1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
Структура туристской отрасли может формироваться в различных формах. В теории классификации социально-экономических объектов существует способ укрупненной оценки. Так применительно к туристской отрасли к укрупненной классификации можно отнести деление туризма на въездной и выездной, социальный (дотационный) и коммерческий. Такая форма деления достаточно хорошо известна в теории и туристской практике. А вот аграрный туризм в отдельную отрасль, в самостоятельное туристское подразделение оформился только в 1972 г. Агротуризм может рассматриваться как разновидность социального туризма за счет организации локальных заездов в различные местности, организации посещений уникальных мест не только иностранными туристами, но и своими гражданами в свободное от трудовой деятельности время.
Аграрный туризм возник не на пустом месте. Он является традиционно составной частью сферы агроэкономики, определяет во многом занятость местного населения и формирует долю прибыли хозяйств, это своеобразный ключевой элемент агропромышленной структуры.
В отличие от других направлений туристической деятельности аграрный туризм, имеет свою специфику, которая выражается в минимизации издержек, прежде всего на питание и проживание. Естественно, что питание в сельской местности обходится в 2 — 2,5 раза дешевле (минуя посредников), чем в городе. Проживание здесь также обходится дешевле, особенно в летний период. Это как минимум вдвое снижает стоимость путевок.
Привлекает туристов и чистый воздух, красивые местные пейзажи, возможность отдохнуть на лоне природы, порыбачить, поохотиться, познакомиться с культурой и традициями, сохранившимися в сельской местности. Республика обладает ресурсами, необходимыми для развития экоагротуризма. Однако, чтобы успешно развивать агротуризм, необходимо повысить его эффективность. Между тем, эффективность аграрного туризма обусловлена доходом, получаемым с 1 га земли и льготностью кредитования аграрной сферы, создания различного рода коммерческих структур, входящих в состав агропредприятий, занимающихся привлечением льготных заемных средств государства, коммерческих банков, частных лиц и иностранных инвесторов, и размещением этих средств в агросфере, что способствует развитию не только агротуризма, но и АПК в целом. Немалый предпринимательский доход (с уровнем рентабельности не менее 50-70 %) приносит развитие различного рода промыслов.
Через развитие аграрного туризма, создание новых потребительных стоимостей формируются условия для дополнительной реализации больших объемов продовольственной продукции, обновления существующих агропромышленных технологий, увеличения оборачиваемости оборотных средств. Развитие аграрного туризма предполагает решение не только экономических, но и социально-психологических проблем, поскольку:
крестьяне из производителей традиционной сельскохозяйственной продукции превращаются в обслуживающий персонал, что обусловливает кардинальное изменение их традиционной психологии;
трансформируется традиционная структура сельскохозяйственного производства;
уменьшается социальная напряженность, снижается уровень бедности.
*
* *
Понятие агротуризма в сельской местности в Республике Беларусь закреплено законодательно в Указе Президента № 372 от 2 июня 2006 г. «Агроэкотуризм – временное пребывание граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – агроэкотуристы) в сельской местности Республики Беларусь на основании договоров, заключенных с субъектами агроэкотуризма, в целях отдыха, оздоровления, ознакомления с природным потенциалом республики, национальными культурными традициями без занятия трудовой, предпринимательской, иной деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в месте пребывания».
Аграрный (сельский) туризм можно рассматривать в узком и широком значении. В узком значении агротуризм – это комплекс различных мероприятий: спортивных, оздоровительных, культурно-развлекательных, направленных на создание благоприятных социальных условий в сельском хозяйстве, а также рост занятости местного населения, повышение эффективности основного производства (за счет «перелива» капитала) и обеспечение оптимальной конкурентной среды на туристском рынке (на базе развития промышленного производства дичи для спортивной охоты, рыбоводства и рыболовства, коневодства и конного туризма).
В широком значении аграрный туризм можно рассматривать как доминирующую отрасль в территориальном аспекте, когда остальные отрасли (дорожное хозяйство и транспорт, снабжение продовольствием и торговля, народные ремесла и культурологические мероприятия) подстраиваются технологически под соответствующую природно-рекреационную среду. Это одна точка зрения.
Другая точка зрения широкого толкования аграрного туризма состоит в том, что проводится аналогия между данным видом туризма и экологическим комплексом. Разница состоит лишь в том, что экологическая зона рассматривается как база, основа для развития аграрного туризма, цель которого — удовлетворение определенных потребностей населения и получение определенного размера прибыли. Естественно, что в этом случае отрасли, которые находятся в конкретном рекреационном районе, например, в акватории бассейна реки, развивают свое производство лишь до нормативного предела, максимизируется только целевая функция — стоимость туристических услуг.
Структурно агротуризм представлен как минимум пятью видами:
спортивный, культурно-познавательный, фермерский, деловой, экологический.
При этом первые два вида можно отнести к социальной сфере, последующие два — к производственной, а экологический — предпроизводственной.
Фермерский и деловой виды сельского туризма весьма близки по значению. Разница заключается в том, что фермерами осваиваются новые приемы ведения сельскохозяйственного производства, привлекаются в пиковые сезоны дополнительные трудовые ресурсы, которые связаны с туристским и деловым общением.
Деловой туризм как таковой базируется в основном на поставках оборудования из-за рубежа, научно-техническом сотрудничестве, организации совместных предприятий. Сущность делового туризма можно рассматривать в двух аспектах: чисто деловые отношения, способствующие развитию туризма (организация деловых встреч, совещаний, конференций, посещение предприятий с целью изучения передового опыта, проведение выставок и т.д.) и диверсификация туристической деятельности в межотраслевой бизнес. Отправным звеном последнего из названных видов деятельности традиционно было проведение шоп-туров, когда с целью удовлетворения запросов массового потребителя стихийно организовывались туры для закупки товаров за рубежом и реализации их на отечественных рынках.
Примечателен в этом отношении принцип расширения сферы делового туризма как вида аграрного туризма. Ведь обмен специалистами важен не только для промышленных и других отраслей производственной деятельности, но и для агрокомплекса. Вместе с тем возможна ситуация, когда первоначальный контакт осуществляется в агротурсфере страны (промышленники из разных стран, но одной отрасли встречаются на базе отдыха агрокомплекса). Продолжение их деловых контактов трудно предвидеть, исходя из текущего момента, но иметь такую возможность в перспективе небезынтересно.
Функционально деловой агротуризм связан с отраслями транспорта: водным, железнодорожным, автотранспортом. Однако трактовать эти связи надо не только как перемещение туристов по рекреационным зонам, а в основном как средство вложения капитала через туристскую отрасль в развитие транспортной сети государства. Естественно, что транспортная сеть будет эксплуатироваться как туристической сферой, так и государством в целом, но первоначальный толчок деловым связям дает туристическая отрасль.
Аграрный деловой туризм в качестве главного оппонента видит добывающую промышленность, так как требуется выбрать, что же выгоднее всего развивать: сельское хозяйство, добывающую промышленность, машиностроение или туризм? Для нужд национальной экономики гораздо важнее нормировать развитие отраслей промышленности и максимизировать развитие туристической отрасли, учитывая её капиталоотдачу. Однако при рассмотрении национальной экономики в структуре мирового хозяйства, может быть, следует оптимизировать доходы от туристических рекреационных зон и с учетом предельно допустимых экологических значений развивать геологию, добывающую промышленность и машиностроение, учитывая имеющийся научно-технический потенциал. В этом случае на доминирующее место выходит уже не аграрный, а деловой туризм вообще, осуществляющий взаимосвязи со всеми отраслями национальной экономики в структуре межнационального разделения труда.
Более совершенной формой представленной кооперации является совместное предпринимательство. Естественно, что государству организация совместных предприятий весьма выгодна. Заинтересованы и внешние инвесторы. Но для его осуществления необходимо сформировать штат сотрудников по внешнеэкономическим связям для предприятий различного профиля. Поэтому изначально одним из наиболее важных является вопрос о подготовке и переподготовке профессионалов в данной сфере деятельности, в том числе менеджеров - специалистов в области делового туризма и международных экономических связей.
Важной составной частью в подготовке и переподготовке менеджеров является прохождение ими стажировки в научных и промышленных центрах за рубежом.
Следует отметить также, что деловой туризм распространяется не только на производственную сферу, но и на социальную, т. е. развитие национальной культуры, например, напрямую зависит от развития туризма. Так, путем пропаганды среди иностранных туристов своего национального быта с соответствующей атрибутикой (одежда, традиции, культура) развивается сама национальная культура.
Таким образом, аграрный туризм имеет множество аспектов. Поэтому остается констатировать три положения:
Аграрный туризм является частью социальной сферы села.
Агротуризм представляет собой специфический элемент структуры национальной экономики.
Наконец, составная его часть — деловой туризм – с учетом внешнеэкономических взаимосвязей может входить в структуру мировой экономики.
Каждый из указанных аспектов требует углубленной проработки, определения его места и роли в цепи социальных взаимосвязей агротуризма и, прежде всего, в развитии промышленно-аграрных связей, взаимосвязи с промышленно-производственным сектором — одним из основных потребителей социально-туристических услуг. Речь идет об агротурсфере.
Под агротурсферой понимается наличие множества типов организаций туризма, отдыха и производства. Сюда включаются предприятия для путешественников и отдыхающих, расположенные в сельской местности, а также предприятия, занимающиеся непосредственно сельхозпроизводством в сочетании с агротурдеятельностью.
*
* *
Аграрный туризм в РБ только зарождается, но он изначально имеет у нас огромные перспективы для стремительного роста. Это связано с уникальным географическим положением республики, наличием большого количества заповедных зон, зон отдыха, множества красивых озер, рек, огромных лесных массивов (ими занято 36 % территории РБ), наличием уникальной деревянной застройки сел, вызывающих умиление у зарубежных туристов.
В республике уже имеются аграрно-туристские базы обслуживания: пансионаты, санатории и профилактории для работников сельского хозяйства и промышленной сферы; средства индивидуального размещения отдыхающих горожан в частном секторе; дома для приемов и организации деловых туров; охотничьи и рыбачьи домики; дачи богатых горожан; гостиничные комплексы и усадьбы с историческими памятниками культуры и др. В 2006 году в РБ было 70 сельских усадеб для обслуживания туристов, а в 2007 уже 100 хозяйств.
При соответствующем подходе к проблеме агротурсервиса дома отдыха из потенциально убыточных объектов могут превратиться в высокодоходные предприятия.
В настоящее время в РБ внедряется система многосторонних взаимосвязей по проекту «Агротурсервис». Проект «Агротурсервис» включает широкий спектр вопросов. В него входят, прежде всего:
взаимосвязи внутри туристического комплекса, т. е. соотношения городского и сельского туризма, въездных и выездных туров и т. д. Эти взаимосвязи пересекаются между собой. Например, сельские туристские маршруты могут быть внутренними, въездными и выездными. Задача заключается в том, чтобы определить перспективность агротуров, их социальную значимость и экономическую эффективность для РБ.
предоставление льготных услуг на отдых, но в основном за счет предприятий промышленности и сельского хозяйства. Так, горожане, нуждающиеся в отдыхе, целенаправленно следуют в конкретные агроструктуры, с которыми заключен договор, а не в абстрактные рекреационные зоны. Средства, выделяемые предприятиями для отдыха своих работников, направляются не в банки (для их дальнейшего «прокручивания»), а непосредственно инвестируются в сферу отдыха на агропредприятиях. Посредником в этой цепочке выступает уже не государство, а сеть мобильных частных и кооперативных туристических агентств, которые также заинтересованы в развитии промышленно-аграрных связей. Заинтересованность обусловлена, во-первых, тем, что напряженность турпотоков напрямую влияет на эффективность туристских организаций, и, во-вторых, здесь затрагиваются чисто профессиональные интересы, без реализации которых невозможен данный процесс в целом. Деятельность туризма распространяется на проведение досуговых мероприятий на селе; разработку водных, пеших и конных маршрутов; создание материально-технической базы культурологического комплекса обслуживания, включающего особенности национальной застройки туристической сферы, национальной кухни и экипировки обслуживающего персонала.
Повышение эффективности растущих промышленно-аграрных связей может осуществляться не только на основе минимизации стоимости отдыха горожан за счет дешевого питания (близкого к себестоимости), но и предоставления продуктов питания промышленным предприятиям по сниженным ценам за счет доступности материалов для строительства домов отдыха для туристов и потенциальном участии этих предприятий в проведении сельхозработ. Но здесь важно и другое: этот процесс должен осуществляться на качественно новой основе. Необходимо, прежде всего, создание комфортабельной базы размещения и питания, досуга и лечения, занятий спортом и расширения своих познаний о природе и культуре. Немаловажное значение имеет заинтересованность аграрных и промышленных предприятий во вложении средств в совместную собственность и увеличение спектра предоставляемых услуг. Это необходимо для того, чтобы осуществлять своеобразную диверсификацию въездного туризма. Агротуризм в экономическом смысле — это, главным образом, иностранный туризм. Чем больше мы принимаем иностранцев, тем больше капиталоотдача от наших инвестиций.
*
* *
Воздействие на природную среду должно рассматриваться в двух аспектах: чисто промышленных и туристско-экологических, т.е. оптимизационных, с учетом различных критериев.
Необходимы конкретные меры для развития агротуризма и расширения его инфраструктуры.
Применительно к конкретным регионам можно говорить:
об улучшении экологической ситуации, соблюдении необходимой предельно-допустимой концентрации вредных веществ, ограничении нерационального забора воды для нужд сельского хозяйства, сокращении загрязнения водоемов транспортными средствами и промышленными предприятиями по восстановлению уровня ресурсов;
о развитии пешего туризма и расширении его инфраструктуры;
о создании агропредприятий, например, по производству дичи на промышленной основе и проведение спортивной охоты, развитие рыбоводства и соответствующего вида отдыха;
развитии дорожной инфраструктуры, строительства и транспорта;
о восстановлении памятников архитектуры.
Без иностранного инвестирования в решение этих вопросов, видимо, не обойтись. Важность обмена опытом работников агробизнеса и их взаимоотношений с иностранными инвесторами вплоть до создания совместных предприятий не вызывает сомнений. Это может быть классический тип совместного предпринимательства в туризме. Инвестиции иностранных предприятий окупятся за счет реализации части, принадлежащей им по праву, а также за счет продовольственной продукции на зарубежных рынках.
Средства, вложенные иностранными компаниями в сопряженные с туризмом отрасли, могут окупаться льготными условиями для иностранных туристов. При введении, например, блоков транспортных услуг, экологических мероприятий, развития сельского хозяйства туризм получает те недостающие звенья экономики регионов, которые можно использовать для расчетов за обновление плавсредств, восстановление рекреационной среды.
Важнейшей задачей агротуристического сектора является разработка государственной программы его развития, которая может быть специальной, как, например, Кипрская программа по агротуризму, или выступать составной частью других, комплексных программ (в Германии, например, она разрабатывалась в рамках программы «устойчивого развития» сельской местности, курируемой Министерством сельского хозяйства).
Для Республики Беларусь более целесообразно включение экоагротуризма в государственные планы развития сельского хозяйства. При низкой рентабельности у сельских хозяйств отсутствуют необходимые средства для финансирования долгосрочных проектов по созданию и поддержанию инфраструктуры сельского туризма. Необходимы либерализация управления сельскохозяйственным производством, а также система экономического стимулирования специализации хозяйств не только на производстве сельскохозяйственной продукции. Следует обеспечить бюджетное финансирование экоагротуристических проектов, создать льготные условия для кредитования и спонсирования. Важным звеном в организации экоагротуристической деятельности являются кооперативы субъектов этого бизнеса, задача которых - защита общих интересов, стандартизация и сертификация агротуристических услуг, поддержание стандарта их качества, а значит, и конкурентоспособности сектора экоагротуризма в целом в данной стране или регионе. Создание таких кооперативов актуально для Республики Беларусь. В большинстве малых стран они формируются по региональному принципу. Для распространения информации об экоагротуризме необходимо создание электронных баз данных по агротуристическим хозяйствам с фотоснимками и описанием услуг (стандарт, цены, условия пребывания).
*
* *
Вследствие новизны идеи агротуризма в Беларуси при ее реализации возникает немало проблем. Важнейшие из них следующие:
Централизованное административное регулирование сферы производства сельскохозяйственной продукции и отсутствие стимулов для развития агротуризма. Проект создания инфраструктуры агротуристического сервиса значительно легче реализовать в колхозе, чем в частном фермерском хозяйстве, так как у руководителя все под рукой - кадры, материалы, помещения, угодья, стимулы. Но система управления сельскохозяйственным производством ориентирована на достижение текущих результатов, и в случае невыполнения централизованно доводимых заданий по основной деятельности программа развития агротуризма может быть закрыта решением местных властей. При упущениях в выполнении плановых заданий по основной деятельности руководителя хозяйства могут привлечь к административной и даже уголовной ответственности. Отсюда неуверенность, осторожность, нежелание рисковать. Кроме того, при значительной диверсификации деятельности хозяйство может потерять управляемость и снизить качество выполнения функций. Стимулы, которыми располагает руководство (жилье, зарплата, распорядок труда и отдыха), имеют временный характер и теряют свою действенность по мере использования.
Наилучшим решением была бы передача объектов инфраструктуры агротуризма в долгосрочную аренду или даже в собственность местным жителям, их обслуживающим. Но законодательство не предусматривает эффективный механизм подобной приватизации.
Отсутствие в государственной политике четкого механизма управления агротуризмом на национальном и региональном уровнях и системы нормативно-правового обеспечения этого вида деятельности. Движение идет на уровне частных инициатив, «снизу». В Беларуси, как было указано выше, есть понятие «агроэкотуризм» (законодательно закреплено в Указе Президента № 372 от 2 июня 2006 г.). Перечень направлений развития данного вида туризма (законодательно закреплен в Национальных программах развития туризма в Республике Беларусь на 2001-2005 гг. и на 2006-2010 гг.) и общие требования государства к физическим лицам при оказании ими услуг в рассматриваемой сфере. Однако в Указе трактовка понятия агроагротуризма узкая, его связывают с проживанием туристов только в сельских усадьбах (жилых домах), с государственной поддержкой тех, кто располагает жилым фондом (не более пяти комнат) для туристов. Зарубежный опыт свидетельствует, что развитие агротуризма происходит по трем вариантам: 1) на базе малого семейного гостиничного хозяйства, когда проводится государственная политика перевода части сельского населения из сектора аграрного производства в сектор услуг и создаются частные микрогостиницы на базе существующего в сельской местности жилого фонда и специализированных объектов (лодочные станции, конюшни и др.); 2) путем строительства крупных и средних частных агротуристических объектов в сельской местности в форме специализированных «агротуристических» деревень, культурно-этнографических центров; 3) на основе создания сельскохозяйственных парков, где демонстрируются приемы национального сельскохозяйственного производства традиционной для конкретной страны сельскохозяйственной продукции. Следовательно, политику в отношении развития агротуризма в Республике Беларусь следует сформулировать в соответствии с заключительной Декларацией Всемирного саммита по экотуризму, состоявшемуся в 2002 г. в Канаде с участием 132 стран, и рассматривать его как деятельность государственных, общественных и частных структур по разработке и реализации методов, механизмов и инструментов правового, экономического, социального и иного характера в целях обеспечения устойчивого эффективного развития агротуристического сектора.
Отсутствие стандартов и нормативов агротуризма как специфического сектора туриндустрии, приносящего дополнительный доход (несельскохозяйственный, непроизводственный) сельскому населению. Следует особо подчеркнуть, что стандарты и нормативы, действующие в Республике Беларусь в сфере гостиничного и рекреационного бизнеса, не могут механически переноситься на сектор агротуризма в целом и малого семейного гостиничного бизнеса на селе в частности в силу специфики последних. Это подтверждает и международная практика. Так, в Европейском союзе работа по стандартизации средств размещения и услуг в сфере сельского туризма проводится в рамках не государственных или наднациональных ведомств, а международных программ ЕС при самом активном участии ассоциаций субъектов агротуристической деятельности, например EUROGITES - Европейской федерации фермерского и деревенского туризма, ЕСЕАТ - Европейского центра агротуризма и др.
Отсутствие значительной государственной поддержки, прежде всего финансовой, а также организационной, инфраструктурной, как минимум на первых этапах становления агротуристического сектора. Так, в Европейском союзе, где успешно развивается сельский туризм, осуществляется поддержка и наднациональная - на уровне ЕС, и национальная, и региональная. Помощь несельскохозяйственному сектору предусмотрена также Соглашением по сельскому хозяйству ВТО, где сформулирована концепция многофункциональности сельского хозяйства и можно выделить меры «зеленой корзины», прямым образом направленные на дифференцированное его развитие, в том числе агротуризма. К числу таких мер относятся: «содействие структурным изменениям посредством программ, побуждающих производителей прекратить свою деятельность»; «содействие структурным изменениям посредством программ по прекращению использования ресурсов»; «содействие структурным изменениям посредством стимулирования инвестиций»; «платежи по программам охраны окружающей среды».
Отсутствие квалифицированных кадров. Их нужно готовить еще со школьной скамьи, создавая в сельских школах профильные классы для изучения не только сельскохозяйственных дисциплин, но и основ туризма, развития ремесел. В дальнейшем учащиеся смогли бы продолжить образование в соответствующих колледжах и вузах.
Туризм, сельское хозяйство, жизнеспособные сельские сообщества и организации, занимающиеся сохранением природы, должны поддерживать друг друга. Поэтому в практике многих стран понятие «агротуризм» как механизм социально-экономического развития сельской местности рассматривают во взаимосвязи с другим понятием, его дополняющим, – «экотуризм» (механизм охраны природы и окружающей культурной среды).
- Содержание
- Курс лекций по дисциплине «экономика и организация туризма» введение
- Раздел I. Общие основы экономики
- Тема 1. Основы экономики туризма
- 2. Основные понятия и определения туризма как сферы деятельности. Формы, виды, разновидности и мотивы туризма
- 3. Предмет экономики туризма
- Туризм как динамичная экономическая система
- Страны- лидеры по выезду туристов в 2020 г.
- Страны – лидеры по приему туристов в 2020 г.
- Выручка за организацию туризма в рб
- Тема 2. Туризм в системе национальной экономики
- 1. Туризм как планетарное экономическое явление
- 2. Роль туризма и степень его воздействия на сферу экономики государств
- Экономические стадии развития стран и характерные особенности развития в них туризма (по п. Ротоу, 1959)
- 3. Экономика туризма как часть туриcтики. Туристская политика государства
- 4. Основные макроэкономические показатели и их значение для экономики туризма
- Определение добавочной стоимости при производстве туристского продукта
- 5. Оценка роли туризма в национальной экономике
- Тема 3. Тур как экономическая категория
- 1. Сущность тура и его содержание как экономической категории
- 2. Социально-экономические потребности туристов и формы их проявления
- 3. Структура и содержание социально-экономических
- 4. Методика определения безубыточности и прибыльности функционирования турфирмы
- 5. Сущность и содержание предпринимательской деятельности туристских организаций
- Раздел II: туризм как сектор рыночной
- Тема 4. Туристический рынок
- 2. Субъекты туристического рынка и их взаимодействие
- Основные группы критериев сегментации спроса на туристический продукт
- Тема 5. ТурисТичеСкая индустрия
- 1. Понятие и состав туристической индустрии
- Индустрия гостиничного дела, питания и развлечений
- 2. Материально-техническая база туризма
- 3. Характеристика отдельных типов предприятий туристической индустрии
- 4. Рабочая сила в туризме и эффективность её использования
- Тема 6. Экономика регионального туризма
- 1. Основные понятия, предмет и метод изучения региональной экономики
- 2. Понятие отраслевой структуры. Факторы и задачи экономики регионального туризма
- 3. Основные цели и направления государственной политики регионального туризма
- 4. Системный экономический анализ и моделирование процессов регионального туризма
- 5. Перспективы и возможности развития туризма в Республике Беларусь и Витебской области
- Тема 7. Экономика и организация аграрного туризма
- 1. Специфика развития аграрного туризма, его структура и основные формы
- 2. Экологический туризм как форма аграрного туризма
- Тема 8. Экономика и страховая защита социального туризма
- 1. Основные понятия, стратегия, тактика и общественные аспекты социального туризма
- 2. Сущность, функции и структура рынка социального туризма. Социальный туристический продукт как первичная экономическая основа
- 1) Производство; 2) распределение; 3) обмен; 4) потребление.
- 3. Законодательная база и институты государственного регулирования социального туризма. Фонды социального туризма
- 4. Сущность и основные принципы социального страхования
- Тема 9. Экономические аспекты международного туризма
- 1. Оценки и прогнозы развития международного туризма
- 2. Влияние внешних факторов на рост туризма
- 4. Информационные технологии в туризме
- 5. Новые концепции инвестирования в туризме
- Раздел III. Экономическая эффективность и
- Тема 10. Финансово-экономические
- 2. Особенности страхования туристов и туристских организаций
- 3. Условия обеспечения финансовой устойчивости и платёжеспособности страховщиков при страховании туристической деятельности
- 4. Страховой тариф, структура и назначение его составляющих
- 5. Экономический анализ страховой туристической деятельности
- Тема 11. Особенности функционирования экономического механизма в туризме. Экономическая эффективность туризма
- 1. Цена и ценообразование в туризме
- 2. Организация финансовых отношений. Особенности налогообложения в туризме
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- Состав и структура финансовых ресурсов туристских фирм, не имеющих гостиниц (% к итогу)
- 3. Экономическая эффективность туризма и система показателей развития туризма
- Литература
- Исмаев, д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. М.: Луч, 1996.
- 210038, Г. Витебск, Московский проспект, 33.