logo search
Экономика туризма лекции

Формы и системы оплаты труда

Выполнение заработной платой функций стимулирования труда и воспроизводства рабочей силы зависит от форм и системы оплаты труда, с помощью которых обеспечивается связь между начисленной работнику заработной платой и результатами труда.

Предприятия, устанавливая формы и системы заработной платы, должны:

• применять тарифные ставки (оклады), надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего и компенсационного характера, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы соответствующей квалификации;

• создавать условия материальной заинтересованности в результатах труда;

• использовать обоснованнее нормы трудовых затрат работников.

Выбор форм и систем заработной платы обусловливается многими факторами, среди которых: особенности технологии и организации производства; формы организации труда; обеспеченность рабочей силой; задачи, стоящие перед производством, и др.

Формы и системы оплаты труда работников устанавливаются, как уже отмечалось выше, нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора. В практике работы туристских предприятий используются две формы оплаты труда — сдельная и повременная.

Сдельная форма оплаты труда предусматривает начисление заработной платы по заранее установленным расценкам за каждую единицу выполненной работы.

Повременная форма оплаты труда предусматривает начисление заработной платы работникам предприятия по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное время.

Вместе с тем на предприятиях сферы туризма довольно широко применяются следующие системы оплаты труда: сдельная, простая сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, аккордная, повременная, простая повременная, повременно-премиальная, почасовая, поденная, понедельная, помесячная,

Чтобы заинтересовать работников в реализации туристского продукта, практикуют следующие разновидности этих систем:

на комиссионных началах;

в процентах к стоимости путевки;

оплата продукцией, товаром;

направление на международные семинары;

бесплатная путевка на реализуемый маршрут после продажи n-й путевки;

дополнительные дни отпуска для штатных работников;

дополнительная оплата за каждую путевку, реализованную свыше установленного норматива;

дополнительная оплата за реализацию определенного объема услуг и др.

Размер оплаты за реализацию туристского продукта устанавливается в зависимости от спроса, конъюнктуры рынка, сезонности, условий принимающей стороны и других факторов.