3. Методика расчета цены туристского продукта, услуги
Как формируется стоимость туристского продукта сегодня на рынке туристских услуг?
Ценообразование представлено в двух вариантах: формирование отпускной цены туроператором и определение цены агентом. Последний механизм достаточно прост. Агентская цена назначается на условиях комиссии — работа по цене брутто либо (что встречается очень редко) на условиях надбавки к цене нетто. Вместе с тем агент, получив от туроператора отпускную цену, например, в 500 дол. США, и комиссию 50 дол., в зависимости от конкретного клиента решает, какую часть комиссии можно предложить для снижения стоимости тура. Один клиент купит тур и за 500 дол., а другой, зная, что у конкурирующей турфирмы более низкая цена, рассчитывает на скидку. Чтобы не терять клиента, турагент соглашается уступить. То есть ценообразование в агентской среде — очень подвижный процесс.
Ценообразование у туроператоров возможно двумя путями:
а) оператор формирует цену самостоятельно, на основе прямых контрактов с отелями, авиакомпанией, транспортной компанией и другими фирмами-провайдерами;
б) оператор действует на основе контрактов с принимающими туроператорами. В простейшем случае берется сумма цен нетто, к которой добавляется комиссия. Маржа по каждой услуге разная, размер определяется, во-первых, состоянием рынка (то есть за какую стоимость рынок может потребить эту услугу), во-вторых, соотнесением со своими расходами (то есть на каких ценах фирма может позволить себе работать). Поэтому цена испытывает давление: сверху — рынка, а снизу — нетто-цен и собственного затратного механизма. В рамках этой "дельты" и идет определение цены.
В упрощенном виде процесс формирования отпускной цены туроператора выглядит следующим образом: суммируются неттовые тарифы гостиницы, авиаперелета, трансферов, экскурсий. К полученной стоимости добавляется надбавка, так называемая handling fee, покрывающая все косвенные расходы турфирмы — но зарплате, аренде, коммунальным платежам, телефонам и др. В handling fee закладывается и прибыль компании.
Обратимся к европейскому опыту образования отпускной цены у турагента. Агентства ни в коей мере не участвуют в определении цены туристского продукта. Есть цены и градации цен, установленные туроператором, по ним и работают агентства. Право на снижение цен агент имеет только в отношении путевок last minute, то есть "горящих". Но это не демпинг, а попытка подстроиться под спрос.
Что касается цен нетто и брутто, то известны редкие случаи работы не на условиях комиссии, а по принципу установления продажной цены надбавкой к стоимости нетто. В Германии такую форму практикуют очень мелкие туристские фирмы (их еще называют "агентствами одного человека"), расположенные в селах и маленьких городках.
Можно сделать вывод о том, что туристские предприятия применяют к ценообразованию бухгалтерский подход, суммируя все затраты с учетом нормы прибыли. В последнее время у отечественных туристских фирм все большую популярность завоевывает другой подход — маркетинговый, хорошо известный на Западе. В данном случае цена учитывает не только внутренние, но и внешние факторы. Прежде всего изучается состояние рынка, спроса и предложения, определяются ценовые возможности потребителя по приобретению нового туристского продукта или услуги, предложения конкурентов и т.д.
Одно из главных требований законодателя в области ценообразования — это экономическая обоснованность цен. Она может быть достигнута прежде всего при соблюдении принципов ценообразования. Важнейшими из них являются:
научная обоснованность цены, состоящая в необходимости познания и учета законов развития рыночной экономики: закона стоимости, закона спроса и предложения;
целевая направленность цен, заключающаяся в отборе приоритетов. Примером может служить ориентация цен на качество обслуживания, освоение новых сегментов рынка и туристских продуктов, на потребителя;
непрерывность, предполагающая динамичность процесса ценообразования. Это проявляется в том, что туристский продукт в своем движении от идеи до потребителя проходит несколько этапов, каждый из которых сопровождается своей ценой. Кроме того, в цены постоянно вносятся изменения и дополнения;
единство процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен, обеспечивающееся контролем за ценами со стороны государства (проверка правильности применения установленных законодательством правил ценообразования) и соблюденных законодательством правил ценообразования) и соблюдением турфирмой положений и требований нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы ценообразования.
Установленное в настоящее время требование государственных органов о необходимости экономического обоснования цен оправданно не только с точки зрения защиты потребителей от необоснованного роста цен. Оно также помогает туристским предприятиям анализировать свои затраты, конъюнктуру рынка и другие факторы и условия, которые сказываются на эффективности работы.
Базой формирования цены на туристский продукт, услугу являются следующие нормативно-правовые документы:
Закон Республики Беларусь "О ценообразовании" от 26 апреля 1999 г. (с изменениями и дополнениями);
Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов (постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. № 43, с изменениями и дополнениями);
Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг): Утв. министерствами статистики и анализа, труда, финансов, экономики Республики Беларусь 30 января 1998 г., с последующими изменениями и дополнениями;
Разъяснение "Об особенностях состава затрат, включаемых в себестоимость человеко-дня в туристско-экскурсионных предприятиях": Утв. министерствами экономики, финансов, статистики Республики Беларусь, 1994 г., с последующими изменениями и дополнениями;
• свод законов и методических указаний по налогообложению; закон о бюджете на очередной год;
• контракты, договоры, агентские соглашения с партнерами, перевозчиками, предприятиями средств размещения, страховыми компаниями, посольствами и другими участниками процесса производства и реализации туристского продукта.
В туризме работают свободные цены, устанавливаемые производителями туристского продукта по согласованию с потребителями и применяемые при расчетах производителей со всеми потребителями. Они формируются на основе себестоимости производства продукции (товаров, услуг), прибыли, всех видов налогов из себестоимости, выручки и прибыли, а также обязательных неналоговых платежей, установленных законодательством исходя из качества потребительских свойств товара (услуги) и конъюнктуры рынка.
- Уо «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
- Экономика туризма
- Введение
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 1. Экономика туризма в системе экономических наук. История развития туризма, его сущность, экономическое содержание и место в хозяйственном комплексе
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Тема 4. Туристический рынок
- 1. Сущность, содержание и функции туристического рынка
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. Туристское предприятие
- 1. Туристское предприятие его цели, задачи, характерные черты и функции
- 2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий. Обоснование экономической эффективности создания туристического предприятия
- Алгоритм расчета экономической эффективности создания туристского предприятия
- 3. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования. Его принципы и формы
- Тема 6. Основные и оборотные фонды туристского предприятия
- Тема 7. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме
- 1. Сущность и особенности труда в туризме. Трудовые ресурсы их состав, структура, характеристика, источники формирования
- 2. Оплата труда в туризме. Структура заработной платы. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Система премирования работников туристских предприятий
- Механизм регулирования заработной платы
- Формы и системы оплаты труда
- Структура заработной платы
- Тарифная система
- 3. Система премирования работников туристских предприятий
- 4. Эффективность использования рабочей силы в туризме
- Тема 8.Финансовые ресурсы туристского предприятия
- 1. Финансовые ресурсы, их сущность и роль в организации деятельности туристского предприятия. Источники образования финансовых ресурсов
- Функции финансов
- Источники формирования финансовых ресурсов
- 2. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия
- Инвестиционная деятельность туристского предприятия
- Тема 9. Издержки производства туристского предприятия
- 1. Сущность, структура и состав издержек производства в туризме
- 2. Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта
- 3. Управление издержками производства туристского предприятия. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий
- Тема 10. Налоги и налогообложение в туризме
- 1. Сущность виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий
- 2. Анализ влияния действующей налоговой системы на результаты деятельности туристского предприятия и пути повышения его эффективности
- Тема 11. Ценообразование в туризме
- 1. Сущность цены ее функции, классификация. Роль и значение цены на рынке туристских услуг
- 2. Ценовая политика, принципы, методология и стратегия ценообразования в туризме
- Стратегия ценообразования
- 3. Методика расчета цены туристского продукта, услуги
- Механизм формирования цены туристского продукта
- Структура цены туристского продукта
- Проблемы формирования цены туристского продукта
- Тема 12. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия
- 1. Доход туристского предприятия. Сущность, функции, виды, методика расчета и порядок распределения и использования прибыли на туристском предприятии
- Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристского предприятия
- Виды прибыли и методика их расчета
- Распределение и использование прибыли туристского предприятия
- 2. Рентабельность туристского предприятия и методы ее определения
- Тема 13. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия
- 1. Содержание экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Виды, методика, способы и этапы анализа хозяйственной деятельности
- 2. Анализ финансового состояния туристского предприятия. Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Пути улучшения финансовой устойчивости туристского предприятия
- Анализ ликвидности
- Анализ: платежеспособности
- Анализ деловой активности
- Анализ рентабельности
- Анализ финансовой устойчивости
- Тема 14. Планирование деятельности туристского предприятия
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы.
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия.
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы
- Стратегическое планирование
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия
- Механизм разработки раздело бизнес-плана туристского предприятия