logo search
Экономика туризма лекции

3. Методика расчета цены туристского продукта, услуги

Как формируется стоимость туристского продукта сегодня на рынке туристских услуг?

Ценообразование представлено в двух вариантах: формирование отпускной цены туроператором и определение цены агентом. Последний механизм достаточно прост. Агентская цена назначается на условиях комиссии — работа по цене брутто либо (что встречается очень редко) на условиях надбавки к цене нетто. Вместе с тем агент, получив от туроператора отпускную цену, например, в 500 дол. США, и комиссию 50 дол., в зависимости от конкретного клиента решает, какую часть комиссии можно предложить для снижения стоимости тура. Один клиент купит тур и за 500 дол., а другой, зная, что у конкурирующей турфирмы более низкая цена, рассчитывает на скидку. Чтобы не терять клиента, турагент соглашается уступить. То есть ценообразование в агентской среде — очень подвижный процесс.

Ценообразование у туроператоров возможно двумя путями:

а) оператор формирует цену самостоятельно, на основе прямых контрактов с отелями, авиакомпанией, транспортной компанией и другими фирмами-провайдерами;

б) оператор действует на основе контрактов с принимающими туроператорами. В простейшем случае берется сумма цен нетто, к которой добавляется комиссия. Маржа по каждой услуге разная, размер определяется, во-первых, состоянием рынка (то есть за какую стоимость рынок может потребить эту услугу), во-вторых, соотнесением со своими расходами (то есть на каких ценах фирма может позволить себе работать). Поэтому цена испытывает давление: сверху — рынка, а снизу — нетто-цен и собственного затратного механизма. В рамках этой "дельты" и идет определение цены.

В упрощенном виде процесс формирования отпускной цены туроператора выглядит следующим образом: суммируются неттовые тарифы гостиницы, авиаперелета, трансферов, экскурсий. К полученной стоимости добавляется надбавка, так называемая handling fee, покрывающая все косвенные расходы турфирмы — но зарплате, аренде, коммунальным платежам, телефонам и др. В handling fee закладывается и прибыль компании.

Обратимся к европейскому опыту образования отпускной цены у турагента. Агентства ни в коей мере не участвуют в определении цены туристского продукта. Есть цены и градации цен, установленные туроператором, по ним и работают агентства. Право на снижение цен агент имеет только в отношении путевок last minute, то есть "горящих". Но это не демпинг, а попытка подстроиться под спрос.

Что касается цен нетто и брутто, то известны редкие случаи работы не на условиях комиссии, а по принципу установления продажной цены надбавкой к стоимости нетто. В Германии такую форму практикуют очень мелкие туристские фирмы (их еще называют "агентствами одного человека"), расположенные в селах и маленьких городках.

Можно сделать вывод о том, что туристские предприятия применяют к ценообразованию бухгалтерский подход, суммируя все затраты с учетом нормы прибыли. В последнее время у отечественных туристских фирм все большую популярность завоевывает другой подход — маркетинговый, хорошо известный на Западе. В данном случае цена учитывает не только внутренние, но и внешние факторы. Прежде всего изучается состояние рынка, спроса и предложения, определяются ценовые возможности потребителя по приобретению нового туристского продукта или услуги, предложения конкурентов и т.д.

Одно из главных требований законодателя в области ценообразования — это экономическая обоснованность цен. Она может быть достигнута прежде всего при соблюдении принципов ценообразования. Важнейшими из них являются:

единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен, обеспечивающееся контролем за ценами со стороны государства (проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования) и соблюденных законодательством правил ценообразования) и соблюдением турфирмой положений и требований нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы ценообразования.

Установленное в настоящее время требование государственных органов о необходимости экономического обоснования цен оправданно не только с точки зрения защиты потребителей от необоснованного роста цен. Оно также помогает туристским предприятиям анализировать свои затраты, конъюнктуру рынка и другие факторы и условия, которые сказываются на эффективности работы.

Базой формирования цены на туристский продукт, услугу являются следующие нормативно-правовые документы:

• свод законов и методических указаний по налогообложению; закон о бюджете на очередной год;

• контракты, договоры, агентские соглашения с партнерами, перевозчиками, предприятиями средств размещения, страховыми компаниями, посольствами и другими участниками процесса производства и реализации туристского продукта.

В туризме работают свободные цены, устанавливаемые производителями туристского продукта по согласованию с потребителями и применяемые при расчетах производителей со всеми потребителями. Они формируются на основе себестоимости производства продукции (товаров, услуг), прибыли, всех видов налогов из себестоимости, выручки и прибыли, а также обязательных неналоговых платежей, установленных законодательством исходя из качества потребительских свойств товара (услуги) и конъюнктуры рынка.