивидуально. Руководитель только предоставляет вагонные места предварительно собранной группе и следит за порядком исполнения договора, так как именно он отвечает перед железной дорогой за ущерб, нанесенный туристом.

Что же касается авиатранспорта, то в данном случае работа начинается с посылки «запроса» на проведение тех или иных туристических поездок в течение года. Эти поездки не являются обязательными и их число не оговаривается. Вся необходимая информация — это страны, которые интересуют туристическое агентство на ближайший срок и в течение года.

Непосредственно перед поездкой заключается чартерный договор, который включает:

1. Предмет договора.

В этом пункте определяется содержание приложений и законодательная база, в соответствии с которой осуществляются перевозки.

2. Права и обязанности сторон.

Авиакомпания выделяет самолет с экипажем и имеет право на заполнение свободных мест по своему усмотрению, а также имеет право перенести вылет самолета по погодным или техническим причинам.

Заказчик не имеет права передачи своих обязанностей третьим лицам, обеспечивает наличие необходимых документов, оплачивает дополнительные расходы за неготовность пассажиров и багажа.

3. Обстоятельства непреодолимой силы.

4. Штрафные санкции.

При задержке самолета по причине, не относящейся к пункту 2, штраф составляет 25% стоимости вылета.

5. Порядок разрешения споров.

6. Общие положения.

В приложениях говорится о порядке бронирования мест в самолетах и отказе от этих мест, о тарифах и скидках, зависящих от численности пассажиров и возраста. Например, для 7 - 14 человек скидка составляет 5%, 14 — 25 человек — 10% и более 24 человек — 15%.

Необходимо также учитывать то, что в ценообразовании авиакомпании практически свободны, а потому могут применять тарифы, которые регистрируются в Центре расписаний и тарифов.