Тарифная система
Туристские предприятия в соответствии с Декретом № 17 должны определять размер заработной платы на основе использования всех элементов тарифной системы. Это означает, что с помощью тарифной сетки должны осуществляться дифференцирование и регулирование нормативной (тарифной) части заработной платы различных групп работников с учетом коэффициентов повышения ставок рабочих по технологическим видам работ, производствам и отраслям экономики в целях обеспечения необходимого единства меры труда и его стоимости. То есть система тарифных ставок и окладов работников должна обеспечивать оплату труда в зависимости: от сложности труда (квалификации) — в пределах одной профессии, должности; содержания и специфики труда — для всех категорий рабочих, специалистов и служащих; общих условий труда, сложности выпускаемой продукции (работ, услуг), видов деятельности и других специфических факторов — для подотрасли (отрасли).
Перевод работников на условия оплаты труда, соответствующие требованиям Декрета № 17, производится путем совершенствования состава заработной платы в пределах средств на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) на момент их проведения.
Тарифная система оплаты труда представляет собой совокупность нормативных актов по дифференциации и регулированию уровня заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от уровня их квалификации, тяжести, сложности, интенсивности труда, а также особенностей видов работ, производств и отраслей, в которых заняты работники.
Тарифная система состоит из следующих элементов:
единой тарифной сетки;
тарифно-квалификационных справочников;
тарифных ставок (должностных окладов).
Единая тарифная сетка — совокупность квалификационных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, по которым определяются размеры тарифных ставок или окладов. На ее основе с учетом тарифной ставки первого разряда осуществляется дифференциация тарифных ставок (окладов) по разрядам по признаку сложности выполняемых работ и квалификации работников.
Тарифная сетка охватывает единой тарифной шкалой всех работников Беларуси и содержит 23 тарифных разряда.
Тарифный квалификационный разряд характеризует уровень квалификации работника и зависит от степени точности, сложности выполняемых работ (обязанностей), уровня теоретических и практических знаний, а также ответственности работника. Эти требования заложены в квалификационных характеристиках, предусмотренных квалификационными справочниками.
Отнесение рабочих и служащих к соответствующим тарифным разрядам осуществляется в соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь "Профессии рабочих и должности служащих" (ОКПД), а также Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Квалификационным справочником должностей служащих (КСД).
Тарифные коэффициенты дают представление о соотношении квалификационных уровней разных разрядов и показывают, во сколько раз тарифные Ставки последующих разрядов выше ставки первого.
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 9 сентября 2002 г; № 120 введены корректирующие коэффициенты к тарифным ставкам (окладам) работников организаций, финансируемых из бюджета, в размерах 1,8—0,9.
Тарифные ставки и должностные оклады представляют собой выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда той или иной категорий работников в единицу времени (месяц, день, час) и являются исходной нормативной величиной, определяющей уровень труда работника. Основой исчисления тарифных ставок и окладов в туризме являются тарифные ставки первого разряда и соответствующие им коэффициенты.
В качестве социальной гарантии и нижней границы оплаты труда выступает государственный минимум заработной платы. Теоретически значение минимальной заработной платы заключается в поддержании способности работника к производительному труду и к простому воспроизводству рабочей силы. Минимальная заработная плата связана с относительно простым трудом, требующим расходования рабочей силы работников, имеющих низший уровень квалификации, характеризующийся наименьшей на данном этапе развития общества затратой физических и духовных способностей человека, и определяет низшую границу цены (стоимости) рабочей силы. Она задает уровень, ниже которого не может производиться оплата за выполненную работником в течение месяца работу в нормальных условиях, при соблюдении установленной законодательством продолжительности рабочего времени и выполнении норм труда.
Минимальная заработная плата должна обеспечиваться туристскими предприятиями всех форм собственности и хозяйствования. Неспособность предприятий и организаций выплачивать установленный минимум заработной платы может послужить основанием для объявления их банкротами с последующей реорганизацией и ликвидацией.
Основными функциями, которые призвана выполнять минимальная заработная плата, являются воспроизводство рабочей силы и социальная защита работников наемного труда.
Размер минимальной заработной платы отражает минимально приемлемую для данных экономических условий величину потребления. Он определяется с учетом минимального потребительского бюджета и устанавливается правительством. Туристские предприятия, сообразуясь с финансовыми возможностями, вправе предусматривать в коллективных договорах и соглашениях, более высокий размер минимальной заработной платы. Эта мера позволяет увеличить исходную величину тарифной ставки. Аналогичным образом осуществляется увеличение тарифных коэффициентов. Заработная плата работников не ограничивается максимальными размерами, однако она регулируется принципами организации заработной платы.
В связи с инфляцией вызванной ростом цен на потребительские товары и услуги важное значение имеет индексация заработной платы
Индексация - автоматическая корректировка размеров не имеющих, одноразового характера доходов в рублях физических лиц из бюджетных источников (зарплата), пенсий, пособий, ценных, сбережений (вкладов, облигаций), с целью частичного возмещения потерь, вызванных инфляцией. Индексация увеличивает доходы работников, однако она выступает лишь как средство смягчения социальных последствий роста потребительских цен.
- Уо «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
- Экономика туризма
- Введение
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 1. Экономика туризма в системе экономических наук. История развития туризма, его сущность, экономическое содержание и место в хозяйственном комплексе
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Тема 4. Туристический рынок
- 1. Сущность, содержание и функции туристического рынка
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. Туристское предприятие
- 1. Туристское предприятие его цели, задачи, характерные черты и функции
- 2.Организационно-правовые формы и виды туристских предприятий. Обоснование экономической эффективности создания туристического предприятия
- Алгоритм расчета экономической эффективности создания туристского предприятия
- 3. Хозяйственный расчет как метод хозяйствования. Его принципы и формы
- Тема 6. Основные и оборотные фонды туристского предприятия
- Тема 7. Трудовые ресурсы и оплата труда в туризме
- 1. Сущность и особенности труда в туризме. Трудовые ресурсы их состав, структура, характеристика, источники формирования
- 2. Оплата труда в туризме. Структура заработной платы. Тарифная система оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Система премирования работников туристских предприятий
- Механизм регулирования заработной платы
- Формы и системы оплаты труда
- Структура заработной платы
- Тарифная система
- 3. Система премирования работников туристских предприятий
- 4. Эффективность использования рабочей силы в туризме
- Тема 8.Финансовые ресурсы туристского предприятия
- 1. Финансовые ресурсы, их сущность и роль в организации деятельности туристского предприятия. Источники образования финансовых ресурсов
- Функции финансов
- Источники формирования финансовых ресурсов
- 2. Системы и формы расчетов в финансах туристского предприятия
- Инвестиционная деятельность туристского предприятия
- Тема 9. Издержки производства туристского предприятия
- 1. Сущность, структура и состав издержек производства в туризме
- 2. Классификация и состав затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта
- 3. Управление издержками производства туристского предприятия. Экономия издержек — основа конкурентоспособности туристских предприятий
- Тема 10. Налоги и налогообложение в туризме
- 1. Сущность виды и характеристика налогов. Особенности налогообложения туристских предприятий
- 2. Анализ влияния действующей налоговой системы на результаты деятельности туристского предприятия и пути повышения его эффективности
- Тема 11. Ценообразование в туризме
- 1. Сущность цены ее функции, классификация. Роль и значение цены на рынке туристских услуг
- 2. Ценовая политика, принципы, методология и стратегия ценообразования в туризме
- Стратегия ценообразования
- 3. Методика расчета цены туристского продукта, услуги
- Механизм формирования цены туристского продукта
- Структура цены туристского продукта
- Проблемы формирования цены туристского продукта
- Тема 12. Доход, прибыль и рентабельность туристского предприятия
- 1. Доход туристского предприятия. Сущность, функции, виды, методика расчета и порядок распределения и использования прибыли на туристском предприятии
- Сущность, источники формирования и механизм распределения прибыли туристского предприятия
- Виды прибыли и методика их расчета
- Распределение и использование прибыли туристского предприятия
- 2. Рентабельность туристского предприятия и методы ее определения
- Тема 13. Анализ хозяйственной деятельности туристского предприятия
- 1. Содержание экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия. Виды, методика, способы и этапы анализа хозяйственной деятельности
- 2. Анализ финансового состояния туристского предприятия. Система показателей финансового состояния туристского предприятия. Пути улучшения финансовой устойчивости туристского предприятия
- Анализ ликвидности
- Анализ: платежеспособности
- Анализ деловой активности
- Анализ рентабельности
- Анализ финансовой устойчивости
- Тема 14. Планирование деятельности туристского предприятия
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы.
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия.
- 1. Сущность планирования его цели, задачи, принципы и виды. Стратегическое планирование и его этапы
- Стратегическое планирование
- 2. Бизнес-планирование. Механизм разработки разделов бизнес-плана туристского предприятия
- Механизм разработки раздело бизнес-плана туристского предприятия