2.1 Нормативно-правовые и социально-экономические аспекты агротуризма
Официально осуществлять деятельность в сфере сельского туризма возможно по нескольким вариантам Камилова З. Агротуризм -- альтернативный путь развития сельских территорий / З. Камилова, С. Лайпанов // АПК: Экономика, упр. - 2008. - № 4. - С. 49-51.:
1 вариант. Физическое лицо - владелец жилого помещения заключает договор аренды (найма) жилого помещения непосредственно с физическими лицами - туристами.
Доходы, полученные по таким договорам, являются доходами, облагаемыми налогом на доходы физических лиц (ст. 207, 208 гл. 23 Налогового Кодекса РФ) по ставке 13% (ст.224 НК РФ).
В соответствии со ст. 228 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики, получившие доходы по договорам аренды (найма) самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в бюджет.
Для этого необходимо:
- по окончании календарного года (в котором получен доход) составить декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ. Не позднее 30 апреля представить ее в налоговую инспекцию по месту жительства;
- сумму налога, подлежащую уплате (доплате) по декларации нужно перечислить в бюджет не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
2 вариант. Физическое лицо регистрируется как индивидуальный предприниматель, оказывает услуги по краткосрочному проживанию (услуги гостиницы).
Согласно подпункту 12 пункта 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ система налогообложения в виде Единого налога на вмененный доход (ЕНВД) может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов в отношении оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь спальных помещений не более 500 кв. м. (в случае превышения 500 кв. м. налогообложение осуществляется на общих основаниях).
Обратите внимание, начисленную сумму ЕНВД можно уменьшить па сумму взносов на обязательное пенсионное страхование, но не более, чем наполовину. В расчет берутся выплаты только тем работникам, которые заняты в сферах деятельности, подпадающих под ЕГШД.
По итогам налогового периода (квартала) не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом, в налоговую инспекцию предоставляется декларация по ЕНВД, не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом производится уплата налога.
3 вариант. Хозяин дома заключает договор на оказание услуг по краткосрочному проживанию с рыночным интегратором (турфирмой, туристским центром) по приёму туристов. Хозяин гостевого дома, выступает как физическое лицо, подаёт декларацию о полученных доходах для начисления и уплаты налогов (см. вариант 1). Удобство этой формы для владельца гостевого дома заключается в том, что все взаимоотношения с исполнительными органами власти и другими организациями (страховые компании, рекламные агентства, фирмы, занимающиеся продвижением турпродукта и др.) возлагаются на интегратора. Рыночным интегратором может выступать физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель, или любое юридическое лицо, в том числе турфирма, экскурсионное бюро, информационно-консультационный центр, унитарное предприятие, учрежденное местной администрацией для оказания туристских услуг, музей, заповедник, национальный или природный парк и др.
4 вариант. Физическое лицо - владелец жилого помещения заключает договор с туристской фирмой или муниципальным учреждением, и доверяет организациям расчеты по аренде своего гостевого дома и уплате налогов, получает от них доходы за минусом удержанного налога. Такие организации, предприниматели именуются налоговыми агентами. Их деятельность регулируется статьей 226 Налогового кодекса РФ (Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами). В этой статье указывается, что "российские организации, индивидуальные предприниматели, от которых гражданин получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджет. Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплаты. Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц". Информационная система "Восток". URL: http://www.vest-news.ru/show_article.php
Данный порядок имеет ряд преимуществ:
- поиском клиентов и рекламой гостевого дома, оформлением контрактов и бухгалтерской отчетностью занимается организация, с которой заключен договор:
- у собственников жилья отсутствуют заботы, связанные с ответами на телефонные звонки, рекламой гостевого дома, обработкой почты и т.п.;
- турист общается с посредником (работником организации), который, учитывая все пожелания клиента, облегчает поиск нужного жилья.
Безусловно, это далеко не полный перечень моделей взаимодействия участников организации сельского туризма, но даже эти формы определяют диапазон деятельности сегодня.
По применяемым системам налогообложения субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие деятельность в сфере сельского туризма, могут быть классифицированы следующим образом:
- применяющие общую систему налогообложения;
- применяющие упрощенную систему налогообложения, в том числе на основе патента;
- применяющие льготные налоговые режимы, в том числе единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) или единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
Следует иметь в виду, что все перечисленные типы субъектов являются сельскохозяйственными производителями, то есть основным видом их хозяйственной деятельности должно являться производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Соответственно, деятельность в сфере агротуризма, наряду с остальными видами несельскохозяйственной деятельности, не может являться для них основной. В ином случае субъект хозяйственной деятельности неминуемо потеряет статус сельскохозяйственного производителя. Агрегатор программ активного отдыха и приключенческих туров по России "Адреналин Тур". URL: http://www.adrenalinetour.ru/ecotours.html
Для физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по предоставлению средств размещения, законодательно установленных требований к ведению бухгалтерской отчетности не существует.
Для индивидуальных предпринимателей (в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств) бухгалтерская отчетность формируется с учетом выбранной системы налогообложения. Официальный сайт туроператора "Пегас". URL: http://www.votpusk.ru/news
Изучение спроса на услуги сельского туризма:
Необходимо хорошо представлять своих потенциальных клиентов и знать их запросы. Среди них можно выделить группы по возрасту, доходу и составу семьи.
По возрасту выделяют пять групп:
до 17 лет - обычно путешествуют вместе с родителями;
от 17 до 27 - чаще выезжают для занятия активными видами спорта, могут обойтись минимумом удобств и даже жить в палатке или на сеновале,
от 27 до 35 - "стандартная группа", наиболее устойчива. Это люди, находящиеся на уже относительно стабильном жизненном этапе, с довольно постоянными и "усредненными" требованиями. Они определились в жизни, получили необходимое образование, а заботы о здоровье пока не стали для них приоритетными, Они молоды и энергичны, их будоражат новые впечатления.
от 35 до 50 - характеризуется повышенным интересом к таким целям поездки, как лечение и деловые встречи. Более детально сегментировать бессмысленно из-за малочисленности потенциальных туристов.
от 50 и более - наибольшие приверженцы сельского туризма.
По доходности:
Среди потенциальных клиентов можно выделить людей с малым доходом, со средним, с уровнем дохода выше среднего.
Потенциальные клиенты с малым доходом не требовательны к удобствам. Им важен свежий воздух, качественные и недорогие продукты, уют и чистота. Они, как правило, для занятий спортом привозят свое снаряжение.
Клиенты со средним доходом также предпочитают выбирать недорогой отдых, однако более требовательны к удобствам, они тщательнее выбирают и сравнивают предложения, исходя из соотношения "цена-качество". Эти клиенты, как правило, копят деньги на отдых, они заранее знают, сколько и на что они хотят потратить. Именно эта часть населения позволяет прогнозировать спрос на срок до года, причем половина из них имеют отпуск, как правило, летом.
Туристы с уровнем дохода выше среднего определились в жизни, имеют постоянный доход. Они уже объездили все знаменитые заграничные курорты и хотят новых впечатлений на природе в России, любят отдыхать в экзотических местах. Они выбирают индивидуальный отдых и часто заказывают дополнительные услуги (аренда автомобиля, снегохода, яхты, посещение какого-то определенного ресторана и т. д.). Для таких потребителей уровень сервиса играет первоочередное значение, вытесняя на второе место цену. Они не привязаны к конкретному сезону и выезжают па менее продолжительный срок. Кроме того, география и цель поездок существенно разнятся у туристов с разным уровнем дохода.
Еще можно выделить группы по составу семьи:
Семьи с маленькими детьми, семьи с подростками, женщины с детьми. Если планируется прием туристов с маленькими детьми, необходимо предусмотреть все необходимые условия, питание и соответствующий досуг (оборудовать детские площадки, приобрести игрушки, детские велосипеды, и т.д.). Для привлечения этой категории туристов можно предусмотреть скидки для детей до определенного возраста.
Таким образом, знание потенциальных клиентов позволит заранее подготовиться к работе с определенной категорией туристок.
Ценообразование туристских услуг:
Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 НК РФ). Для того, чтобы определить цену на услуги необходимо изучить спрос, цены у конкурентов, провести анализ издержек. Спрос на товар очерчивает верхний уровень цены, которую хозяин может установить. Издержки (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Это важно учитывать, если планируется понизить цены. Низкие цены на уровне издержек можно удерживать только в короткий период проникновения на рынок.
Калькуляция издержек может включать следующие статьи:
- затраты на топливо, энергию, воду (коммунальные платежи);
- материальные расходы (продукты, постельное белье и т.п.);
- расходы на оплату труда (вместе с отчислениями на социальное страхование);
- транспортные услуги;
- услуги связи;
- прочие услуги (информационные, маркетинговые);
- коммерческие расходы (реклама и др.);
- налоги;
- выплаты и проценты по кредитам;
- прочие расходы.
Наиболее простой и распространенной считается методика "средние издержки плюс прибыль", которая заключается в начислении наценки на себестоимость товара. Но стандартная наценка не позволяет в каждом конкретном случае учесть особенности популярного спроса и конкуренции, а, следовательно, определить цену. При этом стоит учитывать психологическое восприятие услуги покупателем. Например, для многих потребителей информация о качестве услуги заключена в цене, то есть цена выступает показателем качества. Известно немало случаев, когда с ростом цен увеличивались объемы продаж.
Цена должна возместить владельцу гостевого дома его затраты и обеспечить такой размер прибыли, который позволит ему работать но принципу самофинансирования и постепенно вкладывать средства в благоустройство усадьбы. Цена должна быть гибкой и соответствовать спросу на данные услуги, который во многом определяется сезонностью. Существенное влияние на цену оказывает поведение конкурентов и цена на их услуги. Необходимо сравнить их цены и качество предоставляемых услуг.
Такие исследования могут проводить как сами предприниматели (в случае наличия квалификационных навыков), так и с привлечением специалистов. Такими специалистами могут быть сотрудники региональных Информационно-консультационных Центров, другие структуры.
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты создания агротуров
- 1.1 Сельский туризм. Понятие и виды агротуризма
- 1.2 Состояние и перспективы развития сельского туризма в РФ
- 1.3 Состояние и перспективы развития сельского туризма в Калужской области
- Глава 2. Разработка агротура по Тарусскому району
- 2.1 Нормативно-правовые и социально-экономические аспекты агротуризма
- 2.2 Расчет тура в д. Светлицы Тарусского района
- Агротуризм
- Глава 16. Диверсификация предпринимательства и развитие территории: агротуризм
- 6. Социально-экономическое развитие Калужской области
- 34. Основные направления развития туризма в России.
- Модели организации агротуризма
- Перспективные направления развития туризма в Республике Беларусь.
- 1. Определение агротуризма
- Агротуризм