logo search
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИЗМА

1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы

Структура туристской отрасли может формироваться в различных формах. В теории классификации социально-экономических объектов существует способ укрупненной оценки. Так применительно к туристской отрасли к укрупненной классификации можно отнести деление туризма на въездной и выездной, социальный (дотационный) и коммерческий. Такая форма деления достаточно хорошо известна в теории и туристской практике. А вот аграрный туризм в отдельную отрасль, в самостоятельное туристское подразделение оформился только в 1972 г. Агротуризм может рассматриваться как разновидность социального туризма за счет организации локальных заездов в различные местности, организации посещений уникальных мест не только иностранными туристами, но и своими гражданами в свободное от трудовой деятельности время.

Аграрный туризм возник не на пустом месте. Он является традиционно составной частью сферы агроэкономики, определяет во многом занятость местного населения и формирует долю прибыли хозяйств, это своеобразный ключевой элемент агропромышленной структуры.

В отличие от других направлений туристической деятельности аграрный туризм, имеет свою специфику, которая выражается в минимизации издержек, прежде всего на питание и проживание. Естественно, что питание в сельской местности обходится в 2 — 2,5 раза дешевле (минуя посредников), чем в городе. Проживание здесь также обходится дешевле, особенно в летний период. Это как минимум вдвое снижает стоимость путевок.

Привлекает туристов и чистый воздух, красивые местные пейзажи, возможность отдохнуть на лоне природы, порыбачить, поохотиться, познакомиться с культурой и традициями, сохранившимися в сельской местности. Республика обладает ресурсами, необходимыми для развития экоагротуризма. Однако, чтобы успешно развивать агротуризм, необходимо повысить его эффективность. Между тем, эффективность аграрного туризма обусловлена доходом, получаемым с 1 га земли и льготностью кредитования аграрной сферы, создания различного рода коммерческих структур, входящих в состав агропредприятий, занимающихся привлечением льготных заемных средств государства, коммерческих банков, частных лиц и иностранных инвесторов, и размещением этих средств в агросфере, что способствует развитию не только агротуризма, но и АПК в целом. Немалый предпринимательский доход (с уровнем рентабельности не менее 50-70 %) приносит развитие различного рода промыслов.

Через развитие аграрного туризма, создание новых потребительных стоимостей формируются условия для дополнительной реализации больших объемов продовольственной продукции, обновления существующих агропромышленных технологий, увеличения оборачиваемости оборотных средств. Развитие аграрного туризма предполагает решение не только экономических, но и социально-психологических проблем, поскольку:

*

* *

Понятие агротуризма в сельской местности в Республике Беларусь закреплено законодательно в Указе Президента № 372 от 2 июня 2006 г. «Агроэкотуризм – временное пребывание граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – агроэкотуристы) в сельской местности Республики Беларусь на основании договоров, заключенных с субъектами агроэкотуризма, в целях отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в месте пребывания».

Аграрный (сельский) туризм можно рассматривать в узком и широком значении. В узком значении агротуризм – это комплекс различных мероприятий: спортивных, оздоровительных, культурно-развлекательных, направленных на создание благоприятных социальных условий в сельском хозяйстве, а также рост занятости местного населения, повышение эффективности основного производства (за счет «перелива» капитала) и обеспечение оптимальной конкурентной среды на туристском рынке (на базе развития промышленного производства дичи для спортивной охоты, рыбоводства и рыболовства, коневодства и конного туризма).

В широком значении аграрный туризм можно рассматривать как доминирующую отрасль в территориальном аспекте, когда остальные отрасли (дорожное хозяйство и транспорт, снабжение продовольствием и торговля, народные ремесла и культурологические мероприятия) подстраиваются технологически под соответствующую природно-рекреационную среду. Это одна точка зрения.

Другая точка зрения широкого толкования аграрного туризма состоит в том, что проводится аналогия между данным видом туризма и экологическим комплексом. Разница состоит лишь в том, что экологическая зона рассматривается как база, основа для развития аграрного туризма, цель которого — удовлетворение определенных потребностей населения и получение определенного размера прибыли. Естественно, что в этом случае отрасли, которые находятся в конкретном рекреационном районе, например, в акватории бассейна реки, развивают свое производство лишь до нормативного предела, максимизируется только целевая функция — стоимость туристических услуг.

Структурно агротуризм представлен как минимум пятью видами:

спортивный, культурно-познавательный, фермерский, деловой, экологический.

При этом первые два вида можно отнести к социальной сфере, последующие два — к производственной, а экологический — предпроизводственной.

Фермерский и деловой виды сельского туризма весьма близки по значению. Разница заключается в том, что фермерами осваиваются новые приемы ведения сельскохозяйственного производства, привлекаются в пиковые сезоны дополнительные трудовые ресурсы, которые связаны с туристским и деловым общением.

Деловой туризм как таковой базируется в основном на поставках оборудования из-за рубежа, научно-техническом сотрудничестве, организации совместных предприятий. Сущность делового туризма можно рассматривать в двух аспектах: чисто деловые отношения, способствующие развитию туризма (организация деловых встреч, совещаний, конференций, посещение предприятий с целью изучения передового опыта, проведение выставок и т.д.) и диверсификация туристической деятельности в межотраслевой бизнес. Отправным звеном последнего из названных видов деятельности традиционно было проведение шоп-туров, когда с целью удовлетворения запросов массового потребителя стихийно организовывались туры для закупки товаров за рубежом и реализации их на отечественных рынках.

Примечателен в этом отношении принцип расширения сферы делового туризма как вида аграрного туризма. Ведь обмен специалистами важен не только для промышленных и других отраслей производственной деятельности, но и для агрокомплекса. Вместе с тем возможна ситуация, когда первоначальный контакт осуществляется в агротурсфере страны (промышленники из разных стран, но одной отрасли встречаются на базе отдыха агрокомплекса). Продолжение их деловых контактов трудно предвидеть, исходя из текущего момента, но иметь такую возможность в перспективе небезынтересно.

Функционально деловой агротуризм связан с отраслями транспорта: водным, железнодорожным, автотранспортом. Однако трактовать эти связи надо не только как перемещение туристов по рекреационным зонам, а в основном как средство вложения капитала через туристскую отрасль в развитие транспортной сети государства. Естественно, что транспортная сеть будет эксплуатироваться как туристической сферой, так и государством в целом, но первоначальный толчок деловым связям дает туристическая отрасль.

Аграрный деловой туризм в качестве главного оппонента видит добывающую промышленность, так как требуется выбрать, что же выгоднее всего развивать: сельское хозяйство, добывающую промышленность, машиностроение или туризм? Для нужд национальной экономики гораздо важнее нормировать развитие отраслей промышленности и максимизировать развитие туристической отрасли, учитывая её капиталоотдачу. Однако при рассмотрении национальной экономики в структуре мирового хозяйства, может быть, следует оптимизировать доходы от туристических рекреационных зон и с учетом предельно допустимых экологических значений развивать геологию, добывающую промышленность и машиностроение, учитывая имеющийся научно-технический потенциал. В этом случае на доминирующее место выходит уже не аграрный, а деловой туризм вообще, осуществляющий взаимосвязи со всеми отраслями национальной экономики в структуре межнационального разделения труда.

Более совершенной формой представленной кооперации является совместное предпринимательство. Естественно, что государству организация совместных предприятий весьма выгодна. Заинтересованы и внешние инвесторы. Но для его осуществления необходимо сформировать штат сотрудников по внешнеэкономическим связям для предприятий различного профиля. Поэтому изначально одним из наиболее важных является вопрос о подготовке и переподготовке профессионалов в данной сфере деятельности, в том числе менеджеров - специалистов в области делового туризма и международных экономических связей.

Важной составной частью в подготовке и переподготовке менеджеров является прохождение ими стажировки в научных и промышленных центрах за рубежом.

Следует отметить также, что деловой туризм распространяется не только на производственную сферу, но и на социальную, т. е. развитие национальной культуры, например, напрямую зависит от развития туризма. Так, путем пропаганды среди иностранных туристов своего национального быта с соответствующей атрибутикой (одежда, традиции, культура) развивается сама национальная культура.

Таким образом, аграрный туризм имеет множество аспектов. Поэтому остается констатировать три положения:

  1. Аграрный туризм является частью социальной сферы села.

  2. Агротуризм представляет собой специфический элемент структуры национальной экономики.

  3. Наконец, составная его часть — деловой туризм – с учетом внешнеэкономических взаимосвязей может входить в структуру мировой экономики.

Каждый из указанных аспектов требует углубленной проработки, определения его места и роли в цепи социальных взаимосвязей агротуризма и, прежде всего, в развитии промышленно-аграрных связей, взаимосвязи с промышленно-производственным сектором — одним из основных потребителей социально-туристических услуг. Речь идет об агротурсфере.

Под агротурсферой понимается наличие множества типов организаций туризма, отдыха и производства. Сюда включаются предприятия для путешественников и отдыхающих, расположенные в сельской местности, а также предприятия, занимающиеся непосредственно сельхозпроизводством в сочетании с агротурдеятельностью.

*

* *

Аграрный туризм в РБ только зарождается, но он изначально имеет у нас огромные перспективы для стремительного роста. Это связано с уникальным географическим положением республики, наличием большого количества заповедных зон, зон отдыха, множества красивых озер, рек, огромных лесных массивов (ими занято 36 % территории РБ), наличием уникальной деревянной застройки сел, вызывающих умиление у зарубежных туристов.

В республике уже имеются аграрно-туристские базы обслуживания: пансионаты, санатории и профилактории для работников сельского хозяйства и промышленной сферы; средства индивидуального размещения отдыхающих горожан в частном секторе; дома для приемов и организации деловых туров; охотничьи и рыбачьи домики; дачи богатых горожан; гостиничные комплексы и усадьбы с историческими памятниками культуры и др. В 2006 году в РБ было 70 сельских усадеб для обслуживания туристов, а в 2007 уже 100 хозяйств.

При соответствующем подходе к проблеме агротурсервиса дома отдыха из потенциально убыточных объектов могут превратиться в высокодоходные предприятия.

В настоящее время в РБ внедряется система многосторонних взаимосвязей по проекту «Агротурсервис». Проект «Агротурсервис» включает широкий спектр вопросов. В него входят, прежде всего:

Повышение эффективности растущих промышленно-аграрных связей может осуществляться не только на основе минимизации стоимости отдыха горожан за счет дешевого питания (близкого к себестоимости), но и предоставления продуктов питания промышленным предприятиям по сниженным ценам за счет доступности материалов для строительства домов отдыха для туристов и потенциальном участии этих предприятий в проведении сельхозработ. Но здесь важно и другое: этот процесс должен осуществляться на качественно новой основе. Необходимо, прежде всего, создание комфортабельной базы размещения и питания, досуга и лечения, занятий спортом и расширения своих познаний о природе и культуре. Немаловажное значение имеет заинтересованность аграрных и промышленных предприятий во вложении средств в совместную собственность и увеличение спектра предоставляемых услуг. Это необходимо для того, чтобы осуществлять своеобразную диверсификацию въездного туризма. Агротуризм в экономическом смысле — это, главным образом, иностранный туризм. Чем больше мы принимаем иностранцев, тем больше капиталоотдача от наших инвестиций.

*

* *

Воздействие на природную среду должно рассматриваться в двух аспектах: чисто промышленных и туристско-экологических, т.е. оптимизационных, с учетом различных критериев.

Необходимы конкретные меры для развития агротуризма и расширения его инфраструктуры.

Применительно к конкретным регионам можно говорить:

Без иностранного инвестирования в решение этих вопросов, видимо, не обойтись. Важность обмена опытом работников агробизнеса и их взаимоотношений с иностранными инвесторами вплоть до создания совместных предприятий не вызывает сомнений. Это может быть классический тип совместного предпринимательства в туризме. Инвестиции иностранных предприятий окупятся за счет реализации части, принадлежащей им по праву, а также за счет продовольственной продукции на зарубежных рынках.

Средства, вложенные иностранными компаниями в сопряженные с туризмом отрасли, могут окупаться льготными условиями для иностранных туристов. При введении, например, блоков транспортных услуг, экологических мероприятий, развития сельского хозяйства туризм получает те недостающие звенья экономики регионов, которые можно использовать для расчетов за обновление плавсредств, восстановление рекреационной среды.

Важнейшей задачей агротуристического сектора является разработка госу­дарственной программы его развития, которая может быть специальной, как, например, Кипрская программа по агротуризму, или выступать составной час­тью других, комплексных программ (в Германии, например, она разрабатыва­лась в рамках программы «устойчивого развития» сельской местности, куриру­емой Министерством сельского хозяйства).

Для Республики Беларусь более це­лесообразно включение экоагротуризма в государственные планы развития сельского хозяйства. При низкой рентабельности у сельских хозяйств отсут­ствуют необходимые средства для финансирования долгосрочных проектов по созданию и поддержанию инфраструктуры сельского туризма. Необходимы ли­берализация управления сельскохозяйственным производством, а также систе­ма экономического стимулирования специализации хозяйств не только на про­изводстве сельскохозяйственной продукции. Следует обеспечить бюджетное финансирование экоагротуристических проектов, создать льготные условия для кредитования и спонсирования. Важным звеном в организации экоагротуристической деятельности являются кооперативы субъектов этого бизнеса, задача которых - защита общих интересов, стандартизация и сертификация агротуристических услуг, поддержание стандарта их качества, а значит, и конкурентоспособности сектора экоагротуризма в целом в данной стране или регионе. Создание таких кооперативов актуально для Респуб­лики Беларусь. В большинстве малых стран они формируются по региональному принципу. Для распространения информации об экоагротуризме необходимо создание электронных баз данных по агротуристическим хозяйствам с фотоснимками и описанием услуг (стандарт, цены, условия пребывания).

*

* *

Вследствие новизны идеи агротуризма в Беларуси при ее реализации возникает немало проблем. Важнейшие из них следующие:

Туризм, сельское хозяйство, жизнеспособные сельские сообщества и организации, занимающиеся сохранением природы, должны поддерживать друг друга. Поэтому в практике многих стран понятие «агротуризм» как механизм социально-экономического развития сельской местности рассматривают во взаимосвязи с другим понятием, его дополняющим, – «экотуризм» (механизм охраны природы и окружающей культурной среды).