Функции финансов
Сущность финансов особо проявляется в их функциях, к которым относятся:
формирование денежных доходов с целью обеспечения жизнедеятельности туристской фирмы;
распределение (использование) денежных доходов;
контроль за формированием и использованием денежных доходов.
Основополагающей функцией финансов туристского предприятия является формирование денежных доходов, что определяется объективностью взаимосвязи финансового и товарного потоков в условиях рыночной экономики.
Не менее важным обстоятельством проявления этой функции является обеспечение жизнедеятельности туристского предприятия достаточным количеством денежных средств на всех этапах его жизненного цикла.
Посредством распределительной функции происходит формирование первоначального капитала, образующегося за счет вкладов учредителей. В результате хозяйственной деятельности после реализации туристских продуктов и услуг туристского предприятия образуется выручка от реализации и соответствующий доход. Кроме этого, идут финансовые, инвестиционные и другие поступления. После возмещения затрат, связанных с основным производством, выплатой заработной платы и т.д., на предприятии формируется определенный доход. Одна его часть поступает в госбюджет, внебюджетные фонды, другая остается в распоряжении предприятия и направляется на формирование фондов собственного использования. Таким образом, роль распределительной функции финансов туристского предприятия состоит в обеспечении оптимального сочетания интересов, государства, самого предприятия и каждого работника.
Контрольная функция заключается в обеспечении соответствия финансов предприятия их распределению, образованию и использованию. Она реализуется посредством проверки финансовой деятельности за определенный период времени. При этом необходимы финансовая информация и соблюдение финансовой дисциплины на предприятии, Финансовая информация выражается совокупностью финансовых показателей, которые характеризуют различные стороны деятельности предприятия. Финансовая дисциплина предполагает обязательный для всех предприятий и должностных лиц порядок осуществления финансовой деятельности.
Финансовая деятельность туристских предприятий контролируется рядом субъектов. В зависимости от субъекта виды финансового контроля классифицируются таким образом:
государственный;
внутрихозяйственный;
независимый.
Государственный финансовый контроль осуществляется государственными органами. Государственные органы ведут независимый контроль по отношению к предприятиям различных форм собственности и видов деятельности. Объектом внутрихозяйственного контроля выступают предприятия, находящиеся в ведении вышестоящих организаций, учреждений, объединений и т.п. Например, туристско-экскурсионному унитарному предприятию "Беларустурист" подчинены 32 бюро путешествий и экскурсий, 18 туристских гостиниц и баз, другие структуры. Эти предприятия периодически, в соответствии с финансовой политикой объединения, подвергаются обязательному финансовому контролю.
Независимый контроль — это проверка деятельности предприятия аудиторской компанией. Инициатором такого контроля может выступать как само предприятие, так и сторонние юридические и физические лица, имеющие на это законное право. Аудиторское заключение о порядке осуществления финансово-хозяйственных операций, бухгалтерского учета и отчетности, "а также их достоверности является официальным документом и неотъемлемой частью годового отчета.
В зависимости от времени проведения различают:
предварительный;
текущий;
последующий контроль.
Предварительный контроль осуществляется на стадии финансового планирования; текущий контроль происходит постоянно в процессе хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и направлен на изыскание резервов роста доходов; последующий контроль проводится при завершении отчетного периода и способствует анализу и оценке хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.
Способами проведения финансового контроля являются:
проверки (плановые и внеплановые; полные и частичные; документальные и фактические);
обследования;
анализ.
Конкретная реализация финансовых функций осуществляется посредством финансового механизма, являющегося составной частью хозяйственного механизма предприятия.
- Уо «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
- Экономика туризма
- Введение
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 1. Экономика туризма в системе экономических наук. История развития туризма, его сущность, экономическое содержание и место в хозяйственном комплексе
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Тема 4. Туристический рынок
- 1. Сущность, содержание и функции туристического рынка
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. Туристское предприятие
- 1. Туристское предприятие его цели, задачи, характерные черты и функции
- 2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий. Обоснование экономической эффективности создания туристического предприятия
- Алгоритм расчета экономической эффективности создания туристского предприятия
- 3. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования. Его принципы и формы
- Тема 6. Основные и оборотные фонды туристского предприятия
- Тема 7. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме
- 1. Сущность и особенности труда в туризме. Трудовые ресурсы их состав, структура, характеристика, источники формирования
- 2. Оплата труда в туризме. Структура заработной платы. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Система премирования работников туристских предприятий
- Механизм регулирования заработной платы
- Формы и системы оплаты труда
- Структура заработной платы
- Тарифная система
- 3. Система премирования работников туристских предприятий
- 4. Эффективность использования рабочей силы в туризме
- Тема 8.Финансовые ресурсы туристского предприятия
- 1. Финансовые ресурсы, их сущность и роль в организации деятельности туристского предприятия. Источники образования финансовых ресурсов
- Функции финансов
- Источники формирования финансовых ресурсов
- 2. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия
- Инвестиционная деятельность туристского предприятия
- Тема 9. Издержки производства туристского предприятия
- 1. Сущность, структура и состав издержек производства в туризме
- 2. Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта
- 3. Управление издержками производства туристского предприятия. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий
- Тема 10. Налоги и налогообложение в туризме
- 1. Сущность виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий
- 2. Анализ влияния действующей налоговой системы на результаты деятельности туристского предприятия и пути повышения его эффективности
- Тема 11. Ценообразование в туризме
- 1. Сущность цены ее функции, классификация. Роль и значение цены на рынке туристских услуг
- 2. Ценовая политика, принципы, методология и стратегия ценообразования в туризме
- Стратегия ценообразования
- 3. Методика расчета цены туристского продукта, услуги
- Механизм формирования цены туристского продукта
- Структура цены туристского продукта
- Проблемы формирования цены туристского продукта
- Тема 12. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия
- 1. Доход туристского предприятия. Сущность, функции, виды, методика расчета и порядок распределения и использования прибыли на туристском предприятии
- Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристского предприятия
- Виды прибыли и методика их расчета
- Распределение и использование прибыли туристского предприятия
- 2. Рентабельность туристского предприятия и методы ее определения
- Тема 13. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия
- 1. Содержание экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Виды, методика, способы и этапы анализа хозяйственной деятельности
- 2. Анализ финансового состояния туристского предприятия. Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Пути улучшения финансовой устойчивости туристского предприятия
- Анализ ликвидности
- Анализ: платежеспособности
- Анализ деловой активности
- Анализ рентабельности
- Анализ финансовой устойчивости
- Тема 14. Планирование деятельности туристского предприятия
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы.
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия.
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы
- Стратегическое планирование
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия
- Механизм разработки раздело бизнес-плана туристского предприятия